На второй встрече, шестью неделями позже, Джессика сказала,
теперь поняла: она уже больше не ребенок, каким была неког-
Ее жизнь самостоятельного взрослого разительно отличалась от
й жизни, которую она вела как зависимый ребенок. Теперь она
чувствовала, что готова выйти замуж и создать семью. Она хотела,
чтобы в ходе нашей встречи мы поработали над улыбкой, потому что
люди постоянно упрекают ее в том, что она не улыбается.
Я была застигнута врасплох скоростью ее продвижения вперед и попросила, если возможно, слегка сбавить темп, чтобы я могла угнаться за ней. Джессика согласилась, и тогда я спросила, как она пришла к пониманию, что она больше не ребенок, каким некогда была. Она ответила примерно теми же доводами, что и на первой встрече, но подробнее описала разницу между своим прошлым и настоящим опытом. На этот раз у нее было больше идей о том, что она сделала, чтобы самой создать свою идентичность, а не отдавать ее формирование на откуп последствиям насилия. Опыт пребывания в школе, — где Джессика преуспевала, где о ней хорошо отзывались и справедливо относились, — оказался весьма важным источником самопознания, которое она использовала для создания своей идентичности. Овладение мастерством и ощущение, что к ней относятся как к человеку, а не как к собственности, взрастили в ней некую скрытую составляющую. Через некоторое время Джессика сумела развить эту составляющую, что позволило ей противостоять последствиям насилия и ограничить сферу их влияния. Я спросила, какое значение имело для нее то, что она достигла столь многого вопреки насилию. Немного поколебавшись и отведя от меня взгляд, она ответила: это означало, что она находчива и упорна. Я сказала, что понимаю: ситуация в ее доме держалась в секрете, — и поинтересовалась, знали ли о ней другие люди, которые, возможно, предсказали, что она сможет так успешно противостоять последствиям насилия. Джессика сказала: учителя и дети в щколе знали, что она находчива и упорна. Знай они о ситуации в ее доме, они, вероятно, предсказали бы, что она найдет способ противостоять насилию и вернуть свою жизнь себе. Ее предыдущий Рапевт также признавал, что она упорна и сообразительна Затем я поинтересовалась вслух: "Если мы оглянемся на те годы, Да вы использовали свою силу и интеллект, чтобы взять на себя етственность за свою жизнь — вы получили образование, стали
медсестрой, которая действует в ситуациях жизни и смерти, нашли способы ограничить последствия насилия... Не является ли ваша готовность выйти замуж следующим шагом?" Она подумала, что возможно, это так. Когда мы начали обсуждать, что это означало, Джессика заметила, что для нее было внове думать о себе как о ком-то, кто может вести интимную жизнь с другим человеком. Теперь она была не только смышленой и упорной, но уже могла представить себе, что сможет проявлять теплые и нежные чувства и соединиться с кем-то особым. Фактически, во время своей предыдущей терапии она почувствовала связь со своим терапевтом и ощутила по отношению к себе разнообразные приятные чувства. Теперь она могла рассматривать эти взаимоотношения как подготовку к другим взаимоотношениям. В своей дружбе с женщинами она также испытала некоторые позитивные чувства и ощущение связи, хотя эти взаимоотношения часто были неустойчивыми.
Говоря о возможности перехода в царство романтических взаимоотношений, мы обнаружили, что даже просто представить себя тем, кто может жить в этом царстве, означает для Джессики сделать важный шаг в "отвоевывании" своей жизни у последствий насилия. Так как последствия насилия держали ее в заложниках социальной жизни, то, возможно, существует ряд важных аспектов социального опыта, которыми она до сих пор была обделена. Например, Джессика не думала о мужчинах как о людях*, поэтому дружба с мужчиной могла стать важным шагом. И теперь она знала, что ее интеллект может помочь ей подобрать надежного мужчину для своего проекта.
Третья встреча
Во время третьей встречи, месяц спустя, Джессика пребывала в беспокойстве из-за событий, связанных с одной из ее подруг Она считала, что близкая подруга часто обращалась с ней плохо — критиковала ее, отказывалась разговаривать, — однако Джессика решила пока продолжать дружбу. Очередной такой инцидент и причи-
*Некоторые мужчины, проявлявшие агрессивное поведение по отношению к женщинам, рассказывали нам, что допускали такое поведение, в частности, потому, что следовали установке женщины на самом деле не люди Один из приемов, с помощью которого Джессика строила историю о насилии, заключался в инверсии то есть на самом деле мужчины — это не люди Ее план подружиться с мужчиной показывал, что она начала деконструкцию этой истории
ей страдание. Убежденность в том, что их общие знакомые Н али на сторону ее подруги, еще больше усугубляла это страдание. В Я спросила Джессику, не является ли подразумеваемое желание то изменить дружеские отношения частью ее проекта вызволе-ия своей социальной жизни из-под диктата последствий насилия. Рассмотрев это с такой точки зрения, она подумала, что, хотя последствия насилия до сих пор влияли на ее взаимоотношения, сейчас она находится в поворотной точке. Я напомнила Джессике о ее личных качествах, которые в ней все сильнее проявлялись — силе, интеллекте, способности испытывать теплые и нежные чувства, устанавливать связи, — и поинтересовалась, какую пользу они могли бы принести в проблемных взаимоотношениях.
Она решила возложить на свою профессиональную самость — ту часть себя, которая преуспевала в школе и на работе и чьему интеллекту и силе она доверяла, — ответственность за установление ограничений и принятие решений о том, что ей следует делать, чтобы обезопасить себя в этих взаимоотношениях. Я спросила, думает ли она, что это побудит ее к тому, чтобы быть защищенной в других взаимоотношениях. Она думала именно так.
Четвертая встреча
Джессика пришла на четвертую встречу (еще месяц спустя), охваченная отчаянием и смущением по поводу той самой дружеской связи, которую мы обсуждали на прошлой встрече. Она последовательно использовала свой интеллект и силу, устанавливая ограничения и принимая решения, связанные с этими взаимоотношениями. Ее подруга в ответ разразилась критикой и перешла на личности, что заставило Джессику усомниться в своих силах, особенно в том, способна ли она вообще быть здоровой, нормальной и жизнерадостной.
Я поинтересовалась, может ли она вспомнить времена, когда
ыла Уверена в своей способности быть "здоровой", "нормальной"
жизнерадостной", хотя бы на мгновение. Джессика с воодушев-
нием припомнила, как разучивала песню в школе. Ее бабушка,
ТоРая жила за городом, гостила у них, и когда Джессика верну-
ь из школы в тот день, дома была лишь бабушка. Джессика вспо-
ада, как сидела на коленях у бабушки и учила ее песне, как они
ИЗ
вместе пели, а бабушка смотрела ей в глаза и улыбалась, явно наслаждаясь ее компанией.
Я спросила, что бабушка признавала и больше всего ценила в ней. Джессика сказала: "То, что я привлекательная" — и объяснила, что быть привлекательной означает очень многое. Она была хорошим человеком, была сердечной, забавной, нормальной, здоровой, жизнерадостной, восприимчивой, видела хорошее в других.
Потом Джессика долго говорила о том, как могла бы измениться ее жизнь, если бы она жила со своей бабушкой. Мы развили историю этих различий во времени, начиная с тех лет, когда она была совсем маленькой. На протяжении всей истории Джессика каждый раз возвращалась к тому, как бы все складывалось для нее сейчас, если бы она росла рядом со своей бабушкой.
Я попросила ее снова перечислить то, что бабушка знала о ней, и подумать, какова была бы ее жизнь, если бы качества из этого списка она могла воспринимать как истины о себе. Отвечая на этот последний вопрос, Джессика была больше задумчива, чем разговорчива.
Первый телефонный звонок
Джессика позвонила мне пять дней спустя после четвертой встречи. Она начала беседу с вопроса: "Вы можете себе представить, что значит носить новые туфли, новое платье, новый макияж и новые накладки на груди — и все это одновременно?" Мне пришлось признать, что это особое сочетание событий находилось совсем вне пределов моего опыта, и попросила пояснить. Она рассказала, что на следующее утро после нашей встречи по дороге на работу заехала в Макдональдс выпить чашечку кофе, как делала каждое утро. Ей, как обычно, передали кофе через окошко машины и, как обычно, спросили, не нужно ли сахара или сливок, и она автоматически ответила: "Нет, спасибо" (а не просто "Нет", как это было каждое утро!). Это показалось ей совершенно Потрясающим и одновременно абсолютно нормальным.
Она сказала, что теперь поняла, кто она есть. Она знала, что она именно тот человек, который сказал бы "спасибо", и так она и сделала. Услышать "спасибо", вылетевшее из собственных уст, было потрясающе. Это стало явным подтверждением ее новой иден-
тичности. Джессика не могла вспомнить, чтобы прежде чувствовала себя такой сильной в течение нескольких дней. Она заметила, что стала внимательнее к другим людям и одновременно больше углублена в себя. Но это же и пугало своей необычностью. Она постоянно чувствовала свою силу, но боялась, что отрицает другие чувства, поскольку не могла поверить, что так сильна. Она боялась, что эти перемены нереальны, и сказала, что, может быть, поэтому использовала нереальный пример с накладками на груди. Однако потом Джессика заявила: "Но самое замечательное, что теперь есть нечто, что может меня направлять — мой новый имидж".
После нашего последнего сеанса она бросила курить. Теперь Джессика знала: она не тот человек, которому стоит курить. Объясняя причины, она сказала две вещи, которые особенно заинтересовали меня. Первая: "Сигареты забирают у меня энергию, а мне она нужна для другого". Вторая заключалась в том, что раньше, когда она находилась в компании близких людей, если они курили, то курила и она. А сейчас ей важно держаться своего пути и позволить им следовать своим собственным.
Телефонный разговор Джессика окончила так: "Мой новый имидж оказал на меня такое воздействие, какое я никогда и представить не могла. Мой автомобиль сломался, и я не встретила мужчину своей мечты, но все в порядке".
Второй телефонный звонок
Джессика позвонила снова восемь дней спустя. Она прекратила дружеские отношения со своей подругой, поскольку не могла больше терпеть ее упреки. Со всеми остальными она пребывает в своей новой самости, и ей это нравится. Когда она проявила свою новую самость по отношению к подруге, стало казаться, что их отношения прервутся, поэтому сначала она возвратилась в свою прежнюю самость (в контексте их дружбы). Потом Джессика решила, что больше не сможет поступать так, поэтому рассталась с подругой. Она чувствовала себя сильной, но очень грустной, оплакивая потерю не только своей подруги, но и своей старой самости.
Я поинтересовалась, не находилась ли ее новая самость с ней всегда, спрятанная под последствиями насилия. Это показалось Джессике не лишенным смысла, но она все еще пребывала в печали. Я сказала, что не собираюсь развеивать ее печаль. Мне тоже
было грустно оттого, что, прорываясь сквозь все эти унижения, она была вынуждена скрываться.
Я спросила, что помимо печали отличает ее переживания. Она ответила, что ощущает себя в большей безопасности, более открытой и более понимающей. Этот процесс давал "право на существование" тем ее частям, которые уже изменились, и тем, которые были готовы и ждали перемены. Кроме того, он дал ей нечто, чем она могла жить ежедневно, — ее новый имидж.