И Хорошие Чувства

Посмотри на этот билет и напомни себе, Что --> ты <-- есть та, кем хочешь быть.

Джилл X. Фридман, секретарь

Рис. 8.2

Символы

Хотя в школе девятилетней Эрике было предписано раз в неде­лю встречаться с социальным работником, часы его приема слиш­ком часто совпадали со временем ее занятий. Грант и Дайан, де­душка и бабушка Эрики, беспокоились, что Эрика, возможно,


переживает "депрессию". Они решили взять дело в свои руки и привели Эрику ко мне (Дж. Ф.).

Во время телефонного разговора перед первой встречей Рон, отец Эрики, сказал, что, по его мнению, девочке что-то требуется, потому что она "все время съеживается от страха и боится выска­зываться" и ее отметки резко пошли вниз. Тем не менее родители Эрики и ее младшая сестра Ханна не могли регулярно приходить на наши встречи, потому что супруги работали в разное время, уже проходили терапию супружеских пар, а Рон проходил индивиду­альную терапию и учился в вечерней школе. Семья уже однажды попробовала семейную терапию и была убеждена, что это не сра­батывает. Рон сказал, что они не будут возражать, если Эрика придет ко мне с его родителями. Мы договорились поддерживать связь по телефону, и Рон дал понять, что семья постарается время от времени посещать эти встречи.

Первая встреча

На первой встрече я начала расспрашивать Эрику о том, чем она любит заниматься. Она пробурчала "Не знаю", однако не отверг­ла список дедушки и бабушки, который включал рисование, пе­ние, работу на компьютере, катание на роликах и плавание. Эри­ка сама заявила, что не любит свою семилетнюю сестру Ханну. Она не знала, была ли здесь проблема, но слушала спокойно, когда Грант говорил: "Она ни в чем себе не доверяет. Она никогда не хвастается. Она все время извиняется — ни за что". Дайан доба­вила: "Она очень тихая. Ханна рассказывает все хорошие новости от Эрики. У Эрики нет ничего своего, потому что всем всегда за­нимается Ханна".

Я спросила Эрику, что она думает о том, что говорят ее дедуш­ка и бабушка. Она сказала, что не знает. Я задала еще несколько вопросов, и она наконец призналась, что, пожалуй, не доверяет себе. Я спросила, интересно ли ей было бы нарисовать то, в чем она себе не доверяет. Эрика не спеша нарисовала на газетном ли­сте и обвела рамкой картинку, которая представляла ее занятия: рисование; табель успеваемости; колокольчик, представляющий хор колокольчиков, в котором она участвовала; форму таэквондо, по­скольку она им занимается; учебник по математике и шестерых друзей (рис. 8.3).





Рис. 8.З. Рисунок Эрики, изображающий то, чему она не доверяет

Я расспросила ее о каждом элементе рисунка. Эрика с неохо­той сказала, что ее оценки по математике вполне хорошие. Дедушка с бабушкой подтвердили. Эрика сказала, что не знает, действи­тельно ли шестеро детей — это ее друзья, однако, отвечая на воп­росы, она решила, что лучше считать их друзьями, потому что это заставит ее "действовать на другой стороне" — дружественно, а не застенчиво.

Не было похоже, чтобы Эрику интересовала беседа о том, что мешает ей доверять тому, что она изобразила, поэтому я спроси­ла: "Если бы ты могла взмахнуть волшебной палочкой, которая помогла бы тебе обрести доверие, как ты думаешь, что бы ты за­метила из того, что не замечаешь сейчас?"

Эрика быстро ответила: "Я бы стала думать со счастливой точки зрения". Она пояснила, что видела бы более яркие, радужные цвета. Она дорисовала радугу на своей картинке.

После дальнейших расспросов она сказала, что ходила бы на таэквондо с большим удовольствием и говорила бы себе: "Я сделаю это лучше, чем обычно. Я разработаю правильный паттерн для себя".


Оказалось, что Эрика так много знает об этом, что я спроси­ла, привычны ли для нее те слова, которые она говорила бы себе. Выяснилось, что всего лишь два дня назад она сыграла всю песню в хоре колокольчиков, не сфальшивив ни разу! Она сказала: "Я собираюсь сделать это хорошо" — и сделала. Эрика думала, что если говорить себе "Я собираюсь сделать это хорошо", это здорово по­высит шансы действительно "сделать это хорошо"!

Старики были восхищены, услышав, что Эрика уже сделала шаг в сторону доверия к себе. Они знали, что девочка на это способ­на, потому что раньше она была такой. В доказательство они пе­ресказали некоторые истории из ее прошлого опыта, которые их радовали.

Когда они собирались уходить, я спросила Эрику, не хочет ли она взять рисунок домой, чтобы он напоминал ей о нашем разго­воре. "Нет, я хочу, чтобы он остался у вас, — сказала она, глядя в пол. — Но не могли бы вы мне одолжить эту волшебную палоч­ку?" На моем столе, рядом с телефоном она разглядела одну ве­щицу. Это была прозрачная трубочка, в которой в густой жидко­сти плавали блестящие конфетти. Я отдала ее.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: