Возникновение промысла. Искусство чукчей и эскимосов населения Крайнего севера. Материалы для производства. Техника изготовления. Способы декорирования.
Искусство народов Крайнего Севера. Изготовление декоративных художественных изделий из самодельной оленьей или лосевой замши – ровдуги.
Промысел народов Севера и Дальнего Востока. Материалы для производства – оленьи шкуры, мех пушных зверей, шкуры морских зверей (нерпы, тюленя), камус (шкурка ног оленя). Изготовление одежды, обуви, головных уборов, сумок, рукавиц. Декоративное оформление.
___________СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ_________
___________ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА__________
ТЕМАТИКА И ПЛАНЫ АУДИТОРНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
______________ПО ИЗУЧЕННОМУ МАТЕРИАЛУ____________
Лекция №1.
Тема: История развития народного прикладного искусства.
План.
Основные аспекты: художественные промыслы как одна из форм народного искусства, народное искусство Древней Руси, народные художественные промыслы России.
1. Истоки обработки материалов в народно-прикладном творчестве и художественных промыслах. Историко-культурное развитие человечества: опора на опыт народно-прикладного творчества* и художественных промыслов** прошлых поколений. Значение протокультур в становлении видов прикладного искусства. Художественные промыслы как одна из форм народного искусства. Эстетическое и этическое содержание изделий народных мастеров.
|
|
*Творчество рассматривается как деятельность, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека.
**В соответствии с Федеральным законом от 6 января 1999 года № 7-ФЗ- художественный промысел - одна из форм народного творчества, деятельность по созданию изделий утилитарного и декоративного назначения, осуществляемая на основе освоения и преемственного развития традиций определенной местности в процессе творческого ручного или механизированного труда.
2. Роль натуральных материалов как специфического сырья для творческого формообразования и декорирования формы. Зависимость возникновения промыслов от наличия материалов в определенных условиях климата, геополитических и этнических особенностей, социальной и религиозно-культурной самоидентификации мастера и целевой аудитории.
3. Природа и сущность человеческой деятельности; ее целесообразный и творческий характер. Законы экономичности производства. Парадокс функциональности: создание предмета с преобладанием основной функции («необходимо и достаточно», эргономичность, экономичность, тиражность) и создание предмета роскоши (превосходная степень сравнения, престиж, привилегии, уникальность, эмоциональная привязанность).
4. Преемственность традиций мастерства как основа сохранения и движения синкретичной культуры. Возрождение художественных промыслов: неразрывная связь развития народно-прикладного творчества с интересом подрастающего поколения: педагогические аспекты..
5. Анализ отдельных исторически сложившихся традиций в центрах художественных промыслов России.