Стадии уголовного процесса. Понятие, содержание, решения, уголовно-процессуальная характеристика. Актуальные проблемы. Коллизии норм и пробелы в праве

Соотношение понятий «уголовный процесс», «правосудие», «уголовное судопроизводство». Порядок производства стадии возобновления уголовных дел по вновь открывшимся обстоятельствам. Теоретические и практические аспекты. Пробелы и коллизии норм в праве. Актуальные проблемы.

Правосудие - особый осуществляемый органами государственной власти вид государственной деятельности по рассмотрению гражданских, уголовных, административных конституционных дел на основании закона, от имени государства, в определенной процессуальной форме с целью охраны прав и свобод граждан, законных интересов общества и государства, обеспечения законности и предупреждения правонарушений.

Правосудие по уголовным делам осуществляется только в уголовном процессе. Основой процесса является законность.

«Уголовный процесс» - наименование определенного вида деятельности, происходит от старинного русского слова «уголовье», то есть преступление, «за что лишают головы», и латинского глагола «procedere» - «продвигаться, двигаться вперед».

Уголовное судопроизводство охватывает все производство по делу, в том числе и деятельность органов дознания, следствия, прокурора в досудебных стадиях, что подчеркивает особое значение во всем производстве по делу суда, судебного разбирательства, судебных стадий, в которых осуществляется правосудие по уголовным делам.

Уголовный процесс можно охарактеризовать как юридическую форму для решения вопроса об уголовной ответственности за совершение преступления. Иногда его определяют также как урегулированную нормами права деятельность органов предварительного расследования, прокурора по расследованию, а также деятельность суда по разрешению уголовных дел.

Таким образом, уголовный процесс - регламентированная законом деятельность суда, прокуратуры, органов дознания и др. органов и лиц, участвующих в возбуждении, расследовании, рассмотрении уголовных дел, исполнении приговоров, а также система правоотношений, направленных на выполнение задач уголовного процесса.

Понятие «уголовное судопроизводство» и «уголовный процесс» следует рассматривать как тождественные.

Таким образом, уголовное судопроизводство (уголовный процесс) — это осуществляемая в установленном законом порядке деятельность суда, прокурора, следователя, дознавателя и других участников уголовного процесса при возбуждении, расследовании, судебном рассмотрении и разрешении уголовных дел, исполнении приговоров, а также возникающие правоотношения между ее участниками.

Необходимо остановиться на рассмотрении соотношения понятий уголовного процесса и правосудия.

С одной стороны, уголовный процесс — деятельность не только суда, но и органов предварительного расследования, т.е. в этом смысле уголовный процесс — понятие более широкое.

С другой стороны, правосудие — деятельность не только по уголовным делам, но и, например, по гражданским делам, т.е. на этапе судебных стадий уголовный процесс — составная часть правосудия.

Вместе с тем, уголовный процесс — деятельность специально уполномоченных органов и система правовых отношений, правосудие же — деятельность только суда. Таким образом, в этой части правосудие по уголовным делам — понятие более узкое, чем уголовный процесс.

Основаниями возобновления производства по уголовному делу по вновь открывшимся обстоятельствам являются:

1) установленная вступившим в законную силу приговором суда заведомая ложность показаний потерпевшего, свидетеля, заключения эксперта, подложность вещественных доказательств, протоколов следственных и судебных действий и иных документов или заведомая неправильность перевода, повлекшие постановление незаконного приговора, вынесение незаконных определения или постановления;

2) установленные вступившим в законную силу приговором суда преступные действия должностных лиц органа уголовного преследования, повлекшие постановление незаконного приговора, вынесение незаконных определения или постановления;

3) установленные вступившим в законную силу приговором суда преступные действия судей, совершенные ими при рассмотрении данного дела;

Пересмотр обвинительного приговора по вновь открывшимся обстоятельствам в пользу осужденного сроками не ограничен.

Право возбуждения производства по вновь открывшимся обстоятельствам принадлежит прокурору.

Поводами к возбуждению производства по вновь открывшимся обстоятельствам служат заявления граждан, сообщения должностных лиц, государственных органов, иных организаций, а также данные, полученные в ходе предварительного расследования и судебного разбирательства других уголовных дел.

Если прокурор не усматривает оснований для возбуждения производства по вновь открывшимся обстоятельствам, он отказывает в этом своим мотивированным постановлением, о чем сообщает заявителям, которые могут обжаловать постановление вышестоящему прокурору или в суд.

Наличие пробелов и коллизий в законодательстве нашей страны является одной из самых актуальных проблем в праве. Механизмы восполнения пробелов должны разрабатываться юридической наукой в первую очередь, потому что законодательная власть не в состоянии в один миг разобраться с данной проблемой, в короткий срок заполнить пробелы законодательства. На сегодняшний день единственным механизмом устранения пробелов, помимо законотворческой деятельности в практике, выступают например Постановления Конституционного Суда. О правильности данного суждения свидетельствует многократный рост исследований, посвященных нетипичным и спорным ситуациям в праве, т.е. пробелам в праве, механизмам их толкования и применения аналогии.

Естественно, в условиях законности наличие пробелов в праве в принципе нежелательно. Это существенный недостаток действующей правовой системы, обусловленный отсутствием достаточного внимания к совершенствованию законодательства, своевременному учету в нем тенденций развития общественной жизни, изъянами законодательной техники.

Чем меньше пробелов в законодательстве, тем оно совершенней, тем прочнее законность. В то же время пробелы в праве объективно возможны, а в некоторых случаях и неизбежны.

Под пробелом в праве обычно понимается полное либо частичное отсутствие правового регулирования той сферы отношений, которая объективно требует регламентации и без обязательных для исполнения юридических норм не может нормально функционировать. В настоящее время, например, все настойчивее заявляет о себе необходимость принятия новых нормативно-правовых решений, порожденная динамикой общественной жизни, потребностями общественного развития (рыночные отношения, экологическая безопасность и т.д.).

Обычно необходимость восполнения пробелов в праве обосновывается средствами массовой информации, в научных работах, в выступлениях депутатов, специалистов соответствующих отраслей науки, опросах общественного мнения и других формах, а их ликвидация — дело правотворческих органов.

Кроме того, в юриспруденции используется понятие пробела в праве в собственно юридическом смысле. Такой пробел имеет место, когда с очевидностью можно констатировать, что определенный вопрос входит в сферу правового регулирования, должен решаться юридическими средствами, но конкретное его решение в целом или частично не предусмотрено или предусмотрено не полностью.

Юридическая коллизия— расхождение или противоречие между нормативно-правовыми актами, регулирующими одни и те же или смежные правоотношения, а также между компетенцией органов власти.

Смысл разрешения коллизий сводится к выбору одной из норм, противоречащих друг другу.

Наиболее распространенными способами разрешения юридических коллизий являются следующие:

1. толкование;2. принятие нового акта;3. отмена старого;4. внесение изменений или уточнений в действующие;5. систематизация законодательства, гармонизация юридических норм;

Предмет, цель, задачи уголовного процесса. Реабилитирующие и нереабилитирующие основания прекращения и отказа в возбуждении уголовного дела. Актуальные проблемы. Теоретические и практические аспекты.

Предметом уголовного процесса являются фактические данные о его объекте (реальном или предполагаемом событии преступления), исследуемые в предусмотренном законом порядке с целью достоверного установления его наличия или отсутствия, а также установленные при этом обстоятельства дела, исследуемые в предусмотренном законом порядке для разрешения задач уголовного процесса (установление наличия или отсутствия признаков состава преступления в обстоятельствах, дела, характера ответственности обвиняемого и т.д.).

Цель уголовного процесса - защита личности и общества. Потребность общества в защите, стремление оградить себя от общественно опасных посягательств диктуют необходимость создания регулятора общественных отношений, способного выполнять эту функцию. Таковым является уголовное право. Однако само по себе, без механизма реализации уголовно-правовых норм оно не в состоянии защитить ни отдельного индивида, ни общество в целом. Роль такого механизма, как известно, выполняет уголовно-процессуальное право. Граждане обращаются в суд, в прокуратуру, в органы милиции за защитой нарушенных прав.

Задачи уголовного процесса. Органы предварительного расследования призваны раскрыть преступление, установить лицо, его совершившее, доказать виновность правонарушителя. Миссия суда как социального института заключается в осуществлении правосудия.

Основания для прекращения дела и уголовного преследования в зависимости от наступающих в результате этого юридических последствий принято делить на peабилитирующие и нереабилитирующие.

Реабилитирующие основания для прекращения уголовного дела или уголовного преследования - это те, которые влекут реабилитацию, т.е. принятие мер по восстановлению лица в соответствующих правах. К данной группе оснований относятся следующие обстоятельства:

- отсутствие в деянии состава преступления;

- непричастность подозреваемого или обвиняемого к совершению преступления;

- отсутствие заявления потерпевшего, если уголовное дело может быть возбуждено не иначе как по его заявлению;

Нереабилитирующие основания для прекращения уголовного дела или уголовного преследования - это те, которые не влекут реабилитацию лица (восстановление в правах). Эти основания предполагают доказанность совершения обвиняемым (подозреваемым) деяния, которое содержит признаки состава преступления. При этом важно отметить, что вопрос о виновности обвиняемого (подозреваемого) как основании уголовной ответственности остается открытым, ибо признать лицо виновным совершении преступления может только суд. В этом смысле прекращение дела по реабилитирующим основаниям означает отказ государства от уголовного преследования. Тем не менее, обвиняемый (подозреваемый) ставится решением о прекращении уголовного дела (преследования) по нереабилитирующим основаниям в относительно неблагоприятное положение, так как, во-первых, у него не возникает права на возмещение вреда, причиненного уголовным преследованием, и, во-вторых, к нему самому может быть предъявлен гражданский иск о возмещении вреда, причиненного совершенным им уголовно противоправным деянием.

Нереабилитирующими основаниями прекращения уголовного дела и преследования являются следующие:

- издание акта об амнистии

- истечение сроков давности привлечения к уголовной ответственности;

- недостижение лицом возраста, с которого наступает уголовная ответственность,

- деятельное раскаяние -может повлечь прекращение уголовного преследования в связи с поведением обвиняемого (подозреваемого), которое свидетельствует о его исправлении, об утрате им опасности для общества.

Стадии уголовного процесса. Понятие, содержание, решения, уголовно-процессуальная характеристика. Актуальные проблемы. Коллизии норм и пробелы в праве.

Стадии уголовного процесса – это совокупность процессуальных действий и решений, объединенных общей задачей и завершаемых выводами по делу принимаемыми компетентными органами.

Уголовный процесс состоит из следующих стадий:1. возбуждение уголовного дела. Это первая и обязательная стадия, на которой прокурор, следователь, орган дознания, а также суд делает вопрос о наличии основания для начала производства по делу. Дело возбуждается при наличии признаков преступления. 2.предварительное расследование проводится в форме предварительного следствия или дознания. На данной стадии устанавливает лицо, совершившее преступление, раскрывают преступление, выясняют обстоятельства необходимые для законного разрешения дела, применяют меры пресечения.

Расследование называется предварительным по отношению к будущей деятельности суда, для которого вывода органов дознания, следствия, прокуратуры необязательны.

При наличии законных оснований уголовное дело может быть прекращено на этой стадии.

3. назначение и подготовка судебного разбирательства состоит в рассмотрении материалов поступившего в суд уголовного дела для решения вопроса о достаточности данных для рассмотрения его судом по существу.

4. судебное разбирательство – это центральная стадия уголовного процесса, где судом решатся вопрос о виновности или невиновности обвиняемого и применения к нему уголовного наказания.

Только в результате судебного разбирательства может быть поставлен приговор.

5. кассационное (апелляционное) производство – это стадия, на которой вышестоящий суд по жалобам участников процесса или протесту прокурора проверяет законность и обоснованность приговора суда первой инстанции. При этом суд руководствуется материалами уголовного дела и дополнительно представляемыми материалами.

6. исполнение приговора – это стадия, служащая реализацией содержащихся в приговоре суда решений.

Кроме данных стадий уголовному процессу присуще две исключительные стадии:

а) производство в порядке надзора;

б) возобновление производства по вновь открывшимся обстоятельствам.

Стадии 5 и 6 являются исключительными стадиями уголовного процесса, потому что приговор суда вступил в законную силу и его изменять, дополнять можно только в исключительных случаях.

Наличие пробелов и коллизий в законодательстве нашей страны является одной из самых актуальных проблем в праве. Механизмы восполнения пробелов должны разрабатываться юридической наукой в первую очередь, потому что законодательная власть не в состоянии в один миг разобраться с данной проблемой, в короткий срок заполнить пробелы законодательства. На сегодняшний день единственным механизмом устранения пробелов, помимо законотворческой деятельности в практике, выступают например Постановления Конституционного Суда. О правильности данного суждения свидетельствует многократный рост исследований, посвященных нетипичным и спорным ситуациям в праве, т.е. пробелам в праве, механизмам их толкования и применения аналогии.

Естественно, в условиях законности наличие пробелов в праве в принципе нежелательно. Это существенный недостаток действующей правовой системы, обусловленный отсутствием достаточного внимания к совершенствованию законодательства, своевременному учету в нем тенденций развития общественной жизни, изъянами законодательной техники.

Чем меньше пробелов в законодательстве, тем оно совершенней, тем прочнее законность. В то же время пробелы в праве объективно возможны, а в некоторых случаях и неизбежны.

Под пробелом в праве обычно понимается полное либо частичное отсутствие правового регулирования той сферы отношений, которая объективно требует регламентации и без обязательных для исполнения юридических норм не может нормально функционировать. В настоящее время, например, все настойчивее заявляет о себе необходимость принятия новых нормативно-правовых решений, порожденная динамикой общественной жизни, потребностями общественного развития (рыночные отношения, экологическая безопасность и т.д.).

Обычно необходимость восполнения пробелов в праве обосновывается средствами массовой информации, в научных работах, в выступлениях депутатов, специалистов соответствующих отраслей науки, опросах общественного мнения и других формах, а их ликвидация — дело правотворческих органов.

Кроме того, в юриспруденции используется понятие пробела в праве в собственно юридическом смысле. Такой пробел имеет место, когда с очевидностью можно констатировать, что определенный вопрос входит в сферу правового регулирования, должен решаться юридическими средствами, но конкретное его решение в целом или частично не предусмотрено или предусмотрено не полностью.

Юридическая коллизия— расхождение или противоречие между нормативно-правовыми актами, регулирующими одни и те же или смежные правоотношения, а также между компетенцией органов власти.

Смысл разрешения коллизий сводится к выбору одной из норм, противоречащих друг другу.

Наиболее распространенными способами разрешения юридических коллизий являются следующие:

1. толкование;2. принятие нового акта;3. отмена старого;4. внесение изменений или уточнений в действующие;5. систематизация законодательства, гармонизация юридических норм;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: