+
Основное сходство - это единая цель, соблюдение критериев относимости и достоверности информации. Различие между ними заключается в выборе источников, средств получения, отчасти методов исследования. И, наконец, как и доказательственная, оперативная информация имеет своими источниками людей и вещественные образования - предметы и документы, необходимые для процесса доказывания.
Тем не менее, между добыванием и собиранием, документированием и доказыванием, и между оперативной и процессуальной информацией нет знака тождества. Основная причина отсутствие указанных выше категорий оперативно-розыскной деятельности в нормах уголовно-процессуального закона. И во-вторых, низкое качество оформления результатов оперативно-розыскной деятельности. Достаточному числу из них присуща серия типичных недостатков, наличие которых не способствует положительному влиянию на решение вопроса об их доказательственном значении.
Если взглянуть на процесс документирования с содержательной стороны и сравнить с уголовно – процессуальным доказыванием, то становится очевидным, что, во-первых, при оперативном документировании используются те же общенаучные методы исследования различных вещественных объектов с использованием специалистов. С другой стороны, документирование тоже является определённым информационным процессом, состоящим из собирания, проверки и оценки, но уже оперативной информации.
|
|
В свою очередь, собирание вообще, собирание чего бы то ни было, предполагает использование субъектами этой деятельности определённых средств, в связи с чем встаёт задача отыскания различий прежде всего этих элементов оперативно – розыскной деятельности и доказывания, поскольку именно они обуславливают последующие отличие их результатов.
Учитывая специфику познания в области уголовного судопроизводства, можно утверждать, что интересующая органы расследования информация будет поступать к ним в основном в результате их активного воздействия на материальные и идеальные “следы”.
Основными способами собирания доказательств и оперативных данных являются, как известно, следственные и оперативно-розыскные действия соответственно, поэтому именно их и надо рассматривать в качестве основных средств доказывания и документирования.
Так, в соответствии со ст.74 УПК РФ любые сведения, являющиеся информационным ядром доказательств, должны добываться только в установленном законом порядке (ч.1 ст.74) и из определённых источников (ч.2 ст.74).
При этом выражение "в установленном законом порядке" означает, что действия, допустимые для сбора доказательств, порядок и условия их проведения четко регулируются УПК РФ.
|
|
В связи с изложенным можно говорить, что доказательства и оперативная информация имеют разный уровень достоверности содержащегося в них знания в силу различия формы результатов оперативно – розыскной деятельности и доказательств.
Сведения, заключённые в доказательствах, предназначены, как известно, для всех заинтересованных в исходе дела лиц и даже для общества в целом. Оперативная же информация, тоже будучи "знанием не только для себя", поначалу адресована в основном субъектам, олицетворяющим в уголовном процессе функцию обвинения, что позволяет сделать вывод о менее высокой степени её удостоверенности.
Несмотря на действительное отсутствие в законе прямого перечисления тех источников, в которых может содержаться оперативная информация, они сравнительно легко угадываются "между строк" закона об оперативно – розыскной деятельности, исходя из приведенного в нём перечня разрешённых оперативно-розыскных действий и мероприятий.
Таковыми являются:
- оформленные соответствующим образом сообщения конфидентов;
- рапорта, справки, иные документы, составленные должностными лицами органов, непосредственно проводившими оперативно – розыскные мероприятия;
- результаты применения оперативной техники;
- вещественные объекты, добытые в ходе оперативно – розыскных мероприятий, и т.д.
Как видим, в приведенном перечне усматривается некоторая аналогия с соответствующими процессуальными источниками, названными ст.74 УПК РФ, однако главная особенность носителей оперативной информации состоит, очевидно, в том, что при известности перечня возможных источников оперативной информации в принципе конкретный источник ее получения в том или ином случае не всегда может выть раскрыт всем участникам уголовного судопроизводства.