double arrow

Задания по теме. Задание 1. Объясните разницу значений слов, входящих в паронимический ряд

Задание 1. Объясните разницу значений слов, входящих в паронимический ряд. Составьте словосочетания с данными паронимами (см. приложение 2).

Дипломат – дипломант – дипломник. Цветистый – цветной – цветовой – цветочный – цветастый. Сытый – сытный. Отборный – отборочный. Командированный – командировочный. Представить – предоставить.

Задание 2. Отметьте случаи неоправданного употребления устаревших слов. Исправьте предложения (устно).

1. Одна мысль о нем вызвала внутри незнакомый доселе трепет. 2. Посему есть предложение поддержать русское искусство и перенести время проведения фестиваля. Название фильма перетолмачили как «Точка невозврата». 5. Актеры учинили иск в адрес директора театра. 6. Вчера был дождь, а ныне день теплый и светлый.

Задание 3. Из слов, заключенных в скобках, выберите нужное.

1. Герой произносит (сокровенную, священную, заветную, верную) клятву. 2. Мы услышали (потрясающие, дикие, неистовые) крики. 3. Нельзя (опасаться, пугаться, бояться, страшиться, трусить, робеть, трепетать) всего на свете, надо быть (смелым, храбрым, отважным, решительным, дерзким, бесстрашным). 4. Лариса очень (коммуникативная, коммуникабельная), с ней легко и приятно общаться.

Задание 4. Определите способ переноса значений в выделенных словах. (Метонимия. Синекдоха. Метафора)

Кольцо автострады. 13. Чешское стекло.

Официальное лицо. 14. У него рука в главке.

Хвост кометы. 15. Теплый прием.

Отчаянная голова. 16. Глазное яблоко.

Внимательная аудитория. 17. Железнодорожная ветка.

Гостеприимный дом. 18. Столовое серебро.

Шляпка гвоздя. 19. Золотой луч.

Он – первая перчатка. 20. Доверенное лицо.

Рукав реки. 21. Жемчужная роса.

Колючий ветер. 22. Работа по литературе.

Дружный класс. 23. Черный юмор.

Вторая ракетка страны. 24. Дворник автомашины.

Задание 5. С данными словами составьте словосочетания (см. приложение 2 к теме).

Бережный – бережливый, бракованный – браковочный, веский – весомый, выборный – выборочный, гнездо – гнездовье, драматический – драматичный, жилищный – жилой, задерживать – сдерживать.

Изготовить – приготовить, мифический – мифологический, основание – обоснование, особый – особенный, подменить – заменить, романтичный – романтический, эффектный – эффективный.

Задание 6. Восстановите омонимы, опираясь на толкование их значений.

Выражение лица – особый взрывной снаряд.

Чувство меры в поведении человека – метрическая единица в музыке.

Съедобная часть некоторых растений – эмбриональное состояние человека.

Провести некоторое время за чтением – выражать преклонение перед кем-либо.

Задание 7. Определите, какиесловосочетания являются тавтологичными.

Коммуникативное общение, первый лидер, моя автобиография, профессиональная компетенция, памятный сувенир, компот ассорти, экспонат выставки, предварительный анонс, первый дебют, жилое помещение, сервисное обслуживание, торжественный марш, главная суть, народный фольклор, функциональные обязанности, должностные обязанности, мемориальный памятник.

Задание 8. Приведите к каждому фразеологизму первой группы синонимичный фразеологизм из второй группы. Составьте предложения с данными фразеологизмами.

1. Стреляный воробей; два сапога пара; приказать долго жить; поминай как звали; витать в облаках.

2. Считать ворон; уйти в лучший мир; пуд соли съесть; тертый калач; и след простыл; ни рыба ни мясо; одного поля ягоды.

Задание 9. Составьте все возможные словосочетания паронимов туристический, туристский с предложенными словами.

Бюро, лагерь, база, агентство, маршрут, костер, деятельность, одежда, сбор, автобус, песни, буклет, журнал, сумка, поход, сезон, семинар.

Задание 10. Назовите словосочетания, из контаминации (см. приложение 4 к теме) которых появились ошибочные, ненормированные выражения.

Образец: тратить нервы = трепать, портить нервы + тратить здоровье, силы.

1. Одержать успехи =

2. Оказать внимание =

3. Потерпеть потери =

4. Поднять тост =

5. Играть значение =

6. Оказать вред =

7. Защитить степень =

8. Производить воздействие =

9. Возглавить идеи =

10. Давать намек =

Задание 11. Составьте словосочетания, учитывая лексическое значение слов.

1. Стая верблюдов

2. Табун коров

3. Караван любопытных

4. Отара демонстрантов

5. Косяк овец

6. Стадо рыб

7. Толпа пчел

8. Колонна голубей

9. Рой лошадей

Задание 12. Исправьте ошибки, допущенные в результате смешения паронимов.

1. Учитель принужден был еще раз объяснить новый материал.

2. Ученый стоял у источников ракетостроения.

3. Меня привлекли ранние романические произведения поэта.

4. Артист завоевал признательность зрителей.

5. Искусство влияет на рост культурности человека.

6. Главное для писателя – душевный мир человека.

7. Он давно мечтал о заглавной роли в пьесе «На дне».

8. Она пришла в цветистом платье.

9. Командировочному пришлось долго ждать оформления документов.

10. Взгляд у него не то умоляющий, не то серьезный, не то возмутительный.

Задание 13. Прочитайте текст и найдите правильный вариант вопроса, который следует задать в автобусе, трамвае, троллейбусе, если вы едете поездом или плывете на пароходе, а следующая остановка, пристань, станция ваша.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: