Оле Хольсти совместил общую коммуникативную модель, ведущую свое начало от Клода Шеннона, с интересами контент-анализа. В результате образуется следующая схема:
Как видим, к набору вопросов Лассвела "кто говорит, что, кому, как и с каким эффектом?" Оле Хольсти добавляет вопрос "почему?". Теперь за каждым из этих вопросов стоит определенное направление в контент-анализе.
Оле Хольсти получает следующую модель возможных направлений исследований в контент-анализе (с. 233) [494, р. 26]:
Подробнее контент-анализ рассматривается далее в главе третьей. И на него следует обратить особое внимание, поскольку это достаточно апробированный тип объективного анализа коммуникативных потоков.
Цель | Раздел семиотики | Вопросы | Исследовательские проблемы |
Описать характеристики коммуникации | Семантика (знак/референт) Синтактика (знак/знак) | Что? | Описывать тенденции в содержании коммуникации. Соотносить известные характеристики источников с сообщениями, которые они производят. Сопоставлять содержание коммуникации со стандартами. |
Как? | Анализировать техники убеждения. Анализировать стиль. | ||
Кому? | Соотносить известные характеристики аудитории с сообщениями, производимыми для них. Описывать модели коммуникации. | ||
Делать выводы по поводу причин коммуникации (процесс кодирования) | Прагматика (отправитель/знак) | Почему? | Обеспечение политического и военного сбора информации. Анализировать психологические характеристики индивидуумов. Делать выводы о культурных изменениях. Предоставлять юридические свидетельства. |
Кто? | Отвечать на вопросы по поводу оспариваемого авторства. | ||
Делать выводы по поводу эффектов коммуникации (процесс декодирования | Прагматика (знак/получатель) | С каким эффектом? | Измерять читабельность. Анализировать поток информации. Оценивать ответ на коммуникацию. |
|
|