Порядок производства дознания. 1. Понятие дознания и его место в структуре уголовного процесса

1. Понятие дознания и его место в структуре уголовного процесса. Производство по уголовному делу во Франции обычно открывается с "полицейской" стадии дознания, которая начинается в момент получения или обнаружения информации о совершенном преступлении и заканчивается принятием прокурором решения о наличии либо отсутствии оснований для возбуждения уголовного преследования. Целью дознания является, во-первых, быстрое раскрытие преступления, розыск подозреваемых и совершение неотложных процессуальных действий, а во-вторых, подготовка для прокурора материалов, необходимых ему при принятии решения о возбуждении уголовного преследования, квалификации деяния и передаче дела в соответствующий орган (следственному судье или в суд).

Начало дознания и соответственно начало уголовного процесса специальными процессуальными решениями не фиксируется. Закон связывает необходимость производства дознания с "установлением фактов нарушения уголовного закона" (ст. 14 УПК), т. е., иными словами, с моментом фактического обнаружения преступления или его признаков. Дознание начинается либо по инициативе самой судебной полиции, либо по инициативе прокурора, которому она подчинена.

Место, которое занимает дознание в структуре французского уголовного процесса, типично для большинства стран континентальной Европы, но не совсем соответствует привычному нам представлению о дознании. Если в России дознание признается формой предварительного расследования (наряду с предварительным следствием), всегда следующей за стадией возбуждения уголовного дела, то во Франции традиционно существует иной подход к дознанию. В уголовном процессе данной страны, во-первых, нет понятия "предварительное расследование" и соответственно его форм. Дознание и предварительное следствие рассматриваются как автономные стадии уголовного судопроизводства, для которых нет родового понятия. Во-вторых, дознание, будучи первой стадией процесса, может иметь место только до стадии возбуждения уголовного преследования, но никак не после нее. Представим это схематично:

Россия: повод к возбуждению уголовного дела (жалоба, непосредственное обнаружение и т. д.) - возбуждение уголовного дела - дознание (или предварительное следствие);

Франция: информация о преступлении (жалоба, непосредственное обнаружение и т. д.) - дознание - возбуждение уголовного преследования - предварительное следствие (по делам о преступлениях).

Такое сравнение отчетливо показывает, что французское дознание сопоставимо с тем, что в российском уголовном процессе принято называть "доследственной проверкой", т. е. с проверкой сообщений о преступлении, предшествующей принятию решения о возбуждении уголовного дела или об отказе в нем.

Наконец, следует иметь в виду, что дознание не является обязательной стадией уголовного процесса Франции. Его проведение целиком зависит от того, нужна ли прокурору дополнительная информация при принятии решения о возбуждении уголовного преследования (публичного иска). Чаще всего она, разумеется, необходима, но если прокурор и без судебной полиции располагает всеми необходимыми сведениями, то он вправе возбудить уголовное преследование без проведения дознания.

2. Судебная полиция как орган дознания. С давних пор во Франции четко различаются полиция административная и полиция судебная: первая действует до совершения преступлений в целях их предупреждения, а вторая - после их совершения в целях раскрытия.

Хотя судебная и административная полиция различаются по целям своей деятельности и конкретным функциям, их ведомственная принадлежность к национальной полиция или к жандармерии совпадает. В рамках каждого из этих ведомств существуют должностные лица, основной обязанностью которых является функция представителя судебной полиции, и должностные лица, которые действуют в зависимости от обстоятельств то как члены судебной полиции, то - как административной.

Как отмечалось выше (см. § 3 данной главы), организационно судебную полицию образуют подразделения национальной полиции и национальной жандармерии. По объему процессуальных полномочий должностные лица такой полиции подразделяются на: 1) офицеров судебной полиции; 2) агентов судебной полиции и их помощников; 3) чиновников и агентов, на которых законом возложены некоторые функции судебной полиции. Например, только офицер судебной полиции вправе дать распоряжение о задержании, и только он лично может выполнить отдельное поручение следственного судьи. В то же время только офицеры судебной полиции, агенты судебной полиции и некоторые чиновники, выполняющие функции судебной полиции, в дисциплинарном плане подконтрольны следственным камерам апелляционных судов, тогда как остальные категории ее должностных лиц - лишь вышестоящему начальству. Помощники агентов судебной полиции имеют меньше прав по ведению дознания, нежели сами агенты. Это проявляется, в частности, в том, что они не вправе составлять протоколы, имеющие доказательственное значение.

Решение о наделении лица статусом офицера судебной полиции принимают специальная комиссия и независимо от нее прокуратура при наличии указанных в УПК условий, скажем, определенной выслуги лет. В последнее время, ввиду нехватки кадров, наметилась тенденция, связанная со снижением требований, необходимых для получения статуса офицера судебной полиции, что способствует увеличению их корпуса. Что касается агентов судебной полиции, то для выполнения их функций достаточно занимать определенные штатные должности, исчерпывающий перечень которых приведен в УПК.

3. Формы дознания. Вопрос о разграничении конкретных форм дознания является дискуссионным в науке уголовного процесса Франции. Причиной этого служит главным образом отсутствие процессуального акта, обозначающего начало дознания. Кроме того, несколько неопределенно понятие "установление фактов нарушения уголовного закона" (ст. 14 УПК), с которым закон связывает необходимость его производства.

Наиболее верной представляется точка зрения, согласно которой в настоящее время существуют четыре формы дознания: дознание очевидных преступлений (проступков), первоначальное дознание, дознание сомнительной смерти и проверка личности. Первые две из названных форм можно назвать общими (их наличие ни у кого не вызывает сомнений), а вторые - специальными, уголовно-процессуальное значение которых не столь однозначно и отчасти связано (особенно это касается проверок личности) с размыванием границ между деятельностью административной и судебной полиции. Рассмотрим по порядку все четыре формы дознания.

а) Дознание очевидных преступлений (проступков). Условия производства дознания очевидных преступлений (проступков), предусмотренные в ст. 53 УПК, доктрина подразделяет на три группы:

1) условия очевидности в тесном смысле - когда преступление (проступок) совершается в момент обнаружения или только что совершены;

2) условия презюмируемой очевидности - когда вскоре после совершения преступления подозреваемый преследуется "возгласами людей", когда при нем обнаружены предметы или на нем имеются следы, дающие основания для предположения о его причастности к только что совершенному преступлению;

3) условие, которое приравнивает преступление (проступок) к очевидному, -когда преступное деяние совершено в жилом помещении и его хозяин приглашает прокурора республики или офицера судебной полиции засвидетельствовать это обстоятельство.

Данная форма дознания отличается тем, что при ее осуществлении полиция обладает максимально широкими полномочиями, учитывая, что факт совершения преступления очевиден. Это касается, в частности, права на применение мер процессуального принуждения. Срок производства дознания очевидных преступлений теперь составляет не более восьми дней. Это положение Закона от 23 июня 1999 г. вполне объяснимо: если преступление очевидно, то нет смысла затягивать решение вопроса о возбуждении публичного иска.

б) Первоначальное дознание. Оно является формой дознания, которое проводится при отсутствии признаков (условий) очевидности (ст. 75 - 78 УПК).

Прокурор, получив сообщение о совершении преступления, если в нем нет признаков очевидности и в то же время недостаточно информации, чтобы сразу возбудить публичный иск, может направить судебной полиции указание о производстве дознания, после которого принимает соответствующее решение. В соответствии со ст. 75 УПК офицеры и агенты судебной полиции вправе также начать первоначальное дознание ex officio. Но все их процессуальные действия в таком случае выполняются под контролем прокурора.

Наиболее существенной особенностью первоначального дознания, отличающей его от дознания очевидных преступлений, является отсутствие у судебной полиции права на применение процессуального принуждения при его производстве. Объясняется это тем, что до 1958 г. "официозное дознание" (предтеча первоначального) производилось вне рамок закона, поэтому ни о каких мерах принуждения не могло быть и речи. Это положение настолько устоялось в теории и на практике, что было воспринято законодателем. В соответствии со ст. 76 УПК при производстве первоначального дознания "обыски, посещения жилых помещений и изъятия вещественных доказательств могут иметь место только с согласия (письменного. - Л. Г.) заинтересованного лица". Существенным исключением из данного правила было и остается в наши дни право полиции на задержание, но и здесь ее полномочия не столь широки, как при дознании очевидных преступлений.

Вместе с тем в последние годы наметилась тенденция более широкого применения принуждения в ходе первоначального дознания, что привело к ряду изменений и дополнений УПК. Так, Закон от 9 сентября 1986 г. предоставил полиции право принудительно производить с санкции суда обыски и иные действия по делам о терроризме. Закон от 22 июля 1996 г. разрешил производить такие действия по указанной категории дел не только принудительно, но и в ночное время. По Закону от 4 января 1993 г. полиция получила право на принудительный привод свидетеля при производстве первоначального дознания по любому делу. Закон от 15 ноября 2001 г. "О повседневной безопасности" разрешил офицерам судебной полиции принудительно проводить обыски и выемки в жилище по делам о всех опасных преступлениях (с санкции судьи по свободам и заключению). Этим же Законом полиции дозволено с согласия прокурора обыскивать частные автомобили и производить личные обыски. Другими словами, первоначальное дознание утрачивает свою специфику: грань между данной формой дознания и дознанием очевидных преступлений медленно, но верно стирается.

Закон от 15 июня 2000 г. впервые попытался обозначить сроки первоначального дознания. Если оно начато по инициативе прокурора, то он устанавливает срок в каждом конкретном случае (с правом продления). Если полиция действует по своей инициативе, то о результатах дознания прокурор должен быть уведомлен не позднее, чем через шесть месяцев после его начала. Кроме того, как только полиция установила лицо, подозреваемое в совершении преступления или уголовного проступка, она обязана поставить об этом в известность прокурора (ст. 75-1 и 75-2 УПК). Если в ходе дознания применялось задержание, то срок дознания, за некоторыми исключениями, не должен превысить шесть месяцев, исчисляемых с момента окончания задержания (ст. 77-1 УПК). По окончании этого срока прокурор обязан принять решение либо о возбуждении уголовного преследования, либо об отказе в его возбуждении.

в) Дознание сомнительной смерти. Согласно ст. 74 УПК "в случае обнаружения трупа, независимо от того, идет речь о насильственной смерти или нет, но причины которой неизвестны или подозрительны", офицер судебной полиции должен сообщить об этом прокурору, который либо лично прибывает на место обнаружения трупа для установления с помощью специалиста обстоятельств смерти, либо поручает это офицеру судебной полиции.

Юридически речь не идет ни о первоначальном дознании, ни о дознании очевидных преступлений, а о некоем "преддознании" или специальной форме дознания. В результате его проведения либо констатируется естественная смерть лица, либо, при обратном выводе, следует дальнейшая уголовно-процессуальная деятельность (чаще всего проводится одна из общих форм дознания).

г) Проверка личности. Следует разграничивать проверку личности в тесном смысле (controle d'identite), когда отсутствуют меры процессуального принуждения, и установление личности (verification d'identite), когда такие меры применяются. Проверка личности в тесном смысле (ст. 78-2 УПК) дает полиции право предложить любому лицу представить о себе сведения, если имеются улики, позволяющие предположить, что данное лицо совершило или пыталось совершить уголовное правонарушение, что оно готовится его совершить, что оно в состоянии представить сведения по поводу совершенного преступления (проступка) или, наконец, что оно разыскивается судебной властью.

Установление личности (ст. 78-3 УПК) производится, если гражданин отказывается или не способен представить о себе сведения. Полиция вправе его задержать сроком на четыре часа, о чем он может сразу сообщить прокурору, а также членам семьи и иным лицам. За время задержания полиция принимает меры к тому, чтобы установить личность задержанного и собрать о нем сведения. Как крайнее средство применяются фотографирование и дактилоскопирование. По истечении четырех часов составляется протокол, направляемый прокурору для принятия решения.

После окончания проверки личности могут начаться первоначальное дознание или предварительное следствие. В противном случае задержанный должен быть освобожден, причем все материалы проверки личности подлежат тогда уничтожению под контролем прокурора не позднее, чем через шесть месяцев.

После принятия Закона от 10 августа 1993 г., дополнившего ст. 78-2 УПК, проверка личности может осуществляться "независимо от поведения лица для предотвращения посягательств на общественный порядок, в частности, на безопасность иных лиц или имуществ".

4. Процессуальные действия в стадии дознания. Закон, как отмечалось выше, не содержит исчерпывающего перечня процессуальных действий, которые могут совершаться судебной полицией при производстве дознания. Причиной такого подхода стало не преднамеренное желание французского законодателя сделать дознание менее формальным, а присущая законодательству этой страны процессуальная техника, в которой почти не используется метод абстрактных обобщений. Как следствие УПК упоминает о том или ином действии только применительно к конкретным ситуациям (скажем, о "технических или научных исследованиях" упоминается только в связи с необходимостью приведения "сведущего лица"1 к присяге) или для обеспечения гарантий прав личности в случаях их возможного нарушения полицией (задержание, обыск и т. д.).

Среди тех действий, которые с различной степенью детализации регламентируются УПК или хотя бы упоминаются в нем в связи с производством дознания, можно назвать следующие: выезд на место и осмотр, допрос свидетеля, обыск и выемка (в том числе в жилом помещении), производство технических или научных исследований, задержание и допрос задержанного. Отсутствие в данном перечне тех или иных привычных нам процессуальных действий вовсе не означает, что французская судебная полиция их не производит в ходе дознания. Просто такие действия, не затрагивая ничьих прав и интересов (по крайней мере, по мнению законодателя), не нуждаются в специальной регламентации, что совсем не исключает законность их проведения.

Задержание (garde a vue), будучи важнейшим процессуальным полицейским действием и одновременно самой серьезной мерой процессуального принуждения, применяемой при производстве дознания, заслуживает отдельного рассмотрения. Не случайно, что оно достаточно подробно регламентировано в действующем УПК.

Задержание может быть произведено офицерами судебной полиции (агентам это запрещено - ст. 20 УПК) во время дознания очевидных преступлений (проступков) и первоначального дознания. Во время дознания очевидных преступлений (проступков) судебная полиция вправе задержать лицо, "которое может предоставить необходимые сведения", т. е. это та же категория лиц, которая может подвергаться простому допросу. Во время первоначального дознания может быть задержано только лицо, против которого имеются какие-либо улики (подозреваемый de facto).

Общий срок задержания для обеих форм дознания - 24 часа. Однако если против лица нет никаких улик (ситуация, допустимая только при дознании очевидных преступлений), то оно может задерживаться лишь на время, необходимое для его допроса. Допускается продление срока задержания еще на 24 часа с санкции прокурора республики, причем при первоначальном дознании лицо должно быть при этом доставлено к прокурору. Дальнейшее продление срока задержания не допускается2: лицо либо освобождается, либо по его делу официально возбуждается уголовное преследование и применяются другие меры процессуального принуждения, предусмотренные в иных стадиях уголовного процесса.

Законы от 4 января 1993 г. и от 15 июня 2000 г., существенно реформировав французский уголовный процесс, модифицировали и институт задержания. Если ранее права задержанного были минимальны, скажем, он не мог пользоваться помощью защитника, то ныне ситуация изменилась. Новые ст. 63-1 - 63-4 УПК предоставляют задержанному следующие права: а) право быть проинформированным полицией о своих правах, причем лицо должно быть незамедлительно уведомлено о том, что оно вправе дать объяснения, ответить на вопросы или молчать ("право на молчание"); б) право не позднее чем через три часа после задержания3предупредить по телефону о своем положении членов семьи или иных лиц, с которыми он совместно проживает4; в) право на медицинское освидетельствование не позднее чем через три часа после задержания; г) право на 30-минутную встречу с защитником сразу после задержания и вторично через 20 часов после начала задержания. Если срок задержания продлен прокурором, то возникает право на третью встречу с защитником через 12 часов после продления срока. Однако из этих правил есть исключения. Так, по некоторым категориям опасных преступлений свидание с защитником может быть разрешено не ранее, чем через 36 часов (вымогательство; кража, совершенная организованной группой, и т. д.) или даже 72 часа (терроризм и торговля наркотиками).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: