Имам ахли-Сунна Харб аль-Кирмани

Сказал имам ахли-Сунна, ученик и сподвижник имама Ахмада Ибн Ханбаля, Харб аль-Кирмани, чья биография уже приводилась, в своей книге об акыде.

Сказал он в своей книге об акыде, в начале её:

قال: هذا مذهب أئمة العلم وأصحاب الأثر وأهل السنة المعروفين بها المقتدى بهم فيها، وأدركت من أدركت من علماء أهل العراق والحجاز والشام وغيرهم عليها فمن خالف شيئًا من هذه المذاهب، أو طعن فيها، أوعاب قائلها فهو مبتدع خارج من الجماعة زائل عن منهج السنة وسبيل الحق، وهو مذهب أحمد وإسحاق بن إبراهيم بن مخلد، وعبد الله بن الزبير الحميدي وسعيد بن منصور، وغيرهم ممن جالسنا وأخذنا عنهم العلم فكان من قولهم

«Это – мазхаб имамов знания, и людей асара, и ахли-Сунна, известных ею, за которыми следуют в ней. Застал я тех, кого застал из числа ученых Ирака, Хиджаза, Шама, и других, на этом. И тот, кто противоречит чему-то из этих мнений, или порочит их, или порицает высказывающего их – тот нововведенец, вышедший из джамаата, ушедший с манхаджа Сунны и пути истины, и это мазхаб Ахмада, и Исхака Ибн Ибрахима ибн Мухоллида, и Абдуллаха Ибн Зубейра аль-Хумейди, и Саида Ибн Мансура, и других, с кем мы сидели и брали от них знания. И из числа их слов было..»

Затем поговорил имам Харб о вопросах акыды, затем в конце послания, когда дошёл до вопроса следования за сунной и таклида (имея ввиду, что не выходить из числа мнений сподвижников и ученых, и не изобретать что то новое):

والدين إنما هو كتاب الله وآثار وسنن وروايات صحاح عن الثقات بالأخبار الصحيحة القوية المعروفة المشهورة، يرويها الثقة الأول المعروف عن الثاني الثقة المعروف، يصدق بعضهم بعضًا حتى ينتهي ذلك إلى النبي — صلى الله عليه وسلم -، أو أصحاب النبي، أو التابعين، أو تابع التابعين، أو من بعدهم من الأئمة المعروفين المقتدى بهم، المتمسكين بالسنة، والمتعلقين بالأثر، الذين لا يُعرفون ببدعة، ولا يُطعَن عليهم بكذب، ولا يُرمَون بخلاف، وليسوا أصحاب قياس ولا رأي؛ لأن القياس في الدين باطل، والرأي كذلك وأبطل منه، وأصحاب الرأي والقياس في الدين مبتدعة جهلة ضُّلّال، إلا أن يكون في ذلك أثر عمن سلف من الأئمة الثقات، فالأخذ بالأثر أولى.
ومن زعم أنه لا يرى التقليد، ولا يقلد دينه أحدًا فهذا قول فاسق مبتدع عدوا لله ولرسوله — صلى الله عليه وسلم -، ولدينه، ولكتابه، ولسنة نبيه عليه السلام، إنما يريد بذلك إبطال الأثر، وتعطيل العلم، وإطفاء السنة، والتفرد بالرأي، والكلام، والبدعة والخلاف. فعلى قائل هذا القول لعنة الله والملائكة والناس أجمعين. فهذا من أخبث قول المبتدعة، وأقربها إلى الضلالة والردى، بل هو ضلالة زعم أنه لا يرى التقليد وقد قلد دينه أبا حنيفة وبشر المريسي، وأصحابه، فأي عدو لدين الله أعدى ممن يريد أن يطفئ السنن، ويبطل الآثار والروايات، ويزعم أنه لا يرى التقليد وقد قلد دينه من قد سميت لك، وهم أئمة الضلال، ورءوس البدع، وقادة المخالفين فعلى قائل هذا القول غضب الله/171/فهذه الأقاويل التي وصفت مذاهب أهل السنة والجماعة، والأثر، والجماعة، وأصحاب الروايات، وحملة العلم الذين أدركناهم وأخذنا عنهم الحديث وتعلمنا منهم السنن، وكانوا أئمة معروفين ثقات أهل صدق وأمانة يقتدى بهم ويؤخذ عنهم، ولم يكونوا أصحاب بدع ولا خلاف، ولا تخليط وهو قول أئمتهم وعلمائهم الذين كانوا قبلهم، فتمسكوا بذلك رحمكم الله، وتعلموه وعلموه وبالله التوفيق.

«Религия – это лишь Книга Аллаха, и асары, и Сунны, и достоверные передачи от достоверных передатчиков, с достоверными известными сильными сообщениями. Передает их первый достоверный известный, от второго достоверного известного, и каждый доверяет друг другу, до тех пор, пока это не доходит до конца – до Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, или сподвижников Пророка, или табиинов, или табии табиинов, или известных имамов, за которыми следуют, которые держались за Сунну, и асар, от которых не известно нововведение, и которые не обвинялись во лжи, и в противоречии. И они – не являются сторонниками кыяса и суждения на основе собственной точки зрения, поскольку кыяс в религии – ложен, и также суждение на основе собственной точки зрения, еще более ложное, чем кыяс. И приверженцы суждения на основе собственной точки зрения, и кыяса – заблудшие невежественные нововведенцы. И исключением является если будет в этом (в кыясе, и др) асар от саляфов, из числа достоверных имамов, в таком случае, лучше взять асар.

А кто утверждает, что он не считает необходимым следование, и не следует в своей религии никому – то это слово фасика, нововведенца, врага Аллаха и Его Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, и Его религии, и Его Книги, и Сунны Его Пророка, мир ему. Он хочет посредством этого – уничтожение асаров, и знания, и потушить свет Сунны, и уединиться со своей точкой зрения, и калямом, и новшеством, и разногласием. И на говорящем это слово – да будет проклятие Аллаха, и Его ангелов, и всех людей. Это – из самых мерзких слов нововведенцев, и самых близких из них к заблуждению и пороку, однако, это и есть заблуждение! Утверждает, что он не считает что нужно следовать, а сам следует в своей религии Абу Ханифе и Бишру аль-Мариси, и их последователям! Какой же враг религии Аллаха больше враждой чем тот, который хочет потушить Сунны, и уничтожить асары и передачи, и утверждает, что он не считает необходимым следование, в то время как он следует за теми, кого я назвал тебе, а они – имамы заблуждения, и главари бида, и предводители противоречащих! И на говорящем это – пусть будет гнев Аллаха.

И эти слова, которые я описал – мнения ахли-Сунна уаль джамаа, и людей асара, и джамаа, и передающих хадисы, и носителей знания, которых мы застали, и брали от них хадис, и обучились от них Суннам. Они были известными имамами, достоверными, людьми правды, и доверия, подражают им и берут от них, и не были они приверженцами нововведений и заблуждений и противоречия и запутывания! И также – это слово их имамов, и ученых, которые были до них, так схватитесь же за это, да смилуется над вами Аллах, учите это, и обучайте этому других. А Аллаху принадлежит прямое руководство»

Источник: «Масаиль Харб», 3/975-978

2. Сказал также имам Харб аль-Кирмани:

وأصحاب الرأي: وهم مبتدعة ضُّلّال أعداء السّنة والأثر يرون الدين رأيًا وقياسًا واستحسانًا، وهم يخالفون الآثار، ويبطلون الحديث، ويردون على الرسول، ويتخذون أبا حنيفة ومن قال بقوله إمامًا يدينون بدينهم، ويقولون بقولهم فأي ضلالة بأبين ممن قال بهذا أوكان على مثل هذا، يترك قول الرسول وأصحابه ويتبع رأي أبي حنيفة وأصحابه!

«И приверженцы суждения по собственной точке зрения – являются заблудшими нововведенцами, врагами Сунны и асара. Они считают религию точкой зрения, и кыясом и истихсаном, и они противоречат асарам, и аннулируют хадисы, и опровергают Посланника, и берут Абу Ханифу и тех кто высказал его слово имамом, и придерживаются их религии, и говорят их слово. Так какое же заблуждение яснее, чем заблуждение того, что сказал об этом, или придерживается этого?! Оставляет слово Посланника Аллаха, и его сподвижников, и следует суждениям Абу Ханифы и его последователей!»

См. «Масаиль Харб», 3-984


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: