Стиль мышления

Дедуктивное мышление Предпочтение отдаётся теориям иконцепциям и доводам, основанным на последовательных логических рассуждениях. Индуктивное мышление Предпочтение отдаётся убедительным примерам, жизненному опыту и наглядным доказательствам.

Безусловно, наиболее ярко различия в способах построения рассуждений проявляются в ходе научных дискуссий. Исследователи англо-саксонского происхождения, как правило, отдают предпочтение индуктивному изложению. При этом англичане сделают упор на иллюстративных фактах, подкрепляющих теорию, а американцына способах её практического применения. Для стиля мышления немецких или французских учёных, напротив, валена последовательная и доскональная аргументациятолько так, по их мнению, можно убедить коллег в своей правоте. Считается, что российский стиль мышления также является преимущественно дедуктивным: для нас общие положения теории важнее, чем случайные факты. Недаром у нас говорят, что исключения только подтверждают правило.

Линейное мышление При анализе ситуации внимание фокусируется на отдельных важных моментах. Системное мышление Внимание сосредоточивается на общей картине и причинно следственных связях.

Недовольство в отношении иностранных работодателей часто относится к восточным системам менеджмента. Чаще других называют корейские компании,рассказывает сотрудник агентства по подбору персонала.В компаниях плохой английский и специфический способ ведения бизнеса, часто в нем нельзя разглядеть стратегию. Например, возможно, что на наружную рекламу будет


■"IHllf



спущен сразу весь бюджет отдела маркетинга, который потом ничего не делает до следующих поступлений.

В этом же ряду можно упомянуть о том, что, в отличие иностранных фирм, где хорошо проработана структура организации сотрудник четко знает свое место и функциональные обязанность в российских фирмах человек, приходящий на одну должность, может выполнять работу, соответствующую другой. Структура этих фирм формируется хаотично в процессе их деятельности, что отражается и на политике подбора персонала. Руководство не задумывается в момент приема нового человека о том, каково его место r структуре, какие необходимые кадровые перестановки или изменения в системе управления следует сделать в связи с его приходом и пр. В данном случае структура подстраивается под конкретных лю­дей, без учёта ее эффективности для того или иного бизнеса.

Однофокусное мышление Концентрация на решении определённой задачи в специально отведённый для этого период времени; предпочтительна работа по расписанию. Многофокусное мышление Способность одновременно решать несколько различных задач, возникающих по ходу рабочего процесса/

В ряде стран, например, восточных, считают, что повышенное внимание ко времени может привести к ограниченному, зауженному пониманию рассматриваемого вопроса, к снижению творческих возможностей. В деловых контактах несоответствия при различном восприятии времени часто вызывают шок. Так, строительство субсидируемой государством дамбы в индейской резервации в США превратилось в хаос, поскольку существовали большие различия между представлениями индейцев о времени и концепцией времени у белых людей. «Белое» времяобъективированное, индейскоеживая история. Для белых время - это существительное, для индейцевглагол. Интервалы «белого» времени короче, чем интервалы индейского. Представления о времени являются


механизмом организации социального действия, поэтому игнорирование этого факта и привело к срыву строительства дамбы.

4 4.4. Типологические особенности локальных деловых культур

АРАБСКИЕ СТРАНЫ

— Для арабов одним из важнейших элементов на переговорах является установление доверия между партнерами. Большое значение в арабском мире имеют исламские традиции.

— Большое значение придают проявлениям дружбы, искренности, гостеприимства и хорошего настроения.

— В мусульманском мире иностранец не может обращаться с вопросами или просьбами к женщине, это считается неприличным, все контакты, обсуждения ведутся с мужчинами.

— Арабское приветствие сопровождается расспросами о здоровье, о делах.

— При первом знакомстве ваш арабский собеседник выражает вам радушие и любезность.

— Арабские собеседники всячески избегают определенности, четких ответов «да» или «нет». Взамен следуют туманные обороты типа «Иншаала» («Если Аллаху будет угодно»). Считается необходимым оставить возможность для последующих контактов. Арабские предприниматели выражают отказ в максимально смягченном, завуалированном виде.

АФРИКА

— Африканцы по-иному могут относиться ко времени. Существует даже термин «африканское время», под которым подразумевается замедленный темп деловых отношений, т.е. переговоры могут длиться довольно долго, а окончательное решение по заключению сделки - откладываться.

— У африканских народов традиционно уважение к возрасту. За столом переговоров необходимо оказать особое почтение старшим по возрасту.

— Существуют особенности и в невербальных компонентах общения. Например, у некоторых народов Южной Африки не принято






смотреть прямо в глаза. В ряде африканских культур считается вежливым, если в дверях вперед проходит мужчина, а потом следует женщина или гость.

— Африканцы чаще, чем европейцы, могут во время деловых встреч трогать лицо руками или прикрывать глаза, последнее вовсе не означает потери интереса к происходящему или усталость

— Важным компонентам общения становится рукопожатие. Оно означает отсутствие агрессивности намерений, расположенность к собеседнику, подчеркивание социального равенства.

ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА

— Топ-менеджеры из стран Южной Америки стараются походить на англосаксов сдержанностью и четким соблюдением ритуалов, принятых в международных корпорациях. Но встречается и другой тип— спонтанный, с явным превалированием чувств над рациональным началом.

— Латиноамериканцы чутки к эмоциональной реакции партнера, поэтому с ними трудно скрывать свои чувства. Успешные переговоры идут в открытой манере, и это во многом облегчает установление контакта. А к сложностям переговоров с ними можно отнести то, что они легко обижаются и склонны принимать отстраненную реакцию европейцев как проявление личного недоверия.

— Безусловной положительной стороной латиноамериканского характера считается способность сопереживать и всегда учитывать чувства партнера на переговорах.

— Латиноамериканцы словно живут на линии времени, причем прошлое у них находится позади и скрыто от взора, а будущее — впереди прямо по курсу. В результате сложилось непоколебимое внутреннее убеждение, что будущее неминуемо и поэтому опоздать невозможно, а кроме того, отсутствует психологический навык стратегического многоэтапного планирования, потому что этим людям видно только то, что будет непосредственно после текущего момента.


СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ

— Американцы — прямые люди, ценят в людях честность и откровенность, быстро переходят к сути разговора и не тратят время на формальности.

— Американцы не любят чопорность, предпочитают удобную, повседневную одежду, общаются друг к другу просто, неофициально, даже если между собеседниками большая разница в возрасте.

— Американцы задают много вопросов. Часть вопросов американцев может показаться элементарными и прямолинейными. Вам могут задать очень личные вопросы.

— Непременным качеством американского бизнесмена является соблюдение трех правил: анализируй, разделяй функции (обязанности), проверяй исполнение.

— Американцы берегут время и ценят пунктуальность.

— Демократизм американцев в деловом общении, проявляется в стремлении к неформальной атмосфере при ведении переговоров и деловых бесед, в отказе от строгого следования протоколу.

— Если вас пригласят в дом, это значит, что хозяину это очень важно.

КИТАЙ

— Во время деловых встреч китайские участники переговоров очень внимательны к двум вещам: 1) сбору информации относительно предмета обсуждения, а также партнеров по переговорам; 2) формированию «духа дружбы».

— Китайцы ведут переговоры, довольно четко разграничивая отдельные этапы: первоначальное уточнение позиций, их обсуждение и заключительный этап переговоров. На начальном этапе большое внимание уделяется внешнему виду партнеров, манере их поведения, отношениям внутри делегации.

— На переговорах с китайской стороны следует ожидать, что партнер первым «откроет свои карты», т. е. первым выскажет свою точку зрения, первым сделает предложение и т. д.

— Окончательные решения обычно принимаются китайскими участниками не за столом переговоров, а дома. Одобрение достигнутых договоренностей со стороны «центра» практически обязательно.



— В Китае придается важное значение налаживанию неформальных отношений с зарубежными партнерами. Вас могут спросить о возрасте, семейном положении, детях — не обижайтесь, искренний интерес к вам.

ИНДИЯ

— Индия — страна, в которой сосуществуют различные культурные и религиозные традиции. Это накладывает отпечаток на деловое общение и этикет. Очень трудно дать общие правила поведения, которые характерны для людей различного вероисповедания и разных каст.

— При приветствии и прощании мужчины часто обмениваются рукопожатиями. Женщине руку не пожимают. Приветствуя женщину-индуску, следует слегка поклониться, сложив руки перед грудью «домиком». Не принято с женщиной заговаривать на улице, если она идет одна. Не следует дотрагиваться до женщины.

— Еду следует брать и передавать только правой рукой.

— Сами индийцы не слишком пунктуальны, но гостям все же следует быть точными.

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ

— Англичанам присущи такие черты, как сдержанность, склонность к недосказанности, щепетильность, почитание собственности, предприимчивость, деловитость.

— Английские традиции предписывают сдержанность в суждениях как знак уважения к собеседнику. Отсюда склонность избегать категорических утверждений или отрицаний, используя при этом разнообразные вводные обороты типа: «Мне кажется», «Я думаю», «Возможно» и т. д.

— При всей своей приветливости и доброжелательности, готовности помочь, пойти навстречу, выручить из беды, англичане остаются абсолютно непоколебимы во всем, что касается соблюдения каких-либо правил, а тем более законов.

— Нельзя начинать переговоры с английскими фирмами без тщательной подготовки и согласования. Импровизации здесь недопустимы. Пунктуальность в Великобритании — жесткое правило.


— Приглашение в дом следует расценивать как знак особого расположения.

ШВЕЦИЯ

— Шведы известны в мире своей глубоко укоренившейся лютеранской деловой этикой. К ее характерным чертам относятся прилежность, основательность, порядочность и надежность в отношениях.

— Уровень квалификации шведских бизнесменов очень высок, поэтому в своих партнерах они особенно ценят профессионализм.

— Шведы — педанты, не называйте вашего партнера по имени до тех пор, пока он сам вам этого не предложит.

— Шведы любят планировать дела заранее, поэтому и о деловых встречах лучше договариваться заблаговременно. На переговоры являются в точно назначенное время, отклонение от которого не должно превышать 3-5 минут, в исключительных случаях до 15 минут.

— В солидных шведских компаниях соблюдается строгая дисциплина и субординация в соответствии с занимаемым положением. Каждый участник переговоров имеет право на собственное мнение, когда ему будет предоставлено слово.

— Шведы предварительно и всесторонне изучают полученные предложения и любят рассматривать все вопросы в мельчайших деталях.

— Дружеские связи и отношения играют особую роль в развитии бизнеса. Работа не ограничивается стенами офиса и часто имеет продолжение за дружеским ужином в ресторане или в гостях.

ИСПАНИЯ

— По своему характеру испанцы — серьезны, открыты, галантны, человечны, обладают большим чувством юмора и способностью работать в команде.

— Не следует назначать встречу в полдень — час фиесты. Склонность испанцев опаздывать на встречу является предметом многочисленных шуток.

— Испанские бизнесмены большое значение придают тому, чтобы переговоры велись между людьми, занимающими практически равное положение в деловом мире или обществе. Поскольку испанцы очень любят много говорить, то регламент встреч часто не соблюдается.



— В Испании не принято приглашать деловых партнеров домой.

Итак, речь шла о трудностях, возникающих в ходе межкультурной коммуникации, и о том, что пренебрежение культурными различиями может стать причиной трудовых конфликтов и нанести ущерб репутации компании в глазах клиентов или деловых партнёров. Однако ошибочно полагать, будто межкультурное взаимодействие — это только источник дополнительных проблем, на преодоление которых руководителям и рядовым участникам приходится затрачивать время и душевные силы. Напротив, как неоднократно отмечалось выше, вдумчивое отно­шение к вопросам межкультурного взаимодействия позволяет предупре­дить ненужные осложнения. Более того, умелое использование культурных установок сотрудников при распределении обязанностей и планировании работы поможет грамотному руководителю существенно повысить потенциал компании. Подобные стратегии рационального использования культурных различий известны в мировой практике. Примером может служить сфера производства программного обеспечения, где за последние два десятилетия стихийным образом сложились принципы «культурной специализации», когда наличный объём работы распределяется между региональными отделениями компании с учетом не только экономического, но также культурного (образовательного и организационного) потенциала различных стран. Таким образом, умение учитывать культурные различия в профессиональной коммуникации является важным условием эффективного взаимодействия с коллегами по работе, деловыми партнёрами и клиентами компании.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: