Внеконтекстуальное общение
Содержание высказывания говорит само за себя, в него заложена вся необходимая информация.
| Контекстуальное общение
Для полного понимания смысла высказывания необходимо учитывать коммуникативный контекст: статус участников, обстановку, интонацию и прочее
|
Татьяна Кем много лет работает с китайской фирмой по производству пылесосов Skarlett. «Сотрудничество с китайцами показало, что у них не принято показывать эмоции. Все переговоры проходят в спокойном тоне. Повышенные тона, крики, угрозы, злость или агрессия, которые молено наблюдать, например, в России, невозможны. Правило дурного тона - потерять выдержку во время переговоров. Если обсуждаются важные вопросы - повышение цен, задержка отгрузок, и т. д. в ситуации, когда очевидно виновата их фабрика, и мы ищем ответы на вопросы, менеджеры фабрик начинают смеяться и хихикать. Я, честно сказать, сначала была обескуражена таким поведением, пока не поняла, что смех показывает высшую степень смущения, растерянности и даже страха. Тому, кто не знает этой особенности, может показаться, что люди просто смеются над ними».
Экспрессивный стиль общения
Значение придаётся красноречию и/или эмоционально окрашенным высказываниям, отражающим личное отношение к предмету разговора.
| Инструментальный стиль
общения:
Считается, что в профессиональной коммуникации важно чёткое изложение фактов, а не стилистические тонкости или душевные переживания.
|
В Японии создать имидж серьезного делового партнера до стадии переговоров можно, представив с предложением о контакте
четкую, сжатую информацию о себе, о целях и задачах предлагаемых переговорах. В случае если предлагается к продаже какой-либо необычный товар или разработка, необходимо указать только полные характеристики товара, законные возможности продажи, объемы, способы транспортировки, но и предполагаемую практическую пользу, которую японцы могут получить от приобретения такого товара - это также является обычной практикой в Японии.
Прямое разрешение
конфликтов
При возникновении конфликтных ситуаций о них принято говорить открыто, публично отстаивая свою точку зрения.
| Непрямое урегулирование
конфликтов
Конфликты не становятся предметом открытой дискуссии, их стараются урегулировать исподволь.
|
В компании Motorola (США) работает круглосуточная «горячая линия», каждый сотрудник может позвонить и анонимно задать волнующий его вопрос и получить ответ. Если проблема серьезная, то также любой сотрудник может попросить собрать заседание комитета. В одном из российских отделений Motorola один из менеджеров сумел умышленно навредить коллеге. В результате в офисе создалась крайне напряженная ситуация, которая стала отражаться на отношениях с клиентами. Кто-то из сотрудников отделения сообщил о прецеденте в комитет по этике. В результате разбирательства виновный был уличен, получил официальное предупреждение, на год лишен возможности повышения заработной платы и продвижения по службе, а также премии за текущий год.
Приватность
Стремление сохранить дистанцию оградить личное пространство от посягательств со стороны других сотрудников.
| Публичность
Отсутствие потребности в дистанцировании, предпочтение таких форм организации рабочего пространства, которые позволяют видеть и слышать других коллег
|
Когда американский юрист Дженнифер Гальо переехала в Пекин, ей пришлось сменить личный кабинет на комнату, в которой работала еще одна женщина-юрист. После дня вежливого молчания китаянка воскликнула: «Дженнифер Гальо, вы неисправимы!» Ей было трудно работать в тишине. «Китайские коллеги прекрасно чувствуют себя, когда вокруг шум и много народа, — рассказывает Гальо, — когда вокруг постоянно громко говорят по телефону, гудят электронные устройства и раздается "концерт рингтонов"». У американцев не принято говорить о некоторых вещах. В последние месяцы китайские коллеги оценили гардероб Гальо, мышечный тонус, и перспективы деторождения. Гальо рассказывает, что, в конце концов, подружилась с коллегой, сидящей с ней в кабинете.