В СССР стало известно об успехах видеомагнитофонов VHS на мировом рынке и их очевидных достоинствах для массового потребителя по взаимозаменяемости видеозаписей, простоте сопряжения с телевизорами и удобствам управления. Поэтому завершался выпуск европейской видеотехники форматов VCR и VCR LP, лучшей из которых был катушечный видеомагнитофон «Электроника-591» Новгородского завода «Спектр» ПО «Комплекс», и было принято решение об освоении производства бытовых видеомагнитофонов VHS отечественной промышленностью. Основная нагрузка при этом падала на Воронежское НПО «Электроника», Ленинградское НПО «Позитрон» и Новгородское ПО «Комплекс», а к воспроизводству необходимых аналогов элементной базы японской электроники были подключены и многие другие предприятия Министерства электронной промышленности. Типично советский парадокс здесь заключается в том, что головным при решении столь сложной, по существу, электромеханической проблемы должно было быть Министерство оборонной промышленности, так как именно в этой отрасли бывшего Союза работали лучшие специалисты по точной механике, электромеханическим приборам и системам. Но понятно, чем они занимались, и им было не до того. Отказалось от этого направления и Минпромсвязи, головное министерство по выпуску бытовой радиоэлектроной аппаратуры, озабоченное в то время освоением цветных телевизоров 2-го поколения. Сейчас трудно себе даже представить, как в период «позднего застоя» можно было «пробить» и сделать такую работу. Получается, что появлению легендарного видеомагнитофона ВМ-12 формата VHS мы во многом обязаны генеральному директору НПО «Электроника», а на завершающем этапе существования Союза — Министру электронной промышленности (МЭП) СССР В.Г. Колесникову (это к вопросу о роли личности в истории техники).
Основной задачей предприятий МЭП СССР был выпуск элементной базы (ламп, полупроводниковых приборов, интегральных микросхем и пассивных элементов), комплектующей предприятия других министерств, особенно оборонной промышленности, выпуска бытовой радиоэлектронной аппаратуры от МЭП не требовалось. Однако в 70–80-х годах становится все более популярной такая аппаратура под брендом «Электроника», в частности, 9-дюймовый цветной телевизор НПО «Позитрон» «Электроника ВЦ-423» с альтернативным (сетевым или автомобильным) питанием и катушечная магнитофонная дека высшего класса «Электроника ТА1-003» НПО «Исток» (г. Фрязино).
Как правило, разработка серьезной аппаратуры в СССР выполнялась по Постановлениям ЦК КПСС и Совета министров, в которых указывались исполнители, конкретные виды работ (НИР, ОКР) или задачи и сроки их выполнения. Для предприятий МЭП привычными задачами было воспроизводство аналогов элементной базы зарубежных производителей. Например, почти все микросхемы серии К174 для отечественных телевизоров являются аналогами элементной базы Philips.
По коммерческим соображениям прототипом для воспроизводства видеомагнитофонов VHS была выбрана модель фирмы Matsushita Panasonic NV-2000 (модель 1981 г.), что было технической ошибкой. Дело в том, в этом видеомагнитофоне канал цветности системы SECAM отсутствует, есть только PAL. Поэтому для NV-2000 SECAM — это вспомогательный режим с ненормированными показателями качества цветного изображения, которые способен обеспечить канал PAL с заблокированной системой шумопонижения в канале цветности. Предназначался NV-2000 для стран Middle East (от Ирана до Египта, если верить толковому словарю английского языка) с телевещанием по «усеченной» (для слаборазвитых стран) системе SECAM, а в итоге получилась, что и для нас тоже. Обидно, конечно, за державу, так как мультисистемные видеомагнитофоны VHS с отдельным каналом цветности SECAM уже в то время выпускались JVC, например модель HR-7600. Поступали они в основном во Францию, а к нам через сеть магазинов «Березка», где продавались за чеки Внешпосылторга. Мы же по мере наращивания выпуска ВМ-12 все прочнее вязли в «Middle East SECAM». В процессе печатного сжатия эти три слова сократились до М.Е.SECAM, что завершилось ругательством МЕSECAM, которое никакого отношения к телевещанию SECAM не имеет. Впрочем, может, это и не имеет особого значения, так как качество приема телевещания SECAM во многих регионах до сих пор среднее, и из-за обилия в нем рекламы желание что-либо записать с эфира возникает все реже. Промышленное производство видеомагнитофонов ВМ-12 началось в 1983 г., причем многие из них тогда имели смешанную (японскую и нашу) комплектацию, а их продажа по директивной (дотационной, чтобы не быть убыточной для производителя) цене 1200 р. с 1984 г.






