Капитуляция конкурентов

В 1984–85 годах появились признаки того, что рынок предпочитает VHS. Летом 1984 г. лагерь сторонниц Beta покинула Toshiba, а в начале 1985 г. Philips представил серию своих видеомагнитофонов формата VHS, отказавшись от Video-2000. Той же осенью то же сделал Grundig. Наконец, в середине 1988 г. свой первый VHS-видеомагнитофон выпустила Sony. По нескольким параметрам видеомагнитофоны капитулирующих форматов не уступали, а по качеству изображения превосходили VHS. Оценивая сегодня причины, по которым победил VHS, следует признать, что качество изображения само по себе не являлось фактором, определяющим массовый спрос видеотехники. Более важным является ее цена и доступность видеозаписей, так как для большинства потребителей большее значение имеет сам факт просмотра видеозаписи «я этот фильм уже видел», чем его качественная составляющая. Поэтому победа VHS явилась результатом высокой серийноспособности (умеренной цены) продукции и взаимозаменяемости видеозаписей, а также широкой сети распространения кассет с ними. К тому же стала процветать индустрия видеопиратства, предпочитающая VHS видеомагнитофонам других форматов из-за низких эксплуатационных расходов.
В 1984 г. у JVC появился первый камкордер GR-C1 формата VHS-C, а год спустя Matsushita выпустила камкордер Panasonic NV-M1, работающий на стандартной кассете VHS. В результате отставание пришлось ликвидировать Sony, что она успешно сделала, довольно быстро разработав камкордеры форматов BETACAM, Video-8 и Hi-8. Но в 1987 г. в Японии появляется стандарт Super VHS и первые камкордеры этого формата, а год спустя первые видеомагнитофоны S-VHS приходят в Европу. Словом, к концу 80-х годов образовался некий паритет камкордерной техники JVC, Matsushita и Sony, который с переменным успехом этих фирм сохраняется и в настоящее время.
Что же касается видеомагнитофонов JVC, то их совершенствование и появление разновидностей формата VHS продолжилось, и они победно преодолели границу веков.

Эпилог

Шизуо Такано в 1986 году, спустя 10 лет после представления видеоаппаратуры VHS, стал вице-президентом компании JVC. Он часто без всякого предупреждения приезжал на предприятия компании в Иокогаме и находил слова благодарности для каждого сотрудника, зная всех, с которыми он делил горести и радости, по именам.
В июне 1990 года он ушел с поста вице-президента компании. На его проводы пришли все сотрудники отделения видеотехники. Его знаменитые слова из прощальной речи: «Мы все горели желанием. Гореть желанием — это прекрасно. Бог послал мне таких замечательных людей. Дорогие друзья, старайтесь мечтать и стремиться к воплощению своей мечты!»
Через два года Такано неожиданно скончался от рака. 21 января 1992 года катафалк с телом Такано подъехал к столь памятному для него предприятию в Иокогаме. Все сотрудники вышли проводить Такано в последний путь. Они написали на плакате: «Мистер VHS — Шизуо Такано, спасибо! Спи спокойным сном».


11. Ход магнитной ленты в кассетных видеомагнитофонах: а) с U-заправкой, б) с М-заправкой

12. Фрагмент ЛПМ в зоне БВГ

Механизм М-заправки: 13 а) в заправленном

13 б) в расправленном положении магнитной ленты

14 а) статор двигателя

14 б) конструкция двигателя с осевым возбуждением (диаметр диска и вала 74 мм и 3,5 мм)

15. Авторское свидетельство, выданное на изобретение: «Устройство сопряжения бытового видеомагнитофона с телевизионным приемником»

16. Аудио/видеоцентр «Электроника ВМЦ-031». Сверху вниз: видеоплейер, ТВ-тюнер и блок звуковой обработки

17. Программа разработки бытовых кассетных видеомагнитофонов в СССР в ХII–ХIII пятилетках

18. Технический бестселлер, изданный в 1989 году тиражом 90 тыс. экземпляров

При замене двухэтажной кассеты типа VCR компланарной пришлось отказаться от использования наклона БВГ для формирования форматного угла строчек записи относительно базового края магнитной ленты и применять в тракте заправки наклонные стойки. В видеомагнитофонах Beta применили так называемую U-заправку (рис. 11а) с поворотной платформой, аналогичной применяемой в видеомагнитофонах VCR. Для видеомагнитофонов VHS инженеры JVC разработали оригинальный механизм М-заправки рис. 11б, извлекающий ленту из кассеты и заправляющий ее в тракт ЛПМ перемещением двух вилок направляющих. Каждая из них содержит вертикальный вращающийся ролик из фторопласта со специальным заполнением, придающим износостойкость, и цилиндрическую наклонную стойку, обеспечивающую при движении по ней магнитной ленты необходимый форматный угол ее захода на поверхность БВГ. Покинув левую наклонную направляющую и попав на БВГ, магнитная лента начинает навиваться по поверхность БВГ по траектории спадающей по высоте винтовой линии (рис. 12).
Поэтому ось цилиндра БВГ отклонена от вертикали так, чтобы высоты захода лентой левой и покидания правой наклонных стоек были одинаковы, что обеспечивает возможность применения компланарной кассеты. Размеры кассеты Beta (155х94х25 мм) получились меньше, чем VHS (188х104х25 мм), но механизм U-заправки в целом оказался более сложным, требующим большего количества точных деталей и в большей степени травмирующим магнитную ленту. В итоге следует признать удачными решения JVC как по механизму М-заправки компланарной кассеты, так и по выбору ее размеров. В фирменной художественной упаковке она выглядит как бестселлер популярного размера (1/16 п.л.). Уже здесь виден прицел JVC на массового пользователя, который сможет поставить рядом на книжной полке бестселлер и его экранизацию.


В процессе эксплуатации видеомагнитофона магнитные головки изнашиваются, но, пока износ вызывает только уменьшение глубины рабочего зазора, это приводит к улучшению качества изображения. Максимум качества достигается непосредственно перед истечением ресурса головки, т.е. перед тем, как из-за износа начинает увеличиваться ширина рабочего зазора, обычно не менее чем через 1000 часов в зависимости от износостойкости головок и абразивности магнитной ленты у применяемых кассет. Диск с головками является одной из немногих сменяемых частей видеомагнитофонов, которой производители комплектуют свои сервисные службы. Так как после ремонта обе головки должны быть одинаковыми по износу, даже при выходе из строя только одной головки заменяется весь диск. Грамотная установка с юстировкой и шлифовкой рабочих поверхностей головок на вращающемся диске может быть выполнена только в заводских условиях (протяженность одной телевизионной строки по поверхности диска VHS составляет 0,31 мм (34°56' в угловой мере)).


Особое значение имеет высокая точность изготовления и правильной пространственной ориентации в режимах записи и воспроизведения вилок с заправочными направляющими. В видеомагнитофонах VHS Panasonic они базируются с помощью металлических деталей точного литья, так называемых носителей и фиксаторов с возможностями поворотов наклонных стоек относительно вертикальных роликов и регулировки высоты последних. Носители могут скользить по профилирующим прорезям, выполненным на стальном основании механизма заправки, и связаны металлическими пластинами с приводными пластмассовыми шестернями. В состоянии заправки ленты (рис. 13б) носители заправочных направляющих упираются в ловители-фиксаторы, придающие необходимую вертикальность вращающимся роликам. Прижим к ним с усилием не менее 1 кг обеспечивается двумя пружинами, расположенными в пластмассовых шестернях механизма заправки (одна из них видна на рис 13).


Электродвигатель с осевым возбуждением
На рис. 14а показан статор такого двигателя, а на рис. 14б его вид в сборе. Особенностями конструкции является отсутствие у двигателя собственного корпуса и подшипников, т.е. двигатель как таковой появляется в результате сборки ЛПМ. Ротор двигателя представляет собой диск с 6-полюсным намагничиванием нижней стороны, прилегающей к обмоткам статора, и многополюсным намагничиванием по диаметру, которое, воздействуя на расположенную вблизи ротора магнитную головку (на рис. 14б не показана), индуцирует импульсы, частота которых пропорциональна скорости двигателя.


Московский научный отдел перспективных исследований
Это подразделение СКТБ «Видео» и само СКТБ (директор Л.И. Кишиневский) было создано по инициативе генерального директора Саратовского ПО «Тантал» (МЭП) Г.А. Умнова в 1987 г., когда уже «на слуху» было слово «конверсия». Предвидя резкое сокращение оборонных заказов, он решил подключиться к выпуску наиболее перспективного вида гражданской продукции, которым, по его мнению, были бытовые видеомагнитофоны. Сделав такой выбор, Г.А. Умнов решил привлечь к реализации своих планов специалистов из Москвы, так как видеомагнитофонами в Саратове никто не занимался. Руководство Московским отделом 550 и подбор нужных для него кадров были поручены Ю.Б. Соколову, начальнику отделения НПО «Исток», известному в МЭП по разработке лучшего в то время отечественного магнитофона «Электроника ТА1-003». Первым, кого привлек Ю.Б. Соколов, был главный конструктор этого магнитофона В.И. Котов, которому предложили переехать в Саратов с предоставлением жилья.
Зам. директора СКТБ «Видео» по науке В.М. Носачев, начальник отдела Н.Б. Ковылов и В.И. Котов были ведущими в освоении ПО «Тантал» выпуска видеомагнитофонов. Начали они с ВМ-18, получив из Воронежа (НПО «Электроника») в качестве «пробного камня» довольно сырую документацию на эту модель. И надо сказать, им удалось «довести до ума» и наладить ее производство. В дальнейшем был организован завод «Видеотехника», оснащенный уникальным металлообрабатывающим и монтажным оборудованием, в том числе для изготовления печатных плат с поверхностным монтажом элементов и их пайкой волной припоя. Главным инженером этого завода был назначен В.И. Котов. Моя фамилия попала в формируемый Ю.Б. Соколовым отдел по рекомендации профессора Р.Г. Варламова, известного в стране специалиста по конструкциям радиоэлектронной аппаратуры, автора множества публикаций и справочников в издательстве «Радио и связь». Мы тогда вместе работали в Московском технологическом институте, где он преподавал курс «Конструкции и механизмы», а я — «Бытовые электрофоны, магнитофоны и видеомагнитофоны» и уже имел опыт эксплуатации видеомагнитофонов формата VCR и VCR LP. Для постановки лабораторных работ по этой дисциплине в 1980–81 годах были приобретены несколько видеомагнитофонов отечественного производства, но почти все они оказались совершенно непригодны для лабораторных занятий со студентами. Это были аппараты, которые постоянно ломались, особенно в руках любопытных студентов, так и норовящих потрогать вращающуюся головку или что-то покрутить. Отремонтировать их было весьма проблематично, и для этого часто приходилось ехать на завод-изготовитель.
Создавая цикл лекций по аппаратуре магнитной записи, я познакомился с Л.Г. Лишиным (ВНИИТР), одним из разработчиков видеомагнитофонов «Кадр» (см. 2 часть обзора) и Е.Н. Травниковым (Киевское НПО «Маяк»), выдающимся специалистом по лентопротяжным механизмам. Результатом нашего сотрудничества явилась типовая программа УМУ-Т-7/201 курса «Бытовая аппаратура записи-воспроизведения» для высших учебных заведений, утвержденная Минвузом СССР в декабре 1985 г. Учебный процесс сначала обслуживался видеомагнитофонами «Электроника-591». В дальнейшем был установлен контакт с Новгородским заводом «Спектр», выпускающим эти аппараты, (директор А.П. Афанасьев, главный инженер М.Е. Аверьянов) и выполнено несколько оригинальных научно-исследовательских работ по видеотехнике, часть результатов которых были защищены авторскими свидетельствами как изобретения. Сотрудничество с А.П. Афанасьевым сохранилось и после моего перехода в Московский отдел СКТБ «Видео», и только благодаря его помощи удалось написать книгу «Бытовые видеомагнитофоны», изданную в 1989 г. издательством «Радио и связь». Так как студентам необходимо было объяснять не только функции, например, микросхем с высокой степенью интеграции, но и то, как они реализуются, пришлось разбираться в распечатках транзисторных аналогов этих микросхем, которые предоставил А.П. Афанасьев. Издание книги «Бытовые магнитофоны» оказалось полезным для СКТБ «Видео» и сотрудников Московского отдела. К тому времени в нем работали С.В. Белых, А.И. Вичес, А.И. Горон, Б.Г. Коллендер, Б.С. Оноприенко, Н.М., Ройзин, М.Б. Халецкий, известные в Москве и за ее пределами специалисты по магнитной записи, радиовещанию и телевидению, но никто из них ранее не сталкивался с видеомагнитофонами.
Нам была поставлена задача разработки универсального видеоаудиоцентра ВМЦ-031, реализующего максимум возможностей магнитной записи. Мы ее выполнили, изготовив действующий образец, и успешно отчитались за проделанную работу перед курирующим главком МЭП. Центр состоит из трех блоков, которые могут располагаться вертикально друг на друге, как показано на фотографии, или горизонтально. Главный из них это трехскоростной (SP, LP, EP) пишущий видеоплейер VHS с АМ/ЧМ-стерео звуком и альтернативным питанием (показан сверху). Под ним расположен блок ВМП-031 видеопрограммного устройства, содержащий телевизионный тюнер, транскодер SECAM>PAL, электронные часы-календарь и системы программирования перезаписи и записи по таймеру, а снизу находится оригинальный блок ЗВП-031 процессора четырехканального ИКМ-звука. Размеры основания у перечисленных блоков одинаковы, а высота первого равна сумме высот двух других, поставленных друг на друга.
Видеоаудиоцентр ВМЦ-031 к дате его разработке (1990 г.) имел следующие существенные преимущества по сравнению с японскими и выпускаемыми у нас аналогами.
— Тогда пишущие плейеры VHS в Японии не выпускались, а скорость ЕР встречалась у видеомагнитофонов только NTSC.
— Возможность работы на скорости ЕР с фонограммой Hi-Fi-стерео обеспечивала существенную экономию затрат на кассеты при высоком качестве изображения и звука.
— ВМЦ-031 был гораздо меньше плейера ВМ-15 (воронежская модификация ВМ-12, «полдвенадцатого») и мог питаться от 12 В.
— Наличие транскодера SECAM>PAL обеспечивало высококачественную видеозапись программ SECAM.
— Наличие блока ЗВП-031 процессора ИКМ-звука позволяло использовать ВМЦ-031 для высококачественной цифровой звукозаписи (до 18 часов ИКМ-стерео на кассете Е-180).
— Видеоплейер ВМЦ-031 мог использоваться самостоятельно и комплектоваться с учетом интересов и финансовых возможностей пользователя, т.е. не навязывал лишних расходов.
Однако все эти преимущества не произвели должного впечатления на министерство. Возражения были на уровне высказываний типа «рассыпуха» и «японцы так не делают». Не получили мы ожидаемой поддержки и из Саратова. Там приступили к освоению производства видеомагнитофона ВМ-32 собственной разработки. По существу он представлял собой модификацию ВМ-18 с новым ЛПМ, аналогом используемого в модели Panasonic NV-G7.
Жаль, конечно, и какое-то время мы еще боролись за товарное воплощение своего проекта, но безуспешно. Наступил распад СССР, СКТБ «Видео» и Московский отдел ликвидировали, а самостоятельный выпуск отечественной промышленностью видеомагнитофонов прекратился. Возможно, где-то в России еще существует отверточная сборка их зарубежных моделей, но новгородский завод «Спектр» и воронежский «Видеофон» переключились на сборку телевизоров, а саратовский «Видеотехника» — кассовых аппаратов, так и не успев по-настоящему освоить выпуск ВМ-32.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: