Об отказе в возбуждении уголовного дела выносится мотивированное
постановление, в котором особое внимание обращается на обоснование такого
решения. В постановлении должно быть указано, почему именно событие, о
котором сообщалось, признано не имевшем места или в нем отсутствуют признаки
преступления, либо приведены иные обстоятельства, исключающие производство
по делу.
В постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела по поводу
деяния, о котором в сообщении или заявлении говорится как о преступлении, но
оно таковым не признается, должны быть приведены конкретные данные,
обосновывающие этот вывод.
Содержащаяся в постановлении аргументация, подтверждающая выводы лица,
вынесшего постановление, позволяет достаточно глубоко, объективно и
всесторонне проверить правильность этих выводов, а лицам и организациям, от
которых поступило заявление или сообщение, при несогласии с принятым
решением принести мотивированную жалобу.
Должностное лицо, вынесшее постановление об отказе в возбуждении
уголовного дела, обязано разъяснить заявителю его право на обжалование.
Заявитель вправе оспаривать как сам отказ, так и мотивы решения. На
постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, вынесенное органом
дознания или следователем, жалоба приносится прокурору, осуществляющему
надзор за производством дознания и следствия. Постановление прокурора,
отказавшего в возбуждении уголовного дела, может быть обжаловано
вышестоящему прокурору.
На постановление судьи об отказе в возбуждении уголовного дела жалоба
приносится в вышестоящий суд.
Закон не содержит указания, в какой срок может быть обжаловано решение
об отказе в возбуждении уголовного дела. Это означает, что при принесении
жалобы на отказ в возбуждении уголовного дела следует руководствоваться
общими сроками давности привлечения к уголовной ответственности,
предусмотренными ст. 48 УК.
Наряду с общим порядком возбуждения уголовных дел законодательством
установлен особый порядок возбуждения дел в отношении определенных категорий
лиц. В первую очередь это касается судей, присяжных и народных заседателей
(ст. 16 Закона о статусе судей Российской федерации, ст. 87 Закона о
судоустройстве РФ), следователей, прокуроров (ст. 39 Закона о прокуратуре
РФ). Это обусловлено необходимостью обеспечения независимости судей,
прокуроров и следователей и надлежащего выполнения ими своих обязанностей.
|