Партия как политический институт

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ, ПРОИСХОЖДЕНИЕ, ПРОЦЕСС И УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ.

Чтобы возникла политическая партия, требуется целый ряд условий:

- Прежде всего, должно произойти определенное сближение некоторых участников общественного движения с общественно политическими концепциями: эти концепции должны в некоторой мере отражать и выражать потребности, чаяния и интересы данного движения, а, следовательно, и восприниматься ими.

- Во-вторых, основные самостоятельные компоненты партии должны достигнуть некоторой степени зрелости и определенности. Например, отсутствие должной степени общественно – политической активности более или менее заметной части населения не даст партии минимально необходимого числа активистов, не говоря уже о политическом влиянии в обществе.

- В-третьих, должна сформироваться более или менее сплоченная инициативная группа, которая способна выработать более или менее длительную стратегическую ориентацию, которая является условием привлечения к партии наиболее активных элементов.

- В-четвертых, зарождающиеся партийные группы должны установить живые контакты с различными массовыми организациями и движениями. Это даст партиям достоверную информацию о процессах, происходящих в гуще населения.

- В-пятых, в партии должно сложиться определенное партийное товарищество, свои правила и традиции взаимоотношений разрешения неизбежных споров и конфликтов. Эти правила не должны препятствовать необходимым спорам и дискуссиям.

- В-шестых, партия должна научиться развиваться во взаимодействии и конкуренции с другими политическими партиями. Без союзов и без борьбы любая партия вырождается в бюрократическую силу.

- В-седьмых, очень важной является ее способность выявлять естественных лидеров и привлекать их в свои ряды. Без этого она может остаться сектой.

Конечно, эти условия не возникают сразу, они складываются постепенно.

Важным этапом в жизни партии является овладение способностью к политическому действию, предложить конструктивную программу, заключать союзы, завоевание мест в местном самоуправлении и парламенте, установление тесных контактов с общественными движениями.

2.2. ФУНКЦИИ И ЭЛЕМЕНТЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ.

Важным элементом политической партии является общественное движение, то есть определенная общественно – политическая активность части граждан. Общественно – политическая активность имеет разные уровни, степени, формы. Наиболее элементарные формы активности – это простой интерес к политике. Более активная форма – участие и выступления в митингах, участие в различных массовых движениях, регулярное голосование на выборах. Высшей формой общественно – политической активности граждан можно считать членство в политической партии. Разные формы общественной активности могут преследовать разные цели: за республику или за монархию, за капитализм или социализм. Такие цели могут быть разными и касаться политических, экономических, социальных, идеологических, культурных, международных и других проблем. Степень активности людей, вовлекаемых в такие движения, тоже различна в зависимости от конкретной цели, страны и времени. Чтобы не отрываться от «своего» общественного движения и не попасть в кризис, партия должна ставить ясные и понятные задачи, а не слишком далекие, перспективные цели, к которым не готово население, должно строго улавливать момент возникновения и усиления новых движений.

Вторым элементом политической партии являются идейно - политические течения. Так как партия дает политическое выражение различным потребностям и интересам, партия неизбежно принимает или формулирует некоторую систему политических, моральных и идейных ценностей. Наиболее устойчивыми являются партии, которые черпают эти ценности в реальной действительности. В данном случае самое опасное – взять на вооружение иллюзии, нереально существующие концепции. Например, иллюзию о том, что весь народ стоит на позициях «марксизма - ленинизма», «научного социализма» и т. д.

С этой точки зрения четко различаются идеологические и прагматические партии. Первые главное внимание уделяют разработке идеального общества, идеологических проблем и их распространению среди своих членов и сторонников. Вторые преимущественное внимание уделяют практической политике, руководствуются прагматическими соображениями.

Характерным фактором партии является ее представительный характер. В обществе есть много институтов, которые представляют те или иные интересы, взгляды стремления. Особенность партии в том, что она дает этим интересам политическое измерение, политическое выражение. Это и функция партии, но такая функция, которая отражает некоторую сущность партии. Без представительства нет и партии, как ее нет и без других элементов.

Третьим элементом партии является организация. Организацией можно назвать некоторую структуру, некоторое множество или объединение людей, сохраняющее определенную устойчивость. Только в том случае, если объективно существующим проявлениям общественно – политической активности граждан удастся найти и предложить соответствующие им устойчивые организационные формы, создаются реальные условия для возникновения партии.

Политические и психологические условия могут потребовать очень жесткой, централизованной партийной структуры, но существуют партии, имеющие весьма неопределенную структуру. То же касается и политических задач. В некоторых случаях политику партии можно осуществлять только через строго централизованную структуру. В других ситуациях чрезмерная централизация и жесткая дисциплина дает негативный результат, отучает членов партии от инициативности, творческого поиска. Таким образом, названные условия определяют организационную структуру, внутрипартийное отношение и сам характер партийных работников. Нет оптимальной модели организации для всех стран, условий и этапов. Есть действенная форма организации для конкретных условий.

Для того, чтобы понять роль и место партии в жизни общества, необходимо выявить ее функции. В современных условиях выделяются следующие функции партии:

- социально – политическое просвещение и сплочение граждан на основе общности интересов;

- разъяснение массам политической и социально – экономической ситуации, в которой живет общество, предложение платформы действий. В этих целях партия взаимодействует с другими политическими силами;

- участие в борьбе за власть и создание программ деятельности государства;

- формирование в парламенте партийной фракции как звена между партией и органами власти. Через фракцию партия выступает со своими законодательными инициативами;

- разработка принципов и форм отношений с другими партиями, формирование избирательных блоков;

- организация оппозиции государственным органам, давление на них, если их политика не отражает интересов тех слоев, которые представляет партия.

- осуществляет посредничество между гражданским обществом и политической властью;

- подготовка и выдвижение кадров для аппарата государства;

- работа с молодежью с целью вовлечения в активную политическую и социально – экономическую деятельность.

Полнота реализации этих функций различна в разных обществах. Она зависит от уровня развития общества, социально – классовой сущности партии, профессиональных качеств ее лидеров.

6. Институт власти в современном мире, политическая элита и лидер.

Власть в современном обществе играет очень большую и решающую роль. Власть – это возможность или способность одного индивида либо целой группы влиять на других помимо их воли и желания. Такое классическое определение дал в начале XX в. М.Вебер. С тех пор феномен власти широко изучается представителями многих наук, особенно политологами.
Сегодня ученые пришли к выводу, что одной формулировки явно недостаточно, ибо это – явление многомерное. В частности, сюда относятся: способность требовать подчинения под угрозой санкций; степень свободы от контроля со стороны других лиц; показатель неравенства социальных статусов, при котором один ценится и стоит выше другого; способность влиять на жизненные шансы других людей; возможность навязывать свою версию порядка вопреки сопротивлению других людей.
Какие бы формулировки ни предлагали ученые, ясно одно: власть – это обязательно форма социальных отношений между двумя или большим числом индивидов. Она понимается также как способность или возможность влиять и определять действия других людей. Исходит от позиции (должности) или от самой личности. В первом случае речь идет о формальной власти руководителя, а во втором – неформально авторитете лидера. Власть означает также способность манипулировать (пользоваться выгодами своего положения) или контролировать поведение других людей в собственных целях.
Одну из первых типологий власти, используемых в науке до сих пор, создал в начале XX в. немецкий социолог и политолог М.Вебер. Он полагал, что власть может основываться на: 1) личных качествах; 2) традициях и обычаях; 3) формальном законе. Во всех трех случаях власть является легитимной, то есть социально одобренной.
Соответственно этим трем источникам различают власть харизматическую, традиционную и легальную.
Легитимация – признание или подтверждение законности государственной власти, какого-либо социального института, статуса, полномочий, опирающиеся на принятые в данном обществе ценности. Основа легитимации – традиции и обычаи, харизма, конституционные нормы, демократические выборы, референдум или плебисцит.
Легализация – 1) разрешение деятельности какой-либо организации, ее узаконение, придание юридической силы какому-либо акту, действию; 2) подтверждение подлинности имеющихся на документах подписей. Легализации, как правило, подлежат документы, составленные за границей или предназначенные для действия в зарубежном государстве. Производится в форме удостоверительной надписи консула. Легитимная власть обычно характеризуется как правомерная и справедливая, связанная с наличием у власти авторитета, поддержкой ею идеалов и ценностей, разделяемых большинством граждан, согласием власти и подданных по основополагающим политическим принципам, например, свободе слова, защите гражданских прав или социальной помощи бедным.
Итак, мы имеем два различных термина, причем первый шире второго. Легитимный означает узаконивание через традиции, харизму и закон, то есть через все три указанных выше источника законной власти. Легальный обозначает только одну разновидность законной власти – установленную с помощью юридических документов, формального закона. Поэтому можно говорить о трех разновидностях легитимной власти, одной из которых выступает легальная.
Следует рассмотреть три типа власти более подробно.
Харизматическая власть – управление страной или группой людей на основе выдающихся личных качеств. Харизма – исключительная одаренность; лидер, ею наделенный, пользуется в глазах его последователей непререкаемым авторитетом; харизма основана на исключительных качествах его личности – мудрости, героизме. А.Эйнштейн и И.Ньютон относились к их числу.
Харизматическая власть основана на вере в исключительные качества, чудесный дар руководителя, которого иногда даже обожествляют, создают культ его личности на эмоциональном уровне отношения вождя и массы. Харизматическая власть появляется особенно часто в периоды революционных перемен, когда новая власть не может еще опереться на авторитет традиции или закона. Поэтому приходится прибегать к возвеличиванию личности вождя, авторитет которого освящает новые институты власти. Часто культ личности получал формальное выражение в сакрализации власти. Фараона или царя подданные воспринимали как наместника Бога на земле.
Традиционная власть достигается благодаря обычаям, привычке повиноваться власти, вере в непоколебимость и священность издревле существующих порядков, характерна для монархий. По своей мотивации она во многом схожа с отношениями в патриархальной семье, основанными на беспрекословном повиновении старшим и на личном, неофициальном характере взаимоотношений между главой семьи и ее членами. Традиционная власть отличается прочностью благодаря институту наследования, подкрепляющего авторитет государства многовековыми традициями почитания власти.
Легальная власть связана с верой в правильность юридических норм и необходимостью их выполнения. Подчиненные следуют обезличенным нормам, принципам и правилам, поэтому они подчиняются лишь тем, кто наделен соответствующими полномочиями. Среди них может быть выдающаяся личность, обладающая харизмой, но подчиняться они будут другому, ничем не примечательному, но поставленному сверху. Закон, приказ, постановление определяют их действия.
В демократическом государстве подчиняются не личности руководителя, а законам, в рамках которых избираются и действуют представители власти. Легитимность здесь основана на доверии граждан к устройству государства.
Комбинация типов властей. Главы Католической и Православной церкви, как и стоящие ниже по иерархической лестнице священнослужители, выступают для прихожан одновременно как 1) харизматические лидеры 2) традиционные руководители 3) легальные правители. Церковь, пожалуй, исключительный институт общества, где три типа власти представлены почти в полном объеме. Чаще бывает так, что легальное правление выступает основой управленческой иерархии, а традиционность и харизматичность добавляются в различных пропорциях.
Сочетание харизматической и легальной власти свойственно диктаторам XX в. К их числу можно отнести А.Гитлера, И.В.Сталина, Б.Муссолини.
В молодых демократиях легитимность власти может основываться не столько на уважении к выборным института, сколько на авторитете руководителя государства. Политическая система современных государств включает элементы всех трех типов власти.
Чтобы между государством, обществом, индивидами не возникало трений, должен существовать баланс власти, препятствующий превышению властных полномочий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: