Обработка пупочной ранки

Цель:

Предупредить инфицирование пупочной ранки

Оснащение:

Ø Стерильные ватные палочки;

Ø лоток для обработанного материала:

Ø 3% раствор перекиси водорода;

Ø 70% этиловый спирт;

Ø стерильная пипетка;

Ø набор для пеленания, приготовленный на нелокальном столике;

Ø резиновые перчатки;

Ø ёмкость с дезинфицирующим раствором;

Обязательное условие:

При обработке пупочной ранки обязательно растягивать её края (даже при образовавшейся корочке).

Этапы Обоснование
Подготовка к процедуре
• Объяснить маме, родственникам цель и ход проведения процедуры; • Обеспечение правильного ухода за ребенком;
• Подготовить необходимое оснащение • Обеспечение четкости и быстроты выполнения процедуры.
• Уложить ребенка на пеленальном столе • Наиболее удобное положение ребенка.
• Вымыть и осушить руки, надеть перчатки. • Обработать пеленальный столик дезраствором и постелить на него пеленку. • Обеспечение инфекционной безопасности.
Выполнение процедуры
• Хорошо растянуть края пупочной ранки указательным и большим пальцами левой руки. • Обеспечение максимального доступа к пупочной ранки.
• Капнуть из пипетки в ранку 3-5 капель раствора перекиси водорода. • Удалить образовавшуюся в ранке «пену» стерильной ватной полочкой движением изнутри кнаружи. Ватную палочку сбросить в емкость «Б» Пипетку в накопитель • Достижение механического очищения пупочной ранки.
• Пупочную ранку обработать стерильной ватной палочкой, смоченной 70 % этиловым спиртом, движением изнутри кнаружи, сбросить палочку в ёмкость «Б». • Обеспечение дезинфицирующего и подсушивающего эффекта. • Обработка движениями изнутри кнаружи или от центра к периферии предупреждает занос инфекции в пупочную ранку.
Завершение процедуры
• Запеленать ребенка и положить в кроватку. • Обеспечение безопасности ребенка.
• Убрать пеленку с пеленального стола и поместить её в мешок для грязного белья. • Протереть рабочую поверхность пеленального стола дезраствором. • Снять перчатки, вымыть и осушить руки. • Обеспечение инфекционной безопасности.

Обработка пупочной ранке при омфалите.

Цель: лечение омфалита и предупреждение развития сепсиса.

Оснащение:

Ø Стерильные ватные палочки, стерильная пипетка;

Ø Лоток для обработанного материала;

Ø 3% раствор перекиси водорода, 70 этиловый спирт;

Ø набор для пеленания, приготовленный на пеленальном столике;

Ø резиновые перчатки;

Ø ёмкость с дезинфицирующим раствором.

Обязательные условия: при обработке пупочной ранки обязательно растягивать её края (даже при образовавшейся корочке) Обработка проводится 1 раз в день.

Этапы Обоснование
Подготовка к процедуре
• Объяснить маме (родственникам) цель и ход проведения процедуры. • Обеспечение правильного ежедневного ухода за ребенком.
• Подготовить необходимое оснащение • Обеспечение четкости и быстроты выполнения процедуры.
• Вымыть и осушить руки, надеть перчатки. • Обработать пеленальный столик дезинфицирующим раствором и постелить на него пеленку. • Обеспечение инфекционной безопасности.
• Уложить ребенка на пеленальном столе. • Наиболее удобное положение ребёнка.
Выполнение процедуры
• Сменить перчатки. • Хорошо растянуть края ранки указательным и большим пальцами левой руки; • Капнуть из пипетки в ранку 3-5 капель 3 %раствора перекиси водорода; • Удалить образовавшуюся в ранке «пену» стерильной ватной палочкой движениями изнутри кнаружи (сбросить палочку в ёмкость «Б»). • Обработать ранку и кожу вокруг неё стерильной ватной полочкой, смоченной 70% этиловым спиртом, движениями изнутри кнаружи и сбросить палочку в ёмкость Б» • Наложить повязку с сульфатом магния, зафиксировать лейкопластырем, ампулу сбросить в ёмкость Г   • Обеспечение максимального доступа к пупочной ранке. • Обеспечение дезинфицирующего и подсушивающего эффекта. • Обработка движениями изнутри кнаружи или от центра к периферии предупреждает занос инфекции в пупочную ранку. • Для обеспечения лечебного эффекта.
Завершение процедуры
• Запеленать ребенка и положить в кроватку; • Убрать пеленку с пеленального столика и поместить её в мешок для грязного белья. • Пропереть рабочую поверхность стола дезраствором; • Снять перчатки, вымыть и осушить руки; • Палочки утилизируем в контейнер Б; • Пипетки разобрать, сбросить в накопитель в 3 этапа согласно ОСТа 42-21-1-85. • Обеспечение безопасности ребёнка. • Обеспечение инфекционной безопасности.

Обработка кожных складок при опрелостях

Цель: лечение опрелостей.

Оснащение:

Ø стерильное растительное масло или ксероформ, детская присыпка

Ø ватные шарики, пинцет

Ø лоток для обработанного материала

Ø чистый набор для пеленания

Ø резиновые перчатки, дезраствор, ветошь

Ø мешок для грязного белья

Этапы Обоснование
Подготовка к процедуре
• Объяснить маме (родственникам) цель и ход проведения процедуры. • Обеспечение правильного ежедневного ухода за ребенком.
• Подготовить необходимое оснащение • Обеспечение четкости и быстроты выполнения процедуры.
• Вымыть и осушить руки, надеть перчатки. • Обработать пеленальный столик дезинфицирующим раствором и постелить на него пеленку. • Обеспечение инфекционной безопасности
• Раздеть ребенка (при необходимости подмыть) и положить на пеленальный столик • Подготовка к процедуре.
Выполнение процедуры
• Обработать складки кожи ватным тампоном, смоченным стерильным растительным маслом, детским кремом или присыпать детской присыпкой Ватные тампоны сбросить в контейнер «Б» Примечание: обработка кожи зависит от степени опрелости. При образовании эрозий и мокнутии кожи применять болтушки. Присыпки и масла не применять. • Предупреждение инфицирования
Завершение процедуры
• Одеть ребенка и уложить в кроватку; • Убрать пеленку с пеленального столика и поместить её в мешок для грязного белья; • Протереть рабочую поверхность пеленального стола дезраствором: • Снять перчатки, сбросить в контейнер для обработки, вымыть и осушить руки. • Обеспечение комфортного состояния; • Обеспечение инфекционной безопасности.

Кормление через зонд.

Цель: проведение энтерального питания.

Показания: отсутствие сосательного и глотательного рефлекса.

Оснащение:

Ø резиновые перчатки;

Ø косынка, маска;

Ø измеренное необходимое количество молока на одно кормление, подогретое до t=37-38°

Ø стерильный желудочный катетер; стерильный шприц 20 мл; лоток для оснащения;

Ø электроотсос или резиновая груша.

Обязательные условия: диаметр желудочного катетера зависит от массы тела ребёнка;

1 Масса менее 1000 г- № 4 носовой

2. Масса 1000-2500- № 6 носовой

3. Масса более 2500 г- № 8 носовой

Этапы Обоснование
Подготовка к процедуре
• Объяснить маме (родственникам) цель и ход проведения процедуры • Обеспечения права родителей на информацию
• Подготовить необходимое оснащение • Обеспечение четкости выполнения процедуры.
• Надеть косынку, маску. • Вымыть и осушить руки, надеть перчатки. • Обеспечение инфекционной безопасности
• Выбрать соответствующий массе тела ребенка катетер • Определить длину катетера (она определяется: а) при введении через рот; суммой расстояний от переносицы до мочки уха и далее до мечевидного отростка грудины б) при введении через нос; расстояние от кончика носа до мочки уха умноженному на 2  
• Уложить ребенка на бок с приподнятым головным концом, зафиксировать такое положение с помощью валика. • Предупреждение аспирации.
Выполнение процедуры
• Смочить стерильный конец зонда молоком • Ввести зонд через носовой ход в желудок до метки (в зависимости от массы тела): • Проверить шприцом содержание желудка путем постепенного оттягивания поршня на себя, предварительно присоединить шприц к зонду; • Отсоединить шприц от зонда, закрыть зонд пробкой; • Удалить поршень из шприца; • Шприц без поршня присоединить к зонду, опустить ниже уровня желудка, наполнить необходимым объемом молока; • Шприц постепенно поднять вверх, молоко должно стекать самотеком; • После введения молока одномоментно удалить зонд через стерильную салфетку. • Предупреждение травмы пищевода. • Обеспечение эффективности проведения процедуры. • Предупреждение аспирации. • Обеспечение проведения процедуры. • Медленное поступление молока предотвращает усиление перистальтики и появление рвоты. • Профилактика рвоты.
Завершение процедуры
• Положить ребенка на правый бок с приподнятым головным концом, снять перчатки, вымыть и осушить руки. • Положить зонд в контейнер для обработки • Уменьшается вероятность аспирации. • Обеспечение инфекционной безопасности.

Закапывание капель в уши.

Цель: обеспечение терапевтического эффекта.

Оснащение:

Ø лекарственный препарат;

Ø ёмкость с водой 50-60° С;

Ø пипетка;

Ø ватные шарики, жгутики;

Ø лоток для обработанного материала;

Ø шапочка;

Ø резиновые перчатки

Обязательные условия: При проведении процедуры учитывать возраст ребенка

Этапы Обоснование
Подготовка к процедуре
• Объяснить маме, родственникам цель и ход процедуры • Формирование мотивации к сотрудничеству.
• Подготовить необходимое оснащение • Обеспечение четкости выполнения
• Флакон с лекарственным препаратом поставить в ёмкость с водой (50-60) и подогреть до температуры тела • Холодные капли вызывают усиление боли, кроме того, они раздражают «лабиринт» и могут вызывать головокружение и рвоту
• Вымыть и осушить руки, надеть перчатки • Обеспечение инфекционной безопасности
• Уложить ребенка, повернув голову на здоровую сторону • Создание необходимого положения во время проведения процедуры.
• При наличии отделяемого из уха – закапать подогретый 3% перекись водорода и очистить ход ватным жгутиком • Обеспечение возможности действия лекарственного препарата
Выполнение процедуры
• Набрать капли в пипетку и капнуть одну каплю на тыльную поверхность своего лучезапястного сустава. • Проверка температуры капель.
• Выпрямить наружный слуховой проход: а) если ребенок до года - оттянуть мочку уха вниз; б) если ребенок старше года - оттянуть ушную раковину кзади и вверх • Облегчает прохождение капель • Строение слухового прохода имеет возрастные анатомические особенности
• Ввести пипетку в наружный слуховой проход и закапать по наружной стенке назначенное врачом количество капель • Прямое попадание капель на барабанную перепонку вызывает болезненные ощущения, головную боль.
• Положить пипетку в лоток для отработанного материала. Обработать пипетку согласно ОСТА 42-21-2-85 (3 режим) или МУ 287/113 – 98 г • Обеспечение инфекционной безопасности
• Нажать несколько раз на козелок уха ребенка (при невыраженном болевом синдроме) • Обеспечение лучшего прохождения капель
• Заложить в ухо ватный тампон на 10-15 мин • Сохранение тепла способствует лучшему действию препарата
Завершение процедуры
• Предупредить ребенка, родственников, что в течении 10-15 мин голова должна оставаться повернутой на здоровую сторону. Проконтролировать • Увеличение времени контакта капель с барабанной перепонкой и слизистой оболочкой уха
• Снять перчатки, вымыть и осудить руки • Обеспечение инфекционной безопасности

Согревающий компресс на ухо

Цель: получение терапевтического эффекта

Оснащение:

Ø Марлевая салфетка, вата, бинт, компрессная бумага или полиэтилен

Ø Лекарственный раствор

Ø Емкость с водой 38-39°С

Ø Компрессная бумага или полиэтилен

Этапы Обоснование
Подготовка к процедуре
• Познакомить ребенка/маму с целью и ходом процедуры, установить доброжелательные отношения • Психологическая подготовка, осознанное участие в исследовании
• Приготовить необходимое оснащение • Обеспечение четкости выполнения процедуры
• Вымыть и осушить руки • Обеспечение инфекционной безопасности
• Осмотреть кожные покровы на месте постановки компресса • При повреждениях на коже появляются болезненные ощущения • Предупреждение ожога
• Приготовить три слоя компресса, соразмерные околоушной области ребенка. Примечание: влажный слой 6-8 слоев марли; изолирующий - компрессная бумага или полиэтилен, перекрывающий влажный слой на 1,5-2 см; утепляющий - вата толщиной 2-3 см, перекрывает все предыдущие слои на 1,5 - 2 см • Обеспечение проведения процедуры
• Сделать срединный разрез, соответствующий размеру уха, во влажном и изолирующем слоях • Обеспечение лучшего контакта влажного и изолирующего слоев с околоушной областью
• Подогреть лекарственный раствор, поместив его в емкость с водой 38-39°С Примечание: используют камфорное или растительное масло, раствор этилового спирта (у детей до 3 лет -20 - 25 % раствор, у старших - 45 %), масляно-спиртовой раствор 1:1 • Теплый раствор вызывает расширение кровеносных сосудов, способствует улучшению кровообращения в тканях, оказывает болеутоляющее действие
• Вымыть и осушить руки • Обеспечение инфекционной безопасности
Выполнение процедуры
• Уложить ребенка на бок так, чтобы больное ухо было сверху Примечание: детям старшего возраста компресс делается в положении сидя • Наиболее удобное положение для постановки компресса
• Смочить марлевую салфетку в лекарственном растворе, отжать и приложить к коже вокруг уха • Затем положить компрессную бумагу • Вывести ушную раковину наружу через влажный и изолирующий слои • Положить сверху вату • Обеспечение действия раствора на кожу и подлежащие кровеносные сосуды • Предупреждает высыхание салфетки • Обеспечение сохранения тепла
• Зафиксировать бинтом все слои компресса • Обеспечение эффективности проведения процедуры
• Зафиксировать время. Примечание: масляный компресс накладывают на 6-8 ч., чаще на ночь; • Оптимальное время для получения терапевтического эффекта
• Провести контроль правильности постановки компресса через 2 часа • Провести указательный палец под влажный слой, не нарушая плотности наложения повязки • При правильно поставленном компрессе кожа и марлевая салфетка должны быть теплыми и влажными
Завершение процедуры
• Снять компресс, кожу протереть сухим ватным тампоном • Предотвращение мацерации кожи • Исключение раздражения кожи
• Вымыть и осушить руки • Обеспечение инфекционной безопасности

Капли в нос (сосудосуживающие)

Цель: обеспечение терапевтического эффекта.

Оснащение:

Ø сосудосуживающие капли в нос

Ø стерильные пипетки в мензурке

Ø электроотсос или резиновый баллончик

Ø салфетки

Ø почкообразный лоток (2 шт.)

Ø маска, перчатки

Обязательное условие:

капли в нос закапывают после очищения носовых ходов от содержимого

Этапы Обоснование
Подготовка к процедуре
• Надеть маску • Обеспечение инфекционной безопасности
• Объяснить ребенку/родственникам цель процедуры • Обеспечение прав ребенка, родителей на информацию, мотивация к сотрудничеству
• Подготовить необходимое оснащение • Обеспечение четкости выполнения процедуры
• Вымыть и осушить руки, надеть перчатки • Обеспечение инфекционной безопасности
• Ребенка старшего возраста усадить, маленького- уложить на пеленальный стол • Облегчение проведения процедуры
• Очистить, при наличии слизи носовые ходы с помощью электроотсоса (резинового баллончика) если в носовых ходах имеются корочки, удалить их жгутиками, смоченными в стерильном масле Примечание: при вязком секрете для его разжижении используют раствор физ. раствор или 2% раствор натрия бикарбоната. Ребенок старшего возраста должен высморкаться без напряжения, поочередно из каждой ноздри • Создание условий для попадания лекарственного вещества на слизистую оболочку носа • Предупреждение инфицирования среднего уха через слуховую трубу
Выполнение процедуры
• Придать ребенку правильное положение: слегка запрокинуть голову малыша и повернуть ее в сторону той половины носа, куда закапывают капли • Обеспечение правильного положения головы для введения капель в левую половину носа
• Набрать в пипетку лекарственное средство, приподнять кончик носа ребенка пальцем и закапать 2-3 капли по наружной стенке в одну половину носа • Создание условия для равномерного распределения лекарственного средства по боковой стенке и проникновения в носовые ходы
• Прижать пальцами крыло носа к носовой перегородке, удерживая ребенка в зафиксированном положении, и сделать легкие вращательные движения • Создание условий для лучшего распределения и всасывания лекарства в носовой полости
• Через 1 -2 мин, соблюдая те же правила, ввести капли в другую половину носа • Выполнение процедуры
Завершение процедуры
• Использованную пипетку обработать согласно ОСТА 42-21-2-85 или МУ 287/113 – 98 г • Обеспечение инфекционной безопасности
• Снять маску, перчатки, вымыть и осушить руки • Обеспечение инфекционной безопасности
• Сделать запись о введении лекарственного средства и реакции пациента • Документирование процедуры

Постановки горчичников детям раннего возраста.

Цель: провести рефлекторную терапию при заболеваниях органов дыхания.

Оснащение:

Ø Горчичники, пеленки (тонкая и фланелевая), одеяло

Ø Лоток со стерильным растительным маслом 37-38 °С

Ø Лоток для обработанного материала

Обязательное условие:

Горчичники ставить при температуре тела не выше 38 градусов и на не поврежденную кожу

Этапы Обоснование
Подготовка к процедуре
• Объяснить маме (ребенку) цель и ход проведения процедуры, получить согласие. • Обеспечение прав на информацию, участие в процедуре.
• Подготовить необходимое оснащение • Проверить пригодность горчичников (горчица не должна осыпаться с бумаги и иметь резкий специфический запах) • Обеспечение четкости и эффективности выполнения процедуры
• Вымыть и осушить руки • Обеспечение инфекционной безопасности.
• Раздеть ребенка по пояс • Осмотреть кожные покровы • Горчичники ставятся только на неповрежденную кожу
Выполнение процедуры
• Свернуть тонкую пеленку в виде гармошки и смочить её в теплом растительном масле. • Отжать и расстелить на ровной поверхности. • Обеспечение более «мягкого» и длительного действия горчичников.
• Смочить горчичники в воде 40-45° С в течении 15 секунд, поместив их в воду. Горчицей вверх • При более низкой температуре воды эфирное горчичное масло не выделяется, при более высокой- разрушается.
• Поместить горчичники горчицей вниз в центральной части пеленки так, чтобы на правой стороне их было 2-4, на левой 1-2 (количество горчичников зависит от размеров грудной клетки), оставив свободное пространство между ними, для позвоночника. • Исключение избыточной тепловой нагрузки на сердце и позвоночник.
• Завернуть верхний и нижний края пеленки над горчичниками.  
• Перевернуть пеленку нижней стороной вверх. • Обеспечение действия горчицы на кожу ребенка
• Уложить ребенка спиной на пеленку так, чтобы позвоночник располагался в свободном от горчичников пространстве • Исключение избыточной тепловой нагрузки на позвоночник и сердце
• Завернуть правый край пеленки вокруг грудной клетки, затем левый (горчичники не должны располагаться в области сердца)  
• Укрыть ребенка теплой пеленкой и одеялом. • Обеспечение сохранения тепла.
• Держать горчичники до стойкой гиперемии кожи. • Создать условия обеспечения рефлекторного
Завершение процедуры.
• Снять горчичники, сбросить их в емкость Б • Тепло укрыть ребенка и уложить в кровать на час. • Вымыть и осушить руки. • Сохранение эффекта процедуры и обеспечение необходимого отдыха. • Обеспечение инфекционной безопасности.

Сбор мочи на общий анализ у девочки раннего возраста.

1 вариант

Цель: определить патологические изменения в моче

Оснащение:

Ø резиновые перчатки

Ø полотенце

Ø резиновый круг и 2 пеленки; тарелка

Ø клеенка

Ø сухая чистая баночка для мочи с этикеткой

Ø бланк - направление в лабораторию.

Обязательное условие: не допускать длительного хранения мочи, так как при ее хранении происходит разложение форменных элементов, изменяется реакция мочи, вследствие чего значительно искажаются результаты исследования.

Этапы Обоснования
Подготовка к процедуре
• Объяснить маме и родственникам цель проведения процедуры, получить их согласие • Обеспечение права на информацию, участие в процедуре
• Подготовить необходимое оснащение • Выписать направление в клиническую лабораторию • Обеспечение четкости выполнения процедуры
• Вымыть и осушить руки, надеть перчатки • Обеспечение инфекционной безопасности
• Положить на постель клеенку • Предупреждение попадания мочи на постель
• Слегка надуть резиновый круг и обернуть его пеленками • Исключение негативной реакции ребенка при соприкосновении с холодной резиновой поверхностью
• Поставить на клеенку тарелку и положить на нее обернутый пеленками резиновый круг (края пеленок не должны попадать в тарелку) • Необходимое условие для сбора мочи девочек грудного возраста
• Подмыть девочку под проточной водой в направлении спереди назад • Исключение побочного загрязнения мочи и получение достоверных результатов
• Просушить половые органы полотенцем промокательными движениями • Профилактика раздражения кожи
Выполнение процедуры
• Уложить девочку на резиновый круг  
• Открыть кран или попоить ребенка водой • Стимуляция мочеиспускания
• После мочеиспускания снять девочку с круга  
• Пеленкой или полотенцем осушить половые органы ребенка промокательными движениями • Создание гигиенического комфорта
Завершение процедуры
• Осторожно слить с тарелки собранную мочу в чистую сухую баночку • Обеспечение достоверности результатов
• Снять перчатки вымыть и осушить руки • Обеспечение инфекционной безопасности
• Организовать транспортирование полученного материала в лабораторию не позднее 1 часа после сбора • Обеспечение исследования достоверности результатов

Сбор мочи на общий анализ у девочки раннего возраста.

2 вариант

Цель: определить патологические изменения в моче

Оснащение:

Ø резиновые перчатки

Ø полотенце

Ø резиновый круг и 2 пеленки;

Ø пластиковый мешочек-накладка (мочесборник)

Ø клеенка

Ø сухая чистая баночка для мочи с этикеткой

Ø бланк - направление в лабораторию.

Обязательное условие: не допускать длительного хранения мочи, так как при ее хранении происходит разложение форменных элементов, изменяется реакция мочи, вследствие чего значительно искажаются результаты исследования.

Этапы Обоснования
Подготовка к процедуре
• Объяснить маме и родственникам цель проведения процедуры, получить их согласие • Обеспечение права на информацию, участие в процедуре
• Подготовить необходимое оснащение • Выписать направление в клиническую лабораторию • Обеспечение четкости выполнения процедуры
• Вымыть и осушить руки, надеть перчатки • Обеспечение инфекционной безопасности
• Положить на постель клеенку • Предупреждение попадания мочи на постель
• Слегка надуть резиновый круг и обернуть его пеленками • Исключение негативной реакции ребенка при соприкосновении с холодной резиновой поверхностью
• Подмыть девочку под проточной водой в направлении спереди назад • Исключение побочного загрязнения мочи и получение достоверных результатов
• Просушить половые органы полотенцем промокательными движениями • Профилактика раздражения кожи
Выполнение процедуры
• Снять наклейку с мешочка-наладки и клейкой стороной прикрепить к промежности и лобку • Необходимое условие для сбора мочи девочек грудного возраста
• Уложить девочку на резиновый круг  
• Открыть кран или попоить ребенка водой • Стимуляция мочеиспускания
• После мочеиспускания снять мочесборник, девочку с круга  
• Пеленкой или полотенцем осушить половые органы ребенка промокательными движениями • Создание гигиенического комфорта
Завершение процедуры
• Осторожно слить с мочесборника собранную мочу в чистую сухую баночку • Обеспечение достоверности результатов
• Снять перчатки вымыть и осушить руки • Обеспечение инфекционной безопасности
• Организовать транспортирование полученного материала в лабораторию не позднее 1 часа после сбора • Обеспечение исследования достоверности результатов

Постановка газоотводной трубки

Цель: выведение газов из кишечника

Оснащение:

Ø газоотводная трубка

Ø вазелиновое масло

Ø лоток для оснащения

Ø лоток с водой для контроля отхождения газов

Ø лоток для использованного материала

Ø резиновые перчатки и фартук, клеенка

Ø пеленки;

Ø емкости с дезраствором

Обязательное условие: отсутствие трещин прямой кишки, острых воспалительных изменений в области толстого кишечника и заднего прохода

Этапы Обоснования
Подготовка к процедуре
• Объяснить маме и родственникам цель проведения процедуры, получить их согласие • Обеспечение права на информацию, участие в процедуре
• Вымыть и осушить руки, надеть фартук и перчатки • Обеспечение инфекционной безопасности
• Подготовить необходимое оснащение • сделать на газоотводной трубке метку глубины введения Примечание: Для детей раннего и дошкольного возраста используется газоотводная трубка длиной 15-30 см, школьников 30-50 см. Она вводится в прямую кишку так, чтобы её конец достиг сигмовидной кишки: У грудных детей глубина введения составляет 7 - 8 см, 1-3 лет 8-10 см.; от 3-7 лет 10-15 см.; в школьном возрасте- 20 см. • Обеспечение четкости выполнения процедуры
• Положить на постель клеенку, пеленку, подгузник • Выложить еще 2 пеленки(в одну вкладывается конец газоотводной трубки, другой подсушивается ребенок после подмывания) • Предупреждение загрязнения постельного белья
• Смазать вводимый конец газоотводной трубки вазелиновым маслом методом полива • Облегчение введения газоотводной трубки в прямую кишку
• Распеленать (раздеть) ребенка, оставив распашонки  
Выполнение процедуры
• Уложить ребенка в кроватку на левый бок с приведенными к животу ногами Примечание: ребенка до 6 месяцев можно уложить на спину приподнять ноги вверх • Необходимое условие для выполнения процедуры
• Раздвинуть ягодицы ребенка 1 и 2 пальцами левой руки и зафиксировать ребенка в данном положении  
• Пережав свободный конец газоотводной трубки, осторожно, без усилий ввести ее правой рукой вращательно-поступательными движениями в анальное отверстие до метки, направляя ее сначала к пупку, а затем, преодолев сфинктеры, параллельно копчику • Учет анатомических изгибов прямой кишки
• Проверить отхождение газов, опустив конец газоотводной трубки в лоток с водой Примечание: при отхождения газов в воде появятся пузырьки, если газы не отходят, изменить положение трубки, перемещая ее назад или вперед • Контроль положения газоотводной трубки
• Положить конец газоотводной трубки в рыхло сложенную пеленку • Вместе с газами могут выделяться и жидкие каловые массы
• Провести массаж живота по часовой стрелке • Стимуляция отхождения газов
• Прикрыть ребенка пеленкой • Предотвращение переохлаждения
• Засечь время Примечание: газоотводную трубку ставят на 30-60 минут  
Завершение процедуры
• Извлечь газоотводную трубку, пропустив ее через салфетку и погрузить в дезраствор • Обеспечение инфекционной безопасности
• Обработать перианальную область ватным шариком, смоченным вазелиновым маслом • Профилактика раздражения кожи
• Запеленать ребенка • Снять фартук, перчатки, поместить их в дезраствор • Вымыть и осушить руки • Обеспечение инфекционной безопасности

Постановка очистительной клизмы

Цель: добиться отхождения каловых масс и газов из кишечника

Оснащение:

Ø емкость с водой комнатной температуры (20-22°С)

Ø вазелиновое масло

Ø резиновый баллон (№ 1-6)

Ø лоток для оснащения

Ø лоток для использованного материала

Ø резиновые перчатки и фартук, клеенка, пеленки;

Ø полотенце

Ø горшок

Ø емкости с дез. раствором

Этапы Обоснования
Подготовка к процедуре
• Объяснить маме и родственникам цель проведения процедуры, получить их согласие • Обеспечение права на информацию, участие в процедуре
• Вымыть и осушить руки, надеть фартук и перчатки • Обеспечение инфекционной безопасности
• Подготовить необходимое оснащение • Постелить клеенку, накрыть ее пеленкой • Выложить полотенце для подсушивания ребенка после проведения процедуры • Обеспечение четкости выполнения процедуры
• Взять резиновый баллончик в правую руку и выпустить из него воздух • Набрать в баллончик воду температурой 20-22°С Примечание: необходимое количество воды: до 3 мес- 25- 30 мл, грудному ребенку 50- 150 мл.; старше года 100 мл. на год жизни • Вода комнатной температуры не всасывается в кишечнике и вызывает перистальтику кишечника
• Смазать наконечник вазелиновым маслом методом полива • Облегчение введения наконечника в прямую кишку
• Распеленать (раздеть) ребенка, оставив распашонки  
Выполнение процедуры
• Уложить ребенка на левый бок с приведенными к животу ногами Примечание: ребенка до 6 месяцев можно уложить на спину приподнять ноги вверх • Необходимое условие для выполнения процедуры
• Раздвинуть ягодицы ребенка 1 и 2 пальцами левой руки и зафиксировать ребенка в данном положении  
• Расположив баллончик наконечником вверх нажать на него снизу большим пальцем правой руки • Удаление из баллончика воздуха
• Не разжимая баллончик, без усилий ввести наконечник правой рукой вращательно-поступательными движениями в анальное отверстие, направляя ее сначала к пупку, а затем, преодолев сфинктеры, параллельно копчику • Учет анатомических изгибов прямой кишки
• Медленно нажимая на баллончик снизу, ввести воду и, не разимая его, извлечь наконечник из прямой кишки (баллончик поместить в лоток для отработанного материала) • Предупреждения всасывания воды обратно в баллончик
• Левой рукой сжать ягодицы ребенка на 3-5 минут • Уложить ребенка на спину, прикрыв промежность пеленой (до появления стула или позывов на дефекацию) • Обеспечение времени для разжижения каловых масс и начала перистальтики
Завершение процедуры
• Подмыть ребенка после акта дефекации, подсушить полотенцем промокательными движениями • Запеленать ребенка • Обеспечение комфортного состояния после процедуры
• Снять фартук, перчатки, поместить их в дезраствор • Вымыть и осушить руки • Обеспечение инфекционной безопасности

Промывание желудка

Цель: удалить из желудка токсические вещества

Оснащение:

Ø емкость с водой комнатной температуры (20-22°С); стерильная емкость для промывных вод

Ø шприц Жане; таз для промывных вод

Ø желудочный зонд, шпатель, лоток для оснащения, лоток для использованного материала

Ø резиновые перчатки и фартук (2 шт.), клеенка, пеленки; марлевые салфетки

Ø емкости с дезраствором

Обязательное условие: раствор для промывания не должен быть теплым (будет всасываться) и не должен быть холодным (вызовет спазм желудка)

Этапы Обоснования
Подготовка к процедуре
• Объяснить маме и родственникам цель проведения процедуры, получить их согласие • Обеспечение права на информацию, участие в процедуре
• Вымыть и осушить руки, надеть фартук и перчатки • Обеспечение инфекционной безопасности
• Подготовить необходимое оснащение • Постелить пеленку • Обеспечение четкости выполнения процедуры
• Усадить и зафиксировать ребенка на руках у помощника: а) ноги помощник охватывает своими ногами; б) руки фиксирует одной рукой; в) голову- другой, положив ладонь на лоб ребенку Примечание: ребенка младшего возраста можно завернуть в пеленку или простыню для лучшей фиксации • Необходимое условие для выполнения процедуры
• Надеть на ребенка фартук поверх руки фиксирующего • Поставить таз для промывных вод у ног ребенка • Обеспечение инфекционной безопасности
Выполнение процедуры
• Измерить зондом расстояние до желудка (от мочки уха до кончика носа и до конца мечевидного отростка) • Смочить «слепой» конец зонда в воде • Открыть рот ребенку с помощью шпателя. При необходимости использовать роторасширитель и языкодержатель Примечание: для открывания рта взять шпатель как писчее перо, ввести его в ротовую полость, повернуть ребром и провести по боковой поверхность десен до места окончания зубов, после чего повернуть его плашмя и резко нажать на корень языка • Необходимое условие для выполнения процедуры
• Ввести зонд по средней линии языка до метки и указательным пальцем правой руки завести зонд за зубы Примечание: если во время введения зонда ребенок начал задыхаться, кашлять – немедленно извлечь зонд • Профилактика рвоты • Признаки попадания зонда в дыхательные пути
• Присоединить к зонду шприц Жане без поршня • Опустить воронку ниже уровня желудка (чуть наклонив ее) и налить в нее воду для промывания • Создание условий для введения жидкости
• Медленно поднимая воронку вверх, следить за поступлением из нее жидкость в желудок (вола должна опуститься до устья воронки) • Быстро, но плавно опустить воронку ниже исходного уровня и вылить содержимое желудка в таз • Промывание желудка происходит по закону сообщающихся сосудов
• Повторить промывание до получения «чистой воды» • Отсоединить воронку и быстрым движением удалить зонд через салфетку Примечание: Общее количество жидкости для промывания желудка ребенку: 2 мес.- 200 мл; 2-5 мес.- 500 мл.; 6-9 мес. - 600- 800 мл; 9-12 мес. - 800-1000 мл; старше 1 года-1 л жидкости на 1 год жизни, но не более 10 л. • Достижения эффекта процедуры
Завершение процедуры
• Прополоскать рот ребенку • Обеспечение комфортного состояния после процедуры
• Собрать желудочное содержимое для исследования в стерильную емкость и отправить в лабораторию • Выявление причины отравления
• Снять фартук, перчатки, поместить их в дезраствор • Вымыть и осушить руки • Обеспечение инфекционной безопасности

Оральная регидратация

Цель:

Ø ликвидировать эксикоз и не допустить его повтор­ного развития.

Оснащение:

Ø навеска глюкозо- солевого раствора (регидрон, глюкосолан, цитроглюкосолан и т. п.);

Ø 1 литр кипяченой воды комнатной температуры

Ø мерный стакан

Ø чашечка и чайная ложка

Ø бумага, ручка для фиксации потерь жидкости.

Обязательные условия:

Ø проводить оральную регидратацию только при эксикозе 1-2 степени

Ø проводить в 2 этапа:

1 этап - первичная регидратации, цель кото­рой - восполнить имеющиеся у ребенка потери жид­кости;

2 этап - поддерживающая регидратация, цель - предотвратить повторное развитие эксикоза;

Ø после разведения глюкозо - солевых растворов го­товый раствор не кипятить, хранить не более 1 суток.

Этапы Обоснование
Подготовка к процедуре
• Объяснить маме /ребенку цель и ход проведения процедуры, полу­чить согласие • Обеспечение права на инфор­мацию, участие в процедуре
• Подготовить необходимое ос­нащение • Обеспечение четкости выполне­ния процедуры
• Обучить мать/ребенка проведе­нию учета и фиксации потерь жид­кости • Важное условие проведение оральной регидратации
• Рассчитать необходимое количество глюкозо-солевого раствора для проведения первичной регидратации • При 1 степени эксикоза доза готового раствора составляет 50 мл/кг массы тала, при 2 степени эксикоза - 90 мл/кг массы
• Определить нужное количество навесок сухого препарата • Растворить навески в необходи­мом количестве кипяченой воды • 1 пакетик сухого препарата рас­творяется в 1 литре или 1/2 литра воды (см. на упаковке)
• Отмерить мерным стаканом рассчитанное ранее количество готового раствора • Достижение эффективности процедуры
• Перелить отмеренное количест­во в приготовленную емкость • Передать матери/ ребенку для выпаивания • Обеспечение четкости выполне­ния процедуры
Выполнение процедуры
• Выпаивать раствор чайными ложками за 4 или 6 часов в зави­симости от степени эксикоза • Проводить учет и фиксацию продолжающихся потерь жидкости • При 1 степени длительность проведения первичной регидратации 4 часа, при 2 степени - 6 часов
• Через 4 (или 6) часов проверить признаки эксикоза у ребенка (со­стояние большого родничка, кожи, слизистых оболочек и т.д.) • Возможны 3 варианта состоя­ния: а) эксикоз нарастает - перейти на в/в введение растворов; б) эксикоз уменьшился, но еще сохраняется - повторить первый этап; в) эксикоза нет - перейти на под­держивающую регидратацию, то есть в каждые последующие 4 (или 6) часов энтерально вводить столько раствора, сколько он поте­рял за предыдущие 4 (или 6) часов (см. лист фиксации потерь) + фик­сировать продолжающиеся потери жидкости • Оценка эффективности прове­денного 1 этапа оральной регидратации • Нарастание эксикоза свидетель­ствует о том, что вводимый рас­твор не всасывается в кишечнике • Неполная ликвидация эксикоза указывает на то, что рассчитанное для первичной регидратации коли­чество раствора не смогло вос­полнить имеющиеся у ребенка потери жидкости • Профилактика повторного раз­вития эксикоза при невосполнении продолжающихся потерь жидкости
Завершение процедуры
• Поддерживающую регидратацию проводить до прекращения жидкого стула и рвоты • Обеспечение эффективности проведения оральной регидратации

Физическое охлаждение с помощью льда

Цель: добиться снижение температуры

Оснащение:

Ø пузырь и флаконы для льда, кусковой лед

Ø деревянный молоток

Ø вода 14 – 16 °С

Ø пеленки (3-4 шт.)

Ø медицинский термометр

Ø часы.

Обязательное условие: при проведении гипотермии необходимо осуществлять контроль температуры че­рез 20-30 минут и проводить коррекцию мероприя­тий с учетом данных повторной термометрии.

Этапы Обоснование
Подготовка к процедуре
• Объяснить маме цель и ход про­ведения процедуры, получить согла­сие • Обеспечение права на информацию, участие в процедуре
• Подготовить необходимое оснаще­ние • Обеспечение четкости выполнения процедуры
• Вымыть и осушить руки • Обеспечение инфекционной безопасности
• Поместить кусковой лед в пеленку • Разбить его на мелкие части (раз­мером 1-2 см) деревянным молот­ком • Измельченный лед более рав­номерно распределяется в пузы­ре
• Наполнить пузырь льдом на 1/2 объема и долить холодной воды до 2/3 его объема • Тающий лед поддерживает температуру воды 10-12°С
• Вытеснить воздух из пузыря нажа­тием руки, расположив его на твер­дой поверхности • Обеспечение свободного пространства для воды, образующейся во время таяния льда
• Плотно закрыть пузырь крышкой и перевернуть пробкой вниз • Обеспечение и проверка гер­метичности
• Завернуть пузырь в сухую пелен­ку • Профилактика обморожения кожи
Выполнение процедуры
• Приложить пузырь со льдом к го­лове ребенка на расстоянии 2-3 см. • Проверить расстояние между пу­зырем и головой ребенка, располо­жив между ними ребро ладони (оно должно свободно проходить) • Предупреждение местного обморожения
• Флаконы со льдом приложить на области крупных сосудов, предвари­тельно прикрыв их пеленкой (подмышечные области, паховые склад­ки, подколенные ямки) • Улучшение теплоотдачи • Предупреждение местного об­морожения
• Зафиксировать время Примечание: длительность проце­дуры не более 20-30 минут. При не­обходимости ее повторения пере­рыв должен составлять не менее 10-15 минут • По мере таяния льда сливать воду из пузыря и подкладывать в него но­вые кусочки льда, менять флаконы • Исключение вероятности возникновения патологических состояний, связанных с дли­тельным местным спазмом со­судов
Завершение процедуры
• Через 20-30 минут убрать пузырь и флаконы и перемерить температуру тела ребенку • Определение эффективнос­ти проведения процедуры • Если мероприятия эффектив­ны, температура должна сни­зиться на 0,2-0,3°С
• Провести коррекцию мероприятий с учетом данных повторной термо­метрии • При снижении температуры через 20-30 минут на 0,2-0,3°С проводимые мероприятия пре­кращаются, при отсутствии по­ложительной динамики или при повышении температуры необ­ходимо перейти на следующий этап гипотермии

Измерение массы тела ребёнка до 2-х лет

Цель:

Ø оценить адекватности питания ребёнка;

Ø оценить физическое развитие;

Оснащение:

Ø чашечные весы;

Ø резиновые перчатки;

Ø ёмкость с дезинфицирующим раствором, ветошь;

Ø бумага, ручка;

Этапы Обоснование
Подготовка к процедуре
• Объяснить маме / родственникам / цель исследования • Обеспечение права родителей на информацию, осознанное их участие в исследовании
• Установить весы на ровной устойчивой поверхности • Достижение достоверности измерения
• Подготовить необходимое оснащение • Обеспечение чёткости выполнения процедуры
• Проверить, закрыт ли затвор весов  
• Вымыть и осушить руки, надеть перчатки • Обеспечение инфекционной безопасности
• Обработать чашу весов дезраствором с помощью ветоши • Обеспечение инфекционной безопасности
• Постелить на чашу весов сложенную в несколько раз пелёнку (следить, чтобы она не закрывала шкалу и не мешала движению штанги весов) • Создание комфортных условий ребёнку
• Установить гири на нулевые деления • Открыть затвор • Уравновесить весы с помощью вращения противовеса (уровень коромысла должен совпадать с контрольным пунктом) • Достижение достоверности исследования
• Закрыть затвор • Сохранение правильной регулировки весов
Выполнение процедуры
• Уложить ребенка на весы головой к широкой части (или усадить) • Достижение достоверности результатов исследования
• Открыть затвор • Передвинуть «килограммовую» гирю, расположенную на нижней части весов, до момента падения штанги вниз, затем сместить гирю на одно деление влево • Плавно передвигать гирю, определяющую граммы и расположенную на верхней штанге, до положения установления равновесия • Обеспечение правильности взвешивания и получения реальных результатов
• Закрыть затвор и снять ребенка с весов • Сохранение правильной регулировки весов
Завершение процедуры
• Записать показатели массы тела ребенка (фиксируются цифры слева от края гирь) • Обеспечение преемственности в передаче информации
• Убрать пеленку с весов • Протереть рабочую поверхность весов дезраствором • Снять перчатки, вымыть и осушить руки • Обеспечение инфекционной безопасности

Измерение массы детей раннего возраста на электронных медицинских весах.

Цель:

Ø оценить физическое развитие;

Ø оценить адекватности питания ребёнка

Оснащение:

Ø Весы электронные;

Ø резиновые перчатки;

Ø ёмкость с дезинфицирующим раствором, ветошь;

Ø бумага, ручка;

Этапы Обоснование
Подготовка к процедуре
• Объяснить маме / родственникам / цель исследования • Обеспечение права родителей на информацию, осознанное их участие в исследовании
• Установить весы на ровной устойчивой поверхности • Достижение достоверности измерения
• Подготовить необходимое оснащение • Обеспечение чёткости выполнения процедуры
• Обработать чашу весов дезраствором с помощью ветоши • Обеспечение инфекционной безопасности
• Включить вилку сетевого провода в сеть, при этом на световом индикаторе засветится рамка, через 35 - 40 сек. На таблице появятся цифры (нули), оставить весы включенными на 10 мин.  
• Нажать рукой с небольшим усилием в центр лотка, на индикаторе высветятся показания, соответствующие усилию руки. Опустить грузоподъемную платформу (убрать руку), на индикаторе появятся нули. • Достижение достоверности исследования
• Вымыть и осушить руки, надеть перчатки • Обеспечение инфекционной безопасности
• Положить на платформу пеленку, на индикаторе высветится ее вес, сбросить вес пеленки в память машины, нажав кнопку "Т", на индикаторе вновь появятся нули. • Создание комфортных условий ребёнку
Выполнение процедуры
• Осторожно уложить на платформу сначала ягодичками, затем плечиками и головой, придерживая ножки ребенка. На индикаторе высветится значение массы ребенка. Слева от значения массы появятся нули, обозначают, что взвешивание закончено. При перегрузке весов на табло высветится "БЫВ". Ребенка убирают с весов, пеленают. Значение массы фиксируется на табло в течении 35-40 сек., а затем автоматически сбрасывается на ноль, даже если не нажимать на кнопку "Т". • Достижение достоверности результатов исследования
Завершение процедуры
• Записать показатели массы тела ребенка • Обеспечение преемственности в передаче информации
• Убрать пеленку с весов • Протереть рабочую поверхность весов дезраствором • Снять перчатки, вымыть и осушить руки • Обеспечение инфекционной безопасности

Измерение длины тела (у детей до 1 года)

Цель: Оценить физическое развитие.

Оснащение:

Ø горизонтальный ростомер;

Ø пелёнка;

Ø резиновые перчатки;

Ø ёмкость с дезинфицирующим раствором, ветошь

Этапы Обоснование
Подготовка к процедуре
• Объяснить маме /родственникам / цель исследования • Обеспечение права родителей на информацию, осознанное их участие в исследовании
• Установить горизонтальный ростомер на ровной устойчивой поверхности шкалой «к себе». • Обеспечение достоверности измерения
• Подготовить необходимое оснащение • Обеспечение чёткости и быстроты выполнения процедуры
• Вымыть и осушить руки, надеть перчатки • Обеспечение инфекционной безопасности
• Обработать рабочую поверхность ростомера дезраствором с помощью ветоши. • Обеспечение инфекционной безопасности
• Постелить пелёнку (она не должна закрывать шкалу и мешать движению подвижной планки) • Создание комфортных условий ребёнку
Выполнение процедуры
• Уложить ребёнка на ростомер головой к неподвижной планке • Достижение достоверности результатов исследования
• Выпрямить ноги малыша лёгким нажатием на колени • Придвинуть к стопам, согнутым под прямым углом, подвижную планку ростомера • По шкале определить длину тела ребёнка  
• Убрать ребёнка с ростомера • Обеспечение безопасности пациенту
Завершение процедуры
• Записать результат • Обеспечение преемственности в передаче
• Сообщить результат маме • Обеспечение на информацию
• Убрать пелёнку с ростомера • Протереть рабочую поверхность ростомера дезраствором • Снять перчатки, вымыть и осушить руки • Обеспечение инфекционной безопасности

Измерение окружности головы

Цель:

Ø оценить физическое развитие;

Оснащение:

Ø сантиметровая лента;

Ø 70 % этиловый спирт, марлевая салфетка

Этапы Обоснование
Подготовка к процедуре
• Объяснить маме /родственникам / цель и ход исследования, получить согласие мамы • Обеспечение права родителей на информацию, осознанное их участие в исследовании
• Подготовить необходимое оснащение • Обеспечение чёткости выполнения процедуры
• Обработать сантиметровую ленту с обеих сторон салфеткой, смоченной спиртом • Обеспечение инфекционной безопасности
• Уложить или усадить ребёнка • Создание комфортных условий ребенку
Выполнение процедуры
• Наложить сантиметровую ленту на голову ребёнка по ориентирам: а) Сзади - затылочный бугор; б) Спереди - надбровные дуги. Примечание: следить, чтобы палец исследователя не находился между лентой и кожей головы ребёнка. • Определить показатели окружности головы • Достижение достоверности результатов исследования
Завершение процедуры
• Записать результат • Обеспечение преемственности в передаче информации
• Сообщить результат ребёнку/ маме • Обеспечение права на информацию

Измерение окружности грудной клетки

Цель: Оценить физическое развитие.

Оснащение:

Ø сантиметровая лента

Ø 70% этиловый спирт

Ø марлевая салфетка

Этапы Обоснование
Подготовка к процедуре
• Объяснить маме (родственникам) цель и ход исследования, получить согласие мамы • Обеспечение права родителей на информацию, осознанное их участие в исследовании
• Подготовить необходимое оснащение • Обеспечение чёткости выполнения процедуры
• Обработать сантиметровую ленту с двух сторон спиртом с помощью салфетки • Обеспечение инфекционной безопасности
• Уложить или усадить ребёнка • Создание комфортных условий ребенку
Выполнение процедуры
• Наложить сантиметровую ленту на грудную клетку по ориентирам: а) Сзади - нижние углы лопаток б) Спереди - нижний край около сосковых кружков (у девочек пубертатного возраста -верхний край 4-ого ребра над молочными железами) • Определить показатели окружности головы • Достижение достоверности результатов исследования
Завершение процедуры
• Записать результаты • Обеспечение преемственности в передаче
• Сообщить результат ребёнку/ маме • Обеспечение права на информацию

Введение Б


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: