Анализ результатов и выводы

Проанализировав количество задач (в %). решаемых испытуемыми неадекватным способом, и сравнив эти результаты с результатами контрольной группы, следует сделать выводы о влиянии установки на процесс решения задач.

Заметно больший процент случаев неадекватного решения у испытуемых экспериментальной группы указывает на решение ими задач с 6 по 10 под влиянием установки, созданной предыдущим решением задач с 1 по 5.

Задание 20

Цель задания: Преодоление шаблонности мышления при решении мыслительной задачи

Необходимый материал: условия нескольких задач.

Ход выполнения задания: экспериментатор читает задачи вслух, испытуемый решает их.

1. Встретились два человека, друзья детства, и между ними произошел следующий диалог:

- Сколько лет я тебя не видел и ничего о тебе не слышал!

- А у меня уже дочь!

- Как ее зовут?

- Как и ее мать.

- А сколько же лет Леночке?

Как собеседник узнал имя дочери?

2. Двое подошли к реке. У пустынного берега стояла лодка, в которой мог поместиться только один человек. Оба они переправились через реку на этой лодке и продолжали свой путь. Как они это сделали?

3. Как зачеркнуть, не отрывая карандаша от бумаги, четыре точки квадрата тремя прямыми линиями и вернуться в исходную точку.

Задание 21

Цель задания. Исследование скорости протекания мыслительного процесса (методом заполнения недостающих букв в данных словах)

Необходимый материал и оборудование. Секундомер и 5 рядов слов (по 10 слов в каждом).

п—ро д-р—во п—л—а з—о—ок с—я—о—ть
г—ра з—м—к о—р—ч к—н—а к – с – а - ник
п—ле к—м—нь к—р—он с—е—ло у—и—е—ь
к—са с—р—й з—р—о к—ы—а а—е—ь—ин
т –ло н—в—д в—с—ок т–а-а с—а—ц—я
п —ля х—л—д с—г—об к—у—ка ч—р—и—а
в—ра п—с—к в – т – а с—а—ка к—п—с—а
с—ж а к—з—л п—д—ак т—у—а т—у—о—ть
д—ша з—л—нь п—р—а с—а—а' с—е—о—а
р—ка т—л—га б—л—он п—е—а к—н—о—а

Ход выполнения задания. Испытуемому предлагается вписать недостающие в словах буквы. Экспериментатор отмечает время, потраченное на обдумывание отдельного слова и на работу со всем рядом.

Обработка данных выполненного задания. Результаты опыта оформляются в виде таблицы.

Номер ряда Время, затраченное на работу с данным рядом Слова, затруднившие испытуемого
     

Для каждого ряда строится график, который отражает количество времени, необходимое для нахождения недостающих букв в словах.

Задание 22

Цель задания. Выявление особенностей проявления ригидности мышления при решении арифметических задач.

Необходимое оборудование и материал. Секундомер, условия нескольких задач.

Ход выполнения задания. Экспериментатор просит испытуемого решить 10 простых арифметических задач. В каждой задаче предлагается с помощью трех сосудов разного объема отмерить требуемое количество жидкости. На сосудах нет никаких делений. Задачи решаются письменно. На решение задачи дается не более двух минут.

Условия задачи (емкость Требуемое
задачи сосудов в литрах) количество жидкости
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         

Ход выполнения задания. После решения тренировочной задачи (0) экспериментатор каждые две минуты дает новую задачу.

Задачи 1—5 называются установочными. Они могут быть решены только более сложным способом (например, путем последовательного вычитания обоих меньших чисел из большего: задача 1 (59—14—10—10). Задачи 6, 7, 9, 10 называются критическими, так как имеют два решения: сложное и более простое. Наконец, задача 8 допускает только одно решение (28—3). Решение задач 6 и 7 сложным способом свидетельствует о чувствительности испытуемого к фиксированию установки, а 9 и 10— о прочности установки. Индикатором ригидности и флексибильности мышления испытуемых является решение или нерешение задачи 8. Испытуемые, решившие эту задачу, относятся к группе флексибильных, а не решившие — к группе ригидных.

Задание 23

Цель задания. Исследование пространственного воображения.

Необходимый материал. Секундомер, циркуль, линейка, задачи, предлагаемые испытуемым для решения.

1. Представьте себе равносторонний треугольник, каждая сторона которого равна 6 м. Продолжите мысленно основание треугольника влево на 6 м и параллельно ему через вершину треугольника проведите влево такой же отрезок. Соедините концы параллельных линий прямой. Какая фигура получилась?

2. Представьте себе, что от точки А вы прошли на юг 10 шагов, затем повернули на восток и также сделали 10 шагов, после опять сделали 10 шагов на юг, а затем повернулись на запад, прошли столько же и, наконец, сделали 10 шагов на север. Какая фигура получилась из указанных отрезков?

3. От точки А велосипедист проехал 10 км на восток, затем повернул на север и сделал 20 км, после ехал на запад 10 км и на юг 10 км. Наконец, опять повернул на восток, проехав еще 10 км, Какая фигура получилась из указанных отрезков? Если мысленно перевернуть эту фигуру на 180°, какая получится буква?

4. Представьте себе окружность. Поставьте в центре окружности точку, на равном расстоянии от нее (внутри окружности) проведите 2 горизонтальные линии, а затем 2 вертикальные линии. На сколько частей разделится окружность, какая фигура находится в середине окружности?

5. Представьте себе квадрат. Проведите диагонали. Затем двумя горизонтальными линиями разделите квадрат на равные части. Сколько получилось фигур и какие?

Ход выполнения задания. Испытуемому сообщают, что ему предстоит решить 5 задач. Экспериментатор с помощью секундомера фиксирует время, затраченное на чтение первой задачи и обдумывание ответа. Затем испытуемый последовательно решает остальные задачи.

Обработка данных выполненного задания. По окончании опыта испытуемый проверяет с помощью чертежа правильность ответа и сообщает экспериментатору, какая задача решалась легко, какая вызывала затруднения. Эти данные также заносятся в протокол. Правильное решение задач условно оценивается определенным количеством единиц: задача 1-4 единицы, задачи 2, 3, 4 — по 5 единиц каждая, задача 5—6 единиц.

Если испытуемый решил правильно все пять задач, его работа оценивается баллом 5 (25 ед.: 5 задач), если решил лишь первые четыре задачи, то работа оценивается баллом 4 (19 ед.:5 задач) и т, д. Данные разных испытуемых сравниваются по количеству времени, затраченного на обдумывание ответа, и количеству баллов. В конце занятий, используя материал словесного отчета, выясняют, в каких задачах вызвал затруднение процесс актуализации образа, в каких—процесс оперирования им.

Задание 24

Цель задания. Исследование особенностей творческого воображения.

Необходимый материал. Три любых слова.

Ход выполнения задания. Испытуемому предлагается в течение 10 минут составить возможно большее количество предложений, так чтобы в каждое входили все 3 слова.

Обработка данных выполненного задания. Оценка работы испытуемого проводится по следующей шкале:

в предложении использованы все 3 слова в остроумной и оригинальной комбинации—6 баллов;

в предложении использованы все 3 слова без особого остроумия, но в оригинальной комбинации—5 баллов;

в предложении использованы все 3 слова в обычной комбинации —4 балла;

заданные 3 слова использованы в менее мысленно-необходимой, но логически допустимой комбинации —3 балла;

мысленно необходимо использованы лишь 2 слова, а третье использовано с натяжкой, в силу чисто словесной связи — 2,5 балла;

правильно использованы только 2 слова, а третье искусственно введено в предложение— 1 балл;

испытуемый правильно понял задачу, но дает в предложении формальное объединение всех трех слов или использует их с искажением— 0,5 балла;

предложение представляет бессмысленное соединение всех трех слов —0 баллов.

Если испытуемый придумал очень похожие друг на друга предложения, с повторением темы, то второе и все последующие предложения оцениваются половиной начального балла.

Обсудив предложения, составленные каждым испытуемым, группа подводит итоги, подсчитывается сумма баллов, полученная каждым испытуемым. Преподаватель может сообщить студентам, что в научном исследовании этот результат отрабатывается с помощью техники ранжирования: устанавливается ранговое месте каждого испытуемого с помощью методов вариационной статистики. Для учебных целей достаточно соотношение абсолютных числовых значений — показателей работы испытуемых.

1. Практикум по общей психологии /Под ред. А.И.Щербакова, М., 1979.

2. Практические занятия по психологии /Под ред. А.В.Петровского, М., 1972.

3. Основы психологии. Практикум для студентов Вузов /Ред-составитель Л.Д.Столяренко. – Ростов н/Д:, 2002.

4. Лабораторно-практические задания по курсу общей психологии. ТюмГу, 1979.


ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЯ

Тесты для самоконтроля

Выбрать правильный ответ:

1. Функции рецепторов

а) характерны для каждого вида живых существ;

б) зависят от уровня развития мозга;

в) одинаковы у всех видов;

г) наиболее развиты у человека.

2. Органы чувств ребенка начинают функционировать

а) у большинства до рождения;

б) с момента рождения;

в) в первые недели после рождения;

г) на втором месяце после рождения.

3. Наше восприятие мира связано

а) с культурой, к которой мы принадлежим;

а) с практикой;

в) с опытом.

Г) все эти ответы верны.

4. По мнению" представителей школы гештальт-психологии, фигура по сравнению с фоном бывает более

а) упорядоченной;

б) структурированной;

в) значимой.

г) все ответы верны.

5. Принцип дополнения состоит в том, что мозг стремится

а) дополнить плохо очерченный контур;

б) сгруппировать близко расположенные друг к другу элементы;

в) сгруппировать сходные элементы.

г) Все ответы верны.

6. Известно, что элементы складываются в фигуру, если они имеют одинаковое направление. В этом проявляется принцип

а) дополнения;

б) сходства;

в) непрерывности;

г) симметрии.

7. Бинокулярное зрение

а) позволяет воспринимать глубину;

б) неэффективно на расстояниях более 15 метров;

в) может быть заменено монокулярными признаками.

г) Все ответы верны.

8. Чтобы представление о мире оставалось стабильным, мозг должен

а) постоянно осуществлять коррекции;

б) учитывать расстояние, на котором находятся предметы;

в) изменять восприятие в зависимости от угла зрения.

г) Ни один из ответов не верен.

9. Эффект параллакса

а) позволяет оценивать расположение удаленных предметов;

б) служит одним из монокулярных признаков глубины;

в) связан с движением головы наблюдающего.

г) Все ответы верны.

10. Когда наш мозг становится не способен делать выбор сигналов при их избыточном притоке, говорят, что мозг находится в состоянии

а) сенсорной адаптации;

б) привыкания;

в) избирательного внимания.

г) Ни один из ответов не верен.

11. Привыкание проявляется в том, что мы быстро перестаем замечать

а) соприкосновение одежды с кожей;

б) периодически возобновляющийся шум мотора холодильника;

в) запах щей в кухне;

г) Все ответы верны.

12. Стимул или объект имеет тем больше шансов привлечь внимание, чем он

а) новее;

б) сложнее;

в) интенсивнее;

г) Все ответы верны.

13. Наш мозг

а) способен декодировать одновременно различные сигналы;

б) постоянно фильтрует сигналы;

в) легче интегрирует зрительные сигналы;

г) может быть внимательным одновременно к зрительным и слуховым сигналам.

14. Физиологический порог

а) представляет собой предел чувствительности рецептора;

б) определен генетически;

в) может меняться с возрастом.

г) Все ответы верны.

15. Осознанное узнавание зависит

а) от порога восприятия;

б) от контроля, осуществляемого ретикулярной формацией;

в) от деятельности высших центров.

г) Все ответы верны.

16. Феномен перцептивной защиты

а) связан с понижением порога восприятия;

б) вызывается необычностью некоторых стимулов;

в) облегчает узнавание некоторых слов.

г) Ни один из ответов не верен.

17. Подпороговое восприятие

а) может быть причиной реакций, не контролируемых сознанием;

б) представляет собой неопровержимо доказанное явление;

в) наблюдается только у здоровых испытуемых.

г) Все ответы неверны.

18. Экстрасенсорное восприятие

а) в настоящее время является предметом изучения в психологии;

б) многими рассматривается как обычная способность;

в) интересует в равной степени физиков и психологов.

г) Все ответы верны.

19. Опыты сенсорной изоляции, проводимые в Университете Мак-Гилла, привели к заключению, что без сенсорных стимулов

а) умственные функции быстро деградируют;

б) сенсорный опыт растет;

в) мир внутренних образов все больше и больше обедняется;

г) нарушение интеллектуальных функций становится необратимым.

20. Проведя эксперименты в изолированной камере, Лилли пришел к выводу, что

а) наш опыт, вероятно, ограничен внешней реальностью;

б) внешняя реальность в основном моделируется самим субъектом;

в) внутренняя реальность труднодоступна.

г) Ни один из ответов не верен.

Выбрать правильный ответ:

1. Сенсорная память

а) действует на уровне рецепторов;

б) действует меньше одной секунды;

в) лежит, в частности, в основе последовательных образов.

г) Все ответы верны.

2. Кратковременная память

а) длится до двух минут;

б) обладает емкостью, не превышающей 11 элементов;

в) позволяет долго помнить телефонный номер.

г) Все ответы неверны.

3. Долговременная память

а) обладает ограниченной емкостью;

б) обладает практически неограниченной длительностью;

в) более развита у пожилых лиц.

г) Все ответы верны.

4. Принцип специфичности кодирования касается

а) контекста, в котором осуществляется кодирование;

б) мотивации субъекта;

в) числа повторений одного и того же материала;

г) времени, необходимого для того, чтобы интегрировать материал.

5. Как показала Зейгарник, мы лучше помним какую-либо работу, если она

а) была доведена до конца;

б) осталась незаконченной;

в) была сознательно прекращена;

г) привела к вознаграждению.

6. Семантическая память-это такая память,

а) при которой информация обрабатывается в момент кодирования;

б) которая состоит из структур, позволяющих организовать познание мира;

в) в которой хранится информация, касающаяся жизненных событий.

г) Все ответы неверны.

7. Мы ориентируемся в днях недели или расположении слов в словаре благодаря

а) пространственной организации;

б) последовательной организации;

в) ассоциативной организации;

г) иерархической организации.

8. Иерархическая организация

а) позволяет упорядоченно работать семантической памяти;

б) основана на том, что каждый элемент отнесен к той или иной категории;

в) требует знакомства с определенными терминами.

г) Все ответы верны.

9. При извлечении информации из памяти всегда легче

а) вспомнить какой-то отдельно взятый элемент;

б) распознать элемент информации среди предъявленных других;

в) ответить на прямые вопросы;

г) не учитывать контекста.

10. Пожилые люди

а) обладают лучшей, чем у молодых, памятью на давние события;

б) сохраняют способность очень легко организовывать запоминаемый материал;

в) легче вспоминают что-то, чем узнают.

г) Все ответы неверны.

11. Ретроактивная интерференция

а) связана с событиями, происшедшими до запоминания данного материала;

б) лежит в основе положительного переноса при научении;

в) усиливается, если материалы сильно различаются.

г) Все ответы неверны.

12. Когда мы забываем прийти на важное свидание, то это обусловлено

а) торможением;

б) активным забыванием;

в) мотивированным забыванием.

г) Все ответы верны.

13. Память

а) всегда играет положительную роль в процессах мышления;

б) может вызвать некоторую функциональную ригидность;

в) всегда облегчает решение задачи.

г) Все ответы верны.

14. В случае, если понятие определяется двумя атрибутами, то это

а) дизъюнктивное понятие;

б) простое понятие;

в) формирующееся понятие.

г) Все ответы неверны.

15. При решении проблемы этап подготовки

а) это первый этап в процессе решения;

б) может занимать несколько дней;

в) позволяет собрать всю информацию, относящуюся к проблеме.

г) Все ответы верны.

16. Когда мы находим решение проблемы «наугад», то это

а) результат случайного перебора;

б) стратегия проб и ошибок;

в) часто приводит к неприятным последствиям.

г) Все ответы верны.

17. Из всех стратегий мышления систематический перебор

а) наиболее утомителен;

б) является наиболее строгим методом;

в) реже всего используется.

г) Все ответы верны.

18. Согласно бихевиористским конценпциям развития познавательных функций

а) мысль-это внутренний диалог;

б) речь-это мысль, высказанная вслух;

в) мыслям всегда сопутствуют неявные движения.

г) Все ответы верны.

19. В области развития мышления когнитивистская концепция Брунера придает особое значение

а) двигательной активности;

б) мысленным образам;

в) речи.

г) Все ответы верны.

20. Согласно Пиаже, развитие мышления связано главным образом

а) с развитием речи;

б) с взаимодействием организма и окружающей среды;

в) с угасанием процесса ассимиляции.

г) Все ответы неверны.

21. Стадия формальных операций

а) достигается всеми в возрасте от 14 до 15 лет;

б) характеризуется формулировкой гипотез и выводов;

в) характеризуется развитием субъективного мышления.

г) Все ответы верны.

22. Человеческий язык характеризуется

а) наличием сигналов, запускающих те или иные поведенческие реакции;

б) возможностью передавать информацию о прошлых и будущих событиях;

в) ограниченной лингвистической компетентностью.

г) Все ответ верны.

23. Согласно теории научения, речь развивается в результате

а) интериоризации усвоенного языка;

б) последовательных приближений;

в) подражания «родительской модели».

г) Все ответы верны.

24. Преформистская теория развития речи подчеркивает в основном тот факт, что речь формируется в результате

а) обусловливания;

б) взаимодействия ребенка с окружающей средой;

в) давления, оказываемого данной культурой на ее представителей.

г) Все ответы неверны.

25. В соответствии с релятивистскими теориями любой язык «относителен» и зависит

а) от нашего восприятия мира;

б) от той или иной культуры;

в) от опыта, приобретенного путем обусловливания.

г) Все ответы неверны.

Заполнить пробелы:

1. Различают три уровня памяти: сенсорную (или...)..... и.....память.

2......память функционирует в течение.....секунды.

3......кратковременной памяти не позволяет сохранять одновременно более

.....элементов.

4.Емкость и длительность.....информации в долговременной памяти в принципе практически......

5.Чем более.....становится та или иная информация в результате многократного повторения, тем выше вероятность того, что она сохранится в памяти.

6.Согласно принципу специфичности....., важное значение имеет тот.....,в котором происходило запоминание.

7. По мнению Зейгарник, мы дольше помним о.....работе.

8. Материал запоминается тем лучше, чем больше он ……с каким-то другим материалом в различных.....и под разными углами зрения.

9. Три главных процесса памяти - это.....,.....и......

10. Процесс.....осуществляется уже на этапе сенсорной памяти, след консолидируется на стадии.....и углубляется на стадии......

11. Хранение информации осуществляется по-разному в зависимости от того, участвует ли в нем.....или.....память.

12. Эпизодическая память по своей сути......

13......память включает все те структуры, которые позволяют упорядочить познание мира.

14.Существует несколько форм организации памяти......и.....организация определяется внешними причинами - самой сущностью того, что требуется запомнить.

15.При.....организации мы группируем вместе элементы с.....свойствами, а при..... организации мы относим каждый элемент к тому или иному уровню в зависимости от того, соответствует ли он какой-либо общей или более частной......

16.Поскольку во время.....информации очень важную роль играет контекст, нам всегда легче..... какой-либо элемент среди других, чем просто.....что-либо.

17.Существует множество факторов забывания. К ним относятся.....субъекта,.....усвоенного материала или его характер.

18......обусловливает отрицательный перенос при научении. Если она связана с событиями, происшедшими до запоминания данной информации, говорят об..........; если же она связана с тем, что мы приступаем к новой деятельности непосредственно после усвоения чего-либо, то ее называют.....

19.Современные психологи предпочитают называть торможение вспоминания......забыванием, подчеркивая тем самым, что с помощью такого механизма субъект пытается «уйти» от.....аспектов той или иной ситуации.

20.Память участвует во всех мыслительных процессах - либо через посредство..... образов, лежащих в основе воспоминаний, снов или грез наяву, либо при выработке умственных....., требующих......информации.

21. Функциональная.....служит примером.....роли памяти, так как замедляет.....проблемы.

22. В нашей адаптации к действительности важную роль играют две разновидности мыслительных процессов:..... и усвоение понятий, с одной стороны, и решение.....-с другой.

23......понятий - это просто отличение того, что сходно, от того, что несходно.

24......конъюнктивные понятия легче, чем......

25. Четыре стадии решения проблем выдающимися учеными - то, по-видимому,.....,.....,....., и......

26. Случайный перебор-это такая.....мышления, при которой.....формулируются случайным образом.

27......перебор лучше, чем....., однако он реже используется, так как слишком утомителен.

28. В соответствии с бихевиористскими взглядами Уотсона, мысль-это внутренний....., а речь - это мысль...........

29. В когнитивистской концепции Брунера главное внимание уделяется содержанию сознания, формирующегося на основе двигательной....., мысленных.....и прежде всего речи в момент формирования.....способа отображения действительности.

30. В концепции Пиаже.....-это структуры, которые организуются на базе.....структур, что ведет к развитию как бы по спирали, позволяющему все лучше.....к окружающей среде.

31.Адаптация осуществляется с помощью двух механизмов:___., при которой субъект пытается.....новую ситуацию в существующие структуры, и аккомодации, при которой, напротив, старые схемы.....с целью их приспособления к.... ситуации.

32.Три главные стадии познавательных процессов по Пиаже-это.....стадия, стадия.....операций и, наконец, стадия...... операций.

33.У многих животных существуют ___, с помощью которых они общаются; однако эти сигналы связаны с..... ситуацией, на которую члены группы реагируют «механически».

34.Человеческая речь отличается от средств общения животных тем, что с ее помощью можно рассказать не только о текущих, но также о.....или.....событиях.

35.Условием лингвистической.....служит знание закономерностей языка.

36.Задача.....состоит в том, чтобы понять, каким образом язык усваивается и воспроизводится, а задача..........- в том, чтобы оказывать индивидуальную помощь в преодолении трудностей при изучении языка.

37.Теории развития языка можно подразделить на теории.....,.....теорию,.....теории и.....теорию.

38.В теориях.....главное внимание уделяется роли.....в процессе формирования речи.

39. Согласно преформистской теории, основные структуры человеческих языков являются....., тогда как по мнению сторонников релятивистских теорий у каждой культуры существует собственная..... система, свойственная именно этой культуре и служащая.....для мышления ее представителей.

40.С точки зрения Пиаже речь не играет никакой роли в развитии.....или...,.,

а служит лишь одним из способов.....мира, имеющихся у индивидуума.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: