Пояснительная записка. Федерального компонента

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Учебной дисциплины

«УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС»

Федерального компонента

Цикла общепрофессиональных дисциплин

По специальности 030501.65 – Юриспруденция

САМАРА

Рабочую программу составил:

Мотин Олег Александрович, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовного права и процесса Самарского филиала Московского городского педагогического университета


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Уголовный процесс – это самостоятельная, общетеоретическая и прикладная наука, которая изучает порядок возбуждения, расследования, рассмотрения и разрешения в суде по существу уголовного дела.

Уголовный процесс как наука вооружает знанием уголовно-процессуального права, которое призвано обеспечивать права и законные интересы физических и юридических лиц, общества и государства от преступлений, а также защиту личности от незаконного и необоснованного осуждения, ограничения ее прав и свобод.

Знание уголовного процесса выступает необходимым условием для успешного овладения смежными отраслями права и правовыми науками (уголовным, уголовно-исполнительным правом, криминологией, криминалистикой, оперативно-розыскной деятельностью и др.).

Как отрасль юридической науки уголовный процесс изучает общественные отношения, возникающие в связи с судопроизводством по уголовному делу. Она сосредотачивает все внимание на выявлении закономерностей правового регулирования уголовного судопроизводства, определении путей его дальнейшего совершенствования. Взгляды и идеи, развиваемые в науке уголовного процесса, направлены на обеспечение деятельности органов дознания, предварительного следствия, суда, прокуратуры и адвокатуры в целях надлежащего исполнения предусмотренных законом прав и обязанностей всех органов и лиц, участвующих в производстве по уголовному делу[1].

Учебная дисциплина «Уголовный процесс» призвана вооружить студентов высших учебных заведений России современными знаниями и тем самым способствовать формированию у них навыков и способностей квалифицированных специалистов, способных решать практические задачи.

Изучение учебной дисциплины «Уголовный процесс» рассчитано на 254 часа (из них на очном отделении 116 часов лекционных занятий, 108 часов семинарских и 30 часов самостоятельной подготовки). Содержание тем дисциплины «Уголовный процесс» и последовательность их изучения определяются с учетом специфики вуза, а также с учетом тенденций совершенствования действующего законодательства и актуальных задач, решаемых органами внутренних дел по борьбе с преступностью.

Целью преподавания дисциплины «Уголовный процесс» является овладение студентами теоретическими знаниями по основным разделам уголовного процесса, практическими умениями и навыками правоохранительной деятельности.

Дисциплина «Уголовный процесс» ставит перед собой следующие задачи:

-усвоение студентами положений теории уголовного процесса, особенностей деятельности органов предварительного расследования, прокуратуры и суда в сфере уголовного судопроизводства;

-выработка у обучающихся умений и навыков применения уголовно-процессуальных предписаний;

-формирование у студентов навыков принятия процессуальных решений и составления процессуальных документов;

-формирование у студентов уважительного отношения к правам и свободам человека и гражданина неукоснительного соблюдения законов и др.

Для более полного и глубокого изучения проблем уголовного процесса студентам рекомендуется самостоятельно изучать как основную, так и дополнительную литературу по каждой теме дисциплины.

Основными формами обучения студентов являются лекции и семинарские занятия. На лекциях, в ходе семинарских занятий, а также в процессе самостоятельной работы студенты должны хорошо усвоить основные понятия уголовного процесса, структуру и процедуры уголовного судопроизводства, формы уголовного процесса и т. п.

На лекциях рассматриваются основные, наиболее сложные положения теории и практики уголовного процесса. При раскрытии темы лектор заостряет внимание студентов на определении основных понятий и терминов, истории развития, опыта зарубежных процессуалистов по рассматриваемой проблеме, рекомендует литературу, необходимую для изучения конкретной темы.

Семинарские занятия проводятся в целях углубления знаний студентов по рассматриваемой теме, оказания им помощи в вопросах, вызывающих затруднение, а также в целях контроля за качеством усвоения ими учебного материала, определения степени понимания и способности изложения изученного материала. Для более детального изучения материала используются различные методики: опрос, диспут, подготовка и обсуждение докладов, рефератов, дискуссия, викторина, терминологический кроссворд и т. д. Семинарские занятия направлены, прежде всего, на то, чтобы привить студентам навыки принятия самостоятельных решений в отношении конкретных жизненных ситуаций, выработки умения и навыков аргументировано, литературно и юридически грамотно излагать выводы по изученным вопросам.

Особое внимание должно быть уделено самостоятельной работе. Самостоятельная работа особенно нужна в том случае, если та или иная тема или отдельные вопросы учебного плана остались студентами не изученными по какой-либо причине. Необходимо восполнить эти пробелы самостоятельным изучением соответствующего раздела по учебникам и на основе другой литературы, указанной в программе или планах семинарских занятий. В процессе обучения у студентов не должно остаться неусвоенным ни одно из основных положений, содержащихся в рабочей программе дисциплины. В случае возникновения трудностей при изучении курса необходимо обратиться за консультацией к преподавателю.

В ходе самостоятельной работы, при подготовке к семинарским занятиям и экзаменам студентам следует пользоваться не только конспектами лекций и учебниками, но и рекомендованной в настоящей программе дополнительной литературой: монографиями, учебными пособиями, журнальными статьями, опубликованной судебной практикой.

Среди периодических изданий особое место в изучении дисциплины должны занять специальные юридические журналы, такие как «Государство и право», «Российская юстиция», «Законность», «Правоведение», «Следователь», «Уголовное право», «Уголовное судопроизводство» в которых публикуются статьи по проблемам уголовного процесса. Интересные и важные сведения можно получить в журналах по философии, социологии, психологии и периодической печати.

Особое внимание следует уделить регулярному изучению приказов и иных подзаконных актов министерств и ведомств, которые устанавливают порядок и правила осуществления деятельности по борьбе с преступностью, учета преступлений, приема, регистрации и рассмотрения сообщений о преступлениях и т. д.

Формами итогового контроля качества усвоения студентами учебной программы являются курсовая работа, зачет и экзамен по всему курсу уголовного процесса.

Должная подготовка к занятиям и итоговому контролю предполагает знание смысла и содержания основных положений уголовного процесса. При подготовке следует изучить план занятия, подобрать рекомендованную литературу. В первую очередь следует обращаться к изучению основной литературы (главы учебников, нормативные акты и др.) и лишь после этого – к изучению других источников (монографий, журнальных статей), рекомендованных по теме. Основные положения по теме следует законспектировать. Конспект должен дополнять материалы лекции и учебника и содержать логичное изложение позиций различных авторов по важнейшим спорным и дискуссионным вопросам.

Важным моментом для изучения проблем уголовного процесса является составление рабочего плана ответа на вопросы занятия. Необходимо творчески осмыслить полученные знания, выделить в них основные моменты и зафиксировать их в соответствующих пунктах плана таким образом, чтобы ответ получился логичным и полным. Следует также отметить неясные вопросы с тем, чтобы получить ответ на них во время занятия или на консультации. Все это способствует глубокому усвоению изучаемого материала и выработке навыков самостоятельного мышления, уяснению и закреплению полученных знаний, а также создает необходимые предпосылки для активной работы студентов на занятии.

В процессе изучения данной учебной дисциплины необходимо обращать внимание на роль международно-правовых актов в борьбе с преступностью, которые в соответствии с ч. 3 ст. 1 УПК России, являются составной частью уголовно-процессуального законодательства, а также постоянно следить за выходом в свет новой литературы по вопросам уголовного процесса и публикациями статей в периодической печати. Их использование в процессе подготовки к занятиям по уголовному праву обязательно.

В результате изучения дисциплины выпускники должны:

иметь представление об уголовном процессе как науке; его предмете, методе, методологии, месте в системе наук;

знать основные понятия, входящие в предмет уголовного процесса – принципы и стадии уголовного процесса, участники уголовного процесса, доказывание и доказательства, меры процессуального принуждения; процессуальный порядок обнаружения, фиксации, изъятия следов преступления;

уметь обосновывать и принимать процессуальные решения в ходе осуществления оперативно-розыскной деятельности, дознания, следствия; предварительно изучать источники доказательственной информации и использовать их в раскрытии и расследовании преступлений; владеть правилами производства и оформления отдельных следственных действий, обеспечивать их проведение; использовать помощь специалистов в процессе расследования преступлений, назначать экспертизы, оценивать доказательственное значение их результатов; взаимодействовать с органами предварительного расследования и должностными лицами правоохранительных органов; использовать помощь граждан и средств массовой информации при осуществлении оперативно- розыскной деятельности и расследовании преступления; составлять процессуальные документы в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства.

иметь навыки, необходимые для организации и проведения оперативно- розыскных мероприятий и расследования преступлений.


ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: