Относительные события – события, которые не связаны с волей участников конкретного правоотношения, но связаны с волей третьих лиц.
| Юридические
поступки
|
| Объективно противоправные акты поведения
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Правомерные
|
| Классификация юридических актов действий
|
|
Неправомерные
|
|
|
|
|
|
|
|
| Юридические акты
|
| Правонарушения
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Админист-
ративные акты
|
|
Сделки
|
| Право-нарушения
|
| Преступ-ления
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Админист-ративно-правовые
|
| Дисцип-линарные
|
| Граждан-скопра-вовые
|
|
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Юридические акты – действия, совершенные с намерением породить юридические последствия.
Юридические поступки – действия, совершенные без намерения породить юридические последствия, которые возникают в силу закона.
Объективно противоправные акты поведения – действия, выражающиеся в невиновном причинении вреда, нарушении субъективных прав участников правоотношения.
Правовая презумпция – подтвержденное предшествующим жизненным опытом и закрепленное в последующем в нормах права предположение о наличии или отсутствии юридических факторов, которое основано на связи предполагаемых и наличных фактов.
|
|
| Презумпции в праве
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| по возможности опровержения
|
| по сфере действия
|
| по роли в правовом регулировании
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| опровержимые
|
| общеправовые
|
| материальные
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| неопровержимые
|
| межотраслевые
|
| процессуальные
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| отраслевые
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| правовых
институтов
|
|
|
|
|
|
|
Реализация правовых норм - воплощение их предписаний в реальной деятельности субъектов права, превращение их требований в правомерное поведение.
| Формы реализации права
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Непосредственная реализация права
|
| Правоприменение
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Исполь-зование
|
| Исполнение
|
| Соблюдение
|
|
| | | | | | | | | | |
|
|
| Законность
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Обоснован-ность
|
| Принципы правоприменения
|
| Целесооб-разность
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Справедливость
|
| Эффективность
|
|
Творческая деятельность
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Организующая деятельность
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Завершается вынесением актов применения права
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Признаки правоприменения, отличающие его от других форм реализации права
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Властная деятельность компетентных государственных органов
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Состоит в индивидуализации правовых предписаний относительно конкретного субъекта в конкретной ситуации
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Осуществляется в специально установленных законом формах (процессуальная форма)
|
|
| когда субъективные юридические права и обязанности не могут возникнуть у конкретных лиц без помощи государства
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
в случае совершения правонарушения
|
| Необходимость правоприменения возникает
|
| при наличии спора о праве
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| когда необходимо осуществить предусмотренный законом контроль за правильностью приобретения прав и возложения обязанностей
|
|
|
|
| Функции применения права
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
право-наделительная
|
| индивидуального регулирования общественных отношений
|
| право-обеспечительная
|
|
| Стадии применения права
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Определение юридически значимых фактов
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| I.
Установление и анализ фактических обстоятельств дела
|
|
|
|
|
|
Сбор и процессуальное закрепление
|
|
| Выбор нормы права
|
|
|
|
|
|
|
|
Исследование на предмет достаточности и достоверности
|
|
| Проверка правильности текста нормативного правового акта
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оценка с точки зрения истинности
|
|
II.
Юридическая квалификация дела
|
| Проверка подлинности нормы и ее действия в пространстве, во времени и по кругу лиц
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Подготовка проекта правоприменительного акта
|
|
| Уяснение смысла и содержания нормы
(осуществление толкования)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Проверка
|
| III.
Вынесение правоприменительного решения
|
| Устранение коллизий
|
|
|
|
|
|
|
|
Принятие право-применитель-
ного акта
|
|
| Преодоление пробелов в праве
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Доведение до адресата
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Структура правоприменительного акта
|
|
|
|
|
|
|
|
| Вводная часть
|
|
|
|
|
|
|
| Описательная (соответствует I стадии)
|
|
|
|
|
|
|
| Мотивировочная (соответствует II стадии)
|
|
|
|
|
|
|
| Резолютивная часть (соответствует III стадии)
|
|
|
|
|
| Признаки актов применения права
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Носят государственно-властный характер
|
| Принимаются компетентными органами или должностными лицами
|
| Индивидуализируют нормы права
|
|
|
|
|
|
| Имеют, как правило, документарную
форму
|
| Являются юридическими фактами
|
|
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| Виды актов применения права
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| запрещающие
|
| по характеру решения
|
|
|
|
|
|
|
|
| обязывающие
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| управомочивающие
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| правонаделительные
|
| по функциям
|
|
|
|
|
|
|
|
| правообеспечительные
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| акты – регламентаторы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| акты – документы
|
| по способу выражения
|
|
|
|
|
|
|
|
| акты – действия
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| акты – символы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| приказы
|
|
|
|
| постановления
|
|
|
|
| указания
|
| по наименованию
|
| представления
|
|
| резолюции
|
|
| указы Президента о награждении,
о помиловании
|
|
| протоколы
|
|
|
|
| решения
|
|
|
|
| предписания
|
|
|
|
| приговоры и т.д.
|