|
|
|
| Содержание правоотношения
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Право
|
|
| Обязанность
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Активная
|
| Пассивная
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Способ правового регулирования
|
|
Дозволение
|
|
Обязывание
|
|
Запрет
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Виды норм
|
| Управомо-чивающие
|
| Обзывающие
|
| Запрещающие
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Формы реализации права
|
| Использование
+
Правопри-менение
|
| Исполнение
+
Правопри-менение
|
| Соблюдение
+
Правопри-менение
|
| | | | | | | | | | | | | | |
Признаки государства – наиболее важные, существенные черты, отражающие сущность и социальное назначение государства.
| Признаки, отличающие государство от общественной власти
|
|
|
|
|
|
|
Наличие публичной власти, не совпадающей с населением
|
| Взимание налогов, сборов, принудительно взимаемых с населения для содержания публичной власти
|
| Территориальное подразделение граждан (подданных) государства
|
|
|
|
|
|
| Признаки государства,
отличающие его
от других социальных организаций
|
|
|
|
|
|
|
суверенитет
|
| легализованное государственное принуждение
|
| население
|
|
|
|
|
|
неразрывная связь с правом
|
| государственная символика
|
| | | | | | | | | | | | |
Сущность и социальное назначение государства – совокупность наиболее важных существенных признаков государства.
| Подходы к пониманию сущности государства
|
|
|
|
|
|
|
|
|
теологический
|
|
| социологический
|
|
| классический
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| обще-
социальный
|
| классовый
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
легистский
|
| юридический
|
| | | | | | | | |
Классический подход – государство понимается как единство политической публичной власти, территории и населения.
Теологический подход – государство понимается в качестве результата божественной воли, воплощения идеи божественной справедливости.
Социологический подход – отождествляет государство с социальной организацией, действующей либо в интересах всего общества (общесоциальный подход), либо в интересах определенного класса.
Легистский подход – государство отождествляется с совокупностью законов о государственной власти.
Юридический подход – государство отождествляется с правовыми формами его деятельности, считается обладающим качеством правового государства.
Форма государства – совокупность существенных способов (сторон) организации, устройства и осуществления государственной власти, выражающих его сущность.
| Форма государства
|
|
|
|
|
|
|
Форма
правления
|
| Форма государственного устройства
|
| Государственный режим
|
| | | | | | |
Форма правления – совокупность способов организации высших органов государственной власти.
| Форма правления
|
|
|
|
| Монархия
|
|
| Республика
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Неограниченная
(абсолютная)
|
| Ограниченная
|
| Парламентская
|
| Смешанная
|
| Президентская
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сословно-представительная
|
| Конституционная
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Дуалистическая
|
| Парламентарная
|
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Монархия – форма правления, при которой высшая верховная власть принадлежит полностью или частично главе государства – монарху.
| Юридические свойства монархии
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| бессрочное (пожизненное) пользование властью
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| представительство во внешних сношениях не по поручительству (мандату), а по собственному праву
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| занятие трона по наследству или по праву родства
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ответственность главы государства (монарха) перед Богом
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| отсутствие ответственности главы государства (монарха) перед населением (народом)
|
Республика – форма государственного правления, при которой высшая государственная власть принадлежит выборному коллегиальному органу.
| Юридические свойства республики
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| выборность высших органов государственной власти
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ограничение власти главы государства, законодательных и исполнительных органов государственной власти конкретным сроком
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ответственность главы государства в случаях, определенных законом
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| представительство главой государства интересов государства в международных отношениях по поручению избирателей
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| преимущественная защита интересов граждан, взаимная ответственность личности и государства
|
Форма государственного устройства – совокупность способов территориального устройства органов государственной власти.
| Содружество
|
| Конфедерация
|
| Сообщество
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Сложные государственные образования
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Форма государственного устройства
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Простые государства
(унитарные)
|
|
| Сложные государства
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Центра-лизованные
|
| Децентра-лизованные
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Уния
|
| Федерация
|
| Фузия
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Протекторат
|
| Инкорпорация
|
|
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Государственный режим – совокупность способов осуществления государственной власти.
|
|
| Буржуазная
демократия
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Феодальная
демократия
|
| Демократический
государственный режим
|
| Социалистическая
демократия
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Античная демократия
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Аристократия
|
| Демократия
|
|
| | | | | | | | |
Механизм государства - это система взаимосвязанных между собой объединенных общими принципами государственных органов (институтов), осуществляющих государственную власть и функции государства, решающих его задачи.
| Государственные
органы
|
| Государственные служащие
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Государственные учреждения
|
| Структура
механизма государства
|
| Государственные организации
(силовые структуры государства)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Государственные предприятия
|
| Материальные и финансовые средства
(государственный бюджет и казна)
|
|
| | | | | | | | |
Государственный орган – структурно обособленное звено, основной элемент государственного аппарата, наделенный государственно-властными полномочиями.
|
|
|
|
|
|
|
осуществляет от имени государства его задачи и функции
|
| Признаки
государственного
органа
|
| имеет территориальный масштаб деятельности
|
|
|
|
|
|
|
|
| имеет определенную компетенцию
|
| обладает властными полномочиями
|
| характеризуется определенной структурой
|
|
|
|
|
|
|
|
|
состоит из государственных служащих
|
| образуется в порядке, установленном законом
|
| действует в порядке, установленном законом
|
| действует на основании Положения
|
| | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| Классификация государственных органов
|
|
|
|
|
|
|
первичные
|
| по способу формирования
|
| производные
|
|
|
|
|
|
центральные
(федеральные)
|
| по территориальному
масштабу деятельности
|
| территориальные
(органы государственной власти субъектов федерации
|
|
|
|
|
|
общей компетенции
|
| по характеру компетенции
|
| специальной компетенции
|
|
|
|
|
|
коллегиальные
|
| по порядку реализации властных полномочий
|
| единоначальные
|
| | | | | | |
Функции государства – основные направления деятельности государства.
Цель государства – идеал, на достижение которого направлена деятельность государства.
Задачи государства – способы, приемы, пути достижения цели государства.
осуществляются в специальных организационно-правовых формах и свойственными государству методами
|
|
функции государства подвержены эволюции
|
|
|
|
|
|
|
| Черты функций
государства
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
в реальной деятельности государство может отклоняться от своих функций
|
| отражают ту деятельность государства, которую оно должно осуществлять, чтобы решать поставленные перед ним задачи
|
| функции государства объективно заданы целями и задачами государства
|
|
|
|
|
|
|
|
отличаются от целей и задач, стоящих перед государством
|
| функции государства подвержены эволюции
|
| Цели современного российского государства
|
|
|
|
|
|
|
|
формирование
гражданского
общества
|
| создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека
|
| | | | | | | | | | | | | | |
| Задачи современного российского
государства
|
|
|
|
|
|
|
обеспечить переход к рыночным отношениям
|
| гарантировать свободу частного предпринимательства и конкуренции
|
| обеспечить всем гражданам достойный уровень жизни
|
|
|
|
|
|
создать условия для реализации каждым права быть собственником
|
|
провести политическую реформу в интересах народа для дальнейшей демократизации политической системы
|
| | | | | | | | | | |
|
| оборона страны
|
| миротворческая
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
борьба с международным терроризмом
|
|
|
| охрана окружающей среды в планетарном масштабе
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| интеграция в мировую экономику
|
|
|
| освоение космоса и мирового океана
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
поддержание торговых и экономических отношений
|
|
|
|
|
| поддержание дипломатических отношений
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| охрана правопорядка
|
|
|
|
|
| культурно-духовная
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| экологическая
|
|
|
| идеологическая
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| экономическая
|
|
|
| политическая
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| взимание налогов
|
| оказание услуг
|
|
|
|
| | | | | | | | | | | |
Формы осуществления функций государства – внешняя характеристика деятельности государства и его органов по осуществлению функций государства.
| законодательная
|
|
|
|
|
|
|
| исполнительная
|
|
|
|
|
|
|
| в зависимости от видов органов
|
|
|
|
|
|
|
| судебная
|
|
|
| контрольно-надзорная
|
| |
Формы осуществления функций государства
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Правовая форма
|
| в зависимости от однородной по своим внешним признакам деятельности
|
| Неправовая форма
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
право-творческая
|
| правоис-полнительная
|
| организационно-исполнительная
|
| организационно-хозяйственная
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| правоох-
ранительная
|
| право-
распоря-дительная
|
|
|
|
| организационно-воспитательная
|
|
|
|
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
|
Методы осуществления функций государства – способы реализации функций государства.
| Методы осуществления
функций
государства
|
|
|
|
|
|
|
рекомендование
|
| согласование
|
|
|
|
|
|
убеждения
|
| принуждения
|
| | | | | | | | |
Правовое государство – государство, ограниченное в своей деятельности требованиями права, государство, создающее условия для подлинного народовластия, реализации прав, свобод и обязанностей личности, ограничения всяческого произвола.
|
| взаимная ответственность государства и личности
|
| наличие эффективных форм контроля за реализацией
законов
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| господство правового закона во всех сферах жизни
|
| связанность правом
государства и его органов
|
| незыблемость свободы личности, ее правовая защищенность
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
единство прав и обязанностей гражданина
|
| Принципы правового
государства
|
| наличие развитого гражданского общества
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
разделение властей, наличие системы сдержек и противовесов
|
| соответствие норм внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права
|
|
правовая организация системы органов государственной власти
|
|
|
|
|
|
|
|
|
высокий уровень
правосознания
|
| возвышение суда
|
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Гражданское общество – негосударственная общность людей, объединенных по различным признакам в определенные формирования и действующих в целях удовлетворения их индивидуальных и групповых потребностей и реализации потенциальных возможностей на благо их объединений и каждого отдельного индивида.