жидкостный ракетный двигатель
Создан в 1968-74 гг. как орбитальной корректирующий двигатель КК "Союз-Т".
Компоненты топлива - тетраоксид азота и НДМГ
Рп = 0,315 тс (3,09 кН) 1п = 292 с t = 570 с Мдв. = 270 кг Эдв. = 2100 мм
Ьдв. = 1200 мм
Количество камер сгорания 1 рк = 0,88 МПа Km = 1,85
ХИММАШ"
КТДУ-80 (С5.80)
жидкостный ракетный двигатель
Создан в 1977 г. для КК "Союз-ТМ" и Геометрическая степень расшире-
"Прогресс-М". ния сопла 153,8
Компоненты топлива - тетраоксид Km = 1,85
азота и НДМГ Мдв. = 310 кг
Рп = 0,300 тс (2,94 кН) Эдв. = 2100 мм
1п = 302 с Ьдв. = 1200 мм
t = 890 с
КТДУ-80 [66] |
Количество камер сгорания 1
Космический корабль "Прогресс" [70]
КВД-1
жидкостный ракетный двигатель
КВД-1 [67] |
КВД-1 создан в 1960-77 гг для криогенных разгонных блоков (блок "Р" РН Н1). Он представляет собой однокамерный двигатель с турбонасосной системой подачи компонентов топлива, выполнен по схеме с дожиганием восстановительного генераторного газа. Поддержание и изменение режима работы двигателя по тяге и соотношению массовых расходов компонентов топлива осуществляется при помощи дросселей, установленных на магистралях питания окислителем генератора и камеры. Дросселирующие элементы дросселей перемешаются электрическими приводами по командам от системы управления разгонного блока. Запуск и останов двигателя осуществляется при помощи агрегатов автоматики, управляемых гелием, подаваемым через функционирующие по программе элект- ропневмоклапаны пневмосистемы РБ. В процессе запуска и останова двигателя производится продувка полостей окислителя камеры и газогенератора гелием, подаваемым из пневмосистемы разгонного блока. Воспламенение компонентов топлива в камере и газогенераторе осуществляется при помощи пиротехнических устройств.
|
|
РН Н1 [100] |
Двигатель может работать совместно с бустерными турбонасосными агрегатами окислителя и горючего, создающими необходимые давления компонентов топлива для бескавитационной работы насосов его турбонасосного агрегата. Двигатель снабжен шар-баллоном, в который закачивается гелий высокого дав-
Разгонный блок КВРБ [72] |
ления, необходимый для раскрутки ротора бустерного ТНА горючего при первом запуске ЖРД. Для последующих запусков шар-баллон может быть заполнен водородом высокого давления, отбираемым из выходного коллектора камеры двигателя.
КВД-1 огневых испытаний на проходил. Документация продана Индии. Компоненты топлива - жидкий кислород и жидкий водород Управляющий газ - гелий Рп = 7,100 тс (69,6 кН) 1п = 462 с
t = 800 c (одного включения - 600 с)
|
|
рк = 57 кгс/см2 ргг = 82,3 кгс/см2 Km = 6,0
птна = 42000 об./мин. Токисл. = 81 К Тгор. = 21,9 К Число включений 3 Мдв. = 282 кг Эдв. = 1580 мм Ьдв. = 2140 мм
Государственный космический научно- производственный центр имени М.В.Хруничева ведет разработку кислородно-водородного разгонного блока (КВРБ) для модернизированной ракеты- носителя "Протон-М". Создание кислородно-водородного разгонного блока базируется на основе разработанного в КБХМ жидкостного ракетного двигателя КВД-1.
Конструкция разгонного блока позволяет выполнять длительный полет в условиях космического пространства (до 7, 5 часов) и осуществлять многократное (до 5 раз) включение маршевого двигателя в процессе полета.
Маршевый двигатель устанавливается неподвижно в конической нише, расположенной на нижнем днище бака окислителя. В качестве маршевого двигателя КВРБ используется модернизированный жидкостный ракетный двигатель КВД-1М с турбонасосной системой подачи топлива и дожиганием генераторного газа в камере сгорания. Для управления КВРБ на активных участках полета используются две рулевые камеры, установленные в кардановых подвесах, допускающих отклонение камер в двух плоскостях. Питание рулевых камер основными компонентами топлива осуществляется от турбонасос- ного агрегата маршевого двигателя. На нижнем днище бака окислителя установлены два блока двигательной установки малой тяги для стабилизации и ориентации кислородно-водородного блока на пассивных участках полета, а также осадки топлива перед запусками маршевого двигателя. В качестве компонентов топлива в двигательной установке малой тяги используются азотный тетраоксид и несимметричный диме- тилгидразин.
В составе двигательной установки имеется система регулирования соотношения расходуемых компонентов топлива, которая обеспечивает одновременное и полное расходование топлива из баков. Наддув бака окислителя и управление пневмоклапанами осуществляется гелием, хранящимся в шаробаллонах, расположенных в баке окислителя. Наддув бака горючего осуществляется газообразным водородом, отбираемым от маршевого двигателя.
Конструкция и характеристики КВРБ позволяют использовать его совместно не только с РН "Протон-М", но и с целым рядом существующих и перспективных РН среднего и тяжелого классов "Ангара", "Зенит", "Энергия-М", а также Ariane-5.
Начало летных испытаний КВРБ с модернизированной РН "Протон-М" планируется в 2003 г. Рп = 7,503 тс (73,58 кН) 1п = 461 с
Количество включений - до 5 Впервые в мире в августе 1997 г. испытан ЖРД на основе КВД-1, в котором вместо жидкого водорода используется сжиженный природный газ. В двигателе осуществляется дожигание газогенераторного газа (с избытком горючего) после турбины. Он оснащен системой обеспечения многократного запуска. Специально разработана рулевая камера небольшой тяги, работающая на СПГ и ЖК.
Второе испытание двигателя на СПГ проведено в мае 1998 г Рулевая камера прошла испытания на 5 включений общей продолжительностью 250 с. Рп = 5,500...6,800 тс (53,92...66,66 кН) 1п = 355 с
рк = 3,2...4,4...6,3 МПа Km = 2,0...2,2 Для рулевой камеры: Рп = 200 кгс (1,96 кН) Km = 1,4...1,6
С5.51 (11Д68)
жидкостный ракетный двигатель
Разработка 1964-72 гг. для лунного орбитального корабля "Союз-7К". Впервые применен в 1969 г.
"Союз-7К" [66] |
Компоненты топлива - азотный тетраоксид и НДМГ Рп = 3,388 тс (33,2 кН) 1п = 314 с t = 700 с
Количество камер сгорания 2 + 1 рк = 1,5 МПа
С5.51 [66] |
Геометрическая степень расширения сопла 43 Km = 1,76/1,85 Мдв. = 480 кг
ХИММАШ"
Космический ракетный двигатель КРД-61 создан в 1968-70 гг. для взлета с Луны возвращаемых КА "Луна-16", "Луна-20", "Луна-24". Представляет собой однокамерный ЖРД с насосной подачей самовоспламеняющегося топлива (компоненты топлива - тетраоксид азота и НДМГ).
|
|
КРД-61 [63] |
"Луна-16" [69] |
Снабжен неподвижными рулевыми соплами, работающими на генераторном газе. Для наддува топливных баков и управления агрегатами автоматики ДУ используется гелий, хранящийся в сферических баллонах. Рп = 1,918 тс (18,8 кН) 1п = 3070 м/с t = 53 с рк = 9,22 МПа Km = 1,84 Мдв. = 42 кг Эдв. = 500 мм Ьдв. = 700 мм