Основные понятия и термины

АНАРХИЗМ (греч. — безвластие) — общественно-политическое течение, сформировалось в средине 19 века в Западной Европе под влиянием идей М. Штирнера, П. Прудона, М. А. Бакунина, П. А. Кропоткина. В России анархизм активно проявил себя в период революций начала 20 века и, особенно в годы Гражданской войны.

Основные идеи: немедленное уничтожение всякой государственной власти в результате стихийного бунта масс и создание федерации мелких ассоциаций производителей, отрицание политической борьбы.

БАЗА МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ — совокупность материальных, вещественных элементов производительных сил общества. В процессе исторического развития происходило изменение основы материально-технической базы от орудий ручного труда к развитой системе машин; она качественно изменяется с появлением современных информационных технологий с конца 20 века.

ВЛАСТЬ — волевое отношение между людьми, когда одни люди (один человек) воздействуют на других (другого), принуждая поступать определенным образом. Власть есть способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств: авторитета, права, насилия.

Существует ряд структурных измерений власти:

· социальное: власть — силовое отношение, которое выражает превосходство и доминирование;

· психологическое: власть — отношение лидерства;

· организационное: власть — порядок или уровень организации;

· политическое: власть — совокупность механизмов, средств и способов, с помощью которых политические субъекты, и прежде всего государство, управляют, координируют, подчиняют интересы всех членов общества единой политической воле;

· постмодернистское: власть — то, что «паразитирует и разбухает на смерти».

ВОЛЮНТАРИЗМ (от лат. — воля) — понятие социальной философии, имеющее два значения:

· направление в философии, рассматривающее волю в качестве высшего принципа бытия. Как самостоятельное направление впервые оформилось у А. Шопенгауэра. У философа мировая воля зла, и именно это объясняет страдания человека в обществе;

· деятельность, несчитающаяся с объективными закономерностями и условиями, характеризующаяся произвольными решениями осуществляющих её лиц.

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ — объективный процесс, протекающий в экономике и других сферах общественной жизни и затрагивающий интересы всего или большинства стран современного мира. Она создает качественно новую основу для регионального прогресса. Этапами ее развития являются:

· создание мирового рынка. Торговля, рынок стали той мощной силой, которая привела к преодолению былой изолированности и установлению экономических, а затем политических и культурных связей между странами и регионами планеты;

· соединение усилий всего человечества для решения проблем планетарного характера. Так, например, экологическая проблема;

· формирование информационных, транспортных и других взаимосвязей, стягивающих весь мир в единое целое.

Глобализация есть следствие интегративных процессов в различных сферах общественной жизни в период становления постиндустриального общества. Глобализация имеет многообразные формы проявления:

· устранение таможенных и иных преград для торговых, финансовых и других экономических связей в масштабе всего земного шара;

· распространение современных систем образования, научных знаний, технологий;

· бурное развитие информационных технологий, формирование единого информационного пространства имеет важное значение в процессе глобализации;

· в политико-правовой сфере проявлениями глобализации являются наднациональные, в том числе политические, международные организации (ООН), система международного права, международные суды и другое.

Глобализация считается доминирующей тенденцией в развитии современного мира.

ГОСУДАРСТВО — политическая организация общества с определённой формой правления. Государство как историческая форма союза людей в идеале имеет целью свободу и благополучие граждан, выражая реальное господство всеобщей воли. Основные признаки государства: наличие особой системы органов и учреждений, осуществляющих функции государственной власти; право, закрепляющее определенную систему норм, санкционируемых государством; территория, на которую распространяется юрисдикция данного государства.

В истории философии существуют различные подходы к проблеме возникновения и функционирования государства:

· Платон видел в государстве естественное продолжение и рост семьи;

· Аристотель — определенную форму политических отношений;

· Т. Гоббс и Ж.-Ж. Руссо — результат общественного договора;

· К. Маркс определял государство как форму и орудие политической власти, которые возникают в результате общественного разделения труда, появления собственности и образования антагонистичных классов;

· В. И. Ленин видел в государстве аппарат угнетения, одних классов другими.

По форме своего устройства государство может быть унитарным или федерацией.

ГОСУДАРСТВО ПРАВОВОЕ — государство, важнейшими признаками которого являются: господство закона во всех сферах общественной жизни; связанность законом государства и его органов; судебная защита прав граждан и взаимная ответственность государства и личности. Правовое государство — необходимое условие демократии. Идея правового государства принадлежит античным философам, но теоретическая основа была сформулирована И. Кантом. Конституция Российской Федерации определяет Россию как федеративное правовое государство.

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО — понятие социальной философии, характеризующее высокую ступень развития общественных отношений, когда человек становится гражданином, уважающим и соблюдающим законы. При этом государство опирается не на силу, а на общественный договор с гражданами, гарантируя уважение и защиту их неотъемлемых прав: прав на жизнь, свободу, безопасность. В истории философии понятие гражданское общество имело несколько значений.

Введенное Аристотелем оно обозначало сообщество свободных и равных граждан, связанных между собой определенной формой политического устройства.

В 17 —18 веках гражданское общество противопоставлялось абсолютистско-феодальному государству.

С конца 20 века это понятие обозначает единство различных лиц, которое живет в системе правового государства. Гражданское общество предполагает существование широкого круга демократических прав и свобод его членов. В истинно гражданском обществе каждый человек есть самоцель и высшая ценность.

В таком обществе индивидуальные цели и интересы, обусловленные в своём осуществлении интересами целого, определяют систему всесторонней зависимости, так что средства к осуществлению и благо каждого человека и их правовое бытие переплетены со средствами существования, благом и правом всех людей.

ГРАЖДАНСТВО — постоянная правовая связь лица и государства, выражающаяся во взаимных правах и обязанностях. Согласно Всеобщей декларации прав человека 1948 года, международным пактам о правах человека, никто не может быть лишён гражданства или права на его изменение. Каждому гражданину государство гарантирует правовую защиту, где бы он ни находился. Закон о гражданстве в России принят в 1991.

ГРУППЫ СОЦИАЛЬНЫЕ — относительно устойчивые совокупности людей, имеющих общие интересы, ценности и нормы поведения. Различают:

· большие социальные группы: классы, социальные слои, профессиональные группы, этнические общности: нация, народность, племя; возрастные группы — молодёжь, пенсионеры;

· малые группы: семья, школьный класс, производственная бригада, соседские общности, дружеские компании.

В современном обществе в процессе социальной дифференциации и интеграции образуются многочисленные слои и группы, между которыми складываются отношения сотрудничества, конкуренции или конфликта.

ДЕТЕРМИНИЗМ ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ — направление в социальной философии, придающие географическим факторам решающую роль в развитии общества. Ш.Монтескье считает, что климатические условия определяют индивидуальные особенности человека, его телесную организацию, характер и склонности. Рассмотрев разные типы государственного устройства, философ приходит к выводу, что в странах с плодородной почвой легче устанавливается дух зависимости, так как людям, занятым земледелием, некогда думать о свободе. Отсутствие зависимости от государственной власти, и боязнь потерять свое богатство ведут людей к предпочтению правления одной деспотической личности. В странах же с холодным климатом люди больше думают о своей свободе.

В распространении географического детерминизма важную роль сыграл русский ученый Л.И. Мечников. Исследуя причины возникновения цивилизации, он главное внимание обращает на географическую среду. Великие реки Мечников считал основным фактором, определившим зарождение и развитие речных цивилизации. Именно там зародились и выросли четыре древнейших культуры: китайская, индийская, ассиро-вавилонская, древний Египет. Изоляция привела к сильному различию культур. Освоение океанов приводит к возникновению океанской цивилизации, которая начинается с открытия Америки.

ДИАЛЕКТИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ — производительные силы общества и существующие в нем производственные отношения диалектически взаимодействуют друг с другом. Производительные силы объективно требуют вполне определенных производственных отношений, которые бы соответствовали их уровню и характеру и тем самым обеспечивали бы условия для их развития и эффективного использования.

Если производственные отношения не отвечают данным требованиям, они рано или поздно отмирают. Появляются другие производственные отношения, которые соответствуют указанным требованиям и способствуют эффективному использованию и развитию производительных сил, то есть орудий труда, личных способностей работников.

Впервые диалектика взаимодействия была представлена К. Марксом как закон соответствия производственных отношений уровню и характеру производительных сил. Существование данного закона признается многими современными экономистами и философами.

ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ, материалистическое понимание истории — термин введен К.Марксом. Маркс подчёркивал, что в общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные необходимые, от их воли независящие, отношения — производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Система производственных отношений составляет экономическую структуру общества — базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка, и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяется их сознанием.

Материалистическое понимание истории:

· исходит из детерминирующей роли материального производства непосредственной жизни;

· оно показывает, как возникают различные формы общественного сознания — религия, философия, мораль, право, каким образом они детерминируются материальным производством;

· оно считает, что каждая ступень развития общества застает определенный уровень производительных сил, определенные производственные отношения и что новые поколения используют производительные силы, приобретенный предшествующим поколением капитал и одновременно создают новые ценности и изменяют производительные силы;

· оно исследует законы развития и функционирования общества, показывает, что любой социальный организм подчиняется общим, частным и специфическим законам.

При разработке исторического материализма К. Маркс и Ф. Энгельс несколько абсолютизировали роль экономического фактора, но в работах, посвященных конкретным историческим событиям и явлениям, все процессы ими рассматривались в единстве.

Материалистическое понимание истории изучает наиболее общие законы общественного развития, рассматривает общество как целостное, качественно новое образование в движении и развитии, исследует переход от одной общественно-экономической формации к другой.

ИСТОРИЯ (греч. — рассказ о прошедшем, об узнанном) — в широком смысле — процесс развития природы и общества. В узком смысле — комплекс общественных наук, изучающих прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии. Основанием исследований являются исторические источники. Традиционно считается, что история, как научная дисциплина, состоит из всемирной истории и историй отдельных стран и народов.

КЛАСС — термин социальной философии. Существуют разные определения класса:

· Г. Гегель называл классами различные сословия в государстве, базирующиеся на неравенстве богатства, доходов и образования, основанных на неравенстве по рождению;

· французские историки считали классами большие группы людей, занимающие разные места в системе отношений собственности;

· В.Ленин определял классы как большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью, закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а, следовательно, по способам получения той доли общественного богатства, которой они располагают. Главным признаком философ считает отношение к средствам производства.

В современном обществе существует деление на классы по величине получаемого дохода: высший, средний и низший. Попадание конкретного человека в определенный класс зависит от образования, таланта, стартовых возможностей и прочих внешнеэкономических условий. Такая концепция не предполагает классовой борьбы.

КОНСЕРВАТИЗМ (франц., лат. — охраняю, сохраняю) — обозначение идейно-политических и культурных течений, отстаивающих традицию и преемственность в социальной и культурной жизни. В условиях социальных кризисов консерватизм проявляется в отстаивании старых порядков и сопровождается идеализацией прошлого.

В период утверждения капитализма консерватизм на Западе противостоял либерализму и социализму.

ЛИБЕРАЛИЗМ — идейное и общественно-политическое течение, возникшее в европейских странах в 17 — 18 веках и провозгласившее принцип гражданских, политических, экономических свобод. Истоки либерализма в концепциях Дж. Локка, А. Смита, Ш. Монтескьё. Они направлены против феодальной регламентации. Основные положения либерализма сформировались в начале 20 века: гражданское общество, права и свободы личности, правовое государство, демократические политические институты, свобода частного предпринимательства и торговли.

ЛИЧНОСТЬ (лат. — маска, роль актера) — человек как субъект отношений (к себе, другим людям, окружающему миру) и сознательной деятельности. В этом смысле понятие личность в отличие от этически нейтрального понятия психофизической и духовной индивидуальности, включает в себя этический момент самоопределения. Личность характеризуется присущей ей смысловой структурой (системой взглядов, ценностных установок, предпочтений), раскрывающейся в её действиях и поступках. Личность является основным элементом общества как системы.

МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ ИСТОРИИ — См. Исторический материализм.

НАЦИЯ (лат. — народ, племя) — историческая общность людей, складывающаяся на основе общности языка, территории, экономической жизни, культуры и некоторых особенностей характера. Нацию могут образовывать несколько народов или части различных народов.

ОБРАЗ ЖИЗНИ — понятие социальной философии, охватывающее совокупность типичных видов жизнедеятельности индивида, социальной группы, общества в целом, в единстве с условиями жизни.

ОБЩЕСТВЕННОЕ БЫТИЕ — термин социальной философии, в который представители разных философских направлений вкладывают разный смысл. К.Маркс и его последователи считают, что по отношению к общественному сознанию система социально-экономических связей выступает как его объективный источник, как общественное бытие, как социальная материя. По отношению к общественному сознанию и производным от него волевым отношениям, вместе взятым, эта же самая система социально-экономических связей выступает как базис, порождающий соответствующую надстройку.

ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ — состояние массового сознания, заключающее в себе отношение (скрытое или явное) к общественным событиям, к деятельности различных групп, организаций, отдельных личностей. Находит выражение в выборах органов власти, средствах массовой коммуникации, опросах населения. Общественное мнение регулирует поведение индивидов, социальных групп и институтов, утверждая определенные нормы общественных отношений.

ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ — в широком смысле совокупность

всех без исключения продуктов человеческого духовного творчества. В узком смысле под общественным сознанием понимают представления людей лишь об общественных явлениях — социальное знание.

Общественное сознание подразделяется по «вертикали»: обыденное и научное (теоретическое). В нем выделяют два уровня: общественную психологию (менталитет, ментальность) и идеологию. По «горизонтали» общественное сознание подразделяется на формы: мораль, искусство, религию, науку, философию.

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ЗАКОНЫ — понятие, употребляемое для обозначения внутренних, объективных, необходимых, устойчивых, повторяющихся связей явлений и процессов развития и функционирования общества (См. Общество). Общественные законы имеют свою специфику. В зависимости от диапазона их действия, от продолжительности их существования они делятся на общие, частные и специфические.

· Общие законы действуют на протяжении всего исторического процесса. К их числу относятся: закон соответствия производственных отношений уровню развития производительных сил, закон о решающей роли материального производства в общественном развитии.

· Частные законы действуют на протяжении нескольких формаций. Например, закон стоимости является частным законом, поскольку он не действовал в первобытном обществе.

· Специфические законы свойственны лишь определенной формации и с переходом к другой формации они прекращают своё существование. Так, специфическим законом капитализма является наличие промышленной резервной армии, безработных.

Общие, частные и специфические законы действуют только вместе. Они проявляются в зависимости от конкретно-исторических условий, от традиций и культуры народа, от уровня цивилизации.

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ — категория, выражающая взаимосвязь между людьми, включенными в социальные общности и группы в рамках данной общественной системы и складывающиеся в процессе совместной деятельности. Существует два подхода в понимании общественных отношений:

· материалистический — общественные отношения делятся на первичные (материальные, базисные), которые являются главными и ведущими, и вторичные (идеологические, надстроечные). Совокупность этих отношений определяет сущность той или иной экономической формации;

· идеалистический — сущность общественных отношений определена неким духовным началом как объединяющим, системообразующим принципом. Это может быть идея единого Бога, расы, нации.

Сущность общественных отношений, объединяющих людей, вещи и идеи в единое многомерное целое, заключается в том, что отношение человека к человеку опосредуется миром вещей, а действие человека с предметом есть общение его с другим человеком, чьи силы и способности аккумулированы в предмете.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРУД — деятельность людей, направленная на удовлетворение экономических и духовных потребностей общества. Внутри общественного труда, традиционно выделяются общественно-организованный труд — деятельность, включённая в систему общественного разделения труда, и труд, направленный на самообслуживание.

ОБЩЕСТВО — одно из центральных понятий социально-гуманитарных дисциплин. В широком смысле, это совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности и общения людей. В узком смысле, оно означает какой-либо конкретный тип социальной организации как самоуправляющейся общности людей. Необходимо отличать от понятия общины и понятия государства.

Общество возникло на определенном этапе эволюции природы. Оно — часть природы и вместе с тем качественно отличается от нее. Оно есть сложное структурированное целое, все элементы которого находятся в постоянном взаимодействии. Чтобы общество функционировало как целостное социальное образование, необходимо, прежде всего, производство и воспроизводство непосредственной жизни.

Материальная жизнь, материальные общественные отношения, формирующиеся в процессе производства материальных благ и существующие независимо от воли и сознания человека, детерминируют все другие формы деятельности людей — политическую, духовную, социальную. Мораль, религия, философия и другие формы общественного сознания отражают материальную жизнь общества.

При этом экономика детерминирует исторический процесс в целом, но на каждом этапе его развития другие сферы могут выступать в качестве доминанты.

Основными вопросами философского анализа общества являются:

· определение места общества как целостной системы в его взаимодействии с миром природы;

· обнаружение общих инвариантов социального устройства;

· выявление специфических закономерностей на разных этапах исторического развития;

· определение места и роли материального и духовного производства как движущих сил общества, а также судеб человека и человечества.

ОБЩЕСТВО ИНФОРМАЦИОННОЕ — общество, в основе развития и существования которого лежит особая субстанция, условно именуемая информацией, обладающая свойством взаимодействия, как с духовным, так и с материальным миром человека. Понятие было введено Тоффлером. В 50 — 70-е годы стало очевидно, что человечество вступает в новую эпоху, дорогу к которой проложило бурное развитие техники и, в первую очередь, информационных технологий.

Необходимый фундамент информационного общества — информационная и коммуникационная инфраструктура. Для достижения максимальных преимуществ информационного общества в социальной, экономической и экологической сферах, органам государственного управления необходимо создавать надежную, прозрачную, правовую, регламентарную и политическую среду.

Необходимым условием развития информационного общества на базе диалога между культурами, регионального и международного сотрудничества является культурное и языковое разнообразие, стимулирующее уважение культурной самобытности, традиций и религий. Существенную роль в развитии информационного общества играют средства массовой информации.

Информационное общество должно опираться на общепризнанные ценности и заботиться об общем благе, а также предотвращать злоупотребления при использовании информационных технологий.

ОБЩЕСТВО КАК СИСТЕМА — понятие, характеризующее общество как органическую целостность в единстве её существенных закономерностей. Наиболее глубоко проблему системности разработали мыслители 19 — 20 веков: О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс, М. Вебер, П. Сорокин и другие. Ими детально разработаны основные понятия современной социальной философии.

Элемент — часть общества представляет собой мельчайшую частицу социальной системы или некоторую их совокупность. В качестве элементов и частей могут выступать как отдельные люди или их объединения, так и те или иные отношения между ними, а также возникающие на основе этих отношений организации, институты. Составляющие общество элементы, части, подсистемы весьма многообразны, многокачественны, иерархичны.

Отношения — определенные связи, взаимозависимости между частями, элементами общества. Богатство и разнообразие социальных отношений являются признаками развитого демократичного общества, и наоборот, их однообразие, неразвитость, скудость свидетельствуют о тоталитарном, недемократическом характере общества.

С учетом достижений современных наук, прежде всего кибернетики и синергетики, общество как система представляется сложной самоорганизующейся системой в неравновесном, неустойчивом и кризисном состоянии. Данное состояние есть результат определённой исчерпанности традиционных ресурсов развития (вещество, энергия) и переходом к информационному типу развития.

ОБЩИНА — в широком смысле — надсемейное объединение людей, связанных общими интересами, первичная форма социальной организации, возникшая в первобытную эпоху на основе кровнородственных связей. Например, религиозная, земляческая общины. В дореволюционной России община была замкнутой сословной единицей, используемой как аппарат для сбора податей.

ОБЩНОСТЬ — определённая совокупность людей, имеющих общие социальные признаки. Например, социальная группа, профессия, место проживания, религиозная принадлежность, язык.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ — особое социальное чувство, предполагающее осознание последствий в момент деяния, что фиксируется понятием вины. Именно вина, формируемая в объективной смысловой связи ценностей, а не действие или бездействие само по себе является причиной, началом и источником ответственности. Ответственность тесно связана с культурой, включая и правовую культуру. Ответственность сопряжена с таким феноменом бытия как свобода. Свободный человек — выбирает, несвободный — подчиняется позыву. Только способность взять на себя ответственность делает человека свободным. В этом смысле ответственность есть мера свободы.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ДИСЦИПЛИНАРНАЯ — форма воздействия на нарушителей трудовой дисциплины путём наложения на них дисциплинарных взысканий: замечания, выговора, увольнения.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЮРИДИЧЕСКАЯ — принуждение личности государством к исполнению требований права. Выражается в санкциях правовых норм.

· Гражданская ответственность заключается в применении к правонарушителю установленным государством законом или договором мер воздействия.

· Уголовная — правовое последствие совершения преступления, заключающееся в применении к виновному государством принуждения в виде наказания уголовного. Мера наказания определяется приговором суда. Возраст привлечения к уголовной ответственности устанавливается законом.

ОТЧУЖДЕНИЕ — понятие социальной философии, характеризующее превращение деятельности человека и её результатов в самостоятельную силу, господствующую над ним и враждебную ему. Понятие введено Г. Гегелем, получило развитие у К. Маркса, далее — в философии и социологии 20 века.

В гражданском праве отчуждение — передача имущества в собственность другого лица.

ПОЛИТИКА (греч. — государственные или общественные дела) — одно из основных понятий социологии, сфера деятельности, связанная с отношениями между социальными группами, содержанием которой является определение целей, задач, содержания и форм деятельности государства.

В современной науке политика определяется как:

· осуществление влияния и власти;

· форма господства;

· способ разрешения конфликтов;

· достижение коллективных целей.

Различают внешнюю и внутреннюю политику. Внутренняя политика охватывает основные направления деятельности государства и партий. Внешняя политика охватывает сферу отношений между государствами.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА — система социальных институтов общества, осуществляющих политические функции; включает государство, партии, профсоюзы, организации и движения, преследующие политические цели. Значительную роль в политическом развитии общества играет церковь.

ПОТРЕБНОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ — источниками развития общественного производства, всей экономической жизни обществаявляются потребности людей и потребности развития самого производства. Они выступают как проявления экономической необходимости. Таковы потребности в пище, одежде, тепле, жилище, средствах передвижения и многие другие. Одни из потребностей имеют биосоциальный характер, другие — чисто социальный: например, потребности в современной одежде, автомобиле, телевизоре.

Все эти потребности вызывают к жизни производство тех или иных продуктов и услуг, поддерживают и стимулируют его. Нет потребностей — нет и производства. Экономические потребности растут качественно и количественно. В свою очередь, сами потребности развиваются под влиянием производства различных предметов и услуг.

ПРАВО — одно из важных понятий социальной философии, функционирует в двух смыслах:

· в узком — система общеобязательных социальных норм, установленных или санкционированных государством;

· в широком смысле охватывает и правовые отношения, и основные права гражданина, закрепляемые, гарантируемые и охраняемые государством.

В обществе с государственной организацией право закрепляет отношения собственности, механизм хозяйственных связей, регламентирует формирование, порядок деятельности представительных органов, органов государственного управления, определяет меры борьбы с посягательствами на существующие общественные отношения и процедуру решения конфликтов, воздействует на многие формы межличностных отношений. Особая роль принадлежит международному праву.

ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ — важнейший институт любой системы права; совокупность правовых норм, закрепляющих и охраняющих принадлежность имущества отдельным лицам или коллективам и, основанные на этом, правомочия собственника по владению, пользованию и распоряжению имуществом.

ПРОГРЕСС (лат. — движение вперёд) — тип развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. О прогрессе можно говорить применительно к системе в целом, отдельным её элементам, структуре развивающегося объекта. Понятие прогресса противоположно понятию регресса.

ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ — прежде всего, применяемые в производстве орудия труда, например современная техника, а также используемые в нём электроэнергия, технология, транспорт, производственные помещения, предметы труда и многое другое. Они представляют собой вещественную сторону производительных сил, с помощью которой люди воздействуют на природу, перерабатывая её материал для удовлетворения своих потребностей.

Другую сторону производительных сил олицетворяют сами люди как носители знаний, умений, навыков, производственного опыта. Они применяют и совершенствуют производительные силы с целью их более эффективного использования. В своем единстве производительные силы и производственные отношения образуют способ производства, составляющий основу и главное содержание экономической жизни общества.

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ — совокупность материальных экономических отношений, в которые вступают люди в процессе общественного производства. Можно выделить:

· отношения собственности,

· обмена деятельностью,

· распределения создаваемых в производстве различных предметов и услуг.

Ведущая роль во взаимодействии этих элементов принадлежит отношениям собственности на средства производства.От них зависят отношения обмена деятельностью, прежде всего то, кто и какие функции выполняет в процессе производства, а также величина и способ получения людьми своей доли от произведённого продукта в рамках существующих отношений его распределения.

РЕВОЛЮЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ — прежде всего качественное изменение социально-политического строя, характеризующееся резким разрывом с предшествующей традицией, насильственным преобразованием общественных и государственных институтов в противоположность реформам и социальной эволюции. Особенностью революционного перехода является относительно краткий промежуток времени происходящих социальных изменений и «ломка» старого. Современные исследователи убеждены в том, что революция как переход к новому качеству не характерна для сложных саморазвивающихся систем, которой и является в настоящее время Россия.

РЕГРЕСС (лат. — обратное движение) — тип развития, для которого характерен переход от высшего к низшему, процессы деградации, понижения уровня организации, утраты способности к выполнению тех или иных функций; включает также моменты застоя, возврата к изжившим себя формам и структурам. Регресс противоположен прогрессу.

РЕФОРМА (франц., лат. — преобразовываю) — преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни, формально — нововведение любого содержания. Реформой принято называть более или менее прогрессивное преобразование. Реформы могут быть политическими, социальными, экономическими. При этом все виды реформ взаимосвязаны.

СВОБОДА — одно из основных понятий религии, философии и общественной жизни, фиксирует возможности деятельности и поведения в условиях отсутствия внешнего целеполагания. Имеет два аспекта:

· негативный, «свобода от» — независимость от какого-либо внешнего принуждения, судьбы;

· позитивный, «свобода для» — как способность и возможность самополагания, самоопределения.

В теистических религиях акт сотворения мира «из ничего» есть проявление присущей Богу абсолютной свободы. Формальным выражением свободы человека является свобода выбора между добром и злом, выбора ставшего неизбежным после грехопадения.

В истории философии свобода рассматривалась, прежде всего, как свобода воли; свобода человека связывалась с его характеристикой как разумного, духовного существа, возвышающегося над сферой природной необходимости в актах самообладания. Свобода есть познанная необходимость.

Под влиянием этических взглядов И.Канта человек все больше осознает свою свободу как ограничение свободой другого человека. Обладание большей свободой сопряжено с осознанием большей ответственности.

В общественной жизни предельной противоположностью свободы является рабство.

СВОБОДА ВОЛИ — философское понятие, обозначающее способность человека к самоопределению в своих волевых актах, свободному полаганию содержания и целей своих действий. В раскрытии этого понятия, чрезвычайно важного для обоснования этики и решения нравственной и правовой проблемы личной вины и ответственности, выявились две противоположные позиции:

· детерминизм — отрицает свободу воли и утверждает обусловленность поступков человека внешними или внутренними причинами, среди которых окружающая среда, наследственные задатки, социокультурные нормы;

· индетерминизм — признает волю как акт самоосуществления личности конечной «причиной самой себя».

СОЦИАЛИЗАЦИЯ (лат. — общественный) — процесс усвоения человеческим индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему осуществлять деятельность в качестве члена общества, обладающего правами, включает как целенаправленное воздействие на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на её формирование.

СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ — способность к изменению индивидом или группой места, занимаемого в социальной структуре. Выделяют два вида социальной мобильности:

· вертикальная — перемещение из одного социального слоя (класса, группы) в другой;

· горизонтальная — перемещение в пределах одного и того же социального слоя.

Возможность социальной мобильности значительно возрастает с формированием индустриального общества.

СОЦИАЛЬНЫЙ ДАРВИНИЗМ — направление в социальной философии второй половины 19 – начала 20 веков, которое рассматривает биологические принципы естественного отбора, борьбы за существование и выживания наиболее приспособленных как определяющие факторы общественной жизни. Представителем данного направления являлся Г. Спенсер.

СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНАЯ (лат. — строение, расположение, порядок) — исторически сложившаяся форма организации общества, система устойчивых связей, отношений, а также совокупность возникших на их основе социальных групп и институтов, призванных обеспечивать целостность общества, сохранность его свойств при различных внутренних и внешних воздействиях. Социальная структура есть неразрывное единство двух основных составляющих общества:

· совокупности людей, их объединений — семья, род, племя, нация, класс, сословие, каста;

· совокупности взаимодействий, связей, отношений между людьми и социальными группами в экономической, политической, научной, религиозной, нравственной, эстетической сферах.

Очевидно, что реально существующее, живое общество есть многообразие бесчисленных элементов и частей.

СУБЪЕКТ (лат. — лежащий внизу, находящийся в основе) — носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или социальная группа), источник активности, направленной на объект.

ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ДОГОВОРА — теория происхождения государства. Впервые трактовка государства как результата договора между людьми была выдвинута Эпикуром. В 17-18 веках идеи были разработаны Т. Гоббсом, Д. Дидро, Ж.Ж. Руссо и другими философами. Сторонники этой теории считали, что государство возникло в результате договора между людьми, в котором предусматривался добровольный отказ отдельных лиц от части их естественных прав в пользу государственной власти.

УПРАВЛЕНИЕ — функция организованных систем различной природы: биологических, технических, социальных, обеспечивающая сохранение их определённой структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ. В 20 веке управление стало предметом исследования кибернетики. Современные исследования обнаружили информационную природу управления.

Условием реализации управления является наличие: цели; необходимого отклонения параметров функционирования сложной системы от нормы в границах диапазона, характерного для данной конкретной системы; наличие быстрой обратной связи (от объекта управления к управляющему субъекту); постоянного обмена веществом, энергией и информацией с внешней средой.

Самым сложным является управление в социальных системах, так как представляет собой комплекс управленческих структур взаимосвязанных по вертикали (государственное управление) и по горизонтали (управление в рыночных условиях).

ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ — термин введен А. Вольтером, как философская дисциплина, возникла в Новое время в связи с отходом от понимания истории как осуществления Божественного плана спасения человека и разработана И.Г. Гердером. Предмет философии истории — истолкование смысла истории, исследование её закономерностей и структур, а также возможностей и границ исторического познания. С 18 по 20 век сформировалось несколько основных концепций понимания истории:

· исторического круговорота (Дж. Вико);

· имманентного процесса совершенствования человеческого разума (М.Ж.А. Кондорсе);

· саморазвития «мирового духа» (Г.В.Ф. Гегель);

· общественно-экономических отношений (К. Маркс);

· смены культурно-исторических типов (Н.Я. Данилевский);

· смены локальных цивилизаций (О. Шпенглера, А. Тойнби).

ФОРМАЦИОННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА — концепция происхождения, сущности и роли государства и права в жизни общества разработанная К.Марксом. Утверждается, что государство является поздним продуктом развития общества, существовало не всегда, возникло в определённых условиях для выполнения определённых задач.

Формационная концепция исходит из предпосылки, что государство возникает вместе с возникновением классов, которые отличаются друг от друга по способу отношения к средствам производства, распределения продуктов труда, присвоения общественного богатства. Экономически господствующий класс использует государство для осуществления своей политической власти и к другим классам относится лишь как к средству для достижения этой цели.

Основные идеи формационной концепции:

· причинная детерминация всех сфер общественного сознания экономическими факторами;

· монистический взгляд на природу экономических отношений;

· формационно-стадиальное рассмотрение истории;

· историей правят объективные законы; человек может способствовать или мешать прогрессу истории, но отменить его не может;

· признаваемая прогрессивная направленность исторического развития имеет не линейный, а спиралевидный характер;

· преобладание интересов класса над интересами личности.

ФОРМАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ — понятие социальной философии, обозначающее определённую ступень исторического процесса по восходящей линии. Формации соответствует исторически конкретное общество на данном этапе его развития. Понятие введено К.Марксом.

Стержнем формации является способ производства материальной жизни в единстве производительных сил и производственных отношений. Каждая формация — это особый социальный организм, развивающийся на базе объективных, внутренне присущих законов.

К. Маркс разбил всю историю человечества на пять формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная и коммунистическая.Есть еще и другое деление мировой истории: первичная формация (первобытное общество), вторичная формация (рабство, феодализм, капитализм) и третичная формация (коммунизм). Согласно Марксу, каждая последующая формация является более прогрессивной по сравнению с предыдущей формацией.

ЭВОЛЮЦИЯ (лат. — развёртывание) — в широком смысле — то же, что развитие; в более узком — представление о медленных, постепенных количественных и качественных изменениях сложных систем, в отличие от революции.

Тесты и тестовые задания

1. Общество, взятое во взаимодействии всех его сторон, т. е. как целостная социальная система, а также законы функционирования и развития общества является предметом:

1) Аксиологии.

2) Онтологии.

3) Социальной философии.

4) Социологии.

2. Функция социальной философии, которая формирует у человека общий взгляд на социальный мир, на существование и развитие общества, определенным образом решает вопросы о соотношении бытия людей, материальных условий их жизни и их сознания, о месте и назначении человека в обществе, цели и смысле его жизни и т. д.:

1) Методологическая.

2) Мировоззренческая.

3) Прогностическая.

4) Теоретическая.

3. Функция социальной философии состоящая в том, что её положения способствуют предвидению тенденций развития общества, его отдельных сторон, возможные ближайшие и отдаленные последствия деятельности людей, содержание которой, собственно, определяет содержание общественного развития:

1) Методологическая.

2) Мировоззренческая.

3) Прогностическая.

4) Теоретическая.

4. Подход к обществу как к целостной социальной системе, все элементы которой находятся между собой во взаимосвязи и взаимозависимости:

1) Принцип историзма.

2) Принцип перехода от абстрактного к конкретному.

3) Социальный детерминизм.

5. Рассмотрение всех общественных явлений и процессов в их постоянной динамике, т. е. в движении, изменении и развитии:

1) Принцип историзма.

2) Принцип перехода от абстрактного к конкретному.

3) Социальный детерминизм.

6. Философ, который ввел в науку термин «социология», «социальная статика» и «социальная динамика»:

1) Дюркгейм.

2) Конт.

3) Спенсер.

7. Автор работ «Система позитивной политики» и «Курс позитивной философии»:

1) Дюркгейм.

2) Конт.

3) Маркс.

4) Спенсер.

8. Автор работы «К критике политической экономии»:

1) Дюркгейм.

2) Конт.

3) Маркс.

4) Спенсер

9. Философы, разрабатывающие теории круговорота локальных цивилизаций.

1) Вебер.

2) Вико.

3) Маркс.

4) Тойнби.

5) Шпенглер.

10. Теорию социальной стратификации и социальной мобильности разработал:

1) Вико.

2) Маркс.

3) Парето.

4) Парсонс.

5) Сорокин.

11. Теорию элит разработал:

1) Вико.

2) Маркс.

3) Парето.

4) Парсонс.

5) Сорокин.

12. Теорию материалистического понимания истории разработал:

1) Вико.

2) Маркс.

3) Парето.

4) Парсонс.

5) Сорокин.

13. Технократическую теорию «стадий роста» в социальной философии обосновал:

1) Белл.

2) Бжезинский.

3) Ростоу.

4) Тоффлер

14. Технократическую теорию «технотронного общества» в социальной философии обосновал:

1) Белл.

2) Бжезинский.

3) Ростоу.

4) Тоффлер.

15. Единичный представитель человеческого рода:

1) Индивид.

2) Индивидуальность.

3) Личность.

4) Народ.

5) Человек.

16. Индивидуальное выражение и субъект общественных идеалов, ценностей, общественных отношений, деятельности и общения людей:

1) Индивид.

2) Индивидуальность.

3) Личность.

4) Народ.

5) Человек.

17. Процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему осуществлять свою жизнедеятельность адекватным для данного общества способом:

1) Ответственность.

2) Отчуждение.

3) Свобода.

4) Социализация.

18. Превращение деятельности человека и её результатов в самостоятельную силу, господствующую над ним и враждебную ему:

1) Ответственность.

2) Отчуждение.

3) Свобода.

4) Социализация.

19. Особое социальное чувство, предполагающее осознание последствий в момент деяния, что фиксируется понятием вины:

1) Ответственность.

2) Отчуждение.

3) Свобода.

4) Социализация.

20. Исторически сложившаяся форма организации общества, система устойчивых связей, отношений, а также совокупность возникших на их основе социальных групп и институтов, призванных обеспечивать целостность общества, сохранность его свойств при различных внутренних и внешних воздействиях:

1) Политическая система общества.

2) Структура социальная.

3) Формация общественно-экономическая.

21. Целесообразная деятельность людей, имеющая своим содержанием преобразование, освоение природных и социальных сил для удовлетворения исторически сложившихся потребностей человека и общества:

1) Деятельность.

2) Работа.

3) Труд.

4) Учёба.

22. Разнообразная деятельность людей, их живой труд и есть то, что составляет:

1) Закономерное.

2) Индивидуальное.

3) Случайное.

4) Объективное.

5) Субъективное.

23. Высшая ступень развития живых систем, главные элементы общества — люди, формы их совместной деятельности, прежде всего труд и его продукты, сферы человеческого духа, различные формы собственности, политика и государство и т.д. есть ***

24. Исторически сложившаяся преходящая форма общности людей, обладающих, как правило, общностью территории и экономической жизни, языка и духовного склада, а в какой-то степени и биологического своеобразия, а также особенностями характера, темперамента и обычаев есть, ***

25. Устойчивая и исторически поздняя общность людей есть:

1) Народность.

2) Нация.

3) Племя.

4) Род.

26. Власть, проявляющаяся в свободных выборах, когда народ голосует за того или иного претендента, в участии народа в референдумах при решении государственно значимых проблем, есть:

1) Демократия.

2) Деспотия.

3) Монархия.

4) Олигархия.

5) Республика.

27. Политическое и экономическое господство, правление небольшой группы рабовладельцев, крепостников, капиталистов, милитаристской верхушки есть:

1) Демократия.

2) Деспотия.

3) Монархия.

4) Олигархия.

5) Республика.

28. Свобода в широком смысле слова: плюрализм мнений, свобода предпринимательства, свобода совести, свобода слова, скажем, средств массовой информации, печати, журналистских расследований тех или иных форм нарушения закона и т.п., есть:

1) Авторитаризм.

2) Либерализм.

3) Национализм.

4) Тоталитаризм.

29. Соотнесите понятия с их определениями:

1. Формация общественно-экономическая 1. Система социальных институтов общества, осуществляющих политические функции; включает государство, партии, профсоюзы, организации и движения, преследующие политические цели.
2. Структура социальная 2. Понятие социальной философии, обозначающее определенную ступень исторического процесса по восходящей линии. Понятие введено К. Марксом.
3. Политическая система общества 3. Исторически сложившаяся форма организации общества, система устойчивых связей, отношений, а также совокупность возникших на их основе социальных групп и институтов.

30. Соотнесите понятия с их определениями:

1. Производительные силы 1. Качественное изменение социально-политического строя, характеризующееся резким разрывом с предшествующей традицией, насильственным преобразованием общественных и государственных институтов.
2. Производственные отношения 2. Преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни, формально — нововведение любого содержания.
3. Реформа 3. Применяемые в производстве орудия труда, например современная техника, а также используемые в нем электроэнергия, технология, транспорт, производственные помещения, предметы труда и многое другое.
4. Революция социальная 4. Совокупность материальных экономических отношений, в которые вступают люди в процессе общественного производства.

31. Соотнесите понятия с их определениями:

1. Монархия 1. Форма правления, осуществляемого выборными органами, т.е. по закону источником власти выступает народное большинство.
2. Республика 2. Государство, где существует самодержавная или ограниченная власть одного человека (короля, царя, императора), которая обычно передается по наследству.
3. Демократия 3. Политическое и экономическое господство, правление небольшой группы рабовладельцев, крепостников, капиталистов, милитаристской верхушки.
4. Олигархия 4. Власть, проявляющаяся в свободных выборах, когда народ голосует за того или иного претендента, в участии народа в референдумах при решении государственно значимых проблем.

32. Соотнесите авторов и названия их работ:

1. Вебер М. 1. «Протестантская этика и дух капитализма», «Хозяйство и общество».
2. Сорокин П. 2. «К критике политической экономии».
3. Маркс К. 3. «Метод социологии».
4. Конт О. 4. «Социальная и культурная динамика», «Система социологии».

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: