Психофизиологические и социальные основы деятельности водителей

Задачи:

1. Ознакомить курсантов с важнейшими каналами восприятия информации (зрительные, слуховые мвшечно-двигательные анализаторы), с психическими процессами (ощущение,восприятие,внимание, память, мышление) и их роли в управлении автотранспортным средством.

2. Свойства внимания (устойчивость, концентрация, переключение, объем и т.д.). Основные признаки потери внимания.

3. Свойства нервной системы и темперамент. Влияние эмоций и воли на управление транспортным средством.

Основные приемы: беседа-диалог, элементы эксперимента, анализ особенностей своего внимания в его свойствах.

Обеспечение: Наглядный материал, слайды, набор предметов для проведения эксперимента (секундомер, бланки, карандаши)

Рассмотрим более подробно психофизиологические основы деятельности водителя.

Всю информацию, необходимую для надежного управления ТС, водитель получает с помощью анализаторов. Наибольшее значение в деятельности водителя имеют зрительный, слуховой, вестибулярный и мышечно-двигательный анализаторы.

Благодаря зрительному анализатору водитель получает информацию о положении управляемого автомобиля на дороге, объектов на ней, о форме, цвете, размерах этих объектов, о показаниях приборов.

У человека преобладают колбочки. Палочки начинают функционировать в условиях низкой освещенности. В сетчатке имеются колбочки трех видов, это явление легло в основу теории трех цветов. Одни колбочки возбуждаются красным цветом, другие - зеленым, третьи - синим. Комбинация же различной степени возбуждения в трех видах колбочек дает все остальные цвета. При равномерном раздражении всех колбочек возникает ощущение белого цвета. Для нескольких миллионов людей на земле нет почти никакой разницы между красным и зеленым – это дальтоники. Среди мужчин – 4-6%, среди женщин – 0,5%. Тест на дальтонизм https://5ballov.qip.ru/test/proverka-iq/test-na-daltonizm/

Слуховые анализаторы дают информацию об источниках звуков (шум от агрегатов автомобиля, звуковые сигналы участников движения и т. п.). Мышечно-двигательные анализаторы информируют о положении тела в пространстве и о взаимодействии рук и ног с органами управления, вестибулярные - сигнализируют об изменении скорости и направления движения автомобиля (значительное раздражение вестибулярного аппарата приводит к укачиванию). Обоняние может информировать о наличии в кабине паров топлива и отработавших газов, а тепловые - об изменении температуры на рабочем месте. Анализаторы играют важную роль в деятельности водителя и нарушение их функций может резко снизить их надежность.
Кроме того, для безошибочного управления автомобилем водитель должен своевременно воспринимать и правильно оценивать информацию, которую он получает с помощью - ощущения и восприятия.

Ощущение - это исходный психический процесс приема информации. Благодаря ему водитель судит о свойствах предметов и явлений: положении подвижных и неподвижных объектов на дороге, их форме, размерах, цвете. У разных людей ощущения неодинаковы. Они зависят от их природных данных, возраста, тренированности и опыта, профессиональных знаний, навыков и других качеств. Опытный водитель точнее начинающего ощущает разницу в освещенности дороги при ограниченной видимости, быстрее замечает шумы, типичные для неисправных соединений автомобиля. Ощущение одного и того же человека изменяется в зависимости не только от опыта, но и от его состояния.

На основе ощущений формируется более сложный психический процесс - восприятие, благодаря которому в сознании отражаются свойства предметов и явлений в виде единого образа. Например, в результате комплекса ощущений (зрительных, слуховых, вибрационных и мышечно-кожных) у водителя формируется так называемое «чувство машины», при котором водитель воспринимает даже небольшое изменение в положении автомобиля или скорости его движения.

Быстро изменяющаяся дорожная обстановка вынуждает водителя воспринимать большую по объему информацию от зрительных, звуковых и других раздражителей. Поэтому его восприятие должно быть полным, быстрым и точным.

Большое значение для водителя имеет правильная оценка времени.


Время реакции

Надежность водителя зависит от быстроты действий, которые он выполняет в ответ на различные раздражители. Так, водитель автоматически нажимает на тормозную педаль, поворачивает рулевое колесо, переключает передачи, нажимает кнопку сигнала и т. п. Такие ответные действия называют психомоторными реакциями. Реакции водителя при управлении автомобилем характеризуются правильностью, точностью, своевременностью и скоростью. Важным качеством реакции водителя является ее своевременность. Обстановка на дороге быстро меняется, может стать опасной. Эффективность ответных действий зависит от скорости их формирования, оцениваемой временем реакции, и исполнения.

Если вам все же пришлось сесть за руль в алкогольном опьянении, подсчитаем вероятностные неприятности:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: