Речевое взаимодействие

Формой проявления речевого общения является речевое по­ведение собеседников, а содержанием – их речевая деятельность. Различие данных понятий состоит в том, что речевая деятель­ность – это осознанно мотивированная человеческая актив­ность, в которой задействованы глубинные структуры сознания, а в речевом поведении стремление к осознанию тех или иных поступков отсутствует. Кроме того, речевая деятельность и рече­вое поведение отличаются друг от друга своими результатами. По определению Казарцевой, «результатом речевой деятельности являются мысль и текст, а результатом речевого поведения выступают отношения между людьми… и эмоции».

Речевое взаимодействие – сложное явление, связанное с речевой деятельностью. От природы человек наделен речемыслительным аппаратом, без которого невозможна была бы речевая деятельность. Чтобы заниматься речевой деятельностью, человек должен обладать способностью мыслить и говорить, иметь осознанно мотивированную необходимость вступить в общение с кем - либо или сообщить что - либо.

Соответственно, для формирования социально активной лич­ности необходимо знание языковой системы и владение речью плюс соблюдение социальных норм речевого поведения.

Виды речевой деятельности

Речевая деятельность включает четыре основных аспекта, которые при­нято называть видами речевой деятельности: говорение, слуша­ние, письмо, чтение.

Говорение – это отправление речевых акустических сигна­лов, несущих информацию.

Слушание – восприятие речевых акусти­ческих сигналов и их понимание.

Письмо зашифровка речевых сигналов с помощью графи­ческих символов.

Чтение расшифровка графических знаков и понимание их значений.

Механизмы кодирования информации действуют при гово­рении и письме, декодирования — при слушании и чтении. При говорении и слушании человек оперирует акустическими сиг­налами, а при письме и чтении — графическими знаками.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: