Речевая деятельность включает четыре основных аспекта, которые принято называть видами речевой деятельности: говорение, слушание, письмо, чтение.
Говорение – это отправление речевых акустических сигналов, несущих информацию.
Слушание – восприятие речевых акустических сигналов и их понимание.
Письмо – зашифровка речевых сигналов с помощью графических символов.
Чтение – расшифровка графических знаков и понимание их значений.
Механизмы кодирования информации действуют при говорении и письме, декодирования — при слушании и чтении. При говорении и слушании человек оперирует акустическими сигналами, а при письме и чтении — графическими знаками.
Модель речевой коммуникации
Существуют различные модели коммуникации (модель Лассуэлла, модель Шеннона – Уивера, модель М. де Флера, циркулярная модель коммуникации У.Шрамма и Ч. Осгуда, двухканальная модель В.П. Морозова, модель двуступенчатой коммуникации П.Лазарсфельда, Б.Берельсона и Г.Годэ). В основе этих моделей тем не менее лежит единая схема, или модель. Компонентами этой модели являются:
1. Адресант (отправитель, субъект) – отдельные индивиды, группы людей, государственные учреждения, политические партии, фирмы и т.д..
2. Референция (сообщение) – закодированная информация (текст в устной или письменной форме).
3. Адресат (получатель, объект) – одно лицо, группа лиц, общество в целом или какая-нибудь его часть.
4. Кодирование и декодирование. Кодирование – переработка исходной идеи сообщения с целью ее доведения до адресата с помощью системы кодов — символов и знаков, одинаково интерпретируемых обеими сторонами. Декодирование – процесс выявления первоначального смысла, исходной идеи отправителя, понимания смысла его сообщения.
5. Контекст – ситуация, обстоятельства, при которых происходит общение.