Сущность свободных экономических зон, причины их создания и место в мировых хозяйственных связях

Содержание

Введение.............................................................................................................. 3

1. Сущность свободных экономических зон, причины их создания и место в мировых хозяйственных связях......................................................................................... 4

2. Разновидности свободных экономических зон и их основные черты.......... 9

3. Свободные экономические зоны в России: современное состояние........... 11

Заключение........................................................................................................ 13

Литература........................................................................................................ 14


Введение

Свободные экономические зоны (СЭЗ) прочно вошли в мировую хозяйственную практику и действуют в различных странах. Сейчас в мире, по разным данным, от 400 до 2000 СЭЗ, но, к этому перечню нельзя с полным основанием отнести ни одну российскую, поскольку те образования, которые в России называются "свободными экономическими зонами", не удовлетворяют международным требованиям, предъявляемым к такого рода зонам[1].

Более того, несмотря на неоднократные попытки создания реально функционирующих СЭЗ в России, они остаются в отечественной экономике явлением скорее экзотическим, вокруг которого на протяжении уже почти 10-ти лет ведутся острые, но далеко не всегда приносящие реальные плоды дискуссии. Судя по остроте этих дискуссий, а также по отсутствию значимых практических результатов деятельности российских СЭЗ, до сих пор нельзя считать вполне ясным: целесообразно и возможно ли вообще их широкое создание в наших переходных условиях? В какой мере эти зоны смогут получить развитие в России, как именно должна при этом сказаться ее специфика? Не являются ли зоны свободного предпринимательства своеобразной "естественной монополией" лишь отдельных приграничных районов Российской Федерации? Насколько обширными могут быть их границы? На каком уровне должны приниматься решения об образовании таких зон, какие процедуры при этом целесообразно применять?

Для ответа на подобного рода вопросы требуется ознакомиться с существующей мировой и отечественной практикой.


Сущность свободных экономических зон, причины их создания и место в мировых хозяйственных связях

Одним из уже достаточно давно известных направлений стимулирования экспортного производства, роста валютных доходов, улучшения платежного баланса государства и получения доступа к новым технологиям является создание свободных экономических зон (СЭЗ).

Официально признанное понятие СЭЗ отражено в документах Международной конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур (Киото, май 1973 г.): "Под свободной экономической зоной следует понимать часть территории одного государства, на которой ввезенные товары обычно рассматриваются как товары, находящиеся за пределами таможенной территории по отношению к праву импорта и соответствующим налогам, и не подвергаются обычному таможенному контролю".

Но наиболее распространенное толкование зон - это их трактовка как "территории, где введением беспошлинного таможенного режима, а также посредством других экономических и административно-правовых мер осуществляется стимулирование внешнеэкономической деятельности и привлечение иностранного капитала и "ноу-хау".

Поскольку подходы исследователей проблем формирования и функционирования СЭЗ различаются, то общепринятой типологии СЭЗ не существует. Можно выделить следующие виды зон, встречающиеся в мировой практике: складские и транзитные, промышленные (экспортно-производственные), комплексные зоны свободного предпринимательства (свободные порты, специальные экономические зоны). С точки зрения функционального назначения зоны подразделяются на четыре типа: торговые; промышленно-производственные; технико-внедренческие; сервисные.

- Торговые зоны - наиболее простая и давняя форма организации зональных структур на территории одного государства. Во многих странах, включая дореволюционную Россию, издавна существовали порты, куда иностранцы могли без уплаты пошлины ввозить товары на складирование в поисках покупателей. В современных условиях зоны подобного типа создаются вокруг международных транспортных узлов (морские и речные порты, железнодорожные узлы и аэропорты) в целях притока валютных поступлений в страну за счет активизации внешнеторговых операций.

Поскольку торговые зоны в чистом виде встречаются редко, а беспошлинный ввоз и вывоз товаров практикуется во многих других типах зон, то Киотская конвенция 1973 г. заложила в основу учреждения свободных экономических зон принцип таможенной экстерриториальности. В соответствии с ним свободные зоны определяются как часть географического пространства, в котором любые товары считаются находящимися за пределами таможенной территории страны и не подлежат обычному таможенному контролю.

- Промышленно-производственные зоны - зоны второго поколения. Они возникли в результате эволюции торговых зон, когда на отведенную под них территорию стали ввозить не только товары, но и капитал, в зонах начали заниматься не только торговлей, но и производством. Эти зоны подразделяются на импорто- и экспортоориентированные - по месту сбыта основной части продукции.

Импортно-производственные зоны ориентированы на внутренний рынок принимающей страны (пример - бразильская зона Манаус). Таких зон очень мало. Большинство зон имеют экспортную ориентацию, которая лишь на более поздней стадии их развития начинает сочетаться с работой на внутренний рынок.

Экспортно-производственные зоны представляют собой ареалы повышенной экспортной активности, которая в других условиях, вне зоны, была бы исключена. Современная модель таких зон берет начало от зональной структуры, созданной в 1959 г. в ирландском аэропорту Шэннон. В последующем они получили распространение в развивающихся странах.

На практике формирование свободных зон осуществляется на основе двух различных концептуальных подходов. Территориальный подход рассматривает зону как территорию, на которой действует хозяйственный преференциальный режим. Главное преимущество территориального принципа организации зон - возможность создания здесь высококачественной инфраструктуры и эффективного органа самоуправления. Функциональный (режимный) подход предполагает особый преференциальный режим, распространяемый на определенный вид предпринимательской деятельности. При этом статус субъекта зоны со всеми предоставляемыми льготами получают предприятия, относящиеся не к определенной территории, а к той или иной отрасли. В отличие от территориального режимный принцип организации зоны позволяет обеспечить ее тесные связи с национальной экономикой, дает возможность инофирмам самим выбирать оптимальный район для своей деятельности и открывает всем субъектам доступ к определенным видам экономической активности, независимо от местоположения зоны.

На крайних полюсах территориального и режимного подходов к организации зон находятся еще два принципа, и, следовательно, два типа зональных структур. С одной стороны, это обширные районы со статусом экспортно-производственных зон, с другой, - отдельные промышленные предприятия, работающие в режиме экспортно-производственной зоны. Наиболее известным примером первых являются специальные экономические зоны Китая (являвшиеся на первых этапах рыночными анклавами в плановой экономике, которая затем стала все более активно трансформироваться в рыночную экономику). В режиме зон второго типа работает большинство оффшорных компаний в странах Карибского бассейна и в Бразилии. Однако наибольшее распространение получили экспортно-производственные зоны в виде небольших территориальных образований, где указанные различия двух подходов во многом нивелируются.

- Технико-внедренческие зоны можно причислить к зонам третьего поколения. Они возникают вокруг крупных научных центров как районы с особой инфраструктурой, обеспечивающей процесс ускоренной разработки новых производственных технологий и их передачу в национальное хозяйство. Для успешного становления и развития таких зон необходимы следующие условия: наличие в регионе престижного университета или другого научного центра с мощной исследовательской базой; наличие научного парка с повышенной концентрацией высокотехнологичных предприятий; доступ к источникам венчурного (национального и иностранного) капитала, ориентированного на повышенные инвестиционные риски; благоприятные географические и климатические условия для работы и отдыха.

Сочетание всех указанных условий встречается редко, и поэтому каждая зона подобного типа по-своему уникальна (научные парки США, технополисы Японии).

- Сервисные зоны являются, с одной стороны, результатом эволюции производственных зон в высокотехнологичных отраслях (обработка информации), а с другой - следствием общего повышения роли третичных отраслей в современном хозяйстве. К таким структурам относятся прежде всего банковские зоны, которые учреждаются, как правило, на принципах режимного подхода (статус зоны распространен только на банковские учреждения), а также оффшорные финансовые центры, размещенные на локальных территориях, где действует принцип экстерриториальности в отношении норм денежного и валютного регулирования.

Практика функционирования свободных зон и соперничество между ними за привлечение иностранного капитала привели к унификации условий, на которых в зону приглашаются инвесторы: каждому типу зон соответствует свой определенный набор льгот и стимулов.

Неотъемлемой частью международных экономических отношений второй половины XX века становятся свободные (специальные) экономические зоны. Для мировых хозяйственных связей они предстают в основном как фактор ускоренного экономического роста за счет активизации международного товарооборота, мобилизации инновационно-инвестиционных отношений, углубления интеграционных экономических процессов. Со времени подписания в 1973 г. Киотской конвенции, определившей свободную зону как своеобразный внешнеторговый анклав, где товары считаются находящимися за пределами таможенной территории, СЭЗ получили широкое распространение во многих странах. В 1990-е годы в мире функционировало несколько тысяч разного рода свободных экономических зон.

По оценкам специалистов, к 2010 году через различные СЭЗ будет проходить до 40 % мирового товарооборота.

В научных публикациях и отчетах международных организаций для характеристики разного рода зон используется термин «свободные экономические зоны». Однако этот термин не в пол-ной мере отражает сущность этого явления. Так, применяемые во многих из них экономические правила, рычаги, специальные административные законы отнюдь не освобождают от определенного правового и хозяйственного режима, а лишь облегчают его, предоставляют льготы, стимулирующие предпринимательство. Фактически государство в этих зонах лишь сокращает масштабы своего вмешательства в экономические процессы.

Цели создания СЭЗ зависят от уровня социально-экономического развития организующих их стран, их стратегических народно-хозяйственных планов и др. Поэтому причины и цели создания свободных экономических зон в каждом конкретном случае могут отличаться друг от друга. В промышленно развитых странах, таких как США, Великобритания, Франция, свободные экономические зоны часто создавались для активизации внешнеэкономических связей, реализации региональной политики, направленной на оживление мелкого и среднего бизнеса в депрессивных районах, выравнивание межрегиональных различий. В этих целях такой категории предпринимателей предоставлялись разного рода налоговые льготы, зафиксированные национальными законодательствами. Такая политика получила название «налоговой революции». Свободные экономические зоны в этом процессе играют достаточно заметную роль. Фактически они представляют собой своеобразные ловушки для мигрирующих в масштабах мирового хозяйства капиталов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: