Основные виды мировых цен и их характеристики

В зависимости от специфики товаров и преобладающей формы их реализации в международной торговле выделяют следующие виды цен: справочные, прейскурантные цены, цены каталогов, про­спектов, предложений, цены торгов, аукционные цены, биржевые цены, цены фактических сделок. Совокупность этих цен с добавлени­ем к ним расчетных цен составляет информационный массив данных по мировым ценам. Характеристики перечисленных цен с точки зре­ния возможностей их получения, их доступности, их товарного охвата и степени соответствия реальному уровню цен, т.е. цен, по которым реально осуществляются продажи, приведены в табл. 10.1.

Анализ приведенных видов цен показывает, что они охватывают практически всю товарную массу, обращающуюся на мировом рынке; различные виды цен дополняют друг друга (например, публикуемые и получаемые по специальным запросам). По всем товарам могут быть получены расчетные цены, цены предложений и, возможно, цены фактических сделок. Наличие других цен опреде­ляется спецификой товара и формой его реализации. В результате, по всем товарам мировой торговли может быть получено несколько видов цен. Это очень важно для аналитической работы, так как позволяет осуществлять взаимную проверку ценовой информации и выявлять экономически обоснованный уровень цен в сделках купли-продажи.

Характеристика мировых цен по формам организации торговли

Таблица 10.1.

Виды мировых цен Возможность получения Доступность Товарный охват Степень соответствия текущей мировой цене
         
Справочные цены Публикуются Легко доступны Сырье Обычно не соответст­вуют
Прейскурант­ные цены Иногда публикуются Специальные запросы Готовая продукция То же
Цены катало­гов и про­спектов Публикуются Специальные издания То же
Цены предложений Путем запроса Специальный запрос Любой товар
         
Цены торгов Публикуются Специальные издания Готовая продукция Не всегда со­ответствуют
Аукционные цены То же Отдельные виды сырья То же
Биржевые цены - " - Сырье Соответствуют
Виды мировых цен Возможность получения Доступность Товарный охват Степень соответствия текущей мировой цене
Цены факти­ческих сделок (контрактные цены) Редко публи­куются (осо­бые каналы информации) Трудно доступны Любой товар То же
Расчетные цены Путем расчета На базе тамо­женной стати­стики То же Трудно опре­делить соот­ветствие

При этом, чем выше степень соответствия рассматриваемой цены уровню реальных продаж, тем более обоснованно использование этой цены в качестве мировой, т.е. характерной для данного рынка, тем большей информационной ценностью она обладает. Исходя из этого для сырьевых рынков в качестве мировых чаще всего принимаются биржевые цены (при наличии биржевой торговли), аукционные (при наличии аукционов) или справочные цены. Для готовой продукции мировыми ценами могут служить цены торгов (тендеров), цены факти­ческих сделок, а при их отсутствии – прейскурантные цены или цены каталогов, проспектов, предложений. Рассмотрим основные виды цен подробнее.

1) Справочные цены – это цены на товары, реализуемые на внутрен­нем оптовом и международном рынках. Они широко используются в топливно-сырьевой группе товаров, а также по некоторым товарам-полуфабрикатам (химическая продукция, прокат металлов). Справоч­ные цены публикуются в периодических изданиях объединениями производителей, информационными агентствами, консультационны­ми фирмами. Эти отражают типичные для рынка условия купли-продажи, они относительно стабильны (пересматри­ваются лишь несколько раз в год) и сравнимы с ценами фактических сделок. В длительном плане тенденции изменения этих цен совпада­ют, поэтому для определения динамики мировых цен можно исполь­зовать показатели динамики справочных цен. В краткосроч­ном плане справочные и фактические цены могут не совпадать, т.к. фактические цены более подвержены конъюнктурным колебаниям. Часто справочные цены оказываются выше цен фактиче­ских продаж, причем на мировом рынке расхождения между ними бо­лее существенны, чем на внутренних рынках.

2) Цены прейскурантов, каталогов, проспектов – это специально разрабатываемые производителями цены возможной реализации на базис­ные виды товаров обычно массового производства. Эти цены либо пуб­ликуются в отраслевых изданиях, либо сообщаются определенному кру­гу покупателей и используются главным образом для готовой продукции, например машинотехнической продукции или товаров ши­рокого потребления. Эти цены не ориентиро­ваны на каких-либо конкретных покупателей, в прейскурантах обычно дается лишь краткая характеристика товара. Более подробная информа­ция может содержаться в каталогах. Часто эти цены служат базой для уторговывания при заключении сделки, поэтому их уровень, как прави­ло, выше цен фактических продаж на величину возможной скидки.

3) Цены предложений (оферт) – устанавливаются производителями без согласования с потребителями, при этом часто увязываются с конкрет­ными условиями поставки. Эти цены существуют на любом рынке, хотя информация о них не всегда общедоступна. Цены предложений могут носить индивидуальный характер, если оферты рассылаются по запро­сам конкретных покупателей, либо более общий характер, если оферты рассылаются широкому кругу покупателей или публикуются в реклам­ных проспектах, отраслевых бюллетенях и периодических изданиях. Цены предложений чаще ориентированы на конкретного по­купателя, имеют большую адресность, чем справочные или прейску­рантные цены, что создает условия для формирования разных по уров­ню цен предложений для различных покупателей.

4) Цены торгов (тендеров) – это цены при специализированной форме торговли, основанной на конкурсном размещении заказов на поставку товаров или выдаче подрядов на производство определенных работ. Цены торгов, как правило, используются при продаже технически сложной и капиталоемкой продукции, имеющей часто уникальный или выраженный индивидуальный характер. За счет конкуренции потенци­альных исполнителей заказ обычно удается разместить по минимальной цене, что отвечает интересам покупателя (заказчика). Цены торгов представлены двумя видами: ценами предложений и ценами фактиче­ских сделок, т.е. ценами фирм, выигравших торги. Расхождение между ними может быть весьма существенным. Общий принцип выбора по­ставщика на торгах состоит в принятии предложения с наиболее низкой ценой. Поэтому перед участниками тендера стоит сложная ценовая за­дача: чтобы выиграть конкурс и получить для исполнения заказ или под­ряд, в своих предложениях, направляемых заказчику (или в тендерный комитет), они должны указать цену ниже, чем у конкурентов, но при этом достаточную для обеспечения собственной прибыли. Торги прово­дятся нерегулярно, по мере необходимости, следовательно, и ценовая информация носит нерегулярный характер.

Уровень цен международных торгов зависит от целого ряда факто­ров:

1) специфики реализуемых через торги товаров или услуг;

2) вида торгов (торги могут быть гласные, результаты которых пуб­лично оглашаются, и негласные; открытые, закрытые или предквалификационные). Например, при открытых торгах, когда число участни­ков больше и конкуренция между ними острее, цена оказывается ниже, чем при закрытых торгах, но при этом возрастает риск неиспол­нения или некачественного исполнения заказа;

3) страны – организатора тендера (страны заказчика). Цены тор­гов, формирующиеся в развивающихся странах, обычно выше, чем в развитых странах. Это объясняется, с одной стороны, более высоким спросом и неудовлетворенностью потребностей развивающихся стран в связи с неразвитостью собственного производства, а с другой сторо­ны, неустойчивостью их экономического и политического положения и соответственно повышенным риском работы в этих странах;

4) стран-участниц или потенциальных исполнителей заказа. Если это фирмы из развивающихся стран, то цены формируются на более низком уровне, поскольку их технический потенциал обычно ниже, чем у фирм из развитых стран. Кроме того, между ними реже достига­ется монополистический сговор с целью поддержания определенного уровня цены;

5) степени государственного вмешательства в механизм торгов. Государство через свои организации может либо выступать организато­ром торгов, либо определять правила, места и условия их проведения;

6) целей организаторов торгов. Например, заказчик может отка­заться от предложения с минимальной ценой по политическим сооб­ражениям, либо отдавая предпочтение фирме, с которой он имеет дли­тельные деловые связи или которая предлагает более выгодные кре­дитные условия, либо заказ может быть передан отечественной фирме в целях поддержки отечественного производителя.

5) Цены аукционов – это цены, действующие на специально органи­зованных рынках продажи реальных товаров по максимальной пред­ложенной цене. В отличие от торгов, использующих конкуренцию производителей, на аукционах конкуренция развивается между поку­пателями. Товар достается тому, кто предложит за него максимальную цену, т.е. эта форма реализации отвечает, прежде всего, интересам про­давца. Аукционы – это одна из наиболее исторически ранних форм продажи товаров. В настоящее время сфера ее применения существен­но сократилась, хотя она и сохраняет свою значимость для ряда това­ров, прежде всего некоторых товаров животного и растительного происхождения (например, пушнина, шерсть, лошади, чай, пряности, цветы, табак и некоторые другие), а также драгоценных и полудраго­ценных камней и произведений искусства. Как правило, это не под­дающиеся стандартизации товары индивидуального качества, поль­зующиеся повышенным спросом.

Организаторами международных аукционов обычно выступают крупные акционерные компании, монополизирующие торговлю определенным видом товара (скупая товар у производителей и перепро­давая его на аукционе оптовым посредникам-покупателям, они получа­ют прибыль от разницы цен) или специализированные брокерские фирмы, занимающиеся перепродажей товаров на условиях комиссии по поручению своих клиентов (клиенты, продавцы и покупатели в аукционе не участвуют, а выплачивают брокерам вознаграждение).

Цены аукционов, как и цены торгов, подвержены влиянию изменяющегося соотношения спроса и предложения. При этом вследствие специфики продаваемой через аукцион продукции (сельскохозяйст­венная продукция, продукция лесной промышленности) большое влияние на цены оказывает сезонный фактор. Проведение аукционов проводится нерегулярно, поэтому и цены аукционов форми­руются нерегулярно, а ценовая информация имеет склонность к старению. В целом аукционные цены оказываются обычно выше, чем при других фор­мах продажи.

Аукционная цена может быть трех видов:

1) начальная, или стартовая, цена, с которой начинается аукцион и в качестве которой может выступать конечная цена предшествующего аукциона;

2) промежуточная цена, предлагаемая потенциальными покупате­лями в процессе аукциона;

3) конечная (максимально возможная) цена, по которой осуществ­ляется продажа.

Соотношение между этими ценами зависит от системы аукцион­ных торгов, которая может быть либо английская (классическая), либо голландская. При английской системе аукционного торга котирование цен начинается с сообщения минимальной цены продавца, последую­щие предложения покупателей повышают цену, товар достается тому, кто предложит самую высокую цену. В результате конечная цена аук­циона выше стартовой. Такая система наиболее распространена в тор­говой практике.

При голландской системе аукциона ситуация с ценами складывает­ся обратная. Торг начинается с первоначальной цены (стартовой цены продавца), которая может быть несколько завышена. Если по этой цене нет желающих приобрести товар, то цена снижается до тех пор, пока не появится спрос. Выигравшим считается покупатель, первым давший согласие на покупку. При голландской системе аукциона конечная цена оказывается ниже стартовой, но все равно она максимально возможная для данного товара. Такая система используется при продаже некоторых товаров, особенно скоропортящихся (овощи, фрукты, цветы и т.д.).

6) Цены биржевой торговли – это цены специально организованного постоянно действующего рынка массовых однородных товаров. По­этому они распространяются главным образом на сырьевые товары. Биржевые цены рассчитываются и публикуются в биржевых бюллете­нях, информационных и периодических изданиях. Они складываются прежде всего в резуль­тате взаимодействия спроса и предложения. Биржевой рынок – это конкурентный рынок; влияние монополий и государства на биржевые цены несущественно и носит в основном косвенный характер. Сосре­доточение на бирже большого количества продавцов и покупателей, регулярность и масштабность сделок, свободное ценообразование по­зволяют выявить равновесную «объективную» цену.

Биржевые цены в наибольшей степени соответствуют требовани­ям, предъявляемым к мировым ценам (масштабность и регулярность сделок, доступность), и потому именно их используют в качестве мировых. Достоинства биржевых цен обусловили их широкое использование. В отношении биржевых товаров они приме­няются не только в рамках биржевой торговли, но и для проверки цен по сделкам, совершаемым вне биржи, например по прямым поставкам. Биржевые цены могут быть положены в основу расчета или проверки обоснованности цен това­ров, тесно связанных с биржевыми, например сырья для производства биржевых товаров или готовой продукции, изготовленной из бирже­вых товаров. Например, биржевые котировки цветных металлов позволяют проверить обоснованность цен на руды этих металлов, т.е. на исходное сырье, приобретаемое по внебиржевым каналам.

Современный биржевой рынок состоит из двух взаимосвязанных секторов:

1) рынка реального товара, где продаются конкретные партии бир­жевого товара различного качества, количества, условий и сроков по­ставки;

2) рынка прав на товар или фьючерсного рынка, где сделки заклю­чаются на полностью унифицированные контракты товара стандарт­ного качества и количества с фиксированными условиями и сроками поставки в будущем.

На рынке реального товара цель участников – продать или приобрести конкретный товар с определенным сроком поставки и на подходящих условиях. На фьючерсной бирже сделки заключаются главным образом с целью хеджирования (страхования от рисков неблагоприятного изменения цен) или с целью спекуляции за счет це­новых изменений. Фьючерсный рынок охваты­вает меньший круг товаров, чем рынок реального товара. При этом в современных условиях объем фьючерсной торговли значительно превосходит объемы продаж реального товара. Фьючерсная биржа (или торговля контрактами) позволяет выявить или прогнозировать уровень цен на пер­спективу, снизить риск ценовых потерь в будущем.

На бирже действуют различные виды цен. В зависимости от на­правления реализации выделяют цены продавца и цены покупателя. В результате их согласования и взаимоувязки фиксируются биржевые котировки, т.е. цены, по которым проходит наибольший объем про­даж. В зависимости от характера сделок выделяют цены на реальный и на фиктивный товар (или контракты). На реальный товар обычно ис­пользуются цены двух видов: цены «спот» (или по факту) и цены «фор­вард». Цены «спот» – это цены по сделкам с немедленной поставкой (сроки поставки оговариваются правилами биржи), т.е. по сделкам на наличный товар, находящийся на одном из складов биржи.

Цены «форвард» – это цены с поставкой товара в будущем, т.е. цены по сдел­кам на срок, длительность которого также определяется биржей и за­висит от характера товара, условий и обычаев, действующих на бирже. Цены «спот» отражают соотноше­ние спроса и предложения наличного товара, цены «форвард» кроме соотношения спроса и предложения на товар к моменту его поставки должны учитывать и другие факторы, например расходы по хранению, страхованию товара и т.д. Обычно в условиях спокойной конъюнктуры цены «форвард» выше, чем цены «спот», но в условиях резких колеба­ний спроса и предложения возможно и иное соотношение цен.

При продаже прав на приобретение товара в будущем (фиктивный товар) используются фьючерсные цены и цены опционов. Цены на реальный товар и по фьючерсным сделкам взаимосвязаны, но, как правило, не совпадают. Фьючерсные цены более динамичны, быстрее реагируют на ожидаемые изменения на рынке.

7) Контрактные цены – это цены фактических сделок при заключении прямых международных контрактов. Они объективно отражают конъюнктуру рынка, но получить информацию о них сложно, т.к. часто они являются коммерческой тайной. Контрактные цены привязаны к спе­цифическим условиям конкретных сделок (качественным характери­стикам товара, объемам, условиям, срокам его поставки, условиям пла­тежа и т.д.).

По способу установления выделяют следующие виды контрактных цен:

1. Твердая фиксированная цена устанавливается при подписании контракта и не меняется в течение всего срока его действия. Такие цены обычно используются в краткосрочных контрактах и в тех случа­ях, когда не ожидают существенных изменений цен во время исполне­ния контракта.

2. Фиксированная цена с возможностью последующей корректиров­ки фиксируется в контракте, но при этом оговариваются условия ее возможной корректировки. Если отклонения превысят установленный предел, то цены со­ответственно будут подвергнуты пересмотру.

3. Цена с последующей фиксацией – в контракте указывается прин­цип определения цен, источники ценовой информации и дата опреде­ления цены. Такой подход характерен для долгосрочных контрактов, предусматривающих периодические поставки, особенно если предпо­лагается возможность существенных ценовых изменений. Например, в контракте по продаже товара, если он относится к категории бирже­вых, может быть указано, что цена очередной партии товара определя­ется на основе биржевых котировок определенной биржи на день, предшествующий поставке.

4. Скользящая цена – это цена, которая устанавливается в зависи­мости от изменений в издержках производства, произошедших за период изготовления продукции. Она рассчитывается по согласованной и указанной в контракте формуле, состоящей из двух частей. Первая часть формулы – это базовая цена, размер которой фиксируется на момент подписания контракта. Вторая часть отражает влияние на цену возможных изменений издержек производства, связанных с изменением цен на сырье или ставок оплаты труда.

Формула расчета скользящих цен обычно имеет следующий вид:

(10.2.1)

где Р1 – расчетная цена товара;

Р0 – базисная цена;

А – доля в цене за­трат на материалы;

В – доля в цене затрат на оплату труда;

С – неизме­няемая часть цены (сумма А, В и С должна равняться 1);

а0 – базисная цена материалов;

а1 – цена материалов (обычно средняя за заложен­ный в расчет период скольжения);

b0 – базисная ставка оплаты труда;

b1 – ставка оплаты труда (обычно средняя за заложенный в расчет пе­риод скольжения).

Скользящие цены используются при поставках слож­ных и уникальных товаров, имеющих длительный производственный цикл, например транспортных средств, промышленного оборудования, а также при осуществлении подрядных строительных работ.

8) Расчетные цены – это среднестатистические цены, получаемые в результате деления официально публикуемых данных о стоимости продаж того или иного товара на его количество (объем продаж). В качестве ис­ходной информации обычно используется таможенная статистика. Чем больше объем экспорта (или импорта) и чем однороднее принимаемая в расчет статистическая группа товара, тем ближе будет расчетная цена к действительной. Расчетные цены имеют ограниченное применение.

Мировые цены всегда даются с указанием базисных условий постав­ки, что отражает включенную в цену величину дополнительных расхо­дов, связанных с хранением, погрузкой-разгрузкой, транспортиров­кой, страхованием, таможенным оформлением и т.д. В зависимости от базисных условий поставки эти расходы по-разному распределяются между продавцом и покупателем. При этом в цену включается лишь та их часть, которую берет на себя продавец. Чем меньше дополнитель­ные расходы продавца, тем ниже цена.

Чтобы избежать разночтений и разногласий, при заключении международных контрактов обычно используют типовые термины, обо­значающие определенные условия поставки продукции. Подробное их описание разрабатывается Международной торговой палатой и публи­куется в специальных сборниках под названием «Инкотермс». Действующий в настоящее время справочник «Инкотермс 2000» вышел в 2000 г., в нем приведены основные базисные условия поставки товаров в до­говорах купли-продажи. Если стороны в контракте намерены придер­живаться смысла терминологии, предлагаемого Международной торговой палатой, они должны сделать ссылку в контракте на «Инко­термс 2000». При отступлении по отдельным позициям от условий «Инкотермс» это также необходимо оговорить в контракте.

«Инкотермс 2000» включает описание 13 базисных условий кон­трактов, выделенных в зависимости от обязанностей, которые берут на себя продавец и покупатель, от используемого транспорта (любой вид транспорта, включая смешанные перевозки или только морской и внут­ренний водный транспорт), величины транспортных расходов, вклю­чаемых в цену, видов и величины сопутствующих расходов (погрузка-разгрузка, страхование, таможенное оформление), момента перехода рисков с продавца на покупателя. Эти 13 условий формируют 4 группы. Перечень групп и условий «Инкотермс 2000» приведен в табл. 10.2.

Группа Е включает условие EXW, согласно которому покупатель получает готовый к отправке товар близ завода продавца.

В группу F входят условия, согласно которым продавец обязан дос­тавить прошедший таможенную очистку товар до транспортных средств, указанных покупателем (условия FCA, FAS, FOB). При этом возможно включение в цену и дополнительных расходов по погрузке то­вара на транспортное средство (FOB). Стоимость основной перевозки в соответствии с этими условиями в цену не включается, и все связанные с ней расходы и риски несет покупатель, оплачивая их сверх цены.

В группу С входят условия, по которым продавец заключает договор перевозки, но при этом не несет риска потери и повреждения груза во время перевозки, а также дополнительных расходов после нее. Внутри этой группы условий цены могут включать или не включать расходы на страхование (условия CFR и CIF, СРТ и СIР).

Согласно условиям группы D продавец несет все риски и затраты, связанные с доставкой груза в пункт назначения. Вариации условий этой группы зависят от дополнительных расходов по разгрузке, допол­нительной транспортировке до места назначения, по таможенному оформлению и т.д. Цены контрактов, заключенных на условиях группы D, оказываются наиболее высокими, т.к. они в максимальной степени включают дополнительные расходы.

Классификация торговых терминов «Инкотермс 2000»

Таблица 10.2.

Английское название термина и его русский перевод Сокращенное название термина Вид транспорта
Группа Е – отправление
1. Ex works (named point) Франко-завод (название места) EXW Любой транспорт
Группа F – основная перевозка не оплачена
2. Free carrier (named point) Франко-перевозчик (название места) FCA Любой транспорт
3. Free alongside ship (named port of shipment) Франко-вдоль борта судна (название порта отгрузки) FAS Только водный транспорт
4. Free on board (named port of shipment) Франко-борт (название порта отгрузки) FOB Только водный транспорт
Группа С – основная перевозка оплачена
5. Cost and Freight (named port of destination) Стоимость и фрахт (название порта назначения) CFR Только водный транспорт
6. Cost, Insurance and Freight (named port of destination) Стоимость, страхование и фрахт (название порта назначения) CIF Только водный транспорт
7. Carriage paid to (named place of destination) Перевозка оплачены до (название места назначе­ния) СРТ Любой транспорт
8. Carriage and Insurance paid to (named place of destination) Перевозка и страхование оплачены до (название места назначения) CIP Любой транспорт
Группа D – прибытие
9. Delivered at frontier (named place) Поставка до границы (название места поставки) DAF Любой транспорт
10. Delivered ex ship (named port of destination) Поставка с судна (название порта назначения) DES Только водный транспорт
11. Delivered ex quay (named port of destination) Поставка с пристани (название порта назначения) DEQ Только водный транспорт
12. Delivered duty unpaid (named place of destination) Поставка без оплаты пошлины (название места назначения) DDU Любой транспорт
13. Delivered duty paid (named place of destination) Поставка с оплатой пошлины (название места назначения) DDP Любой транспорт

Примечания: Любой транспорт включает смешанные перевозки.

Только водный транспорт означает только морской и внутренний водный транспорт.

Минимальные расходы и обязанности возлагаются на продавца при заключении контракта на условии ЕХW, а максимальные – на условии DDР, где предусмотрено исполнение продавцом даже таможенных формальностей по импорту.

Выбор базисных условий поставки зависит от многих факторов, связанных с характеристикой товара, конъюнктурой рынка этого товара, интересами продавца и покупателя, экономической и политической ситуацией в странах-контрагентах и т.д. Например, по товарам, производство которых сконцентрировано в ряде мест, а потребление, напротив, повсеместно, цены тяготеют к местам производства или добычи.

Высокая конкуренция на рынке импортера заставляет экспортера предлагать условия, включающие доставку, чтобы обеспечить сопоставимость с продукцией, поставляемой местными производителями. Налаженные отношения с перевозчиками и страховщиками стимулируют участников сделки брать на себя эти расходы в надежде на получение льгот и соответственно дополнительной прибыли или экономии за счет разницы заложенных в расчет контрактной цены и фактических расходов по транспортировке и страхованию.

При острой нехватке иностранной валюты и возможности привлечь национального перевозчика с оплатой его услуг в местной валюте экспортер предпочтет условия поставки группы С или В, т.к. в этом случае стоимость контракта выше, а если в такой ситуации окажется импортер, то он будет стремиться к принятию условий группы Е или F.

Цены мирового рынка, так же как и национальные цены, могут испытывать различную степень воздействия со стороны функционирующих на мировом рынке экономических субъектов, что сказывается на уровне и динамике этих цен. По степени регулируемо­сти со стороны участников рынка можно выделить три категории цен: 1) свободные рыночные цены; 2) цены, в той или иной мере регулируе­мые государственными и государственно-монополистическими орга­низациями; 3) трансфертные цены.

Основная часть цен мирового рынка относится к категории сво­бодных рыночных цен, складывающихся на рынке как результат взаи­модействия спроса и предложения. В зависимости от структуры рын­ка и числа господствующих на нем компаний свобод­ные рыночные цены могут обладать монопольным, олигопольным или свободно-конкурентным характером. На рынке свободной конкурен­ции, где большое число примерно равных участников рынка (экспор­теров из разных стран) конкурируют друг с другом, цены обычно наи­более низкие и подвержены достаточно частым колебаниям вслед за изменениями конъюнктуры рынка.

На рынках, где доминируют несколько крупных компаний, контролирующих большую часть рынка (олигопольный рынок), эти компании имеют возможность координировать свои ценовые действия. Чем мень­ше число компаний, контролирующих отраслевой рынок, тем больше степень олигополистического регулирования цен и ценовой свободы этих компаний. Цены на таких рынках характеризуются определенной стабильностью и ока­зываются выше, чем в условиях свободной конкуренции. Но т.к. участники олигополии остаются независимыми самостоя­тельными компаниями, они продолжают конкурировать друг с дру­гом, и эта конкуренция сдерживает цены от чрезмерного повышения.

В условиях монополии (третьего типа рыночной структуры) ведущая компания практически полностью кон­тролирует рынок и обладает наибольшей свободой при определении цен на свою продукцию. Отсутствие сдерживающего давления со сто­роны конкурентов приводит к тому, что цены в таких условиях оказы­ваются максимальными и остаются неизменными даже в условиях кризисов.

Эти общие закономерности ценообразования прослежива­ются и на национальных, и на мировых рынках (уровень монополизации мировых рынков отстает от нацио­нальных рынков). Среди мировых рынков немало таких, где ведущие позиции занимают лишь несколько компаний, что сказы­вается на уровне и динамике цен. Например, на мировом рынке алю­миния 6 крупнейших алюминиевых компаний (в том числе 3 амери­канские, 1 канадская, 1 французская и 1 швейцарская) почти полно­стью контролируют рынок. На их долю приходится около 2/3 общего выпуска алюминия в развитых странах. Цены этого рынка относитель­но стабильны, имеют слабую тенденцию к повышению. Противопо­ложный пример – рынок натурального каучука. Это высококонкурентный рынок, цены на котором подвержены достаточно сильным и частым колебаниям.

Ко второй категории цен можно отнести цены, регулируемые государственно-монополистическими или межгосударственными ор­ганизациями стран-экспортеров или импортеров той или иной про­дукции. Важнейшей целью таких организаций было влияние на формиро­вание и динамику мировых цен экспортируемых ими сырьевых това­ров в выгодном для себя направлении. Наиболее известной среди них стала межгосударственная ассоциация развивающихся стран – экс­портеров нефти (ОПЕК), которая игрет замет­ную роль в формировании мировых цен на нефть. К категории «регулируемых» цен можно отнести и цены, используемые в торговле между странами, входящими в определенные экономические союзы и регулируемые государственными экономическими соглашениями этих стран, затрагивающими либо цены, либо условия торговли (на­пример цены на продукцию сельского хозяйства, угольной и металлургической отраслей промышленности в Европейском союзе).

Третью категорию цен составляют трансфертные цены. Эти цены используются при поставках продукции внутри компании между ее фи­лиалами или отделениями, расположенными на территории разных стран, например при поставках в рамках ТНК. Эти цены носят расчет­ный характер, они отражают интересы фирмы, а не конъ­юнктуру рынка. Могут быть применены для перевода доходов из одной страны в другую, за счет чего фирмам, использующим различия в нало­говом законодательстве разных стран, удается снизить налоговые пла­тежи. Чтобы предотвратить возможные уклонения от уплаты налогов, правительства многих стран контролируют обоснованность транс­фертных цен при пересечении товаром своих границ.

Рассмотренные выше характеристики мировых цен следует учиты­вать при анализе мировых цен, необходимом для определения тенден­ций развития мирового рынка или для выявления текущего уровня ми­ровой цены на определенный товар. При определении текущей миро­вой цены применяются сравнительные и расчетные методы анализа. Использование сравнительных методов предполагает наличие доста­точного массива ценовой информации, возможность ее систематизации и последующей обработки с учетом специфики анализируемых цен (биржевых, аукционных, справочных и т.д.). Результаты анализа позволяют снизить влияние спекулятивных кратко­срочных ценовых колебаний и получить более достоверные результаты об уровне цен.

При работе с ценами отдельных фирм важно следить, чтобы:

1) в сферу анализа были включены цены нескольких фирм (для повышения объективности результатов);

2) фирмы, цены которых анализируются, были ведущими производителями и экспортерами продукции, а не случайными поставщиками и не посредниками, участие которых повышает цены;

3) цены не были трансфертными, т.е. обслуживающими внутрифирменный оборот продукции и отражающими прежде всего интере­сы фирмы, а не конъюнктуру рынка.

Если по тем или иным причинам информацию об абсолютных уровнях цен найти не удалось, то применяют расчетные методы анали­за. В результате получают приблизительные оценки уровней мировых цен, которые рассчитываются на базе специальных формул с примене­нием средних или удельных показателей. Возможен и другой подход: если существует дос­таточно близкий аналог рассматриваемого продукта, то цена аналога, взятая за основу, корректируется с учетом сопоставления технико-экономических параметров продукции. Полученные расчетным путем цены могут исполь­зоваться только для предварительного сравнения или дополнительной про­верки данных, полученных другим путем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: