Учебным планом изучения данной дисциплины предусмотрена самостоятельная работа студентов (изучение теоретического материала, нормативных документов, подготовка докладов и презентаций к семинарским занятиям и др.) в объеме 116 часов (3 зачетные единицы).
Цель организации самостоятельной работы по дисциплине «Арбитражный процесс» – приобретение студентами знаний о сущности, содержании судопроизводства в арбитражных судах, судебной защиты прав, свобод и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, арбитражного процесса как науки и учебной дисциплины;
· уяснение роли и места арбитражно-процессуального права – в системе права Российской Федерации;
· выработка объективной оценки значению арбитражно-процессуального права в жизни государства, общества, организаций, личности;
· приобретение профессиональных компетенций;
· закрепление навыков и умений осуществлять нормотворческую, правоприменительную, правоохранительную и экспертно-консультационную деятельность.
Самостоятельная работа студентов (СРС) является важнейшим видом освоения содержания дисциплины, подготовки к практическим занятиям и к зачету, экзаменам, в том числе государственной аттестации. Сюда же относятся и самостоятельное углубленное изучение тем дисциплины. Самостоятельная работа студента представляет собой постоянно действующую систему, основу образовательного процесса.
Организация СРС ориентируется на активные методы овладения знаниями, развитие творческих способностей студентов, переход от поточного к индивидуализированному обучению, с учетом потребностей и возможностей личности.
Весь учебный процесс от начала изучения дисциплины и до ее завершения рассчитан на самостоятельную работу студента под руководством и при помощи преподавателя.
Самостоятельная работа студентов организуется в формах индивидуальных и коллективных занятий. Применяются различные виды учебных занятий, в том числе, творческие задания, тестирование, консультации.
Самостоятельная работа реализуется:
· непосредственно в процессе аудиторных занятий - на лекциях и практических (ролевых) занятиях;
· в контакте с преподавателем вне рамок расписания - на консультациях по учебным вопросам, в ходе творческих контактов, при ликвидации задолженностей, при выполнении индивидуальных заданий и т.д.;
· в электронной образовательной среде СПБУУЭ;
· в библиотеке, дома, в общежитии, на кафедре при выполнении студентом учебных и творческих задач.
Постоянный поиск новых форм и методов этой работы необходим каждому обучающемуся - как начинающему, так и имеющему определенный опыт.
Самостоятельная работа студентов предполагает следующие виды отчетности:
· подготовку и написание докладов, сообщений и других письменных работ на заданные темы,
· выполнение домашних заданий разнообразного характера;
· поиск и отбор информации по отдельным разделам дисциплины в сети Интернет;
· работу с нормативными документами, их конспектирование;
· текущее и итоговое тестирование.
Пакет заданий для самостоятельной работы выдается в начале семестра, определяются предельные сроки их выполнения и сдачи. Задания для самостоятельной работы состоят из обязательной и факультативной частей, порогового и продвинутого уровня. Составной частью СРС является подготовка к промежуточной аттестации (экзамену).
Для самостоятельного изучения отводятся темы, хорошо разработанные в учебных пособиях, научных монографиях и не могут представлять особенных трудностей при изучении. Важной составляющей самостоятельной работы является подготовка к семинарским занятиям, в том числе в формах:
· реферата;
· сообщения;
· письменного домашнего задания.
Реферат требует глубокого изучения первоисточников, умения связывать их теоретические положения с современностью, проводить глубокий анализ, делать практические выводы, наконец, учит вести дискуссии. Реферат, становится плодом коллективного творчества, когда идеи не только формулируются автором, но и обсуждаются аудиторией.
Для эффективной организации СРС необходимо:
последовательное усложнение и увеличение объема СРС, переход от простых к более сложным формам (выступление на семинарском занятии, текущее тестирование, доклад по теме практического (ролевого) занятия, представления материалов для участия в работе круглого стола и т.д).
постоянное повышение творческого характера выполняемых работ, активное включение в них элементов научного исследования, усиление их самостоятельного характера;
систематическое управление самостоятельной работой, осуществление продуманной системы контроля и помощи студентам на всех этапах обучения.






