Контейнеризация мировой транспортной системы, транспортные мосты и внешнеэкономические связи

Большое значение для развития Российской транспортной системы имеет её современное геополитическое и транспортно-географическое положение, поскольку через территорию нашей страны проходят важнейшие транспортные коммуникации, обеспечивающие транзит грузопотоков между Европой и Азией.

Нашла своё отражение в транспортной системе России и контейнерная революция. Контейнеризация является одним из главных путей совершенствования мировой транспортной системы в эпоху НТР. Процесс контейнеризации связан с увеличением доли генеральных грузов в мировом грузообороте. Использование контейнеров при их перевозке сокращает время погрузки, выгрузки, доставки и снижает затраты живого труда. По сравнению со старыми спосо­бами транспортирования производительность труда повышается в несколько раз. Внедрение стандартизации контейнеров (обычно стандартным считается 20-тонный контейнер) позволяет унифицировать транспортный процесс и способствует организации мультимодальных перевозок различными видами транспорта. Мультимодальные, или смешанные перевозки грузов – это международные (как правило, сверхдальние) контейнерные перевозки грузов, осуществляемые различными видами транспорта по принципу “от двери до двери” и оформленные одним сквозным документом. Поэтому контейнеризацию мировой транспортной системы называют контейнерной революцией.

Контейнерная революция отразилась на железнодорожном, автомобильном и водном транспорте. На железнодорожных узлах появились крупные терминалы, был создан подвижной состав, специально приспособленный для перевозки контейнеров. Аналогична ситуация на автомобильном транспорте. На нём использование контейнеров в ещё большей мере способствовало обеспечению доставки грузов «от двери до двери», особенно при наличии не только магистральных, но и фидерных (боковых) шоссейных дорог. В наибольшей степени контейнеризация охватила водный (особенно морской) транспорт. Это вызвало коренные изменения в структуре флота (появились суда с горизонтальной погрузкой «Ро-ро», контейнеровозы), и во всем портовом хозяйстве (контейнерные терминалы, контейнерные порты). Контейнерный терминал – место складирования, погрузки и разгрузки контейнеров при помощи специального оборудования. В настоящее время число контейнерных перевозок возрастает.

Контейнеризация различных видов транспорта при расширении мультимодальных перевозок вызвала формирование «транспортных мостов». Часто их называют также «сухопутными мостами» (лендбридж). При их эксплуатации сочетают применение контейнеровозов, а иногда и судов-балкеров с маршрутными скоростными железнодорожными составами и автопоездами. К настоящему времени наибольшую известность получили два «моста»: между Западной Европой и Японией (Транссибирский «транспортный мост») и между Японией и восточным побережьем США.

Транссибирский «транспортный мост» начал действовать с 1970 г. Его крайними точками являются Роттердам и Йокогама, расстояние между которыми (при использовании железных дорог Украины и России) составляет 13770 км. Весь этот путь можно разделить на три отрезка. На первом грузы из Западной Европы доставляют сухопутным транспортом на пограничные узлы или морским – в черноморские и балтийские порты СНГ. На втором отрезке их транспортируют поездами-экспрессами или обычными составами по железным дорогам европейской части СНГ и по Транссибирской магистрали до портов Тихоокеанского побережья – Находки и Восточного. На третьем отрезке их снова до­ставляют по морю в Йокогаму и другие порты Японии, а также в Сянган и Манилу. Грузы из Японии в Западную Европу идут тем же путем, но в обратном направлении. Время транспорти­ровки составляет примерно 35 суток.

Использование транссибирского «транс­портного моста» обходится примерно на 20% дешевле, чем перевозка грузов в том же направлении только морем, так как при транспортировании их через Суэцкий канал расстояние увеличивается до 20,1 тыс. км, а вокруг Африки – до 26,3 тыс. км. Уже в начале 1980-х гг. по транссибирскому «транспортному мосту» ежегодно проходило более 10 тыс. контейнеров.

В конце 1990-х гг. была разработана концепция государственной поддержки транзитных перевозок по Транссибу. Она предусматривала сокращение общего транспортного времени до 25 суток, соединение Транссиба с Транскорейской железнодорожной магистралью, более активное использование БАМа, реконструкцию портов, создание железнодорожной связи с о. Сахалин и др.

В стадии окончания разработка «транспортного моста» между Европой и Азией, от китайского порта Ланьюнган на Желтом море до границы Китая с Казахстаном, а далее – по железным дорогам России и других стран СНГ в Европу. Его общая протяжённость – 10,8 тыс. км.

Наряду с данными «транспортными мостами» между Европой и Дальним Востоком, в стадии осуществления находится «мост» Север – Юг, предусматривающий соединение зарубежной Европы с Ближним Востоком через территорию европейской части России (Хельсинки – Москва – Тегеран – Дубай).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: