К водному транспорту относятся морской и внутренний водный. Водный транспорт является одним из самых старых, т. к. появился за 6 – 4 тыс. лет до н. э..
1.1. Внутренний водный транспорт.
Внутренний водный (речной) транспорт – вид транспорта, осуществляющий перевозки пассажиров и грузов по естественным (реки, озёра) или искусственным (каналы, водохранилища, шлюзованные участки рек) внутренним водным путям. По значимости выделяют:
1. магистральные пути, в том числе международные, обслуживающие внешнеторговые перевозки нескольких государств (например, Амур);
2. межрайонные, обслуживающие перевозки между крупными районами внутри страны (например, Волга);
3. местные, обслуживающие внутрирайонные связи.
Преимущества внутреннего водного транспорта: высокая провозная способность глубоководных путей; сравнительно низкая себестоимость; удельный расход топлива в 4 раза меньше, чем на автомобильном, в 15 – 20 раз меньше, чем на авиационном транспорте; высокая производительность; меньшие капиталовложения; меньшая металлоёмкость.
|
|
Недостатки: сезонность работы; невысокая скорость судов; разобщённость речных бассейнов; использование рек в естественном состоянии.
Классификация подвижного состава (флота): грузовой, пассажирский и технический.
Протяжённость внутренних водных путей Российской Федерации на 01.01.2011. составляет 101,7 тыс. км, в том числе 49 тыс. км с гарантированными глубинами. По ним ежегодно перевозится порядка 150 млн. т грузов и около 20 млн. пассажиров. На внутренних водных путях расположено 723 гидротехнических сооружения, в том числе 108 шлюзов. В структуре системы действует 131 речной порт, из которых 15 имеют международное значение. Речной транспорт сегодня не играет существенной роли в грузоперевозках России. Это объясняется следующими обстоятельствами:
1. большая часть крупных судоходных рек России расположена в суровых, малоосвоенных районах с редким населением;
2. ярко выражена сезонность перевозок;
3. направление течения большинства рек не совпадает с географией преобладающих в стране грузопотоков (основные реки России текут в меридиональном направлении, а преобладающие грузопотоки направлены с востока на запад);
4. в стране мало крупных, современных каналов и других гидротехнических сооружений, объединяющих различные речные бассейны в единую водную систему.
В целом удельный вес речного транспорта России невелик в общем объёме грузооборота. Однако во многих районах Севера и Востока, где отсутствуют другие виды транспорта, реки являются единственными надёжными наземными путями сообщения. От работы речного флота целиком зависит существование этих районов.
|
|
Количество судов речного флота составляет 31,5 тыс. единиц, из них 1/3 –грузовые. За последние 10-20 лет невостребованный флот морально и физически устарел, перегрузочные мощности речных портов используются на 30-60 %. Удельный вес новых речных судов – 4%, а в возрасте более 15 лет – 66%.
Среди перевозимых грузов преобладают минерально-строительные материалы (3/4 всех грузов), лесные грузы, нефтяные и сезонные грузы – зерно, овощи и бахчевые.
Ведущее место во внутренних речных перевозках занимает Волжско-Камская речная система. При помощи каналов Волга связана с морскими бассейнами страны. Волго-Камский бассейн соединен с соседними речными бассейнами. Через Волго-Балтийский водный путь – с Онежским и Ладожским озерами, реками Свирь и Нева, а также с Финским заливом Балтийского моря. Беломоро-Балтийский канал обеспечивает выход из Волго-Балта в Белое море. Верховья реки Сухоны соединены каналом с Волго-Балтом. Это дало прямой выход из Волжского бассейна в бассейн Северной Двины. Волго-Донской канал соединяет Волгу с бассейном Дона и открывает путь в Азовское и Чёрное моря. Крупные порты Волжской системы – Тверь, Ярославль, Кострома, Нижний Новгород, Казань, Самара, Саратов, Волгоград, Астрахань. На долю этой системы приходится более 2/3 грузооборота внутреннего водного транспорта страны. Наиболее грузонапряженный участок этого бассейна – отрезок Волги от Камского устья до Самары. В грузопотоках преобладают лес, строительные материалы, топливо, зерно.
Важное место в грузообороте внутренних речных перевозок занимают реки Севера и Северо-Запада европейской части страны – Северная Двина, Печора, Нева. Крупные порты: на Северной Двине – Архангельск, на Печоре – Нарьян-Мар, на Неве – Санкт-Петербург. Заметную роль в перевозках грузов и пассажиров этого региона играют Онежское и Ладожское озёра. В грузопотоках преобладают лес, строительные материалы.
Таким образом, в европейской части России сформировалась единая глубоководная внутренняя транспортная система, протяженностью 6,5 тыс. км. Она объединяет основные речные бассейны и крупнейшие озера в единое целое. Её участки входят в перечень европейского соглашения о важнейших внутренних водных путях международного значения, а также в состав международного транспортного коридора «Север - Юг». Единая глубоководная система России обеспечивает товарооборот с 44 странами мира. Объём экспорта через неё составляет 15 млн. т грузов в год, импорта – около 1 млн. т. К сожалению, многие гидротехнические сооружения системы изношены и устарели в техническом отношении. Требуется их серьёзная реконструкция.
Иное положение сложилось в Сибири и на Дальнем Востоке. Здесь находятся крупнейшие реки страны, но практически полностью отсутствуют каналы, объединяющие различные речные бассейны в единые транспортные системы. Интересно вспомнить, что ещё до революции в районе Екатеринбурга находилось мелководное гидротехническое сооружение, используемое для грузового речного сообщения между Волжским и Обским бассейнами. Существовал и канал, позволяющий маломерным судам проходить из Обского бассейна в Енисей.
Важные транспортные артерии Сибири: Обь, Иртыш; Енисей, Ангара; Лена. В грузопотоках преобладают лесные грузы, нефть и нефтепродукты, строительные материалы, продовольствие и промышленные товары. Крупные порты: на Оби – Барнаул, Новосибирск, Салехард, Сургут; на Иртыше – Омск, Тобольск.
Енисей судоходен на протяжении более 3800 км, от Минусинска до устья. По нему транспортируется лес, топливо, строительные материалы. Основные порты – Минусинск, Красноярск, Игарка, Дудинка.
По Лене в пределах Иркутской области судоходство идёт от пристани Качуг.
|
|
Основной транспортной артерией Дальнего Востока является Амур. Его грузооборот складывается из грузов, поступающих по подъездным путям, и из формирующихся на месте. Крупные порты – Благовещенск, Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре. Наибольшее значение в грузообороте имеют уголь, нефть, лесные грузы.
Кроме грузовых операций, осуществляемых речным флотом в северных и восточных районах России, реки широко используются для лесосплава, главным образом в плотах. Нередко практикуется запрещенный молевой сплав древесины. Это приносит большой экологический ущерб и ухудшает условия судоходства.
Незначительны масштабы развития пассажирского речного транспорта, где преобладают круизные рейсы. Часть пассажирских речных судов используется в качестве плавучих гостиниц.
Большинство программ и проектов дальнейшего развития внутреннего водного транспорта России предусматривает реконструкцию существующих водных систем путем расчистки каналов и углубления фарватеров. На более отдаленную перспективу – формирование единой водно-транспортной системы России путём восстановления и строительства новых каналов. Последние объединят единую речную систему европейской части страны с бассейнами крупнейших рек Сибири и Дальнего Востока. Необходимо также пополнение речного флота страны современными специализированными судами, в том числе судами класса «река – море».
Определённые перспективы в развитии российского внутреннего водного транспорта (в условиях быстрого роста железнодорожных тарифов) связываются с более широким использованием Большого Европейского Кольца. Это позволит осуществлять перевозки грузов и пассажиров по единому замкнутому водному маршруту: Санкт-Петербург – Волго-Балт – Волга – Волго-Дон – Азовское море – Черное море – Дунай – Майн – Рейн – Северное море – Балтийское море – Санкт-Петербург. Недостатки речного транспорта (тихоходность, боязнь мелководья и морских просторов, неизбежность многократных перевалок там, где заканчиваются водные магистрали) могут быть устранены новейшим поколением судов класса «река – море». Эти суда способны развивать автомобильную скорость, близкую к 100 км/ч, не боятся мелководий, не создают разрушающих берега волн, «чисты» в экологическом отношении и расходуют меньше топлива, чем предшественники.
|
|