Подготовка конспектов

ñ пишите разборчиво и аккуратно, соблюдая логику изложения;

ñ сначала прослушайте, уловите мысль и, только потом, запишите ее;

ñ не старайтесь писать все дословно;

ñ формулируйте мысли кратко и своими словами;

ñ выделяйте разделы, подразделы темы и подтемы;

ñ записывайте только самое существенное;

ñ учитесь на слух отделять главное от второстепенного;

ñ записывая основное, подкрепляйте мысли примерами или фактами, которые приводит лектор (иногда для этого достаточно несколько ключевых слов);

ñ делайте соответствующие смысловые выделения значимых мыслей;

ñ выработайте свою систему сокращений;

ñ сразу после лекции постарайтесь просмотреть конспект и по свежим следам восстановите недописанное, выделяя главное.

Возьмите за правило работать над конспектами лекции следующим образом:

ü повторите изученный материал по конспекту;

ü непонятные предложения вынесите на поля и уточните их значение;

ü неоконченные фразы, недописанные слова и предложения устраните, пользуясь данными учебника или других рекомендованных источников;

ü завершите техническое оформление лекции: подчеркните главные мысли, отметьте разделы и подразделы, выделите вопросы и подвопросы.

Конспекты - это детальная фиксация прочитанного.

Конспектирование (conspectus - «обзор») позволяет глубже вникать в содержание, активизировать внимание, длительно удерживать в памяти изученное, точно формулировать в письменном виде свои мысли, оттачивает навыки литературного изложения и, наконец, повышает культуру речи. Каждая запись в конспекте должна быть краткой, четкой, грамотной и образной. Конспект должен быть чист, без помарок, на первой странице обязательны заголовок источника (его библиографическое описание), план конспекта.

Известны следующие виды конспектов: плановые, текстуальные, свободные и тематические.

1. Плановый конспект - конспект основан на предварительном плане. Обычно за основу его берется оглавление книги, ее содержание - разделы, главы и параграфы.

2. Текстуальный конспект предусматривает цитирование книги (авторский текст), которое отражает основное ее содержание.

3. Свободный конспект предполагает передачу мыслей и идей автора своими словами в свободной последовательности.

4. В тематическом конспекте собраны идеи, факты, цитаты из разных источников. Все они освещают определенную проблему.

Существует интересный способ конспектирования - конденсирование - составление конспекта с «накоплением», позволяющее, пользуясь рядом источников, наиболее полно отразить главные сведения по какому-либо вопросу. Например, взяв некоторую проблему, выбирают из имеющейся литературы в качестве базы конспекта тот источник, в котором предлагается наиболее полное и систематическое ее изложение. Переходя далее к следующему источнику, вносят из него в свой текст добавления, исправления, а если нужно, то и изменяют структуру своего первоначального конспекта. Так разовьется умение оценивать различие подхода разных авторов. Конденсирование - один из лучших приемов работы с книгой и усвоения материала.

Правила оформления конспекта. Записи стоит делать в тетрадях, блокнотах, на отдельных листах бумаги. Оставляйте поля 4-6 см для пометок. Не забывайте указать, из какой книги запись, ее выходные данные, а напротив соответствующих абзацев - номера страниц книги. Конспект не должен быть «мертвым» («написал и забыл»). Его нужно обязательно проработать: после окончания конспекта, необходимо «пройтись» по нему, еще раз прочитать, сделать на полях пометки, выделить основные идеи, поработать маркером и т.д.

Технологии критического мышления предлагают педагогический прием «ИНСЕРТ» (от англ. insert - «вставка», «вклейка»). Разработан ряд маркировочных знаков, которыми предлагается на полях помечать предложения, абзацы или части текста.

Знаком «галочка» (V) в тексте отмечается информация уже известная читателю. При этом источник информации и степень достоверности не имеет значения.

Знаком «плюс» (+) отмечается новая информация, новое знание. Этот знак ставится только тогда, когда читатель впервые встречается с прочитанным текстом.

Знаком «минус» (-) отмечается то, что идет вразрез с имеющимися представлениями, о чем студент раньше думал иначе.

Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным, и требует дополнительных сведений, уточнений и поиска дополнительной литературы.

Знаком NB (nota bene) «запомнить» отмечается то, что нужно обязательно запомнить.

Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: