Понятны наши страдания, душевная боль, слезы: ведь мы так связаны с близкими нам ушедшими - их тело, наше тело; и вот эта плоть разлагается, умирает, обращается в землю. И душой нашей с ними - мы одно существо; и вот часть этого существа отрывается, уходит. Как же не страдать нам и душою, и телом?
Но отсюда и другой выход: душа, оставившая свое тело, находится в смутном, смятенном, скорбном состоянии, как бы праведна она ни была при жизни. Самое отделение от тела есть болезненный процесс. С другой стороны, у умерших - непосредственное ощущение и видение духовных сущностей, нападение демонов и т.д. Наше горе, смущение души: ведь она еще очень близка к нам, она - одно существо с нами, и, если при жизни, закрытая телом, она не всегда чувствовала душевное состояние близких, то сейчас она особенно беззащитна против нашего отчаяния, усиливающего ее смущение. Вот почему наш долг перед почившими - оказать им помощь приведением себя в состояние молитвы - гармонического светлого вибрирования, которое распространяется и на них.
|
|
Всякая смерть - урок для нас. оставшихся; она чудо, как и чудо рождения; "како предахомся тлению": она - напоминание о нашей близкой смерти, и в построении плана нашей жизни надо ориентироваться и на смерть - "respice finem".
С родными умерших говорить о Воскресении Христа, советовать читать Евангелие о Воскресении, о мытарствах, о трагическом положении души умершего. О необходимости молитвы и для них, родных, молитвы об умершем - это отвлекает от скорби эгоистической, о теле умершего (этот вопрос смущает многих),
По окончании панихиды, некоторое время помолиться про себя об укреплении, утешении, даровании сил "предстоящим и молящимся".
Тема проповеди на Рождество - радость веры и чудо и радость созерцания чуда в противоположность кошмару и тяжести признания незыблемости законов природы.
Тема для водосвятного молебна - близость Бога, Духа Святого и Его благодатных действий - не только в молитве, но во всякой нашей чистой, бескорыстной радости, даже в материи мира сего - в хлебе, елее и чистейшей из стихий - воде. Освящение домов, предметов и т.д. не есть колдовство, магия, т.к. православие есть религия абсолютной свободы, и здесь благодать Божия, нисходящая на дом, ожидает встречного движения нашего сердца; вот почему мы могли слышать в молитвах и призыв к покаянию. Обращение к Богу и совместные молитвы - лучшее средство разрешения всех вопросов и затруднений.
Второй раз я совершал присоединение к православию. Вот что надо заметить на будущее:
1. Заранее дать присоединяемому выписку того, что он будет говорить, разобравши с ним и объяснивши все пункты.
2. Надо, чтобы он выучил хоть Символ Веры, знал чин Литургии. молитвы утренние и вечерние.
3. Исповедь за всю жизнь с детства.
4. Обставить это как религиозное торжество, особенно если это кто из молодежи: дважды я упустил этот прекрасный случай. Чин очень внушительный, и многим полезно его выслушать возобновить в своей памяти и сердце.
|
|
Символика брака как тема для проповеди при венчании: мена кольцами - вечность, все общее; свечи - яркое горение душ; атлас под ногами - общность судьбы; венцы - знак победы, как награда за целомудрие до брака, как напоминание венцов мученических; общая чаша, хождение вокруг аналоя - вечность и т.д.
Раскрытие чуда в Кане Галилейской, как символа: вода - будничная жизнь - превращается в вино радости, творчества, необыкновенности взаимной любовью супругов.
Всякий дает сначала лучшее "вино", потом все хуже и хуже. Это закон мира сего, закон "прогресса". Ребенок, ангелоподобное существо, вырастая, приобретает черты грубости, лжи, вкуса ко злу. Простая цельная натура, пройдя через школу, университет, через жизнь - утрачивает все черты своей целостности, является раздвоенность, лживость, дряблость. Такова и история народов. Таков, в большинстве, и брак. В начале - взаимное сближение, легкость общения; потом приходит вялость, равнодушие и скука, или же, еще хуже: злоба, часто ненависть, и даже окончательный разрыв.
Не таковы законы Царствия. Вода, натуральная простая стихия, обращается в высшую стихию, в Евхаристическую влагу.
И брак - в его данности, не плохой, но человеческий, натуральный мы должны не только снижать в более низкие плоскости, - но мы должны стремиться и достигать настоящего единения духом, быть не только "в плоть едину", но и "в дух един", в подобие брака Христа и Церкви, созидать свой брак.