Упрощенная система записи варганных композиций

· Номером один обозначен основной тон язычка варгана, остальными числами - обертоны, порождаемые им. Нота "До" первой октавы обозначает восьмой обертон варгана любого строя, независимо от того, какой фактической высоты этот звук. Соотношение между другими нотами в записи и варганным обертонами приведено на рисунке выше.

· - Стрелка, направленная вверх, означает выдох, вниз - вдох (на рисунке, приведенном выше, стрелки показывают отклонение звука варганного обертона от хроматического звукоряда, это сделано только здесь для справки, в дальнейшем в наших варганных нотах стрелки будут означать только дыхание)

· Ритм задается ударами пальца по язычку на каждой из незалигованных нот.

· - Если группа нот охвачена знаком "лига" (другими словами залигована), то удар пальцем производится только на первую из залигованных нот, остальные извлекаются с помощью артикуляционного аппарата и дыхания.

· - Удар пальцем по язычку от себя (указывается не всегда).

· - Удар пальцем по язычку на себя (указывается не всегда).

· - Акцентируя.

· + - Закрытый звук. Звуки, не помеченные этим знаком, открытые.

· tr - трель.

· ha - Резкое начало звука с помощью надгортанника.

· ah - Резкая остановка звука с помощью надгортанника.

· * - Застопорив язычок (копэрто).

· Ta, Ka, Ti... - Используя слоги.

· Остальные обозначения соответствуют европейской системе нотации. Основные разобраны в статье "Основы Нотной Грамоты".

С помощью данной системы можно записывать мелодии в различных ладах, таких, как натуральный мажор, уменьшенный мажор, миксолидийский, натуральный, гармонический и мелодический миноры, блюзовый и фригийский лады и другие.

Практика применения описанной системы показала ее эффективность для точной фиксации музыки Однако для тех, кому и эта упрощенная система показалась сложной, была разработан еще более простой способ записи мелодий с помощью числовых обозначений, так называемая «Варганная табулатура».

«Октава» варгана Варганная табулатура Открытый или закрытый Нота Номер обертона
Низкая     С  
Низкая   + E  
Низкая     G  
Низкая   + A  
Первая     C  
Первая   + D  
Первая     E  
Первая   + F  
Первая     G  
Первая   + A  
Первая #6   #A  
Первая   + B  
Вторая     С  
Вторая Ь22 + ЬD  
Вторая     D  
Вторая Ь23 + ЬE  
Вторая     E  
Вторая   + F  
Вторая #24 (+) #F 22/23
Вторая     G  
Вторая Ь26 + ЬA  
Вторая   (+) A 26/27
Вторая Ь27 (+) ЬB 28/29
Вторая   (+) B 30/31
Третья З1   C  

Без значка – открытый звук

+ закрытый звук

(+) может браться и открытым и закрытым звуком

# Диез

Ь Бемоль

Знаки повтора выделенного двоеточиями фрагмента два раза:
знак |: начало повтора
знак:| окончание повтора

То есть, начинаем играть сначала, знак |: пропускаем, а когда доходим до значка:|, то играем не следующее, что идет по порядку, а возвращаемся к тому, что идет за знаком |:, повторив так два раза идем дальше по порядку.

Данная запись является упрощенной и не совсем точно передает ритмику произведения, которую лучше "снимать" с оригинального исполнения. Однако, используя знаки тире, можно фиксировать простые ритмы:

Пример записи только мелодии:
|5(43)5(43)3(45)3:|
|3(21)3(21)1(23)4|
|3(21)3(21)1(23)1|
|5(43)5(43)1(23)4:|
|3(21)3(21)2(34)5|
|3(21)3(21)2(34)1|

Пример записи мелодии и ритма:
|5-(43)5-(43)3-(45)3---:|
|3-(21)3-(21)1-(23)4---|
|3-21)3-(21)1-(23)1---|
|5-(43)5-(43)1-(23)4---:|
|3-(21)3-(21)2-(34)5---|
|3-(21)3-(21)2-(34)1---|

Более подробную информацию и специальные упражнения по освоению мелодической игры на варгане можно найти на сайте www.varganist.ru

Список использованных источников:

1. Николай Берестов «Этюды на хомусе»

2. Владимир Кончев «Школа игры на алтайском комусе»

3. Сайт Вольфа Янша https://www.wolfsonium.com/index.html


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: