Трансмиссионная часть бурового насоса - это устройство, которое преобразует вращательное движение ведущего трансмиссионного вала в возвратно-поступательное движение поршней и снижающее частоту вращения коренного вала.
Трансмиссионная часть буровых насосов смонтирована в литой или сварной станине и состоит из коренного вала в сборе с зубчатым колесом, трансмиссионного вала с шестерней и шкивом или звездочкой, шатунов, ползунов и промежуточных штоков.
1 - камера насосная; 2 - поршень; 3 - клапан всасывающий; 4 - клапан нагнетательный; 5 - труба всасывающая; 6 компенсатор; 7 - ползун; 8 - вал трансмиссионный; 9 - вал коренной; 10 - крышка
Рисунок 2 - Схема двухпоршневого насоса двухстороннего действия с литой станиной
Конструктивная схема трехпоршневых и двухпоршневых насосов определяет их ширину и массу.
При небольшой мощности бурового насоса (200 - 300 кВт) схема его трансмиссионной части не имеет большого значения, так как небольшая масса не влияет на его монтажеспособность. Для насосов больших мощностей масса не только увеличивает их стоимость, но и снижает монтажеспособность, поэтому для мощных насосов необходимо выбирать схему, обеспечивающую их минимальную массу.
|
|
Трансмиссионная часть трехпоршневого насоса представлена на рисунке 3. Коренной вал состоит из трех частей, соединенных сваркой. Он смонтирован в корпусе на двухрядных конических роликоподшипниках, а шатун - на двухрядных сферических роликоподшипниках. Такой монтаж позволяет некоторую самоустановку шатуна при перекосе осей пальца головки шатуна и коренного вала. Эксцентрики с шатунами расположены на равных расстояниях по осям цилиндров.
Мотылевые головки шатунов неразъемные, смонтированы на подшипниках качения, которые фиксируются от осевых перемещений полукольцами, укрепленными на болтах.
В насосах небольшой мощности передача между трансмиссионными и коренными валами осуществляется иногда многорядной цепью. При большой неравномерности подачи насоса цепные передачи работают хуже зубчатых, поэтому подобная конструкция может применяться при высококачественных цепях, рассчитанных с большим запасом прочности и выносливости.
Головки шатунов смонтированы на осях на роликоподшипниках с длинными цилиндрическими роликами. Ползуны и их накладки цилиндрические.
1 - вал трансмиссионный; 2 - корпус; 3 - вал коленчатый; 4 - передача зубчатая; 5 - эксцентрики; 6 - шкив
Рисунок 3 - Кинематическая схема приводной части двухцилиндрового насоса