Пульт сброса ложной занятости

Пульт сброса ложной занятости (ПСЛЗ) обеспечивает дистанционное управление ячейкой постовых устройств (ЯПУ) блоков приемников (выключение ЯПУ или сброс ложной занятости) с соблюдением требований безопасности движения поездов при выполнении ответственных команд.

Использование пульта ПСЛЗ обеспечивает обслуживающему персоналу следующие преимущества [11]:

– автоматическую фиксацию всех ответственных действий ДСП по управлению свободностью / занятостью участков пути (групповой энергонезависимый счетчик нажатий);

– возможность подключения к системам «верхнего» уровня для архивирования управляющих воздействий;

– исключение возможности одновременного сброса ложной занятости на нескольких участках;

– упрощение самой операции сброса ложной занятости;

– упрощение схем подключения устройств ЭССО;

– улучшение эргономики пульт-табло дежурной по станции (пульты могут располагаться в любом удобном месте, не препятствуя восприятию информации на пульте-табло);

– возможность принудительного защитного выключения участков пути, оборудованных устройствами ЭССО, при возникновении аварийной ситуации.

Рассмотрим устройство и принцип действия пульта сброса ложной занятости типа ПСЛЗ-25, структурная схема которого приведена на рис. 10. Пульт ПСЛЗ-25 включает в себя следующие узлы [11]:

– органы управления ОУП;

– блок управления БУ;

– однокристальный микроконтроллер ОЭВМ;

– счетчик числа нажатий СЧН;

– блок индикации БИ;

– формирователь последовательного интерфейса ФПИ;

– источник вторичного электропитания ИП.

Микроконтроллер ОЭВМ управляет работой всех внутренних узлов путем воздействия оператора на органы управления ОУП. Органы управления представляют собой индивидуальные управляющие кнопки
(КН1КНn) и одну групповую кнопку ЛЗГ.

Рис. 10. Структурная схема пульта сброса
ложной занятости типа ПСЛЗ-25

Воздействия на органы управления передаются микроконтроллеру и блоку управления. Микроконтроллер фиксирует воздействия на органы управления, анализирует правильность очередности нажатия на управляющие кнопки, а также соблюдение временных параметров и воздействует на блок управления (БУ), разрешая либо запрещая формирование управляющих сигналов на выходах БУ.

Выполнение каждой команды сброса ложной занятости для каждого участка фиксируется счетчиками числа нажатий (СЧН) и записывается в энергонезависимое запоминающее устройство. Значение счетчиков выводится на цифровой индикатор блока индикации (БИ).

Формирователь последовательного интерфейса (ФПИ) обеспечивает обмен данными с внешними управляющими системами через интерфейс RS–232 или RS–485 с помощью протокола MODBUS. Внутренний источник вторичного электропитания ИП преобразует и стабилизирует все необходимые напряжения питания внутренних схем и внешних устройств от стандартного источника переменного тока однофазного напряжения (~220 В, 50 Гц).

При возникновении ложной занятости того или иного участка, вызванного, например, появлением металла в зоне датчика после того как дежурный по станции убедится в фактической свободности участка, он может сбросить ложную занятость с помощью пульта ПСЛЗ [9]. Принцип сброса ложной занятости основан на том, что по отдельной паре проводов параллельно кнопкам Л31 и Л32 (расположенных на лицевой панели ППУЭ см. рис. 7) подключаются схемы пульта ПСЛЗ, которые так же, как и кнопки, сбрасывают счетчики числа осей в ППУ в нулевое состояние, а затем переводят ППУ в состояние «включено». Для этого на пульте ПСЛЗ первоначально нажимается и удерживается групповая кнопка «ГРК» до загорания индикатора «Подсказка». Затем кнопку «ГРК» надо отпустить, при этом на цифровых индикаторах в поле номера кнопки в мигающем режиме загорается общее количество нажатий индивидуальных кнопок. Теперь следует нажать индивидуальную кнопку участка с ложной занятостью и удерживать ее до выключения индикатора «Подсказка». На цифровом индикаторе появится номер выбранной кнопки, а затем в мигающем режиме число нажатий, произведенное этой кнопкой. После отпускания кнопки число нажатий увеличивается на единицу. Далее следует дождаться повторного зажигания индикатора «Подсказка» и вновь нажать индивидуальную кнопку до выключения индикатора «Подсказка». После этого путевое реле сбрасываемого участка встает под ток. При ошибочных действиях индикатор «Подсказка» начинает мигать, а ПСЛЗ блокируется. Возобновлять действия можно только после выключения индикатора «Подсказка».

2. ПРИМЕНЕНИЕ СИСТЕМЫ СЧЕТА ОСЕЙ
В РЕЛЕЙНОЙ ПОЛУАВТОМАТИЧЕСКОЙ БЛОКИРОВКЕ

2.1. Назначение и принцип действия системы
полуавтоматической блокировки

Полуавтоматической блокировкой называется такой способ регулирования движения поездов, при котором управление, замыкание и отмыкание сигналов осуществляется частично с участием человека, а частично – автоматически от движущихся поездов. При полуавтома­ти­ческой блокировке применяется двухзначная светофорная сигнали­зация. Правом на занятие перегона поездом служит разрешающее показание выходного светофора – зеленый огонь, а запрещает движение красный огонь.

Полуавтоматическую блокировку (ПАБ) применяют на двухпутных и однопутных участках ненапряженных железнодорожных линий. При этой системе на межстанционный перегон может быть отправлен только один поезд. Отправление второго поезда в попутном или встречном направлении допускается только после полного освобождения перегона первым поездом.

По способу осуществления блокировочных зависимостей различают две системы полуавтоматической блокировки:

1) электромеханическую, в которой используются блок-механизмы, работающие от ручного индуктора, а в качестве сигналов применены семафоры;

2) релейную (РПБ), в которой использована релейная аппаратура и источники питания того же типа, что и в устройствах автоблокировки и
электрической централизации, а в качестве постоянных сигналов применены светофоры.

На железных дорогах РФ в эксплуатации находятся две системы релейной полуавтоматической блокировки: РПБ системы ГТСС (релейная полуавтоматическая блокировка проектного института «Гипротранссигналсвязь») и РПБ системы КБ ЦШ (релейная полуавтоматическая блокировка конструкторского бюро Главного управления сигнализации и связи).

При новом строительстве применяют только релейную полуавтоматическую блокировку. Действующие установки электромеханической блокировки заменяют релейными.

Структурная схема, поясняющая работу РПБ, приведена на рис. 11. В состав полуавтоматической блокировки на станциях, разъездах и обгонных пунктах входят выходные (Вых. св) и входные светофоры (Вх. св), релейная аппаратура, устройства фиксации действительного прибытия поезда на станцию (ДИ).

Релейную аппаратуру соседних станций соединяют между собой двухпроводной линией связи (ЛС), по которой осуществляется телефонная связь и блокировочные зависимости между выходными светофорами соседних станций. Блокировочные зависимости обеспечивают следующее:

– открытие выходных светофоров только после полного освобождения поездами межстанционного перегона;

– возможность открытия выходного светофора и отправление на освободившийся перегон поезда только после того как ранее отправленный поезд прибудет на соседнюю станцию и полностью освободит перегон, а дежурный по станции приема даст на станцию отправления блокировочный сигнал «Путевое прибытие»;

– фиксацию действительного прибытия поезда на станцию с помощью релейной аппаратуры, связанной с датчиком информации ДИ (путевая педаль или рельсовая цепь).

В типовой системе РПБ аппаратура, осуществляющая фиксацию прибытия поезда, не обеспечивает контроль прибытия поезда на станцию в полном составе (например, при разрыве состава на перегоне). Поэтому дежурный по станции приема, прежде чем подать сигнал «Путевое прибытие», должен лично убедиться в прибытии поезда на станцию в полном составе.

Рис. 11. Структурная схема системы полуавтоматической блокировки

В случае отказа релейной аппаратуры, фиксирующей прибытие поезда на станцию, дежурный по станции приема, убедившись в полносоставном прибытии поезда, искусственно включает реле фиксации прибытия поезда. Для этого запрашивает разрешение у поездного диспетчера и нажатием вспомогательной кнопки, со срывом пломбы, искусственно включает реле фиксации. Далее ДСП станции приема дает сигнал «Путевое прибытие» на станцию отправления. Если нажатие вспомогательных кнопок фиксируется счетчиком, то эти кнопки не пломбируются. Показание счетчика (после пользования кнопкой) дежурный записывает в настольный журнал движения поездов против номера того поезда, который принимался при искусственной подаче сигнала «Путевое прибытие».

Во всех случаях неисправности устройств полуавтоматической блокировки запись о неисправности дежурный делает в «Журнале осмотра».

Для повышения пропускной способности при полуавтоматической блокировке наиболее длинные межстанционные перегоны делят блокпостами на межпостовые перегоны. В месте разделения сооружают блокпосты и устанавливают проходные светофоры. На каждый блок-участок может быть отправлен один поезд, вследствие этого интервал попутного следования поездов сокращается, а пропускная способность участка повышается.

На перегонах, где производят подталкивание поездов или движение хозяйственных поездов с последующим возвращением их на станцию отправления, в блокировочных цепях предусматривается включение ключей-жезлов (КЖ).

В настоящее время, с целью повышения рентабельности, однопутные участки переводят на диспетчерское управления, при этом ДСП на промежуточных станциях отсутствуют. На таких участках для контроля состояния перегонов и прибытия поездов в полном составе типовые системы РПБ дополняются системами счета осей.

В системе РПБ имеется следующая возможность увязки со всеми видами станционных устройств: маршрутно-контрольными устройствами (МКУ), релейной централизацией промежуточных станций, маршрутно-релейной централизацией крупных станций (МРЦ).

2.2. Линейная цепь системы РПБ-ГТСС
для однопутного участка

Рассмотрим принцип действия электрических схем системы
РПБ – РПБ ГТСС, наиболее распространенной на сети дорог ОАО «РЖД». Однопутная система РПБ – ГТСС имеет двухпроводную линейную цепь и местные схемы на каждой станции, прилегающей к перегону. Линейная цепь связывает между собой раздельные пункты и служит для посылки блокировочных сигналов дачи и получения согласия, путевого отправления и путевого прибытия. Схема линейной цепи однопутной РПБ – ГТСС приведена на рис. 12.

Принцип действия однопутной (двухсторонней) системы РПБ-ГТСС заключается в следующем. Нормально выходные светофоры с обеих станций (НII, Н1, Н3, ЧI, Ч2, Ч3), ограничивающие перегон, горят запрещающими огнями и замкнуты (ДСП смежных станций открыть их не могут).

Для открытия выходного светофора необходимо получить согласие от ДСП смежной станции. Линейная цепь используется для посылки блокировочных сигналов и включения телефонных аппаратов межстанционной связи. На каждом раздельном пункте в линейную цепь с проводами Л и ОЛ включаются следующие реле:

– линейные реле (ЧЛ/НЛ) для получения согласия на отправление поезда и извещения о его прибытии на соседнюю станцию;

– реле путевого отправления (ЧПО/НПО), с раздельными обмотками, служащее для получения сигнала «Путевое отправление» поезда на станции приема со станции отправления;

– реле дачи прибытия поезда (ЧДП/НДП);

На однопутных участках для управления релейной полуавтоматической блокировкой и контроля состояния перегона на пульте ДСП для каждого перегона имеются три кнопки и пять контрольных лампочек.

Рис. 12. Схема линейной цепи однопутной РПБ-ГТСС
с наложением устройств счета осей типа ЭССО (начало)

Рис.12. Схема линейной цепи однопутной РПБ-ГТСС
с наложением устройств счета осей типа ЭССО (окончание)

Для осуществления блокировочных зависимостей в схеме полуавтоматической блокировки применяются следующие реле:

– реле дачи согласия на отправление (ЧДС/НДС);

– вспомогательные реле отправления (ЧОВ/НОВ);

– противоповторные реле (ЧОП/НОП);

– реле фактического прибытия поезда (ЧФП/НФП)

– и другие.

Кнопки имеют следующее назначение:

– ЧДС/НДС – дачи согласия на отправление с соседней станции и отмены согласия;

– ЧДП/НДП – дачи прибытия поезда (двухпозиционная);

ЧИФП/НИФП – искусственного возбуждения реле ЧКФП/НКФП, фиксирующие прибытие поезда в случае неисправности рельсовых цепей (двухпозиционная кнопка со счетчиком нажатий);

Контрольные лампочки имеют следующее назначение:

ЧДС и ЧПС (НДС и НПС) – указатели дачи согласия и получения согласия на отправление поезда;

ЧПО/НПО – загораются при открытии выходного светофора;

ЧПН/НПН – загораются при получении блок-сигнала отправления с соседней станции;

ЧФП/НФП – загораются после фактического прибытия поезда.

Назначение и тип применяемых приборов в системе РПБ-ГТСС с системой счета осей ЭССО приведены в табл. 2, 3, 4.

Таблица 2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: