Содержание работ | 1. Целевое обучение специалистов в высших и средних учебных заведениях. 2. Подготовка и переподготовка кадров. |
Заказчик | Департамент по развитию агропромышленного комплекса Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа |
Исполнители | Департамент по развитию агропромышленного комплекса Администрации автономного округа. |
Разработчики | Департамент по развитию агропромышленного комплекса Администрации автономного округа |
Источник финансирования | Бюджет Ямало-Ненецкого автономного округа |
Объем финансирования | Объем финансирования: 2 580 тыс. руб. в том числе: 2002 год – 720 тыс. руб. 2003 год – 500 тыс. руб. 2004 год – 560 тыс. руб. 2005 год – 800 тыс. руб. |
Ожидаемые результаты | · Подготовить резерв руководителей в количестве 250 чел для предприятий АПК способного эффективно управлять производством; · Повысить профессиональный уровень основных специалистов, непосредственно занимающимся производством в ВУЗах не менее 350 по плану повышения квалификации; · Укрепить связи системы образования с производством и сотрудничество по подготовки специалистов для предприятий АПК ввести целевую подготовку специалистов не менее 50 человек в год. с целью укомплектования предприятий АПК квалифицированными кадрами; · Расширить сотрудничество учебных заведений с предприятиями агропромышленного комплекса автономного округа, за счет проведения совместных комплексных мероприятий (практических семинаров, конференций и т.п.) не менее 2-х в год. |
Система мониторинга | · Разработать план –график контроля основных мероприятий направленных на развитие персонала для АПК Ямало-Ненецкого автономного округа. · Ввести в практику стимулирование специалистов предприятий АПК за высокие производственные индикативные показатели, разработать положение о стимулировании. |
За последние время произошли значительные изменения в экономике агропромышленного сектора округа и страны в целом, а так же в его системе управления.
В новых экономических условиях многие предприятия занялись переработкой продукции, возникла необходимость в подготовке специалистов другого профиля – менеджеров, технологов по переработке оленьего мяса, переработке рыбы и продуктов оленеводства.
Сложная экономическая ситуация, сложившаяся за последние годы в аграрном секторе, не позволяет специалистам хозяйств, за редким исключением, повышать свой профессиональный уровень. В этой категории оказались бригадиры оленеводческих и звероводческих бригад, зооветеринарные специалисты, зоотехники, ветеринарные врачи, технологи рыбной промышленности, инженеры по технике безопасности, главные инженеры, прорабы. На предприятиях не планируется выделение средств на переподготовку и повышение квалификации специалистов.
Положение усугубляется тем, что подавляющее большинство ныне работающих специалистов получили образование в прежние времена и не владеют формами и методами хозяйствования в новых экономических условиях.
Службы управления персоналом (отделы кадров) предприятий не направлялись на курсы повышения квалификации более 8 лет. Не проводится анализ кадрового состава, не сформирован резерв специалистов на предприятиях.
Специалистами по основным видам деятельности с/х предприятия укомплектованы на 85 %. В рыбной отрасли положение с кадровым обеспечение можно назвать критическим. Тяжелое финансовое положение рыбозаводов повлекло за собой большой отток квалифицированных кадров, особенно экономистов, бухгалтеров, технологов. Всего по состоянию на 1.01.2002 года с/х предприятиям и рыбозаводам требуется 14 технологов, 4 специалиста «мастер лова», 10 специалистов холодильно-компрессорных установок, 8 экономистов (менеджеров) с высшим образованием, 10 зооветспециалистов, 2 ветеринарных врача, 7 бухгалтеров из них 3 главных, 4 юриста, 3 прораба.
За последние 2 года профессиональную подготовку и повышение квалификации получили все главные бухгалтеры и директора сельскохозяйственных предприятий.
Основным базовым учебным заведением по подготовке специалистов сельского хозяйства в округе является Салехардский зооветеринарный техникум, который готовит для аграрного сектора экономики округа ветеринарных фельдшеров, бухгалтеров, юристов. На базе техникума открыт и действует филиал Тюменской сельскохозяйственной академии, где эти студенты могут, не выезжая за пределы округа получить высшее образование на договорной платной основе.
В Ямало-Ненецком автономном округе отсутствуют учебные заведения для подготовки специалистов рыбной отрасли, специалистов данной отрасли в Тюменской области готовит Тобольский рыбопромышленный техникум. В Российской Федерации имеется 3 высших учебных заведения, которые ведут подготовку специалистов рыбной промышленности. Предлагается заключить соглашения о подготовке и переподготовке специалистов рыбной отрасли с Калининградским институтом рыбной промышленности.
Цели и задачи подпрограммы:
· формирование кадрового потенциала, способного обеспечить эффективность агропромышленного производства в автономном округе;
· укрепление службы управления персоналом на предприятиях агропромышленного комплекса автономного округа квалифицированными специалистами;
· формирование резерва руководителей предприятий агропромышленного комплекса с обязательной подготовкой и стажировкой;
· формирование и реализация заказа на подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров агропромышленного комплекса на 2002-2005 годы на базе изучения сбалансированности потребности агропромышленного комплекса автономного округа в кадрах и объем их подготовки в учебных заведениях страны;
· участие в разработке программ обучения кадров всех уровней.
Рыночная экономика предъявляет более высокий уровень требований к качеству подготовки специалистов в образовательных учреждениях, что обуславливает необходимость укрепления их квалифицированными научными и педагогическими кадрами, и требует постоянного совершенствования их учебно-материальной базы, оснащение лабораторий и кабинетов современной техникой, учебно-научным оборудованием, материалами и соответствующей базой практического обучения.
В целях дальнейшего совершенствования кадровой политики, как важнейшего фактора развития аграрной сферы настоящая программа определяет следующие концептуальные направления кадровой политики:
· формирование у руководителей и специалистов высокого уровня профессиональной компетентности, инновационного мышления, управленческой культуры, ответственности за порученный участок работы;
· усиление работы с резервом руководящих кадров в агропромышленном комплексе Ямало-Ненецкого автономного округа;
· создание постоянно действующей комиссии по комплексной оценке кадров управления в АПК, формирование кадрового резерва на замещение вакантных должностей руководителей сельскохозяйственных предприятий, отбору абитуриентов для целевого обучения;
· выделение в бюджетах 2002-2005 годах средств для финансирования профессиональной подготовки резерва руководителей, повышения квалификации специалистов сельского хозяйства и рыбной отрасли;
· улучшение работы по профориентации учащихся сельских образовательных школ и целевое направление их на учебу в аграрные образовательные учреждения;
· развитие рыночных отношений в системе школа - вуз - предприятие АПК, системы заказов по договорам на подготовку специалистов;
· укрепление учебно-материальной базы аграрных образовательных учреждений, их многоканальное финансирование;
· создание на базе Салехардского зооветеринарного техникума курсов повышения квалификации со специализацией - бригадир оленеводства, звероводства, животноводства;
В целях повышения уровня подготовки студентов в сельскохозяйственных образовательных учреждениях необходимо утвердить перечень базовых сельскохозяйственных организаций и предприятий автономного округа для прохождения студентами практики;
Руководителям предприятий, не зависимо от форм собственности, разрабатывать социальные гарантии и компенсации для руководителей и специалистов агропромышленного комплекса с учетом местных условий и возможностей;
Обеспечивать социальные льготы выпускникам вузов и техникумов при приёме на работу на договорной основе согласно Закона о государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих, а районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Разработать рекомендации для предприятий и организаций агропромышленного комплекса о дополнительных льготах и гарантиях для специалистов с учетом местных условий и возможностей;
Рекомендовать предприятиям обеспечить восстановление и укрепление службы управления персоналом с возложением на них обязанностей прогнозирования и планирования потребности в кадрах, организации работы по оценке специалистов, формированию кадрового резерва, обучению и рациональному использованию персонала;
Активно практиковать внутрипроизводственное, профессиональное и экономическое обучение персонала путем проведения занятий непосредственно в организациях и на предприятиях семинаров, совещаний.