Межбюджетные отношения

Межбюджетные отношения представляют собой отношение между органами власти преимущественно разных уровней:

по разграничению на постоянной основе: расходных полномочий; налогов; других платежей, поступающих в бюджетную систему страны;

по межбюджетному распределению совместных налогов по временным нормативам между бюджетами бюджетной системы; перераспределению средств из бюджетов одного уровня бюджетной системы в другой.

Межбюджетное регулирование осуществляется органами власти вышестоящего уровня путем:

вертикального выравнивания между разными звеньями бюджетной системы;

горизонтального выравнивания в пределах одного и того же звена.

Принципами, на которых основываются межбюджетные отношения, являются:

сочетание интересов всех участников межбюджетных отношений;

распределение и закрепление расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы РФ;

разграничение (закрепление) на постоянной основе и распределение по временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы РФ;

сокращение дотационности и количества дотационных бюджетов за счет оптимизации встречных финансовых потоков и наращивания налогового потенциала на соответствующих территориях;

равенство: бюджетных прав субъектов РФ, бюджетных прав муниципальных образований и всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, а местных бюджетов ⎯ с бюджетом соответствующего субъекта РФ;

выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований;

применение в межбюджетных отношениях единых для всех субъектов федерации методологии и критериев, учитывающих их особенности;

наличие ответственности органов власти разных уровней за соблюдение обязательств, предусмотренных межбюджетными отношениями.

Принцип равенства бюджетов субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом предполагает установление.

единых для всех субъектов РФ нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов в бюджеты субъектов РФ;

единого порядка уплаты федеральных налогов и сборов.

Межбюджетные отношения в РФ включают:

разграничение расходных полномочий и видов доходов (полностью или частично) на постоянной основе между бюджетами бюджетной системы;

межбюджетное регулирование, предусматривающее: распределение между бюджетами регулирующих налогов по временным нормативам (на очередной год или не менее чем на 3 года); перераспределение средств из бюджетов одного уровня бюджетной системы в другой в разных формах.

Расходы распределяются между бюджетами исходя из следующих принципов:

соответствие состава расходов компетенции органов власти РФ, субъектов РФ или органов местного самоуправления;

учет подчиненности предприятий, организаций и учреждений при формировании расходов бюджетов;

учет значения определенных мероприятий, масштабов и последствий их влияния на развитие общества для определения необходимости включения их в вышестоящий бюджет.

Разграничение расходных полномочий в РФ между органами власти различных уровней осуществляется на основании Конституции РФ, закрепляющей:

перечень предметов ведения федерального центра (ст. 71);

перечень предметов совместного ведения федерального центра с субъектами РФ (ст. 72);

сферу ведения субъектов РФ, к которой относится все то, что не отнесено к ведению федерального центра и предметам совместного ведения федерального центра и субъектов РФ (ст. 73).

Перераспределение средств осуществляется путем оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ в форме предоставления:

дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ;

субвенций и субсидий на финансирование отдельных целевых расходов;

бюджетных кредитов;

бюджетной ссуды на покрытие временных кассовых разрывов возникающих при исполнении бюджета субъекта РФ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: