Рассмотрение (слушание) дела

Подведомственность рассмотрения дел. Рассмотрение дела об административном правонарушении компетентным органом (должностным лицом) и принятие по нему соответствующего решения является центральной стадией производства по делам об административных проступках.

Дела об административных проступках рассматриваются по месту их совершения, если иное не установлено законодательством РФ. Административная комиссия рассматривает дела об административных проступках по месту жительства нарушителя, а другие компетентные органы (должностные лица) - по месту совершения правонарушения (кроме того дела могут рассматриваться по месту учета транспортных средств).

В зависимости от стадии участия в производстве (постадийная подведомственность):

Субъекты, рассматривающие дело;

Субъекты, пересматривающие постановление (по жалобе или протесту);

Субъекты, исполняющие постановление.

По родовой подведомственности:

Судебная;

Административная;

По видовой подведомственности:

Общей компетенции;

Специальной компетенции;

По территориальной подведомственности:

Органы, принимающие решение по месту совершения правонарушения;

Органы, принимающие решение по месту жительства нарушителя;

Органы, принимающие решение по месту учета транспортных средств.

1. Судьи. Судьи рассматривают дела об административных правонарушениях в пределах своей компетенции, предусмотренной соответствующими статьями КоАП; Часть дел, рассматриваются судьями в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренными соответствующими статьями КоАП и совершенных военнослужащими и гражданами, призванными на военные сборы, рассматриваются судьями гарнизонных военных судов.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренными соответствующими статьями КоАП и производство, по которым осуществляется в форме административного расследования, а также дела об административных правонарушениях, влекущих административное выдворение за пределы Российской Федерации, рассматриваются судьями районных судов.

Судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренными соответствующими статьями КоАП, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями.

В остальных случаях дела об административных правонарушениях, подведомственные судьям, рассматриваются мировыми судьями.

2. Административные комиссии

Административные комиссии при районных, городских, районных в городах администрациях рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных соответствующими статьями КоАП.

Административные комиссии при районных, городских, районных в городах, поселковых администрациях рассматривают также дела о правонарушениях, административная ответственность, за которые устанавливается в соответствии с законами субъекта Федерации.

3. Комиссии по борьбе с пьянством

Комиссии по борьбе с пьянством при районных, городских, районных в городах администрациях рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 147 и 161 КоАП.

4. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

Районные (городские), районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав рассматривают дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, а также дела об административных правонарушениях, предусмотренных соответствующими статьями КоАП.

Дела об административных правонарушениях, за безбилетный проезд, а также дела об административных правонарушениях в области дорожного движения рассматриваются комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение указанной комиссии.

3. Органы внутренних дел (милиция). Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов внутренних дел вправе:

начальники территориальных управлений (отделов) внутренних дел и приравненных к ним органов внутренних дел, их заместители, начальники территориальных отделов (отделений) милиции, их заместители;

начальники линейных управлений (отделов, отделений) внутренних дел на транспорте, их заместители;

начальники дежурных смен дежурных частей линейных управлений (отделов, отделений) внутренних дел на транспорте, начальники линейных пунктов милиции и другие сотрудники милиции, на которых возложен надзор за соблюдением соответствующих правил;

начальник Государственной инспекции безопасности дорожного движения, его заместитель, командир полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместитель;

сотрудники Государственной инспекции безопасности дорожного движения, имеющие специальное звание (в т.ч. государственные инспектора безопасности дорожного движения; государственные инспектора дорожного надзора);

старшие участковые инспектора, участковые инспектора;

4. Другие контрольно-надзорные органы:

Рассматривают дела об административных правонарушениях в пределах компетенции, определенной КоАП следующие контрольно-надзорные органы:

Органы и учреждения уголовно-исполнительной системы; Налоговые органы; Федеральные органы налоговой полиции; Органы, ответственные за исполнение федерального бюджета; Таможенные органы; Органы валютного и экспортного контроля; Органы и войска пограничной службы; Военные комиссары; Федеральная инспекция труда и подведомственные ей государственные инспекции труда; Органы государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации; Органы, осуществляющие государственный ветеринарный надзор; Органы Государственной службы карантина растений Российской Федерации; Органы, осуществляющие государственный контроль и надзор в области защиты растений; Органы, осуществляющие государственный контроль за химизацией и использованием химических веществ в сельском хозяйстве; Органы, осуществляющие государственный контроль за качеством и рациональным использованием зерна и продуктов его переработки; Государственные семенные инспекции; Органы, осуществляющие государственный надзор и контроль в области мелиорации земель; Органы, осуществляющие государственный контроль за использованием и охраной земель; Органы, осуществляющие государственный геологический контроль; Органы, осуществляющие государственный контроль за использованием и охраной водных объектов; Органы, уполномоченные в области использования, охраны и защиты лесного фонда; Органы охраны территорий государственных природных заповедников и национальных парков; Органы, уполномоченные в области охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, н среды их обитания; Органы рыбоохраны; Органы гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды; Органы, осуществляющие государственный экологический контроль; Органы государственного горного и промышленного надзора; Органы, осуществляющие государственный контроль за безопасностью взрывоопасных производств; Органы, осуществляющие государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии; Органы Государственной противопожарной службы; Органы, осуществляющие государственный надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники; Органы Российской транспортной инспекции; Органы автомобильного транспорта; Органы морского транспорта; Органы внутреннего водного транспорта; Органы Государственной инспекции по маломерным судам; Органы железнодорожного транспорта; Органы, осуществляющие государственное регулирование в области авиации; Органы Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации. Органы, осуществляющие государственный надзор за связью; Органы, осуществляющие контроль за обеспечением зашиты государственной тайны; Органы, осуществляющие государственный контроль в области обращения и защиты информации. Органы, уполномоченные в области рынка ценных бумаг; Федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы; Органы Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей; Органы, осуществляющие государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; Органы, осуществляющие государственный контроль за соблюдением порядка ценообразования; Органы стандартизации, метрологии и сертификации; Органы государственного статистического учета; Органы, осуществляющие федеральный пробирный надзор и государственный контроль за производством, извлечением, переработкой, использованием, обращением, учетом и хранением драгоценных металлов и драгоценных камней; Органы государственной жилищной инспекции; Органы государственного архитектурно-строительного надзора; Органы, осуществляющие государственный контроль за соблюдением правил охраны и использования объектов культурного наследия; Органы, осуществляющие государственный геодезический надзор, а также государственный контроль в области наименований географических объектов.

От имени, перечисленных, органов рассматривать дела вправе соответствующие должностные лица, указанные в КоАП.

Порядок рассмотрения (слушания) дела.

Общие правила рассмотрения дела об административном правонарушении определены действующим административным законодательством. На первом этапе осуществляется подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении

Судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют следующие вопросы:

1) относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела;

2) имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом;

3) правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные КоАП, а также правильно ли оформлены иные материалы дела;

4) имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу;

5) достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу;

6) имеются ли ходатайства и отводы.

Перед рассмотрением дела, кроме того, необходимо проверить наличие обстоятельств, при которых судья, член коллегиального органа, должностное лицо, на чье рассмотрение передано дело об административном правонарушении, не могут рассматривать данное дело. Они не могут рассматривать дело в случае, если они:

1) являются родственниками лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшего, законного представителя физического или юридического лица, защитника или представителя;

2) лично, прямо или косвенно, заинтересованы в разрешении дела.

При наличии указанных обстоятельств судья, член коллегиального органа, должностное лицо обязаны заявить самоотвод. Заявление о самоотводе подается председателю соответствующего суда, руководителю коллегиального органа, вышестоящему должностному лицу. Так же, при наличии таких обстоятельств лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевший, законный представитель физического или юридического лица, защитник, представитель, прокурор вправе заявить отвод судье, члену коллегиального органа, должностному лицу.

Заявление об отводе рассматривается судьей, органом, должностным лицом, в производстве которого находится дело об административном правонарушении.

По результатам рассмотрения заявления о самоотводе или об отводе судьи, члена коллегиального органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении, выносится определение об удовлетворении заявления либо об отказе в его удовлетворении.

При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются следующие вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение:

1) о назначении времени и места рассмотрения дела;

2) о вызове лиц, для участия в рассмотрении дела, об истребовании необходимых дополнительных материалов по делу, о назначении экспертизы;

3) об отложении рассмотрения дела;

4) о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела;

5) о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности, если рассмотрение дела не относится к компетенции судьи, органа, должностного лица, к которым протокол об административном правонарушении и другие материалы дела поступили на рассмотрение, либо вынесено определение об отводе судьи, состава коллегиального органа, должностного лица

При наличии обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

В случае, если рассмотрение дела об административном правонарушении отложено в связи с неявкой без уважительной причины физического лица, либо законного представителя юридического лица, законного представителя несовершеннолетнего лица, привлекаемого к административной ответственности, а также свидетеля и их отсутствие препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела и разрешению его в соответствии с законом, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело выносят определение о приводе указанных лиц.

Дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения судьей, органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела, если иное не установлено законом.

При поступлении ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении, либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, но не более чем на один месяц. О продлении указанного срока судья, орган, должностное лицо, рассматривающее дело, выносит мотивированное определение.

Дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, рассматривается в течение суток с момента получения дела. (в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, - не позднее 48 часов с момента его задержания)

Дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица.

Дело об административном правонарушении, влекущем лишение права управления транспортным средством, может быть рассмотрено по месту учета транспортного средства.

Теперь о порядке рассмотрения дела. При рассмотрении дела об административном правонарушении:

а) объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности;

б) устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела;

в) проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя;

г) выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела;

д) разъясняются лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности;

е) рассматриваются заявленные отводы и ходатайства;

ж) выносится определение об отложении рассмотрения дела в случае:

- поступления заявления о самоотводе или об отводе судьи, члена коллегиального органа, должностного лица, рассматривающих дело, если их отвод препятствует рассмотрению дела по существу;

- отвода специалиста, эксперта или переводчика, если указанный отвод препятствует рассмотрению дела по существу;

- необходимости явки лица, участвующего в рассмотрении дела, истребования дополнительных материалов по делу или' назначения экспертизы;

з) выносится определение о приводе лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела;

и) выносится определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности.

При решении о продолжении рассмотрения дела об административном правонарушении оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости и иные материалы дела. Заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение. В случае необходимости осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с КоАП.

При рассмотрении дела коллегиальным органом ведется протокол. В протоколе о рассмотрении дела об административном правонарушении указываются:

1) дата и место рассмотрения дела;

2) наименование и состав коллегиального органа, рассматривающего дело;

3) событий рассматриваемого административного правонарушения;

4) сведения о явке лиц, участвующих в рассмотрении дела, об извещении отсутствующих лиц в установленном порядке;

5) отводы, ходатайства и результаты их рассмотрения;

6) объяснения, показания, пояснения и заключения соответствующих лиц, участвующих в рассмотрении дела;

7) документы, исследованные при рассмотрении дела.

Протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении подписывается председательствующим в заседании коллегиального органа и секретарем заседания коллегиального органа.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении принимается решение, которое выносится в виде постановления. Постановления могут быть выражены в следующем виде:

1) о наложении административного взыскания;

2) о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае:

а) наличия хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу;

б) объявления устного замечания;

в) передачи материалов дела в соответствующие органы для решения вопроса о привлечении лица к дисциплинарной ответственности;

г) прекращения производства по делу и передачи материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания в случае, если в действиях (бездействии) содержатся признаки преступления.

В постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны:

1) должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесшего постановление;

2) дата и место рассмотрения дела;

3) сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело;

4) обстоятельства, установленные при рассмотрении дела;

5) статья Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу;

6)мотивированное решение по делу;

7)срок и порядок обжалования постановления.

Если при решении вопроса и наложении судьей административного взыскания за административное правонарушение одновременно решается вопрос о возмещении имущественного ущерба, то в постановлении по делу об административном правонарушении указываются размер ущерба, подлежащего возмещению, сроки и порядок его возмещения.

В постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное взыскание в виде конфискации или возмездного изъятия. При этом:

а) вещи и документа, не изъятые из оборота, подлежат возвращению законному владельцу, а при не установлении его передаются в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации;

б) вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожению;

в) документы, являющиеся вещественными доказательствами, подлежат оставлению в деле в течение всего срока хранения данного дела либо в соответствии с законодательством Российской Федерации перелаются заинтересованным лицам;

г) изъятые ордена, медали, нагрудные знаки к почетным званиям Российской Федерации, РСФСР, СССР подлежат возврату их законному владельцу, а если он неизвестен, направляются в Администрацию Президента Российской Федерации.

Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное коллегиальным органом, принимается простым большинством голосов членов коллегиального органа, присутствующих на заседании. Постановление по делу об административном правонарушении подписывается судьей, председательствующим в заседании коллегиального органа, или должностным лицом, вынесшим постановление. Постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела.

Копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу, или законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.

Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий. Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: