Таксономический цикл исследования

Схема рис. I задает общую структуру объектов научного знания в порождающих их отношениях. В собственно научном исследовании реализуются переходы от эмпирического уровня к теоретическому, и обратно, от описания к анализу, и обратно, т. е. объекты исследования связываются отношениями исследования.

В социальной ткани научного исследования динамизирующим компонентом выступает деятельность исследователей, принимающая различные формы - в зависимости от уровня исследования и вида деятельности. Ранее были названы некоторые виды деятельности - классификация, выделение признаков, эмпирическое исследование, эксперимент, теоретизация эмпирических обобщений, диагностика. Если предположить, что каждому виду деятельности соответствует определенное отношение между теоретическим и эмпирическим уровнями исследования, с одной стороны, и описанием и анализом, с другой, то на базе графа I можно задать схемы деятельности исследования, ограниченные онтологией графа I.

Так, описывающая деятельность может быть представлена следующим графом, в котором между объектами исследования (введенными как отношения между уровнями организации знания и методами исследования на рис. 1) устанавливаются собственно иследовательские отношения:

Рисунок 2 Цикл описывающего исследования.

 
 


Отношение классификации связывает эмпирический и теоретический уровни описания. При классификации описания эмпирического бытия особей преобразуются в утверждения о существовании таксонов. В результате констатации сходства формулируется утверждение о существовании таксона, теоретического объекта описания.

Отношение классификации (1), которому соответствует деятельность классификации, отображает процесс, в котором исследователи, имеющие на эмпирическом уровне дело с особями, находящимися в отношениях родства, соседства и т.п., переходят к особому видению своих объектов: между особями устанавливаются отношения сходства (или различия). Особи в представлении исследователя становятся похожими (или не похожими) друг на друга. Вполне очевидно, что сходство особей не существует де-факто, оно вводится исследователями при вполне определенном видении особей.

Основание установления сходства на начальном этапе описывающего исследования не учитывается, достаточно указать на сходство. Таксоны, таким образом, представляют собой "многое мыслимое как целое". Особи могут жить в совершенно различных условиях, в разных географических зонах, в разные времена наконец, и тем не менее они будут считаться принадлежащими к одному таксону потому, что исследователь увидел сходство между ними. Таксоны - не группы особей, не популяции, а своего рода обобщение представлений о существовании[25].

В классификации установливается сходство между особями - эмпирическими объектами, но, как уже говорилось, основание сходства, т.е. то, благодаря чему формируются таксоны, не рефлектируется. Основание сходства, его признаки, выделяются на следующем этапе описывающего исследования, в особой процедуре объективации оснований классификации, при выделении признаков сходства (2). В результате объективации оснований классификации основание сходства приобретает свой особый носитель, становится признаком сходства: особи принадлежат к одному таксону потому, что имеют общие признаки.

Отношение объективации оснований классификации связывает теоретический уровень описания с анализом на эмпирическом уровне. Признаки особей в этом отношении и в соответствующей деятельности приобретают эмпирическое бытие, становятся аналитическими объектами[26].

Если обратиться к каждодневной практике систематики, то зоолог, например, определяя мышевидных грызунов, в первую очередь обращает внимание на зубы, строение которых специфично для отдельных таксонов. Зубы конкретных особей становятся для него эмпирическими объектами, таксонообразующими признаками.

Одна и та же совокупность особей может служить для выделения самых различных признаков сходства. Так, мышевидные грызуны распадаются на подтаксоны несколько иным образом, если в качестве признаков сходства брать не зубы, а иммунохимические реакции или последовательность нуклеотидов в нуклеиновых кислотах[27].

К.Линней ввел в качестве завершающего компонента описывающей деятельности процедуру проверки качества классификации, которая в дальнейшем стала называться эмпирическим исследованием (3). Эмпирическое исследование - это отношение (и соответствующая форма деятельности), сопрягающее эмпирические уровни описания и анализа. В эмпирическом исследовании проверяется наличие признака у классифицируемой особи и, если у особи таковой имеется, его состояние[28].

В результате эмпирического исследования устанавливаются научные факты, т.е. фиксируются какие-либо особенности проявления признака у конкретной особи в данное время: температура тела особи равна А градусам, вес тела равен Б граммам, окрас тела такой-то, и т.д. Эмпирическое исследование дает возможность сопоставлять и соразмерять основания таксонообразования с тем, как эти основания - признаки сходства проявляются у конкретной особи.

Результаты эмпирического исследования подтверждают (или опровергают) отнесение особи к таксону. В том случае, если признак сходства был выбран неверно или у особей отсутствуют сходные признаки в сходных состояниях, то цикл "классификация - выделение признаков сходства - эмпирическое исследование" повторяется до тех пор, пока эмпирические исследования, проведенные разными исследователями, не покажут, что особи, относимые к одному таксону имеют одни и те же признаки, или один признак в сходных состояниях.

Итак, деятельность исследования в описывающих науках носит циклический характер и состоит в итерациях отношений, связывающих эмпирический и теоретический уровни описания (классификация), теоретический уровень описания и эмпирический уровень анализа (объективация оснований классификации), эмпирические уровни анализа и описания (эмпирическое исследование).

Деятельность в рамках этого цикла отношений научного исследования, названного С.В.Мейеном таксономией [29], приводит к постепенному вовлечению в картину природы всего многообразия особей, к накоплению фактов, о значении которых В.И.Вернадский писал: "Эмпирические факты... - как их понимает и как ими пользуется наука - понятия sui generis. Они отличаются от других понятий прежде всего способом своего образования и вытекающей из него сложной природой, ясно выявляющейся при их использовании... Констатируя какой-либо эмпирический факт, например, какое-нибудь численное или качественное выражение минерала или какого-нибудь растения, постоянно приходится не только читать о нем, мыслить понятиями, но обращаться вновь к реальному образцу, о котором идет речь. В музеях и гербариях всегда находятся образцы, позволяющие это сделать, и одна из задач организации научной работы заключается в подборе возможно большего числа их, возможно большего содержания музеев, гербариев и т.д. Сделанное каким-либо исследователем описание нового вида никогда не считается достаточным. Исследователь во всех сомнительных случаях обращается к оригиналу или к наиболее ему близкому образцу. Непрерывно, иногда в течение поколений эти оригиналы пересматриваются многими, находятся ошибки, из старых эмпирических фактов... создаются новые путем их эмпирического уточнения, а старые получают новый смысл" [30].

При итерациях цикла таксономии накапливаются знания об особях (научные факты), о таксонах (упорядоченные представления о существовании), о признаках особей (совокупность представлений о том, на какие части могут быть разложены описываемые отдельности в ходе поиска сходств и различий между ними).

Структуру знаний, соответствующую циклу таксономии, можно представить в виде графа:

Рисунок 3 Структура знаний цикла таксономии

Кроме того, как побочный продуктов классификации возникает своеобразная структура, которая обычно интерпретируется как иерархия таксонов. Соподчинение таксонов непосредственно связано с итерацией циклов таксономии, с деятельностью исследователей - систематиков. Дело в том, что и исторически, и практически определение таксонов идет идет "сверху вниз", от таксонов ранга царств природы к видам, подвидам и разновидностям[31].

Иерархии таксонов как интерпретация результатов классификационной работы характерны для ботаники, зоологии, в меньшей степени микробиологии и минералогии. Цикл таксономии начинается с констатации принадлежности особи или отдельности к фиксированному царству - к минералам, бактериям, растениям, животным. Задача исследователя - определение особи, т.е. фиксация ее принадлежности к таксонам всех рангов, принятых в данной области знания (ранги таксонов в ботанике, зоологии, минералогии, микробиологии не совпадают), вплоть до видов или таксонов еще более низкого ранга. На уровне царства признаки фундаментальны: царства отличаются друг от друга по наличию (отсутствию) таких аналитических объектов как клеточная структура, наличие физиологического тела, способность к активному (т.е. сопряженному с эмоциями) перемещению, и т.д. Признаки таксонов более низких рангов носят более частный характер и, как правило, являются модификациями признаков таксонов ранга царства. Так, если для всех форм жизни, за исключением бактерий и вирусов, наличие физиологического тела есть конституирующий признак таксона, то для определения подцарства или таксона более низкого ранга существенными признаками выступают уже частные особенности строения физиологического тела. Эмпирическое исследование все более частных особенностей строения тела приводит к иерархии таксонов, сгруппированных относительно самого понятия физиологического тела[32].

Выделение каждого таксона более низкого ранга сопряжено с неоднократной итерацией цикла таксономии, так что на выходе циклов вводятся - в результате эмпирического исследования - более дробные, нежели для таксона высшего ранга, основания классификации - признаки сходства. Если записать процедуру эту процедуру как линейную последовательность результатов деятельности определения принадлежности особи к таксонам всех рангов, то возникает иерархия таксонов - от таксона ранга царства до вида или подвида. Эта последовательность (имеющая чаще всего вид «дерева»), как правило, интерпретируется и самими систематиками, и философами как «система природы», существующая сама по себе, помимо и вне деятельности систематиков[33].

Цикл таксономии может рассматриваться как воплощение представления о науке как индуктивной деятельности. Соответственно, для конструирования систем таксонов как теоретических представлений о существовании действительна логика верификации[34]: каждый исследователь должен рассматривать результаты труда предыдущих поколений исследователей как мнения и потому строить свои таксоны, выделять свои признаки сходства и проверять наличие этих признаков (выявлять научные факты) у тех особей, которых он относит к интересующему его таксону.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: