Разделы и темы
для самостоятельного изучения
| Виды и содержание самостоятельной работы
|
I. Введение. Эколого-географические основы природопользования.
|
Тема 1. Введение. Предмет и задачи курса. Основные определения и понятия.
Тема 2. Живое вещество.
Тема 3. Биосфера как экологическая среда жизни и хозяйственной деятельности человека.
| Проработка научной литературы и периодических изданий, конспектов лекций
Контроль: проверка конспекта лекций
|
Тема 4. Границы биосферы.
Тема 5. Свойства биосферы
Тема 6. Общие закономерности организации биосферы.
| Проработка научной литературы и периодических изданий, конспектов лекций
Составление обзора (границы биосферы, свойства биосферы) графически оформлен-ный в цветовой гамме.
Подготовка к контрольной работе № 1.
Подготовка к семинарскому занятию № 1. «Общие закономерности организации биосферы».
Примерные вопросы:
1. Какое теоретическое и практическое значение имеет закон биогенной миграции атомов?
2. Как увеличение или снижение количества живого вещества отразится на структуре и качестве живого вещества в биосфере и как это соотносится с законом константности живого вещества?
3. Какую роль в организации биосферы имеет закон внутреннего динамического равновесия.
Контроль: проверка конспекта лекций, обзор, участие в коллоквиуме контрольная работа № 1.
|
Разделы и темы
для самостоятельного изучения
| Виды и содержание самостоятельной работы
|
Тема 7. Природные системы (гео- и экосистемы), составляющие биосферу.
Тема 8. Социально-экономические функции и потенциал природных систем.
| Проработка научной литературы и периодических изданий, конспектов лекций
Составление презентации по темам.
Контроль: проверка конспекта лекций, презентация.
|
Раздел II Исторические аспекты проблемы природопользования.
|
Тема 9. Древний период - время накопления знаний о природе и формирование основных типов взаимотношений человека и природы.
Тема 10. Время интенсивного земледелия и скотоводства (период рабовладельческого строя)
Тема 11. Новый этап в освоении природы человеком (феодализм).
Тема 12. Эра активного промышленного использования природы.
Особенности взаимодействия общества и природы в эпоху научно-технической революции.
| Работа с научной литературой и периодическими изданиями по истории взаимоотношений природы и общества
Подготовка рефератов с презентацией по темам 9-12:
Контроль: сдача рефератов.
|
Тема 13. Природные ресурсы.
| Работа с научной литературой и периодическими изданиями.
Проработка вопросов к экзамену в виде письменной домашней работы:
1. Понятие «Природные ресурсы».
2. Хозяйственная классификация природных ресурсов.
3. Природно-экономическая классификация природных ресурсов.
4. Классификация по характеру воздействия человека на природные ресурсы.
Контроль: письменные ответы на вопросы.
|
Тема 14. Ресурсопользование как составная часть природопользования.
| Работа с научной литературой и периодическими изданиями.
Задача: конструирование разных типов и вариантов ресурсных циклов.
Подготовка к семинарскому занятию № 2. «Ресурсопользование как составная часть природопользования».
Примерные вопросы:
1. В чем заключается концепция ресурсных циклов?
2. Какие виды ресурсных циклов вам известны. В чем их особенность?
3. Что является последствием замкнутости ресурсного цикла?
4.Принципы рационального природопользования и малоотходных технологий
Контроль: решение задачи, коллоквиум.
|
Разделы и темы
для самостоятельного изучения
| Виды и содержание самостоятельной работы
|
Тема 15. Законы природопользования.
| Составлениетестов по теме.
Подготовка к семинарскому занятию № 3. «Законы природопользования».
Примерные вопросы:
1. Как применяется правило основного обмена в системе природопользования?
2. В чем различие между жестким типом управления природой и мягким типом управления природой?
3. В чем заключается смысл Закона «Убывающей отдачи»,
Законы природопользования (указаны в теме 15 пункта 4 - Содержание курса
Контроль: совместное решение тестов, устный опрос (рубежный контроль 3).
|
Тема 16. Основные пути рационального использования природных ресурсов.
| Творческая работа: эссе на тему «Рациональное использование и охрана земельных, водных, минерально-сырьевых, атмосферных, биологических, рекреационных ресурсов».
Подготовка к семинарскому занятию № 4. «Основные пути рационального использования природных ресурсов»
Примерные вопросы:
1. Какие виды природных кадастров вам известны?
2. В чем заключается смысл экологизации технологий?
3. Особенности рационального использования и охраны земельных, водных, минерально-сырьевых, атмосферных, биологических, рекреационных ресурсов?
Контроль: проверка и обсуждение эссе, выступления на семинаре (рубежный контроль 4)
|
Тема 17. Учение об антропогенных факторах.
| Составление задач по созданию природно-антропогенной ситуации и анализ антропогенных факторов на основе классификации И.П.Лаптева.
Подготовка к семинарскому занятию № 5. «Учение об антропогенных факторах»
Примерные вопросы:
1. Какие факторы-тела, факторы-вещества, факторы-процессы, факторы-явления вам известны?
2. Привести классификацию антропогенных факторов по их природе? Дать примеры.
3. Типы антропогенных воздействий на природную среду.
4. Классификация технических систем с примерами.
5. Раскрыть понятие ресурсоемкость.
6. Раскрыть понятие землеемкость.
7. Раскрыть понятие отходность.
8. Изменение геосистем связанные с перемещением литогенного материала.
Контроль: совместный разбор задач (рубежный контроль 5), устный опрос на семинаре.
|
Разделы и темы
для самостоятельного изучения
| Виды и содержание самостоятельной работы
|
Тема 18. Воздействие человека на природу.
| Подготовка к семинарскому занятию № 6 «Виды воздействий человека на природу»
Примерные вопросы:
1. Воздействие человека на природу
2. Привести классификацию антропогенных факторов по длительности действия при прекращении их производства? Дать примеры.
3. В чем смысл преднамеренного и непреднамерен-ного воздействия человека на природу? Привести примеры.
Контроль:экспресс-опрос на семинарском занятии (рубежный контроль 6).
|
Тема 19. Общие закономерности антропогенного изменения геосистем.
| Изучение особенностей нарушения структуры природных систем и трансформации их в природно-антропогенные и антропогенные.
Подготовка к семинарскому занятию № 7 «Общие закономерности антропогенного изменения геосистем».
Примерные вопросы:
1.Каковы показатели размерности антропогенного воздействия на природные системы?
2.В чем заключается перестройка физико-географических процессов и свойств компонентов природы в ходе антропогенного воздействия на природные системы?
3. Этапы формирования природно-технических систем?
Контроль:экспресс-опрос на семинарском занятии.
|
Тема 20. Последствия антропогенных изменений природы.
| Творческая работа эссе на тему «Загрязнение природной среды».
Подготовка к семинарскому занятию № 8 «Последствия антропогенных изменений природы».
Примерные вопросы:
1. В чем заключаются экологические последствия использования природных ресурсов?
2. Что такое загрязнение окружающей среды в общесистемном смысле?
3. Экологические кризисы в истории взаимодействия природы и общества
Контроль: проверка и обсуждение эссе, ответы на семинарском занятии.
|