| Разделы и темы для самостоятельного изучения | Виды и содержание самостоятельной работы |
| I. Введение. Эколого-географические основы природопользования. | |
| Тема 1. Введение. Предмет и задачи курса. Основные определения и понятия. Тема 2. Живое вещество. Тема 3. Биосфера как экологическая среда жизни и хозяйственной деятельности человека. | Проработка научной литературы и периодических изданий, конспектов лекций Контроль: проверка конспекта лекций |
| Тема 4. Границы биосферы. Тема 5. Свойства биосферы Тема 6. Общие закономерности организации биосферы. | Проработка научной литературы и периодических изданий, конспектов лекций Составление обзора (границы биосферы, свойства биосферы) графически оформлен-ный в цветовой гамме. Подготовка к контрольной работе № 1. Подготовка к семинарскому занятию № 1. «Общие закономерности организации биосферы». Примерные вопросы: 1. Какое теоретическое и практическое значение имеет закон биогенной миграции атомов? 2. Как увеличение или снижение количества живого вещества отразится на структуре и качестве живого вещества в биосфере и как это соотносится с законом константности живого вещества? 3. Какую роль в организации биосферы имеет закон внутреннего динамического равновесия. Контроль: проверка конспекта лекций, обзор, участие в коллоквиуме контрольная работа № 1. |
| Разделы и темы для самостоятельного изучения | Виды и содержание самостоятельной работы |
| Тема 7. Природные системы (гео- и экосистемы), составляющие биосферу. Тема 8. Социально-экономические функции и потенциал природных систем. | Проработка научной литературы и периодических изданий, конспектов лекций Составление презентации по темам. Контроль: проверка конспекта лекций, презентация. |
| Раздел II Исторические аспекты проблемы природопользования. | |
| Тема 9. Древний период - время накопления знаний о природе и формирование основных типов взаимотношений человека и природы. Тема 10. Время интенсивного земледелия и скотоводства (период рабовладельческого строя) Тема 11. Новый этап в освоении природы человеком (феодализм). Тема 12. Эра активного промышленного использования природы. Особенности взаимодействия общества и природы в эпоху научно-технической революции. | Работа с научной литературой и периодическими изданиями по истории взаимоотношений природы и общества Подготовка рефератов с презентацией по темам 9-12: Контроль: сдача рефератов. |
| Тема 13. Природные ресурсы. | Работа с научной литературой и периодическими изданиями. Проработка вопросов к экзамену в виде письменной домашней работы: 1. Понятие «Природные ресурсы». 2. Хозяйственная классификация природных ресурсов. 3. Природно-экономическая классификация природных ресурсов. 4. Классификация по характеру воздействия человека на природные ресурсы. Контроль: письменные ответы на вопросы. |
| Тема 14. Ресурсопользование как составная часть природопользования. | Работа с научной литературой и периодическими изданиями. Задача: конструирование разных типов и вариантов ресурсных циклов. Подготовка к семинарскому занятию № 2. «Ресурсопользование как составная часть природопользования». Примерные вопросы: 1. В чем заключается концепция ресурсных циклов? 2. Какие виды ресурсных циклов вам известны. В чем их особенность? 3. Что является последствием замкнутости ресурсного цикла? 4.Принципы рационального природопользования и малоотходных технологий Контроль: решение задачи, коллоквиум. |
| Разделы и темы для самостоятельного изучения | Виды и содержание самостоятельной работы |
| Тема 15. Законы природопользования. | Составлениетестов по теме. Подготовка к семинарскому занятию № 3. «Законы природопользования». Примерные вопросы: 1. Как применяется правило основного обмена в системе природопользования? 2. В чем различие между жестким типом управления природой и мягким типом управления природой? 3. В чем заключается смысл Закона «Убывающей отдачи», Законы природопользования (указаны в теме 15 пункта 4 - Содержание курса Контроль: совместное решение тестов, устный опрос (рубежный контроль 3). |
| Тема 16. Основные пути рационального использования природных ресурсов. | Творческая работа: эссе на тему «Рациональное использование и охрана земельных, водных, минерально-сырьевых, атмосферных, биологических, рекреационных ресурсов». Подготовка к семинарскому занятию № 4. «Основные пути рационального использования природных ресурсов» Примерные вопросы: 1. Какие виды природных кадастров вам известны? 2. В чем заключается смысл экологизации технологий? 3. Особенности рационального использования и охраны земельных, водных, минерально-сырьевых, атмосферных, биологических, рекреационных ресурсов? Контроль: проверка и обсуждение эссе, выступления на семинаре (рубежный контроль 4) |
| Тема 17. Учение об антропогенных факторах. | Составление задач по созданию природно-антропогенной ситуации и анализ антропогенных факторов на основе классификации И.П.Лаптева. Подготовка к семинарскому занятию № 5. «Учение об антропогенных факторах» Примерные вопросы: 1. Какие факторы-тела, факторы-вещества, факторы-процессы, факторы-явления вам известны? 2. Привести классификацию антропогенных факторов по их природе? Дать примеры. 3. Типы антропогенных воздействий на природную среду. 4. Классификация технических систем с примерами. 5. Раскрыть понятие ресурсоемкость. 6. Раскрыть понятие землеемкость. 7. Раскрыть понятие отходность. 8. Изменение геосистем связанные с перемещением литогенного материала. Контроль: совместный разбор задач (рубежный контроль 5), устный опрос на семинаре. |
| Разделы и темы для самостоятельного изучения | Виды и содержание самостоятельной работы |
| Тема 18. Воздействие человека на природу. | Подготовка к семинарскому занятию № 6 «Виды воздействий человека на природу» Примерные вопросы: 1. Воздействие человека на природу 2. Привести классификацию антропогенных факторов по длительности действия при прекращении их производства? Дать примеры. 3. В чем смысл преднамеренного и непреднамерен-ного воздействия человека на природу? Привести примеры. Контроль:экспресс-опрос на семинарском занятии (рубежный контроль 6). |
| Тема 19. Общие закономерности антропогенного изменения геосистем. | Изучение особенностей нарушения структуры природных систем и трансформации их в природно-антропогенные и антропогенные. Подготовка к семинарскому занятию № 7 «Общие закономерности антропогенного изменения геосистем». Примерные вопросы: 1.Каковы показатели размерности антропогенного воздействия на природные системы? 2.В чем заключается перестройка физико-географических процессов и свойств компонентов природы в ходе антропогенного воздействия на природные системы? 3. Этапы формирования природно-технических систем? Контроль:экспресс-опрос на семинарском занятии. |
| Тема 20. Последствия антропогенных изменений природы. | Творческая работа эссе на тему «Загрязнение природной среды». Подготовка к семинарскому занятию № 8 «Последствия антропогенных изменений природы». Примерные вопросы: 1. В чем заключаются экологические последствия использования природных ресурсов? 2. Что такое загрязнение окружающей среды в общесистемном смысле? 3. Экологические кризисы в истории взаимодействия природы и общества Контроль: проверка и обсуждение эссе, ответы на семинарском занятии. |






