Содержание курса

1.Разделы курса

Раздел 1. Введение. Эколого-географические основы

природопользования.

Раздел 2. Исторические аспекты проблемы природопользования.

Раздел 3. Проблемы рационального использования природных ресурсов.

Раздел 4. Проблемы изменения природных систем под воздействием человека.

Раздел 1.Введение.Эколого-географические основы природопользования.

Тема 1. Предмет и задачи курса Цели, задачи курса, его структура. Формы воздействия человека на природу. Природные ресурсы и природно-ресурсный потенциал территории.

Междисцимплинарный характер изучения взаимодействия общества и природы. Комплекс естественно-научных и социально-экономических знаний как методологическая база природопользования. Роль географии и экологии в ее формировании.

Основные определения и понятия. Нерациональное природопользование, рациональное природопользование, оптимизация природной среды, природная среда, принцип региональности, принцип экологичности ландшафтно-экологический подход, геосистемы - (природные комплексы,ландшафты), экосистемы, пространственная структура, временная структура, целостность, устойчивость, состояние системы, изменчивость, функционирование, динамика, развитие (эволюция), саморегулирование, самоорганизация, экологическое равновесие. Эколого-географический подход к решению проблем природопользования.

Тема 2. Живое вещество.

Основные свойства живого. Специфика живого. Особенности живого. Аксиомы Б.М.Медникова. Закон хиральной чистоты Л.Пастера. Конвариантная редупликация, Функции живого вещества. Уровни организации живой материи.

Тема 3. Биосфера как экологическая среда жизни и хозяйственной деятельности человека.

История развития представлений о биосфере. Учение В.И.Вернадского о биосфере.

Тема 4. Границы биосферы.

Условия существования жизни. Структура биосферы. Вертикальное строение биосферы. Подсферы и надсферы.

Тема 5. Свойства биосферы

Целостность, дискретность, устойчивость, способность к саморегуляции и т. д. Неоднородность биосферы (агрегатная, пространственная неоднородность, энергетическая неоднородность, мозаичность, зональная неоднородность, качественная неоднородность).

Тема 6. Общие закономерности организации биосферы.

итература:

1. Реймерс Н.Ф. Экология (теории, законы, правила, принципы и гипотезы) - М.: Журнал "Россия молодая", 1994 - 336 с.

2. Степановских А.С. Экология: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2001, 2003. – 703 с.

РАЗДЕЛ 3. ПРОБЛЕМЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ.

Семинарское занятие № 2. Ресурсопользование как составная часть природопользования. Тема 14. (2 часа).

Форма проведения - коллоквиум

Цель: Закрепить знания о ресурсных циклах, как средстве рационального природопользования.

Вопросы:

1. В чем заключается концепция ресурсных циклов?

2. Какие виды ресурсных циклов вам известны. В чем их особенность?

3. Что является последствием не замкнутости ресурсного цикла?

Принципы рационального природопользования и малоотходных технологий

Литература:

1. Емельянов А.Г. Основы природопользования: Учеб. для студ. высш. учебн. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 304 с.

2. Арустамов Э.А., Баркалова Н.В., Левакова И.В. Экологические основы природопользования: учеб. для студентов учр-ний сред. проф. образования/Э.А.Арустамов, Н.В.Баркалова, И.В.Левакова.- М:Дашков и К,2005.-320.- 315 с.

Семинарское занятие № 3. Законы природопользования. Тема.15. (2часа).

Цель: Охарактеризовать основные законы природопользования и их практическое применение в системе отношений природы и общества.

Форма проведения - устный опрос.

Вопросы:

1. Как применяется правило основного обмена в системе природопользования?

2. В чем различие между жестким типом управления природой и мягким типом управления природой?

3. В чем заключается смысл Закона «Убывающей отдачи».

Литература:

Реймерс Н.Ф. Экология (теории, законы, правила, принцыпы и гипотезы) - М.: Журнал "Россия молодая", 1994 - 336 с.

Семинарское занятие № 4. Основные пути рационального использования природных ресурсов. Тема.16. (2 часа).

Цель: Охарактеризовать основные принципы и методы рационального использования природных ресурсов, вскрыть ключевые проблемы и особенности использования природных ресурсов.

Форма проведения - коллоквиум

Вопросы:

1. Какие виды природных кадастров вам известны?

2. В чем заключается смысл экологизации технологий?

3. Особенности рационального использования и охраны земельных, водных, минерально-сырьевых, атмосферных, биологических, рекреационных ресурсов?

Литература:

1. Емельянов А.Г. Основы природопользования: Учеб. для студ. высш. учебн. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 304 с.

2. Экология и экономика природопользования:учебник для студентов вузов, обучающихся по экон. спец./под ред. Э. В. Гирусова.-3-е изд., перераб. и доп..-М.:ЮНИТИ-ДАНА,2007.-591.-Библиогр.: с. 575

РАЗДЕЛ 4. ПРОБЛЕМЫ ИЗМЕНЕНИЯ ПРИРОДНЫХ СИСТЕМ ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ

ЧЕЛОВЕКА.

Семинарское занятие № 5. Учение об антропогенных факторах. Тема. 17.(2часа).

Цель: Определить пути воздействия человека на природу. Закрепить теоретические представления об антропогенных факторах и охарактеризовать и практическое применение.

Форма проведения - коллоквиум

Вопросы:

1. Какие факторы-тела, факторы-вещества, факторы-процессы, факторы-явления вам известны?

2. Привести классификацию антропогенных факторов по их природе? Дать примеры.

3. Какие факторы-тела, факторы-вещества, факторы-процессы, факторы-явления вам известны?

4. Привести классификацию антропогенных факторов по их природе? Дать примеры.

5. Типы антропогенных воздействий на природную среду.

6. Классификация технических систем с примерами.

7. Раскрыть понятие ресурсоемкость.

8. Раскрыть понятие землеемкость.

9. Раскрыть понятие отходность.

10. Изменение геосистем связанные с перемещением литогенного материала.

Литература:

1. Емельянов А.Г. Основы природопользования: Учеб. для студ. высш. учебн. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 304 с.

2. Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология. Человек – Экономика – Биота – Среда: Учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2001. – 566 с.

3. Степановских А.С. Экология: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2001., 2003 – 703 с.

4. Лаптев И.П. Теоретические основы охраны природы. Томск, 1975. – 276 с.

Семинарское занятие № 6. Виды воздействий человека на природу. Тема 18. (2часа).

Цель: Определить пути воздействия человека на природу. Охарактеризовать практическое применение теоретических представлений об антропогенных факторах.

Форма проведения - коллоквиум

Вопросы:

1. Воздействие человека на природу

2. Привести классификацию антропогенных факторов по длительности действия при прекращении их производства? Дать примеры.

3. В чем смысл преднамеренного и непреднамеренного воздействия человека на природу? Привести примеры.

4. Типы антропогенных воздействий на природную среду?

5. Классификация технических систем?

Литература:

1. Емельянов А.Г. Основы природопользования: Учеб. для студ. высш. учебн. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 304 с.

2. Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология. Человек – Экономика – Биота – Среда: Учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2001. – 566 с.

3. Степановских А.С. Экология: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2001., 2003 – 703 с.

4. Лаптев И.П. Теоретические основы охраны природы. Томск, 1975. – 276 с.

Семинарское занятие № 7. Общие закономерности антропогенного изменения геосистем. Тема 19. (2 часа).

Цель: Закрепить знания по общим закономерностям трансформации геосистем в результате антропогенного воздействия.

Форма проведения – экспресс-опрос.

Вопросы:

1. Каковы показатели размерности антропогенного воздействия на природные системы?

2. В чем заключается перестройка физико-геграфических процессов и свойств компонентов природы в ходе антропогенного воздействия на природные системы?

3. Этапы формирования природно-технических систем?

Литература:

1. Емельянов А.Г. Основы природопользования: Учеб. для студ. высш. учебн. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 304 с.

Семинарское занятие № 8. Последствия антропогенных изменений природы. Тема 20. (2 часа).

Цель: Охарактеризовать основные последствия изменения природной среды в результате антропогенного воздействия, на локальном, региональном и глобальных уровнях организации природных систем.

Форма проведения - коллоквиум

Вопросы:

1. В чем заключаются экологические последствия использования природных ресурсов?

2. Что такое загрязнение окружающей среды в общесистемном смысле?

3. Экологические кризисы в истории взаимодействия природы и общества?

Литература:

1. Емельянов А.Г. Основы природопользования: Учеб. для студ. высш. учебн. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 304 с.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: