Тема 1: Роль инвестиций в развитии производства

Понятие инвестиций, их классификация. Экономическая сущность инвестиций. Цели и направления инвестирования. Планирование и выбор объектов инвестирования.

1. Сущность инвестиций

В экономической литературе встречается множество определений инвестиций.

1. Инвестиции - это вложение капитала в объекты предпринимательской и иной деятельности с целью получения прибыли или достижения положительного социаль­ного эффекта.

2. Инвестиции - это способ помещения капитала для обеспечения щ сохранения, либо увеличения стоимости капитала и получения достаточной (приемлемой для инве­стора) величины дохода.

3. Инвестиции - это процесс создания новых объектов (модернизации, реконст­рукции существующих объектов) путем применения капитала, способных производить (увеличивать производство) определенные виды продукции и услуг.

4. Инвестиции - это вложение финансовых и материально-технических средств как в пределах страны, так и за рубежом в целях получения социального, экономиче­ского и экологического эффекта.

5. В законе «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» дано следующее определение:

«Инвестиции - денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объ­екты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта».

Таким образом, под инвестициями понимают все виды имущественных и интел­лектуальных ценностей, которые вкладываются в объекты предпринимательской и иных форм деятельности, в результате чего создается прибыль или достигается соци­альный эффект.

Такими ценностями являются:

движимое и недвижимое имущество (здания, сооружения, оборудование, ма­териальные запасы и другие материальные ценности);

имущественные права, вытекающие из авторского права, лицензии, «ноу-хау» и другие интеллектуальные ценности;

права пользования землей и другими природными ресурсами, а также иные имущественные права;

денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции, облигации и другие ценные бумаги.

Одним из видов инвестиций являются капитальные вложения, которые пред­ставляют собой инвестиции, вкладываемые в основной капитал (во внеоборотные ак­тивы), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение предприятия, приобретение машин, оборудования, инст­румента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты, увеличиваю­щие стоимость основных средств.

В условиях рыночной экономики сущность инвестиций заключается в сочетании двух аспектов инвестиционного процесса: затрат капитала и результатов. Соизмере­ние этих элементов и лежит в основе экономической оценки инвестиций.

2. Классификация инвестиций

В отечественной и мировой практике используются различные классификации инвестиций. Основными признаками классификации инвестиций являются объекты инвестиций, способ вложения, форма собственности, национальная (страновая) при­надлежность имущественных и интеллектуальных ценностей, зависимость одного ин­вестиционного проекта от другого, направленность действий, период инвестирования и др.

Т.о., инвестиции классифицируют по следующим признакам:

1. По объектам инвестирования:

1.1. Финансовые - это вложение денежных средств в финансовые инструменты, т.е. в ценные бумаги, акции, облигации, депозитные сертификаты, векселя и т.д.

1.1. Реальные - вложение капитала в производство на его создание и развитие.

1.2. Инвестиции в нематериальные ценности или интеллектуальные инвестиции -это вложение средств в научные исследования, подготовку кадров, рекламу, приобре­тение лицензий на использование новых технологий.

2. По продолжительности инвестиции делят на:

2.1. Краткосрочные (до 1 года).

2.2. Среднесрочные (от 1 до 10 лет).

2.3. Долгосрочные (10 лет и более).

3. По формам воспроизводства в реальном секторе:

3.1. На создание объекта предпринимательской деятельности.

3.2. На расширение производства.

3.3. На реконструкцию, технологическое перевооружение.

4. В зависимости от конечных результатов:

4.1. Инвестиции, направленные на рост объемов производства.

4.2. Инвестиции, направленные на повышение качества производимой продукции.

4.3. Инвестиции, направленные на экономию ресурсов, т.е. на снижение
себестоимости.

4.4. Инвестиции, направленные на увеличение / уменьшение количества рабочих мест.
5. По формам собственности:

5.1. Частные.

5.2. Государственные.

б. По источникам финансирования:

6.1. Собственные (амортизация, прибыль).

6.2. Заемные.

6.3. Привлеченные (посредством эмиссии акций).

7.По способу вложения:

7.1. Прямые, обеспечивающие создание и воспроизводство основных фондов, создание и накопление оборотных средств.

7.2. Портфельные - это инвестиции в форме портфеля ценных бумаг различной доходности и степени риска.

8.По национальной принадлежности:

8.1. Иностранные.

9. По признаку зависимости одного инвестиционного проекта от другого: 9.1. Портфельные инвестиции, когда выбор одного инвестиционного проекта не исключает выбор какого-либо другого.

9.2.Альтернативные инвестиции предполагают, что выбор одного инвестицион­ного проекта исключает другой. Обычно это возникает тогда, когда имеются два аль­тернативных способа решения одной и той же проблемы и особенно когда возникают условия ограниченности источников финансирования капиталовложений.

9.3. Последовательные инвестиции представляют крупные инвестиции в
какую-либо производственную единицу, технический проект в форме
последовательных вложений в НИР, ОКР и т. д. и порождают последующие капитало­
вложения в течение нескольких лет, что должно быть учтено при принятии инвести­
ционного решения.

10.С точки зрения направленности действий инвестиции классифицируют:

- начальные или нетто-инвестиции;

- экстенсивные или инвестиции на расширение, увеличение производственного потенциала;

- реинвестиции - направление свободных денежных средств данного проекта на поддержание и усовершенствование основных фондов предприятия, т. е. на замену основных средств, рационализацию, модернизацию оборудования и т. д.;

- брутто-инвестиции, состоящие из нетто-инвестиций и реинвестиций.
11. По отношению к объекту вложения:

11.1. Внутренние - вложения капитала в активы самого инвестора.

11.2. Внешние - вложения капитала в реальные активы других хозяйствующих субъектов или финансовые инструменты иных эмитентов.

12.По степени надежности:

12.1. Относительно надежные - инвестиции в сферы с достаточно определенным рынком сбыта (в России - отрасли нефтегазового комплекса).

12.2. Рисковые (венчурные) - инвестиции в сферу исследований и разработок.

3. Роль инвестиций в экономике и развитии производства

Инвестиции играют важную роль, как на макро-, так и на микроуровне. Они оп­ределяют будущее страны в целом, а также отдельного субъекта хозяйствования и яв­ляются побудителем развития экономики.

В производственной сфере инвестициям принадлежит важнейшая роль в деле возобновления и увеличения производственных ресурсов, а, следовательно, и обеспе­чении определенных темпов экономического роста.

Инвестиции в рыночно-ориентированной экономике являются важнейшим эле­ментом рациональной организации бизнеса и эффективного использования свободных денежных средств. В инвестиционном процессе участвует широкий круг субъектов рыночной экономики - от физических лиц, мелких и средних фирм до крупнейших международных корпораций, банков и правительств. В связи с тем, что вложения де­лаются в самые различные сферы и объекты, процесс инвестирования определяет не только экономическое, но и политическое положение различных государств, возмож­ности граждан и другие процессы.

Инвестиции по-разному функционируют в кругообороте рыночного хозяйства. Реальные инвестиции функционируют в процессе воспроизводства основных, оборот­ных фондов и интеллектуального капитала, при этом обеспечивают прирост капиталь­ного имущества. Они направлены на элементы физического капитала (движимое и не­движимое имущество) и обеспечивают первичный рынок инвестиций.

Финансовые инвестиции вкладываются в финансовые активы, их оборот и отражают вторичный рынок инвестиций. С помощью финансовых активов увеличивается ско­рость перелива капитала из одной сферы инвестиционной деятельности в другую, обеспечивая тем самым мобильность финансовых активов на инвестиционном рынке.

Интеллектуальный капитал воплощен в знаниях и способах ведения деятельно­сти, направленной на повышение конкурентоспособности и достижения наибольшей прибыли. По своей экономической сущности интеллектуальный капитал является ак­тивом организации, необходимым для производства продукции или оказания услуг.

Привлечение инвестиций позволяет создать новые рабочие места, внедрить но­вые технологии, повысить качество продукции, увеличить денежные поступления и заработную плату. Все это способствует улучшению социального положения населе­ния страны, росту его благосостояния, повышению качества жизни и потребительского спроса.

Таким образом, главное назначение инвестиций - обновление основного капита­ла, составляющего производственный и научно-технический потенциал экономики любой страны.

4. Цели и направления инвестирования

Инвестированием называется процесс вложения капитала в выбранные инстру­менты с целью увеличения его ценности и (или) получения дохода. В качестве основных этапов инвестирования выделяют:

1) принятие решения об инвестировании, т.е. формирование целей, определение направлений инвестирования, а также выбор конкретных объектов инвестирования;

2) осуществление и эксплуатация инвестиций.

В процессе принятия инвестиционного решения ставятся и определяются раз­личные цели. В качестве исходных целей выступает стратегическое направление дея­тельности инвестора. Разработка стратегических направлений инвестиционной дея­тельности связана с определением соотношения различных форм инвестирования и направленности инвестиционной деятельности с учетом отраслевых особенностей предприятия-инвестора.

Выбор направления инвестирования обусловлен рядом внутренних и внешних факторов. К внутренним факторам относят:

основные виды деятельности предприятия-инвестора (например, для предпри­ятий реального сектора экономики первостепенное значение имеют инвестиции в ма­териальные и нематериальные активы, для финансовых организаций - ценные бума­ги);

стратегическая направленность деятельности предприятия;

размеры предприятия.

К внешним факторам, влияющим на выбор форм и направлений инвестирования, относят темпы инфляции и процентные ставки на финансовом рынке.

В качестве конкретных целей, служащих в качестве критерия отбора объектов инвестирования, могут выступать стремление к росту прибыли, увеличению масшта­бов производства, решение социальных проблем, увеличение рабочих мест и т.п.

5. Планирование и выбор объектов инвестирования

Завершающей фазой первого этапа инвестирования (принятие решения об инве­стировании) является выбор конкретных объектов инвестирования, который осущест­вляется в процессе планирования инвестиций.

Под планированием инвестиций понимают процесс формирования такого порт­феля проектов (инвестиционной программы), который позволит достичь цели инве­стирования.

Планирование инвестиций преимущественно осуществляется на основе исполь­зования математических моделей, с помощью которых производится оценка эффективности и результативности инвестиции по отношению к установленной цели инве­стирования и к средствам ее достижения. На основе этих моделей руководством пред­приятия осуществляется принятие окончательного решения об инвестировании средств в тот или иной объект.

При этом инвестиционное планирование может быть:

- изолированным или обособленным, это когда в процессе принятия решения
рассматриваются только альтернативные варианты инвестиционной деятельности. При
этом предметом планирования выступает разработка программы инвестирования;

- взаимозаменяемым планированием, когда учитываются альтернативы
решений и в области финансирования организации производства. Предметом
планирования является - вся область предпринимательства.

Кроме этого, планирование предполагает определенный период, на протяжении которого будут осуществляться и реализовываться инвестиции. В инвестиционном планировании весь срок планирования подразделяется на ряд интервалов, которые на­зываются периодами.

Последствия, возникающие в результате осуществления инвестиций, выражают­ся количественно посредством платежей, которые подразделяются на выплаты (на­пример, выплаты инвестора другим хозяйствующим субъектам) и на поступления (на­пример, поступления инвестору от других хозяйствующих субъектов).

Итоговая сумма платежей представляет собой сумму выплат и поступлений, произведенных в течение какого-либо периода. Число периодов, в течение которых осуществляются поступление и выплаты, называется для реальных инвестиций - сро­ком эксплуатации инвестиции, а для финансовых - сроком действия инвестиций.

Этот промежуток времени может определяться заранее или может быть пере­менной величиной.

В качестве цели инвестирования капитала в том или ином периоде времени в системе инвестиционного планирования могут выступать прирост имущества, увели­чение потока поступлений, рост рентабельности инвестиций и другие показатели, ха­рактеризующие возможность получения долговременной прибыли.

Тема 2: Инвестиционные проекты и их классификация.Понятие и виды инвестиционных проектов. Фазы развития инвестиционного проекта.

1. Понятие ИП.

Инвестиционный проект - обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектно-сметная документация, разработанная в соответствии с законодательством Российской Федерации и утвержденными в установленном порядке стандартами (нормами и правилами), а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план).

Понятие «инвестиционный проект» употребляется в трех смыслах. Во-первых, инвестиционный проект (ИП) понимается как дело, мероприятие (реконструкция предприятия, строительство нового цеха, модернизация оборудования и т. д.), предполагающее осуществление комплекса действий (научные исследования, техническое проектирование, создание опытных образцов техники, регламентов технологии, строительство производственных площадей и т. д.).

В этом случае инвестиционный проект отождествляется с экономическим обоснованием реконструкции, нового строительства и т. д.

Во-вторых, инвестиционный проект понимается как система организационно-правовых и расчетно-финансовых документов, необходимых для осуществления каких-либо действий или описывающих действие (инженерно-геологических, инженерно-архитектурных, строительных, монтажных и т. д.).

Инвестиционный проект включает при этом: формулирование инвестиционного замысла (идеи); результаты исследования инвестиционных возможностей; ТЭО строительства; контрактную документацию и т. д.

В третьих, под термином «инвестиционный проект» понимается комплексный план мероприятий (план капитального строительства, приобретение технологий, оборудования, подготовки кадров и т. д.), направленный на создание нового или реконструкцию дейст­вующего производства в целях получения экономической выгоды.

В этом смысле инвестиционным проектом называется план (программа) вложения капитала в целях последующего получения прибыли.

Разработка и реализация инвестиционного проекта (в первую очередь производственной направленности) проходит путь от идеи до выпуска продукции. Во всех случаях присутствует временной лаг (задержка, отставание, разрыв) между моментом начала инвестирования и моментом получения прибыли.

Реализация инвестиционного проекта, связанного с созданием нового или реконструкцией, техническим перевооружением (переоснащением) действующего предприятия или производства, требует осуществления ряда мер по приобретению, аренде, отводу и подготовке земельного участка под застройку; проведения инженерных изысканий; разработки проектной документации на строительство или реконструкцию предприятия; выполнения строительных и монтажных работ; приобретения технологического оборудования; проведения пуско-наладочных работ; обеспечения создаваемого (переоснащаемого или перепрофилируемого) предприятия (производства) необходимыми кадрами, сырьем, комплектующими изделиями, организацией сбыта намеченной к производству продукции.

2. Классификация инвестиционных проектов.

Существует несколько типов классификаций инвестиционных проектов.

Инвестиционные проекты по масштабу, т.е. по влиянию результатов его реализации на экономическую конъюнктуру, а также на экологическую и социальную обстановку разделяются на:

1.Глобальные, существенно влияющие на экономическую, социальную или экологическую ситуацию на земле.

2.Крупномасштабные, существенно влияющие на экономическую, социальную или экологическую ситуацию в стране.

3.Региональные, городские (отраслевые), существенно влияющие на экономическую, социальную или экологическую ситуацию в определенном регионе, городе или отрасли.

4.Локальные, реализация которых не оказывает существенного влияния на экономическую, социальную и экологическую ситуацию в регионах (городах), на уровень и структуру цен на товарных рынках.

Существует классификация инвестиционных проектов в зависимости от инвестиционных целей: 1.Вынужденные капитальные вложения, осуществляемые в целях повышения надежности производства и техники безопасности, направляемые на выполнение требований окружающей среды в соответствии с новыми законодательными актами в этой сфере.

2.Вложения в целях сохранения позиций на рынке (поддержание стабильного уровня производства).

3.Вложения в обновление основных производственных фондов.

4.Вложения в целях экономии текущих затрат (сокращение издержек).

5.Вложения в целях увеличения доходов (расширение деятельности, увеличение производственной мощности).

6. Рисковые капитальные вложения (новое строительство, внедрение новых технологий).

По содержанию инвестиционные проекты могут быть разделены на три группы.

Первая группа объединяет инвестиционные проекты, направленные на организацию принципиально нового производства, освоение нового вида деятельности или значительное расширение действующего производства. Для таких проектов характерны, во-первых, наибольшая длительность и, во-вторых, максимальные инвестиционные затраты, так как требуется создание основных производственных фондов, включая инфраструктуру.

Вторую группу образуют инвестиционные проекты по реконструкции, техническому перевооружению и модернизации действующего производства. Сегодня они наиболее актуальны, поэтому в условиях финансового дефицита российских промышленных предприятий их следует рассматривать как приоритетные.

К третьей группе следует относить инвестиционные проекты, связанные с разработкой новых продуктов и их модификаций, расширением и обновлением ассортимента, закупкой и освоением новых технологий. Такие вложения преследуют различные цели, среди которых наиболее распространенными можно считать адаптацию к изменению спроса на производимую продукцию, а более широко - к новому состоянию окружающей предприятие среды, улучшению финансового положения, быстрому завоеванию рынка товаров и услуг. Отличительным признаком проекта данной группы является краткосрочность и ориентированность на максимально быстрое получение отдачи от инвестиций.

3.Фазы развития инвестиционного проекта

Разработка и реализация конкретного ИП во времени охватывает период от момента зарождения идеи о создании или развитии производства до завер­шения жизненного цикла создаваемого объекта. Инвестиционный проект осу­ществляется в несколько этапов: предынвестиционный, инвестиционный, экс­плуатационный и ликвидационно-аналитический.

Этапы (фазы) развития ИП выглядят следующим образом:

Рис. Жизненный цикл инвестиционного проекта

На первом этапе осуществляется систематизация инвестиционных кон­цепций, поиск возможных источников финансирования, изучение возможных вариантов их реализации, выбор наилучшего варианта действий и разработка плана действий.

На втором этапе осуществляются капитальные вложения, определяется оптимальное соотношение структуры активов (производственные мощности, производственные запасы и т.д.), уточняется график и целесообразная очеред­ность ввода мощностей, устанавливаются связи и заключаются договоры с по­ставщиками сырья, материалов, полуфабрикатов, определяются способы теку­щего финансирования предусматриваемой проектом деятельности, осуществ­ляется подбор кадров, заключаются договоры поставки производимой по про­екту продукции.

На третьем этапе, который является самым продолжительным во време­ни, формируются планировавшиеся результаты, а также осуществляется их оценка с позиции целесообразности продолжения или прекращения проекта. Основной целью этого этапа является обеспечение ритмичности производства продукции, ее сбыта и финансирование текущих затрат.

На четвертом этапе ликвидируются негативные последствия прекращае­мого проекта, прежде всего экологические (по завершении проекта окружаю­щей среде не должен быть нанесен ущерб); реализуются или используются в новом проекте высвободившиеся после его окончания оборотные средства и производственные мощности; проводится оценка и анализ соответствия по­ставленных и достигнутых целей завершенного проекта, его результативности и эффективности, формулирование позитивных и негативных моментов для каждой фазы его развития.

Тема 3: Бизнес-план как форма представления инвестиционного проекта.

1. Понятие и значение бизнес-плана в инвестиционном проектировании

Бизнес-план (БП) - это общепринятая в мировой хозяйственной практике форма представления деловых предложений и проектов, содержащая развернутую информа­цию о производственной, сбытовой и финансовой деятельности организации и оценку перспектив, условий и форм сотрудничества на основе баланса собственного экономи­ческого интереса фирмы и интересов партнеров, инвесторов-, потребителей, посредни­ков и др. участников инвестиционного проекта.

Бизнес-план составляется в целях эффективного управления и планирования бизнеса и является одним из основных инструментов управления предприятием, опре­деляющих эффективность его деятельности.

В условиях рынка и жестокой конкурентной борьбы предприятие должно уметь быстро и адекватно реагировать на изменения, происходящие во внешней среде и внутри самого предприятия.

Это становится возможным, когда выполняется несколько условий:

• администрация и инвестор правильно оценивают реальное финансовое по­ложение предприятия и его место на рынке;

• существуют конкретные цели, к достижению которых должно стремиться предприятие;

• планируется и выполняется каждый шаг по достижению этих целей;

• администрация предприятия и инвестор понимают суть процессов проис­ходящих на рынке, во внешней среде и внутри самой организации.

Бизнес-план составляется для внутренних и внешних целей. Внешние цели, для которых составляется бизнес-план - обоснование необходимости привлечения допол­нительных инвестиций или заемных средств, демонстрация имеющихся у фирмы воз­можностей и привлечение внимания со стороны инвесторов и банка, убеждение их в достаточном уровне эффективности инвестиционного проекта и высоком уровне ме­неджмента предприятия.

Каждый инвестор желает оценить выгодность инвестирования в предлагаемый инвестиционный проект, а также соотношение возможной отдачи от проекта и риско­ванности вложений. Лучшим способом для этого является изучение и анализ бизнес-плана инвестиционного проекта.

Таким образом, бизнес-план - это визитная карточка инвестиционного проекта. Он дает инвестору ответ на вопрос, стоит ли вкладывать средства в данный инвести­ционный проект и при каких условиях он будет наиболее эффективен при допустимой для инвестора степени риска и верности допущений, сделанных разработчиком инве­стиционного проекта.

Обязательным условием получения банковского кредита является предоставлен­ный банку грамотно составленный бизнес-план инвестиционного проекта. Если у за­емщика он отсутствует, это говорит о низком профессиональном уровне администра­ции предприятия и делает получение банковского кредита невозможным, кроме того, в будущем банк будет оценивать выдачу кредита такому предприятию, как более высо­корисковую операцию, что обязательно повлияет на величину процентов по кредиту в сторону увеличения.

Гораздо более важными для предприятия являются внутренние цели, для кото­рых составляется бизнес-план. Внутренние цели - проверка знаний управляющего персонала, понимания ими рыночной среды и реального положения предприятия на рынке. Очень важны дости­жение понимания инвестором и администрацией предприятия стратегических целей, характеристик, конкурентной среды, слабых и сильных сторон конкретного инвести­ционного проекта, его возможной эффективности при заданных условиях.

Таким образом, составив бизнес-план, можно сделать предприятие более эффективным и управляемым, а также можно с более высокой точностью прогнозировать ситуацию на будущее.

2. Преимущества бизнес-планирования

Бизнес-планирование представляет собой процесс написания бизнес-плана, в ко­тором могут принимать участие две заинтересованные стороны: инвестор, который хочет оценить эффективность вложения средств, и исполнители, в лице консультантов или персонала предприятия.

В первую очередь, бизнес-планирование необходимо инвестору, так как от этого в огромной мере зависит судьба его предприятия, именно по этой причине бизнес-планирование не должно происходить без непосредственного участия инвестора.

Основные преимущества, которые дает предпринимателю бизнес-планирование:

• дает возможность четко обдумать и оформить свои идеи, проверить их жизнеспособность расчетным путем;

• бумажный (виртуальный) вариант проверки идеи убережет предпринима­теля от множества ошибок и ненужных затрат, сэкономит деньги и время;

• позволяет предпринимателю гораздо лучше понять механизм работы предприятия и действовать в рыночной среде намного эффективнее;

Бизнес-планирование первоначально потребует значительных сил, средств, усилий и времени по сбору и обработке информации, а последующее финансовое плани­рование предприятия является намного более простым, так как требует только свое­временного периодического внесения дополнений и изменений к текущему плану, а также своевременного реагирования на рыночную ситуацию.

Одним из основных требований к бизнес-плану инвестиционного проекта явля­ется его понятность. Он должен быть написан без сложной профессиональной терми­нологии, простыми словами, не содержать лишних элементов.

Объем бизнес-плана - порядка 20-30 листов текста с одной стороны, но иногда выдвигаются особые требования к содержанию и объем может достигать 50 листов.

Бизнес-план должен содержать только основную информацию, но любая допол­нительная информация также должна быть подготовлена для возможного дальнейшего рассмотрения. Бизнес-план инвестиционного проекта должен строиться на основе реальной, непредвзятой информации, полученной из доступных источников и содержать ссылки на документы, результаты исследований, источники информации, отчеты и заключе­ния экспертов.

Кроме этого, желательны приложения в виде графиков и диаграмм, которые придают бизнес-плану солидность и наглядность, что благотворно влияет на инвесто­ров и банкиров, для которых это часто является показателем основательности похода к делу, качества проработки и серьезности проекта. Это не является обязательным тре­бованием, но создает общее благоприятное впечатление от проекта.

Должна быть приведена достоверная информация о рисках от участия в инве­стиционном проекте, по которым должен быть сделан анализ и рас­смотрены возможные варианты его минимизации.

Структура бизнес-плана инвестиционного проекта не регламентирована законо­дательством, поэтому каждая фирма разрабатывает собственные подходы и структуру бизнес-плана, которые будут зависеть от характера бизнеса, основных целей составле­ния бизнес-плана и предъявляемых к нему требований.

Так, например, бизнес-план производственного предприятия будет отличаться от бизнес-плана торговой структуры или предприятия сферы услуг.

Разница в масштабах предприятия существенно влияет на требования к бизнес-плану в части объема информации и уровня ее детализации, однако структура бизнес-плана от этого никак не зависит.

Структура бизнес-плана, или его основные разделы, одинаковы и для обоих ва­риантов представления бизнес-плана - кратком резюме или развернутом и всесторон­нем варианте. Разница между ними только в объеме информации - резюме, в отличие от полного варианта содержит только основную информацию и выводы.

Структура бизнес-плана зависит от цели его написания, того, для чего он пред­назначен - для получения кредита, привлечения инвестора, предварительной оценки инвестиционного проекта, или внутрифирменного планирования.

3. Типовая структура бизнес-плана инвестиционного проекта

Типовые методики составления бизнес-плана разработаны ЮНИДО, МБРР, ЕБРР. С учетом основных принципов, лежащих в основе разработки бизнес-планов в мировой практике, подготовлен ряд отечественных методик. Различия этих методик состоят в степени детализации.

резюме проекта (краткая характеристика);

характеристика продукции или услуг;

положение дел в отрасли;

анализ рынка;

производственная деятельность;

стратегия маркетинга;

управление реализацией инвестиционного проекта;

оценка рисков и способы их страхования;

финансовый план;

приложения.

Выделяют следующие основные разделы бизнес-плана инвестиционного проек­та:

1. Титульная страница - содержит название компании, ее юридический и факти­ческий адреса, телефоны, e-mail и адрес сайта (если есть), наименование и полные рек­визиты собственников компании, наименование и очень кратко (одним предложением) - суть проекта, информацию об исполнителях проекта и дату его составления.

2. Резюме проекта - представляет собой основные положения, суть, "выжимки" из проекта, его основные выводы. Цель резюме - заинтересовать инвестора и заставить его подробнее ознакомиться с содержанием бизнес-плана. Объем резюме обычно со­ставляет 2-3 страницы текста, который должен быть составлен простыми словами без использования терминологии и простыми предложениями. Оно должно показать инве­стору выгодность и перспективность вложений в представляемый инвестиционный проект.

3. Описание компании - содержит информацию о компании, которая предлагает данный инвестиционный проект, ее полные реквизиты, информацию об учредителях и их реквизиты, цели компании, сведения о руководстве, историю компании, достиже­ния, организационную структуру, основные продукты, и место компании на рынке.

4. Описание продукта или услуги - включает информацию о продукте или услу­ге, его основных характеристиках, основных потребителях, потребительских свойст­вах товара, отличиях от существующих аналогов, информацию о патентах и лицензи­ях.

5. Маркетинговый анализ - содержит информацию о имеющихся на рынке това­рах, продукции конкурентов, сравнение характеристик и потребительских качеств то­варов конкурентов и предлагаемого продукта, информацию о наименовании конкурен­тов и их реквизиты, цены конкурентов и их стратегию продвижения товаров.

Маркетинговый анализ - самый первый и важный этап в написании бизнес-плана. Важнейшим разделом в маркетинговом анализе является определение объемов рынка сбыта продукции, доли рынка конкурентов, определение мотивации покупате­лей к принятию решения о покупке.

Основной задачей данного раздела является дать ответ на вопросы - сколько и какого товара требует рынок, по какой цене и почему именно его готовы покупать по­требители. В этом разделе также должен быть приведен анализ состояния и тенденций развития отрасли, средняя прибыльность и объемы производства предприятий отрас­ли, степень развития конкуренции и барьеры вхождения в нее.

6. Стратегия продвижения товара - здесь основным является определение ры­ночной ниши, т.е. того, какой именно и для каких категорий потребителей предназна­чен товар, количественный и качественный анализ потребителей, где они расположе­ны, какими именно методами и каналами сбыта предлагается реализовывать товар или услугу. Приводится информация о стратегии рекламирования продукта или услуги, за­тратах на маркетинг, ценообразовании, политике при работе с покупателями. Этот раздел бизнес-плана часто является его самым слабым местом.

Производство - в случае, если это производственное предприятие, данный раз­дел включает информацию о выбранной технологии производства, мотивации ее вы­бора, описание основных технологических процессов предприятия, схему его работы, расстановку оборудования. Если предполагается реконструкция или строительство, то приводится описание технических решений и расчеты затрат на реконструкцию или строительство.

В разделе приводятся расчеты потребности в материалах и сырье на производст­во продукции, затраты на их закупку, анализ поставщиков, затраты на обслуживание и плановые ремонты оборудования. В случае, если специфика производства того требу­ет, приводится информация о необходимости приобретения лицензий и прочих разре­шений, требования по технике безопасности труда.

В случае если это торговое или обслуживающее предприятие, раздел включает значительно больший объем информации о поставщиках, их оценке и выборе, потреб­ностях в конкретных товарах и их группах, методах закупки, потребностях в складских и торговых помещениях, их географическом местоположении и наличии спроса на предлагаемые товары в каждой торговой точке и по каждому товару. По поставщикам также приводится информация о их местонахождении, дается их краткая характери­стика и приводятся реквизиты.

В случае, если это строительное или сервисное предприятие отражается также информация о подрядчиках, дается их характеристика и реквизиты.

8. План по персоналу - в этом разделе приводится информация о потребности в персонале, его количестве и квалификации, анализ рынка труда по каждой позиции работников, приводятся расчеты затрат на оплату труда персонала, его социальное обеспечение, методы стимулирования и обучение.

9. Организационная структура и управление - содержит схему организационной структуры управления предприятием, информацию о количественном и качественном составе подразделений предприятия, требования к его квалификации, расчет затрат на оплату труда, социальное обеспечение и стимулирование труда управляющего персо­нала.

В случае реорганизации или вновь создаваемого предприятия дается информа­ция о форме собственности предприятия, его основных или предполагаемых акционе­рах, их реквизиты, доли в капитале предприятия, процесс принятия решений и прин­ципы управления.

10. Финансовый план - самая интересная часть бизнес-плана с практической точ­ки зрения, он показывает какие финансовые ресурсы потребуются для реализации ин­вестиционного проекта и в какие периоды времени, а также отдачу от проекта при за данных исходных данных и верности выводов маркетингового исследования.

В финансовом плане приводятся или рассчитываются все денежные потоки предприятия - затраты, выручка от реализации, налоги и прибыль.

11. Анализ рисков проекта - в этом разделе дается описание возможных рисков проекта и их характеристика, а также приводится стратегия по их минимизации.

12. Приложения к бизнес-плану - это документы, на базе которых был составлен бизнес-план: данные маркетинговых исследований, спецификации и подробные опи­сания продуктов, развернутые характеристики конкурентов и их продуктов, копии рекламных материалов, прайс-листов, каталогов, письма от покупателей и заказчиков, контракты, резюме руководителей проекта и подразделений предприятия, заключения экспертов и прочие документы.

Тема 4: Объекты инвестирования в реальном секторе экономики.

1. Содержание инвестиционной деятельности

Существует несколько определений инвестиционной деятельности.

1. Под инвестиционной деятельностью понимается совокупность практических действий граждан, юридических лиц и государства по реализации или осуществлению инвестиций в различные проекты.

2. ИД - совокупность необходимых работ (процедур) для создания новых или развития старых объектов. В этом случае ИД включает следующие работы:

1) формирование целенаправленной инвестиционной стратегии предприятия и разработку методов реализации этой стратегии;

2) проведение предынвестиционных исследований, в том числе инвестиционных возможностей предприятия;

3) разработку технико-экономических обоснований инвестиционных проектов и проектно-сметной документации;

4) подготовку договорной документации по изготовлению, приобретению обо­рудования, необходимого для объекта;

5) подготовку кадров будущего предприятия;

6) проведение строительно-монтажных работ;

7)пуск и освоение нового производства, мониторинг технико-экономических показателей освоения нового производства.

Основное содержание инвестиционной деятельности сводится к технико-экономическому обоснованию приоритетных направлений инвестирования средств и обоснованию объема финансовых ресурсов и возможных источников их привлечения.

Основными признаками инвестиционной деятельности являются:

необратимость, обусловленная временной потерей потребительской ценности капитала;

ожидание увеличения исходного уровня благосостояния;

неопределенность, связанная с отнесением результатов на относительно долгосрочную перспективу.

Инвестиционная деятельность направлена на решение стратегических задач раз­вития предприятия или организации.

Инвестиционная деятельность реализуется посредством:

1. Инвестирования, осуществляемого гражданами, негосударственными пред­
приятиями, хозяйственными ассоциациями, обществами и товариществами, общественными и религиозными организациями, а также иными юридическими лицами, основанными на праве коллективной собственности.

2. Государственного инвестирования, осуществляемого органами власти и управления РФ, других образований в составе РФ за счет средств бюджета, внебюджетных фондов и заемных средств, а также государственными предприятиями и учреждениями за счет собственных и заемных средств.

3. Иностранного инвестирования за счет вложения иностранных граждан, юридических лиц и государств.

4. Инвестирования с помощью финансовых посредников (инвестиционные фонды и компании), аккумулирующих и размещающих на свое усмотрение наиболее эффективным образом финансовые средства.

5. Совместного инвестирования, осуществляемого российскими и иностранными
гражданами, юридическими лицами, а также другими государствами.

При характеристике инвестиционной деятельности используют такие понятия, как «субъект» и «объект» инвестиционного процесса.

2. Объекты и субъекты инвестиционной деятельности

Субъектами (теми, кто осуществляет инвестиционную деятельность) могут быть физические лица (граждане), юридические лица (предприятия), государство, междуна­родные организации.

Субъектами инвестиционной деятельности являются: инвесторы; заказчики; ис­полнители работ; пользователи объектов инвестиционной деятельности; подрядчики, поставщики; а также банковские, страховые, посреднические организации, инвести­ционные учреждения.

1. Инвесторы — это субъекты инвестиционной деятельности, осуществляющие вложения собственных, заемных или привлеченных средств в форме инвестиций. Ими могут быть: органы, уполномоченные управлять имуществом; граждане; предприятия и предпринимательские объединения; иностранные физические и юридические лица; международные организации.

2. Заказчики - уполномоченные инвесторами физические и юридические лица, которые осуществляют реализацию инвестиционных проектов. При этом они не вмешиваются в предпринимательскую и (или) иную деятельность других субъектов инвестиционной деятельности, если иное не предусмотрено договором между ними. Заказчиками могут быть инвесторы. Заказчик, не являющийся инвестором, наде­ляется правами владения, пользования и распоряжения капитальными вложениями на период и в пределах полномочий, которые установлены договором и (или) государст­венным контрактом в соответствии с законодательством РФ.

3. Подрядчики - физические и юридические лица, которые выполняют работы по договору подряда и (или) государственному контракту, заключаемым с заказчиками в соответствии с Гражданским кодексом РФ.

4. Исполнители работ - организации, осуществляющие строительство зданий, сооружений, монтаж оборудования. Это строительные и монтажные организации, проектные институты и т. д.

5. Пользователи объектов капитальных вложений - физические и юридические лица, в т, ч. иностранные, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иностранные государства, международные объединения и организации, для которых создаются указанные объекты. Пользователями объектов капитальных вложений могут быть инвесторы.

6. Поставщики - предприятия, организации (юридические лица) и физические лица, осуществляющие поставку товарно-материальных ценностей, оборудования, проектной продукции, денежных ресурсов и т. п. Традиционным «поставщиком» де­нежных ресурсов является население, аккумулирующее денежные сбережения, а спрос на дополнительные денежные средства предъявляют предприниматели и государство. Предприниматели используют эти деньги для нормального воспроизводства, расширения предприятий, государство - для финансирования своих программ и образующегося бюджетного дефицита.

7. Инвестиционные банки - банки, специализирующиеся на финансировании и долгосрочном кредитовании различных отраслей народного хозяйства в основном посредством операций с ценными бумагами.

Для полноценного функционирования рынка инвестиций необходимо создание более совершенной инфраструктуры - различных инвестиционных институтов.

Объектами инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капиталь­ных вложений в РФ, являются находящиеся в частной, государственной, муниципаль­ной и иных формах собственности различные виды вновь создаваемого и (или) модер­низируемого имущества.

Объектами инвестиционной деятельности (куда вкладываются средства) явля­ются:

- вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды;

- оборотные средства;

- целевые денежные вклады;

- научно-техническая продукция;

- имущественные права;

- права на интеллектуальную собственность.

Объекты инвестиционной деятельности можно разделить на три группы: мате­риальные объекты (материальные активы), нематериальные и финансовые активы.

Субъекты и объекты инвестиционной деятельности образуют инвестиционную сферу, в состав которой сферы включается:

1. Капитальное строительство, где происходит преобразование ресурсов в инвестиционные издержки, превращение вложенных средств в основные и оборот­ные производственные фонды. Эта сфера объединяет деятельность заказчиков - инве­сторов, подрядчиков, проектировщиков, исполнителей.

2. Инновационная сфера, где реализуются научно-техническая продукция и интеллектуальный потенциал.

3. Сфера обращения финансового капитала.

4. Сфера реализации имущественных прав субъектов инвестиционной деятель­ности.

3. Инвестиционные институты: понятие, виды

Инвестиционный институт — это орган, который занимается инвестированием, т.е. вложением капитала в различные проекты. Выделяют три группы инвестиционных институтов: холдинги, финансово-промышленные группы и финансовые компании.

1. Холдинг - это тип финансовой компании, создаваемой для владения контрольным пакетом акций других фирм с целью делового контроля над ними и управления их деятельностью. Объектом инвестирования для холдинга, чаще всего, являются предприятия, контрольным пакетом акций которых он владеет. Целью инвестирования является укрепление в долгосрочной перспективе холдинговой компании.При этом существует два типа холдингов:

- чистый (финансовый) холдинг, который создается с целью финансового контроля и управления деятельности дочерних предприятий через систему участия в акционерном капитале. В их состав обычно входят финансовые учреждения: банки, инвестиционные фонды, страховые компании;

- смешанный холдинг, который занимается самостоятельно определенным видом деятельности (в промышленности, коммерции, на транспорте и т.д.) и одновременно организует новые зависимые фирмы и филиалы с целью расширения сферы влияния.

2. ФПГ — это совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочернее общество либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы на основе договора о создании ФПГ в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создания новых рабочих мест.

Участниками ФПГ могут быть предприятия любой организационно-правовой формы независимо от вида собственности, а также кредитно-финансовые учреждения, инвестиционные институты, в том числе иностранные.

3. Финансовая компания - это корпорация, финансирующая выбранный по некоторому критерию определенный, узкий круг корпораций и не осуществляющая диверсификацию вложений средств, свойственных инвестиционным компаниям (страховым компаниям, пенсионным фондам и.т.д.).

4. Источники финансирования инвестиционной деятельности.

Инвестиции могут осуществляться за счет привлечения различных источников:

1. Собственных финансовых ресурсов инвестора (чистой прибыли, сумм на­копленных амортизационных отчислений, страховых сумм, выплачиваемых в виде возмещения за причиненный ущерб в результате наступления страхового случая, денежных накоплений, сбережений граждан, юридических лиц) - самофинансирование.

2. Заемных финансовых средств инвесторов (облигационные займы - эмиссия облигаций, банковские и бюджетные кредиты).

3. Привлеченных финансовых средств инвестора (средства, получаемые от продажи акций, — эмиссия акций, паевые и иные взносы граждан и юридических лиц, благотворительные и иные взносы, средства, выделяемые вышестоящими холдинговыми компаниями и финансово-промышленными группами на безвозмездной основе).

4. Кредитов, предоставляемые государственными органами на возвратной основе, а также страховых обществ, пенсионных фондов, инвестиционных фондов и компаний.

5. Кредитов иностранных инвесторов, банков и других институциональных инвесторов.

6. Грантов и субсидий, ссужаемых под конкретный инвестиционный проект на безвозвратной основе.

7. Иностранных источников, предоставляемых в форме финансовых средств или иного участия в уставном капитале совместных предприятий, а также в форме прямых вложений (в денежной форме) международных организаций различных форм собственности, а также физических лиц.

8. Кредитов, получаемых от владельцев венчурного капитала.

9.Ассигнований: федерального, регионального и местных бюджетов, фондов поддержки предпринимательства, предоставляемых на безвозмездной или льготной основе; по возвратным кредитам государством обычно устанавливаются определенная процентная ставка и срок их возврата.

10.Целевого финансирования, представляющего собой стратегическое участие инвестиционных фондов или партнеров (например, крупной фирмы) в собственности предприятия с целью получения дохода и прав на участие в управлении, владения контрольным пакетом акций. Главной задачей таких вложений средств является выход на новые рынки и получение контроля над сетью сбыта продукции, ценами, объемом производства, поставками сырья и оборудования.

11.Лизинга.

Особой формой финансирования ИД является венчурный капитал, который представляет собой инвестиции, направляемые в новые сферы деятельности (освоение принципиально новых технологий), связанные с большим риском, в расчете на быструю окупаемость вложенных средств.

Реализация венчурного капитала осуществляется по двум направлениям:

- инвестиции, осуществляемые во вновь зарождающие и молодые, быстро растущие предприятия;

- инвестиции, направляемые на реструктурирование компании через выкуп собственным или сторонним менеджментом.

Главным отличием данного вида финансирования ИД является то, что необходимые денежные средства могут предоставляться под перспективную бизнес-идею без гарантированного обеспечения имеющимся имуществом, сбережениями и прочими активами предпринимателя. Единственным залогом служит специально оговариваемая доля акций создающейся фирмы. Кроме этого, существуют и следующие отличия:

- инвестиции предоставляются на достаточно большой срок - от 3 до 7 лет и более;

- инвестор оказывает помощь в обеспечении профессионального менеджмента, основанного на достаточно большом накопленном опыте и деловых связях;

- возврат средств осуществляется в виде возросшей в цене доли инвестора в составе собственности фирмы.

К специфическим формам финансирования инвестиционной относят лизинг, форфейтинг и франчайзинг.

Согласно ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» лизинг - это вид инвестиционной деятельности, связанной с приобретением имущества и передачей его на основании договора лизинга физическим или юридическим лицам на определенных условиях, на определенный срок и за определенную плату с возможностью перехода прав собственности на предмет лизинга к лизингополучателю.

Лизинг - это один из видов предпринимательской деятельности, направленной на инвестирование временно свободных или привлеченных финансовых средств, когда по договору лизинга лизингодатель обязуется приобрести в собственность обусловленное договором имущество у определенного продавца (производителя) и предоставить это имущество лизингополучателю за плату во временное пользование. Т.о. лизинг несет в себе и элементы аренды (приобретение права пользования основными средствами в течение определенного договором срока) и элементы заемных операций (финансирование осуществляется в неденежной форме).

В общем случае под лизингом понимают долгосрочную аренду машин и производственного оборудования на срок от 3 до 20 и более лет, купленных арендодателем для арендатора с целью их практического использования, при чем права собственности на них сохраняются за арендодателем на весь срок договора.

По экономическому содержанию лизинг относится к реальным инвестициям, в ходе выполнения которых лизингополучатель обязан возместить инвестиционные затраты, осуществленные в материальной и денежной формах, а также выплатить определенное вознаграждение.

При этом под инвестиционными затратами подразумеваются расходы и издержки лизингодателя, связанные с приобретением и использованием предмета лизинга лизингополучателем. К ним относят следующие расходы:

1) стоимость предмета лизинга;

2) налог на имущество;

3) по транспортировке и установке;

4) по таможенному оформлению и оплате таможенных сборов, тарифов и пошлин, связанных с предметом лизинга;

5) по хранению предмета лизинга до момента ввода его в эксплуатацию;

6) по охране предмета лизинга при транспортировке и его страхование;

7) по передаче предмета лизинга и т.п.

Согласно ФЗ основными видами лизинга являются:

1. Финансовый лизинг - это вид лизинга, при котором лизингодатель обязуется приобрести в собственность указанное лизингополучателем имущество у определенного продавца и передать ему это имущество в качестве предмета лизинга за плату, на срок (равный или более срока амортизации предмета лизинга) и на определенных условиях во временное владение и пользование (предмет лизинга учитывается на балансе лизингополучателя и переходит в собственность лизингополучателя по истечение строка действия договора или при условии выплаты им полной суммы).

Оперативный лизинг - это вид лизинга, согласно которому лизингодатель закупает на свой страх и риск имущество и передает его лизингополучателю в качестве предмета лизинга за плату, на срок (устанавливается по договоренности сторон) и не определенных условиях во временное владение и пользование. По окончании договора лизинга и выплаты всех лизинговых платежей предмет лизинга возвращается лизингодателю.

Другой специфической формой финансирования ИД является форфейтинг, сущность которого заключается в следующем. Покупатель (инвестор), не обладающий в момент заключения контракта необходимой суммой финансовых средств, необходимых для оплаты приобретаемого крупного объекта сделки, выписывает продавцу комплект векселей. Общая стоимость векселей равна стоимости продаваемого объекта с учетом процентов за отсрочку платежа, т.е. за предоставленный коммерческий кредит.

Фактически коммерческий кредит предоставляет не сам продавец, а банк, согласившийся учесть комплект векселей и взявший на себя весь риск. Инвестор (покупатель) закладывает свои активы в банке, который гарантирует оплату платежей.

Следующей специфической формой финансирования ИД является франчайзинг - это способ взаимодействия малого и крупного бизнеса, при котором крупное предприятие (франчайзер) на основании договора предоставляет право мелкому предприятию (франчайзи) использовать его товарный знак, фирменные технологии и отработанную систему бизнеса за установленное вознаграждение.

При этом плата за пользование франчайзингом складывается из двух частей - фиксированной суммы (франшизы) и отчислений от выручки франчайзи (роялти). Для различных компаний соотношение франшизы и роялти различно.

Тема 5: Методы денежной оценки инвестиционных проектов.

1. Особенности оценки инвестиционных проектов

Оценка ИП заключается в определении соотношения результатов и затрат, связанных с ним. При этом результаты отражают глобальные задачи, которые должны быть решены в ИП для достижения главной его цели.

В инвестиционном проектировании существуют экономические и внеэкономические результаты. Экономические результаты связаны с достижением цели, имеющей денежную оценку (получение дохода, прибыли, сокращение потерь и т.д.), а внеэкономические - не поддаются стоимостному выражению (получение социального или экологического эффекта).

Достижение намеченных в ИП целей предполагает осуществление определенных единовременных и текущих затрат. Единовременные затраты направляются на закупку оборудования, транспортных средств, строительство зданий и сооружений и т.п. (аккумулируются в основном капитале) и на создание запасов сырья, материалов, незавершенного производства и т.п. (аккумулируются в оборотных средствах). Текущие затраты связаны с созданием условий для производства продукции (затраты на энергию, заработную плату и т.д.).

Разность между результатами и затратами, связанными с осуществлением ИП, формирует эффект, который позволяет судить о том, что получит инвестор в результате его реализации. Эффект применяется только при оценке точечных или статических выражений результатов и затрат, т.е. за один календарный период, например, за год. В динамичных моделях использование этого критерия некорректно, т.к. он не учитывает неравномерности затрат и результатов, связанных с осуществлением ИП. В этой связи, целесообразно применять такую категорию как эффективность ИП, которая отражает соответствие принятых по поводу него технических, технологических, организационных и финансовых решений целям и интересам участников проекта.

Определение эффективности ИП является двухэтапным процессом с системой обратной связи.

Первым этапом оценки эффективности ИП является измерение в обобщенном виде требований инвестора (собственника) к доходности инвестиций, направляемых в конкретный проект. Вторым этапом выступает определение совокупности показателей, отражающих с экономических позиций то многообразие решений в области техники и технологии производства, маркетинговой политики, организации производства, которые были заложены в ИП.

Оценка соответствия предполагает сопоставление требований инвестора и характеристик эффективности ИП через систему обобщающих показателей.

2. Наращивание и дисконтирование в оценке ИП.

При принятии решений финансового характера определяющую роль играет фактор времени.

Дисконтирование и наращивание являются основными методами, которые используются при принятии решений финансового характера.

Наращивание - это процесс перехода от сегодняшней или настоящей стоимости денег к будущей стоимости денег. Будущая стоимость денег определяется по формуле:

FVn = РVх(1 + г)n,

где FVn - будущая стоимость денег;

PV - настоящая или текущая стоимость денег (инвестируемая сумма);

r - норма дисконтирования;

n - число лет.

Дисконтирование - это процесс нахождения текущей или настоящей стоимости) денег, если известна будущая стоимость (операция, обратная наращиванию), т.е. у определение той суммы денег PVo, которую нужно вложить в дело сегодня, чтобы при определенном проценте «r» получить через «n» лет сумму FVn. Стоимость, полученная в результате дисконтирования, называют дисконтированной или приведенной стоимостью.

PV0= FV n/(l+ r)n

Процентная ставка (норма дисконтирования, ставка дисконта) - это ежегодная ставка, отражающая уровень доходности, которая может быть получена в настоящий момент от использования аналогичных инвестиций. Она определяется исходя из депозитного процента, степени риска и уровня инфляции.

В качестве ставки дисконтирования в зависимости от конкретной ситуации могут выступать: ставка банковского депозита (если капитал заемный), ставка кредитора, процентная ставка на финансовом рынке, достигнутая доходность активов фирмы, доходность собственного капитала фирмы, стоимость капитала.

3. Денежные потоки и их оценка.

Одним из основных элементов оценки ИП является оценка денежного потока С1,
С2, С3,..., Сn, который генерируется в течение ряда временных периодов в результате
реализации какого-либо проекта. При этом в случае если денежный поток оценивается
в начале какого-либо временного периода, то он называется пренумерандо или авансовым, а если в конце, то постнумерандо.

Денежный поток представляет собой разность между притоком и оттоком денежных средств. В качестве притоков денежных средств рассматриваются поступ­ления от реализации продукции (услуг), внереализационные доходы, поступления за счет дополнительной эмиссии акций, кредитов и т. д.

Оттоками являются затраты на приобретение активов, увеличение оборотного капитала, платежи в бюджет (налоги, отчисления), обслуживание внешней задолженности и т.д.

Оценка денежного потока выполняется в рамках решения двух задач: прямой и обратной.

Прямая задача предполагает суммарную оценку наращенного денежного потока, т.е. в ее основе лежит будущая стоимость. Будущая стоимость исходного денежного потока постнумерандо оценивается как сумма наращенных поступлений по формуле:

где Ck – денежный поток периода k;

n - продолжительность проекта;

k - оцениваемый период.

Обратная задача предполагает суммарную оценку дисконтированного денежного потока. Эта задача является основной при оценке инвестиционных проектов. Приведенная стоимость денежного потока постнумерандо рассчитывается по формуле:

Для оценки денежных потоков пренумерандо сумма наращенных и дисконтированных поступлений определяется соответственно по формулам:

Одним из понятий, используемых в оценке денежных потоков, является понятие аннуитета, который представляет собой денежный поток, в котором поступления в каждом периоде остаются одинаковыми по величине. Аннуитет может быть срочным и бессрочным. Если число равных временных интервалов ограничено, то аннуитет называется срочным. Тогда:

Это выражение используется при оценке долговых и ценных долевых бумаг, а также при анализе аренды собственности.

Аннуитет называется бессрочным, если денежные поступления продолжаются длительное время

В этом случае прямая задача не имеет смысла. Для решения обратной задачи денежный поток постнумерандо для аннуитета определяется по формуле:

Эта формула используется для оценки целесообразности приобретения бессрочного аннуитета. В этом случае известен размер годовых поступлений А, а в качестве коэффициента дисконтирования г обычно используется гарантированная процентная ставка (например, процент, предлагаемый ЦБ).

4. Стоимость капитала и ее роль в оценке ИП.

Стоимость капитала - это общая сумма средств, которую необходимо заплатить за использование определенного объема финансовых ресурсов, выраженная в процентах к этому объему. Эта общая сумма средств может складываться из дивидендов, выплачиваемых акционерам, процентов банкам за предоставленные ссуды, процентов инвесторам за предоставленные средства и др.

При этом стоимость любого источника финансирования является различной,
поэтому стоимость капитала в целом по фирме определяется по формуле
арифметической средневзвешенной:

Выделяют следующие основные источники капитала, стоимость которых необходимо знать для определения средневзвешенной стоимости капитала фирмы: банковские ссуды и займы, облигационные займы, привилегированные и обыкновенные акции, нераспределенная прибыль.

Показатель, характеризующий стоимость инвестированного в деятельность фирмы капитала называется средневзвешенная стоимость капитала. Он определяется по формуле:

где кj - стоимость j-ro источника средств;

dj - удельный вес j-го источника средств в общей их сумме.

Данный показатель отражает минимум возврата на вложенный в деятельность фирмы капитал и его рентабельность. На значение этого показателя оказывают влияние внутренние условия деятельности фирмы и внешняя конъюнктура финансового рынка.

По величине стоимости капитала проводится сравнительный анализ эффективности авансирования средств в деятельность фирмы, а также определяется уровень рентабельности инвестированного капитала.

5. Критерии оценки ИП.

Критерии, используемые при оценке инвестиционной деятельности в зависимости от того, учитывается или нет временной параметр, делят на две группы:

1) основанные на дисконтированных оценках - это чистая приведенная стоимость (NPV), индекс рентабельности инвестиции (PI), внутренняя норма прибыли (IRR), дисконтированный срок окупаемости инвестиции (DPP);

2) основанные на учетных оценках - срок окупаемости инвестиции (РР), коэффициент эф


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: