Экономическая сущность и особенности инвестиционной деятельности в АПК

Инвестиционный процесс выступает как совокупное движение инвестиций различных форм и уровней. Осуществление инвестиционного процесса в экономике любого типа предполагает наличие ряда условий, основными из которых являются: достаточный для функционирования инвестиционной сферы ресурсный потенциал; существование экономических субъектов, способных обеспечить инвестиционный процесс в необходимых масштабах; механизм трансформации инвестиционных ресурсов в объекты инвестиционной деятельности.

В широком смысле инвестиционная деятельность – это деятельность, связанная с вложением средств в объекты инвестирования с целью получения дохода (эффекта). Подобная трактовка содержится в Законе № 39-ФЗ, в соответствии с которым инвестиционная деятельность представляет собой вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли (и) или достижения иного полезного эффекта.

В узком смысле инвестиционная деятельность, или иначе собственно инвестиционная деятельность (инвестирование), представляет собой процесс преобразования инвестиционных ресурсов во вложения.

Инвестиционная деятельность предприятия представляет собой целенаправленно осуществляемый процесс изыскания необходимых инвестиционных ресурсов, выбора эффективных объектов (инструментов) инвестирования, формирования сбалансированной по избранным параметрам инвестиционной программы (инвестиционного портфеля) и обеспечения ее реализации.

Сложность ее осуществления определена тем, что вложение средств и получение доходов разъединены во времени. К тому же величина дохода имеет вероятностный характер в зависимости от влияния большого количества факторов.

Временной аспект инвестиционной деятельности требует рассмотрения инвестиционного процесса и его составляющих. При этом инвестиционный процесс характеризуется как периодом времени от принятия решения о вложении средств до получения результатов от его реализации, так и полным объемом мероприятий, выполняемых за этот период.

Инвестиционный процесс начинается задолго до начала строительства (с несформулированной идеи) и заканчивается много позже понятия цикла капиталовложений (в сфере реализации, и даже последующего «гарантийного», организационно-управленческого, коммунально-хозяйственного обслуживания).

В общем виде инвестиционная деятельность включает в себя следующие этапы: формирование накоплений – вложение ресурсов (инвестирование) – получение дохода. При этом инвестиционная деятельность протекает как в сфере производства, так и в сфере обращения (обмена). Инвестиционная деятельность в сфере производства представляет собой создание новых инвестиционных товаров. Сюда относится строительство производственных зданий и коммуникаций, производство и приобретение оборудования и его монтаж. Инвестиционная деятельность, связанная с созданием инвестиционных товаров, включается в состав кругооборота инвестиций конкретного предприятия при ее осуществлении для собственных производственных целей. Если же инвестиционные товары производятся для других экономических субъектов, то этот кругооборот захватывает другие предприятия и другие сферы деятельности.

Таким образом, движение инвестиций включает две основные стадии. Содержанием первой стадии «инвестиционные ресурсы – вложение средств» является собственно инвестиционная деятельность. Вторая стадия «вложение средств – результат инвестирования» предполагает окупаемость осуществленных затрат и получение дохода в результате использования инвестиций. Без получения дохода (эффекта) отсутствует мотивация инвестиционной деятельности, вложение инвестиционных ресурсов осуществляется с целью возрастания авансированной стоимости. Поэтому инвестиционную деятельность в целом можно определить как единство процессов вложения ресурсов и получения доходов.

Инвестиционная деятельность характеризуется следующими основными особенностями:

1. Она является главной формой обеспечения роста операционной деятельности предприятия и по отношению к ее целям и задачам носит подчиненный характер;

2. Формы и методы инвестиционной деятельности в гораздо меньшей степени зависят от отраслевых особенностей предприятия, чем операционная его деятельность.

3. Объемы инвестиционной деятельности предприятия характеризуются существенной неравномерностью по отдельным периодам.

4. Инвестиционная прибыль предприятия (а также иные формы эффекта инвестиций) в процессе его инвестиционной деятельности формируется обычно со значительным «лагом запаздывания».

5. Инвестиционная деятельность формирует особый самостоятельный вид денежных потоков предприятия, которые существенно различаются в отдельные периоды по своей направленности.

6. Инвестиционной деятельности предприятия присущи специфические виды рисков, объединяемые понятием «инвестиционный риск».

7. Важнейшим измерителем объема инвестиционной деятельности, характеризующим темпы экономического развития предприятия выступает показатель его чистых инвестиций.

2. Факторы, оказывающие влияние на инвестиционную деятельность

Знание факторов и механизма их влияния на инвестиционную деятельность имеет важное научное и практическое значение, прежде всего, для разработки научно обоснованной инвестиционной политики и для оживления инвестиционной деятельности в стране.

Все факторы, влияющие на инвестиционную деятельность как на макро-, так и на микроуровне, можно разделить на объективные и субъективные. К объективным относятся факторы, которые не зависят от деятельности государства (правительства) и предприятия, например, стихийные бедствия. К ним можно отнести и финансовые кризисы в отдельных государствах или регионах мирового сообщества. Субъективные факторы полностью зависят от деятельности государства и отдельных субъектов хозяйствования.

В свою очередь субъективные факторы, влияющие на инвестиционную деятельность, в зависимости от их уровня, можно классифицировать в две группы:

1. факторы, влияющие на инвестиционную деятельность на макроуровне; все внешние факторы по отношению к предприятию;

2. факторы, влияющие на инвестиционную деятельность на микроуровне (внутренние факторы).

К первой группе факторов можно отнести:

· степень совершенства налоговой системы;

· нормативно-правовое обеспечение инвестиционной деятельности;

· степень участия государства в инвестиционной деятельности;

· уровень инфляции;

· дефицит бюджета;

· состояние и динамику развития экономики страны;

· степень совершенства финансово-кредитной политики;

· экономическую, в том числе и инвестиционную, политику государства;

· социальное и политическое положение в обществе;

· степень совершенства рыночных отношений;

· наличие свободных экономических зон;

· создание условий для привлечения иностранного капитала;

· степень риска вложения инвестиций;

· поддержку государством развития малого и среднего бизнеса и др.

Необходимо рассмотреть механизм влияния некоторых из них на инвестиционную деятельность.

Из этого перечня факторов можно сделать вывод, что многие из них тесно взаимосвязаны между собой и в конечном итоге все они влияют не только на инвестиционную деятельность, но и на состояние экономики страны в целом. Состояние экономики страны, динамизм ее развития – это основной фактор, определяющий финансовые возможности государства и всех субъектов хозяйствования осуществлять и активизировать инвестиционную деятельность.

Состояние инвестиционной деятельности в стране характеризует динамика следующих показателей:

- общего объема инвестиций;

- доли инвестиций в валовом внутреннем продукте (ВВП);

- доли реальных инвестиций в общем объеме инвестиций;

- общей величины реальных инвестиций;

- доли реальных инвестиций, направляемых в основной капитал, и др.

Косвенно, но достаточно объективно, состояние инвестиционной деятельности характеризуют темпы роста основных макроэкономических показателей:

- национального дохода;

- ВВП и ВНП;

- величины Госбюджета и уровня его дефицита;

- уровня инфляции;

- объема экспорта и его структуры;

- объема промышленного производства;

- выпуска отдельных важнейших видов продукции;

- объема сельскохозяйственного производства;

- производительности общественного труда и др.

Объективность этих показателей в оценке инвестиционной деятельности связана с тем, что их рост немыслим без вложения инвестиций. Эти же показатели, в определенной мере, характеризуют и эффективность использования инвестиций. Если темпы роста этих показателей опережают темпы роста инвестиций, то это явный признак повышения эффективности использования последних и наоборот.

От величины ВВП, ВНП, национального дохода зависят возможности государства, субъектов РФ и коммерческих организаций выделять необходимые ресурсы для инвестирования. Известно, что темпы развития экономики зависят от эффективности использования имеющегося потенциала и от темпов вложения инвестиций. Необходимо стремиться к тому, чтобы темпы роста экономики опережали темпы роста вложенных инвестиций.

Инфляция самым существенным образом влияет на инвестиционную деятельность, которая, в свою очередь, зависит от состояния экономики – при стабилизации и подъеме экономики она снижается. При этом следует иметь в виду, что с процессом инфляции тесно связана ставка банковского кредита.

Известно, что спрос на инвестиции зависит от ставки банковского процента и ожидаемой нормы чистой прибыли от вложенных инвестиций. Чем выше ставка банковского процента, тем ниже спрос на инвестиции; такая же связь существует между спросом на инвестиции и ожидаемой нормой чистой прибыли. Выгодно вкладывать инвестиции в том случае, если норма чистой прибыли превышает ставку банковского процента. И наоборот, если ставка процента превышает ожидаемую норму чистой прибыли, в этом случае для предприятия инвестиции не выгодны.

Существует номинальная и реальная ставка процента. Реальная ставка отличается от номинальной на уровень инфляции, то есть

Ср = Сн – Уи,

где Ср – реальная ставка банковского процента; Сн – номинальная ставка банковского процента; Уи – уровень инфляции.

Следует подчеркнуть, что именно реальная ставка процента, а не номинальная играет существенную роль в принятии инвестиционных решений.

В условиях инфляции, особенно гиперинфляции, когда банковский процент за кредит очень высокий, инвестиции для предприятия будут выгодны только в том случае, если ожидаемая норма прибыли будет выше этого банковского процента, но такие проекты для предприятия найти очень трудно. Отсюда напрашивается вывод, что гиперинфляция является самым существенным тормозом для оживления инвестиционной деятельности.

Следующим существенным фактором, влияющим на оживление инвестиционной деятельности, является налоговая система и степень ее совершенства. В современных условиях налоговый пресс, особенно для предприятий – производителей продукции таков, что у них во многих случаях не остается достаточных средств для развития и модернизации производства. Все налоги в конечном итоге отражаются на финансовом результате – чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, которая является одним из основных источников у предприятия для осуществления инвестиций. Поэтому совершенствование налоговой системы России является важнейшим фактором не только для оживления инвестиционной деятельности отечественных предприятий, но и для подъема экономики страны в целом.

Отечественная налоговая система должна совершенствоваться в первую очередь по двум направлениям:

установление оптимальных налоговых ставок;

сокращение количества налогов как на федеральном, региональном, так и на местном уровне.

Установление оптимальной ставки налога является важнейшей проблемой и до сегодняшнего дня она еще не решена. При установлении налоговой ставки необходимо соблюдать следующие принципы:

- уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, то есть уровня его дохода, но и это не всегда соблюдается в отечественном налогообложении;

- ставки всех видов налогов в совокупности должны быть такими, чтобы общее налоговое бремя на налогоплательщика было не чрезмерным, а умеренным;

- налоговые ставки должны строго увязываться с функциями и принципами налогообложения;

- они должны периодически пересматриваться, исходя из сложившейся экономической и социальной ситуации в стране;

- налоговые ставки должны стимулировать рост производства, заинтересованность в труде и защищать малоимущие и бедные слои общества.

Оптимальная ставка должна устанавливаться не только на отдельный налог, но и с учетом общего налогового бремени для предприятия.

Важным аспектом совершенствования налоговой системы является установление определенных льгот по налогу на прибыль для предприятий, направляющих инвестиции на реконструкцию, техническое перевооружение и расширение действующего производства.

На инвестиционную деятельность в значительной мере влияет и уровень развития малого и среднего бизнеса. Усиливающееся влияние развития малого и среднего бизнеса на инвестиционную деятельность обусловлено следующими причинами:

возрастанием роли малого бизнеса в экономике страны;

более высокой отдачей от инвестиций, вкладываемых в развитие малого бизнеса, по сравнению с направлением их на развитие крупного;

сокращением срока окупаемости инвестиций, если они направляются на развитие малого и среднего бизнеса;

более быстрым и дешевым осуществлением технического перевооружения, внедрением и апробированием новой технологии, проведением частичной автоматизации производства, достижением оптимального сочетания механизированного и ручного труда;

появлением среднего класса и класса мелких собственников, заинтересованных в стабилизации экономики и наведении порядка в стране, что является хорошей предпосылкой для оживления инвестиционной деятельности.

Инвестиционная деятельность в значительной мере зависит от степени участия в ней государства. Государство в лице правительства и других органов должно не только разрабатывать инвестиционную политику, но и непосредственно участвовать в ее реализации, планируя в бюджете на это определенные средства и используя их строго по назначению. Дефицит бюджета на всех уровнях самым существенным образом влияет на инвестиционную деятельность.

На инвестиционную деятельность оказывают влияние не только внешние, но и внутренние факторы (вторая группа). К ним можно отнести:

· размеры (масштабы) предприятия;

· финансовое состояние;

· применяемые способы исчисления амортизационных отчислений;

· научно-техническую политику предприятия;

· инвестиционную политику;

· организационно-правовую форму хозяйствования и т.д.

Размеры предприятия самым прямым и непосредственным образом влияют на масштабы инвестиционной деятельности, так как крупные предприятия при прочих равных условиях располагают и более существенными финансовыми ресурсами по сравнению со средними и малыми.

Инвестиционная деятельность предприятия находится в прямой зависимости и от экономической, в том числе и инвестиционной политики.

Организационно-правовая форма хозяйствования также влияет на инвестиционную деятельность предприятия. Это влияние разноплановое. Во-первых, кредитные учреждения более благосклонно относятся к предприятиям с такой формой хозяйствования, которые несут неограниченную ответственность по своим обязательствам (полные товарищества и товарищества на вере (коммандитные)). Во-вторых, степень ответственности и риска, связанная с инвестиционной деятельностью, у предприятий с различной организационно-правовой формой хозяйствования существенно разная.

3. Субъекты и объекты инвестиционной деятельности

Все участники инвестиционной деятельности, обслуживающие различные фазы инвестиционного цикла в соответствии с законом «Об инвестиционной деятельности», являются инвесторами. Инвесторы осуществляют капитальные вложения на территории Российской Федерации с использованием собственных и (или) привлеченных средств в соответствии с законодательством РФ. Инвесторы могут быть физические и юридические лица, создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, государственные органы, органы местного самоуправления, а также иностранные субъекты предпринимательской деятельности.

Обобщающим субъектом инвестирования является инвестор, то есть лицо, осуществляющее вложение средств в материальные, нематериальные и финансовые активы, в том числе в финансовые инструменты. Инвестиции, которые осуществляет инвестор, обычно не носят краткосрочный характер. В известном смысле инвестор – это вкладчик. Инвесторы могут быть государственными и частными, индивидуальными и коллективными. Частные инвесторы – это юридические и физические лица.

Выделяют также институциональных инвесторов. Это финансовые посредники (инвестиционные институты, инвестиционно-финансовые и кредитно-финансовые учреждения – инвестиционные и пенсионные фонды, страховые, инвестиционные, финансовые компании и др.), основной функцией которых является инвестирование средств в финансовые активы и финансовые инструменты.

Таким образом, субъектами инвестиционной деятельности выступают инвесторы, заказчики, исполнители работ, пользователи объектов инвестиционной деятельности и др. Субъектами могут быть юридические и физические лица, иностранные и отечественные, индивидуальные, коллективные и институциональные инвесторы, инвестиционные институты, профессиональные участники рынка ценных бумаг, другие государства, а также международные организации. Субъектом инвестиций является любой участник инвестиционной деятельности, использующий инвестиции, иначе – реципиент.

Портфельные инвесторы обычно делают вложения в приобретение ценных бумаг в определенных размерах. Среди них можно выделить так называемых инсайдеров (держателей крупных – свыше 10% - пакетов акций акционерного общества). Инвестор может выступать в качестве кредитора хозяйствующего субъекта (при покупке его облигаций, векселей); акционера (приобретая акции); пайщика (приобретая паи); бенефициара (скупая депозитные и сберегательные сертификаты банков).

С инвесторами не следует отождествлять спекулянтов и игроков. Различия между ними, прежде всего, связаны с проработкой вопросов рискованности вложений и их уровнем. Если инвестор идет на разумный риск, то спекулянт при этом может идти на более высокий, но рассчитанный риск. Вложения спекулянтов, как правило, краткосрочны, доходы получаются за счет разницы в ценах. Игрок же является спекулянтом, идущим почти на любой риск.

Основными субъектами инвестиционной деятельности выступают инвесторы и пользователи объектов инвестирования. Характерной особенностью инвесторов является отказ от немедленного потребления имеющихся средств в пользу удовлетворения собственных потребностей в будущем на новом, более высоком уровне.

Для ранних этапов развития производства, когда инвестирование совпадало с процессом накопления, было характерно в основном индивидуальное инвестирование. По мере становления индустриального общества инвестирование постепенно отделялось от накопления. В рыночной экономике, как правило, пользователем инвестиций, потребителем капитала выступает сектор деловых фирм, в то время как функции сберегателя, поставщика капитала закрепляются за сектором домашних хозяйств; инвестированием занимаются специальные учреждения.

Всех участников инвестиционной деятельности – инвесторов – можно разделить на три типа: инвесторы спроса, инвесторы предложения и инвесторы-посредники.

Инвесторы предложения – предприятия, организации, частные лица, органы государственной власти, иностранные инвесторы, имеющие свободные денежные средства и на данный момент времени не желающие осуществлять собственную инвестиционную деятельность.

Инвесторы-посредники – это те финансовые учреждения (банки, инвестиционные фонды, страховые компании, кредитные общества и т.д.), которые аккумулируют все денежные накопления общества и тем самым разрешают противоречие между накоплением и инвестициями, возникающее при организации производственного процесса предпринимателями. Это означает, что при недостатке собственных накоплений индивидуальный инвестор может получить кредит в банке на инвестиционные цели. А в противоположной ситуации, то есть при наличии временно неиспользуемых накоплений, инвесторы предложения могут предоставить их банку взаймы на определенный срок, за определенную плату. Таким образом, существенно повышается мобильность контактов, возрастает скорость их перемещения в сферы экономики с наивысшей нормой прибыли. Одновременно ускоряется процесс выравнивания нормы прибыли в национальном масштабе. Последнее позволяет унифицировать «цену» ссудного капитала, как на денежных рынках, так и на рынках капиталов. Следовательно, формируется общественная оценка предельной эффективности, результативности использования инвестиционных капиталов. Эта оценка – ссудный процент – служит индикатором инвестирования в любой форме, в любой сфере экономики, определяет нижний предел, «порог» доходности инвестиционных проектов.

Инвесторы спроса – осуществляют вложение собственных, заемных привлеченных средств в форме инвестиций и обеспечивают их материализацию и эксплуатацию с целью получения прибыли. Это заказчики, исполнители капитальных работ, пользователи объектами инвестиционной деятельности (проектные организации, риелторские фирмы, строительные организации, агентства недвижимости и предприятия, эксплуатирующие инвестиционные проекты и получающие продукцию и доходы).

По закону «Об инвестиционной деятельности»: заказчики – уполномоченные на то инвесторами физические и юридические лица, которые осуществляют реализацию инвестиционных проектов. При этом они не вмешиваются в предпринимательскую и (или) иную деятельность других субъектов инвестиционной деятельности, если иное не предусмотрено договором между ними. Заказчиками могут быть инвесторы.

Заказчик, не являющийся инвестором, наделяется правами владения, пользования и распоряжения капитальными вложениями (инвестициями) на период и в пределах полномочий, которые установлены договором и (или) государственным контрактом в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Подрядчики – физические и юридические лица, которые выполняют работы по договору подряда и (или) государственному контракту, заключаемому с заказчиками в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Подрядчики обязаны иметь лицензию на осуществление ими тех видов деятельности, которые подлежат лицензированию в соответствии с федеральным законом.

Пользователи объектов капитальных вложений – физические и юридические лица, в том числе иностранные, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иностранные государства, международные объединения и организации, для которых создаются указанные объекты.

В соответствии с объективными рыночными закономерностями инвестирование предполагает функционирование развитого финансового рынка. Взаимодействие инвестиционного и финансового рынков является важным условием макроэкономического равновесия в рыночном хозяйстве. Финансовый рынок обеспечивает аккумулирование временно свободных денежных средств одних субъектов рынка и эффективное использование их другими, бесперебойное формирование финансовых ресурсов, их наиболее эффективное инвестирование и целенаправленное использование.

Согласно положениям теории финансового посредничества основным собственником инвестиционных ресурсов является население, а основным потребителем – предприятия и организации.

При анализе инвестиционной значимости сбережений населения принято выделять организованные и неорганизованные формы сбережений. Под организованными сбережениями понимают сбережения, осуществляемые в виде вкладов в банки и ценные бумаги. Данная форма сбережений представляет собой денежные ресурсы, которые, будучи аккумулированы различными институтами финансового рынка, могут быть сравнительно легко трансформированы в инвестиции. Неорганизованные сбережения – это сбережения в форме наличной валюты, которые остаются на руках у населения. Данная форма сбережений населения представляет собой потенциальный инвестиционный ресурс.

Домашние хозяйства выступают не единственным поставщиком денежных средств на финансовом рынке. Источниками инвестиционного капитала могут быть собственные ресурсы кредитно-финансовых институтов, временно свободные денежные средства предприятий и организаций, средства иностранных инвесторов, государства и др.

В зависимости от отношения к источнику дохода, уровню доходности, риску инвестирования выделяют различные типы инвесторов.

Консервативные инвесторы нацелены на получение стабильного дохода в течение длительного промежутка времени. Они предпочитают вкладывать средства в ценные бумаги с низким уровнем риска, обеспечивающие непрерывный поток платежей в виде процентных или дивидендных выплат. Инвестор-консерватор – лицо, ограничивающее инвестиционные риски определенной (обычно минимальной) величиной, осуществляющее вложения обычно на длительный срок (или без ограничения такового), ориентирующееся на стабильный, непрерывный поток доходов от инвестиций. Для консервативного инвестора стабильность поступлений и надежность (обеспеченность) дохода выше уровня последнего.

Консервативному инвестору противостоит агрессивный тип инвестора. Агрессивные инвесторы имеют своей целью получение максимально высокой курсовой разницы от каждой сделки. Срок инвестирования по времени ограничен длительностью инвестиционной операции, уровень риска очень высокий. Для них характерно ограничение сроков инвестирования, максимизация доходности вложений, более высокие (хоть и рассчитанные) инвестиционные риски. Агрессивному инвестору наиболее близки спекулятивные тенденции.

Этих крайностей лишен умеренный инвестор. Он, как и агрессивный инвестор, также ориентируется на доход, но, как правило, избегает высокорисковых, спекулятивных источников его получения, как и жестких временных рамок вложений. Умеренные инвесторы в качестве основного ориентира избирают уровень дохода, который может формироваться как за счет дивидендных и процентных выплат, так и за счет курсовой разницы при рассчитанном уровне риска. Период инвестирования не ограничен какими-то определенными рамками.

Кроме того, существуют их промежуточные формы.

Стратегические инвесторы направляют свою деятельность не на получение доходов на фондовом рынке, а на захват сферы влияния и установление контроля над собственностью путем приобретения паритетного пакета акций. Период инвестирования не ограничен определенным сроком, так как стратегические инвесторы стараются сохранить контроль над собственностью, дающий возможность извлечения более высоких доходов, чем у других акционеров, и расширения сферы влияния.

Рыночный механизм мобилизации инвестиционных ресурсов и их эффективного размещения предполагает наличие развитой инфраструктуры инвестиционного процесса, различных институциональных органов инвесторов, соответствующих рыночной экономике.

В наиболее общем виде финансовые институты включают следующие типы:

- коммерческие банки (универсальные и специализированные);

- небанковские кредитно-финансовые институты (финансовые и страховые компании, пенсионные фонды, ломбарды, кредитные союзы и товарищества);

- инвестиционные институты (инвестиционные компании и фонды, фондовые биржи, финансовые брокеры, инвестиционные консультанты).

Общей характеристикой для всех групп институциональных инвесторов является аккумулирование ими временно свободных денежных средств (государства, организаций, населения) с последующим вложением их в экономику.

Вместе с тем каждая из указанных групп обладает собственной спецификой как в осуществлении присущих ей функций, так и в механизме аккумуляции инвестиционных ресурсов и их дальнейшем размещении.

Банки.

Значительный инвестиционный потенциал концентрируется в учреждениях банковской системы, которые в отличие от многих других посреднических институтов обладают исключительными возможностями использования трансакционных денежных кредитов и кредитной эмиссии. Аккумулируя временно высвобождающиеся финансовые ресурсы, банки направляют их по каналам кредитной системы, прежде всего в ключевые, наиболее динамично развивающиеся секторы и отрасли, способствуя тем самым осуществлению структурной перестройки экономики.

Базовой основой банковской системы являются универсальные коммерческие банки, являющиеся многофункциональными учреждениями, оперирующими в различных секторах финансового рынка. Вместе с тем развитие тенденции к специализации банковских услуг привело к выделению специализированных инвестиционных банков. Особенностью деятельности инвестиционных банков является их ориентация на мобилизацию долгосрочного капитала и предоставление его путем выпуска и размещения акций, облигаций, других ценных бумаг, долгосрочного кредитования, а также обслуживание и участие в эмиссионно-учредительской деятельности нефинансовых компаний.

Специфическим инвестиционным институтом являются ипотечные банки. Они осуществляют кредитные операции по привлечению и размещению средств на долгосрочной основе под залог недвижимого имущества – земли и строений. Наряду с основной деятельностью, ипотечные банки могут заниматься вложением средств в ценные бумаги, выдачей ссуд под залог ценных бумаг, другими финансовыми услугами. Ресурсы ипотечных банков в существенной степени формируются за счет средств, привлеченных от выпуска ипотечных облигаций, закладных листов. Эти долговые обязательства являются надежными твердопроцентными ценными бумагами, они обеспечены совокупностью ипотечных кредитов, выданных банком.

Небанковские финансово-кредитные институты.

Ломбарды представляют собой кредитные учреждения, выдающие ссуды под залог движимого имущества. В зависимости от степени участия государства и частного капитала в их деятельности выделяются ломбарды государственные и коммунальные, частные и смешанного типа. Ломбарды специализируются на предоставлении потребительского кредита под обеспечение в виде залога движимого имущества. Практикуются так же операции по хранению ценностей клиентов, а также продажа заложенного имущества на комиссионных началах.

К особенностям кредитных операций в ломбардах можно отнести отсутствие кредитного договора с клиентом и залогового обязательства. По большинству кредитных сделок предусматривается льготный срок, только по истечение которого заложенное имущество может быть продано.

Кредитные товарищества создаются в целях кредитно-расчетного обслуживания своих членов: кооперативов, арендных предприятий, предприятий малого и среднего бизнеса, физических лиц. Капитал кредитных товариществ формируется путем покупки паев и оплаты обязательного вступительного взноса, который при выбытии не возвращается. Основные операции кредитных товариществ включают предоставление ссуд, комиссионные и посреднические операции.

Кредитные союзы представляют собой кредитные кооперативы, организуемые группами частных лиц или мелких кредитных организаций. Капитал кредитных союзов формируется путем оплаты паев, периодических взносов их членов, а также операции, как привлечение вкладов предоставление ссуд под обеспечение членам союза, учет векселей, торгово-посреднические и комиссионные операции, консультационные и аудиторские услуги.

Общества взаимного кредита – это вид кредитных организаций, близких по характеру деятельности к коммерческим банкам, обслуживающим мелкий и средний бизнес. Участниками таких обществ могут быть физические и юридические лица, формирующие за счет вступительных взносов капитал общества. При вступлении член общества вносит определенный процент открытого ему кредита в качестве оплаты паевого взноса, обязуется нести ответственность по своим долгам, а также операциям общества в размере открытого ему кредита. При выбытии из общества его участник погашает сумму основного долга, приходящуюся на него часть долгов общества, после чего ему возвращаются вступительный взнос и заложенное имущество.

Страховые общества, реализуя страховые полисы, принимают от населения сбережения в виде регулярных взносов, которые затем помещаются в государственные и корпоративные ценные бумаги, закладные под жилые строения. Регулярный приток взносов, процентных доходов по облигациям и дивидендов по акциям, принадлежащих страховым компаниям, обеспечивает накопление устойчивых и крупных финансовых резервов.

Частные пенсионные фонды представляют собой юридически самостоятельные фирмы, управляемые страховыми компаниями или трастотделами коммерческих банков. Их ресурсы формируются на основе регулярных взносов работающих и отчислений фирм, образовавших пенсионный фонд, а также доходов по принадлежащим фонду ценным бумагам. Пенсионные фонды отличаются устойчивым финансовым положением, продуманной инвестиционной стратегией.

Финансовые компании специализируются на кредитовании продаж потребительских товаров в рассрочку и выдаче потребительских ссуд. Источником ресурсов таких компаний являются собственные краткосрочные обязательства, размещаемые на рынке, и кредиты банков.

Инвестиционные институты.

Инвестиционные институты представлены хозяйствующими субъектами (или физическими лицами), которые осуществляют деятельность на рынке ценных бумаг как исключительную, т.е. не допускается ее совмещение с другими видами деятельности.

Инвестиционные компании и фонды представляют собой разновидность финансово-кредитных институтов, аккумулирующих средства частных инвесторов путем эмиссии собственных ценных бумаг и размещающие их в ценные бумаги других эмитентов.

Инвестиционные компании – это объединения (корпорации), осуществляющие операции с ценными бумагами и выполняющие некоторые функции коммерческих банков. Они могут функционировать в виде финансовых групп, холдинговых и финансовых компаний. Инвестиционные фонды учреждаются в форме акционерного общества.

В зависимости от методов формирования ресурсов различают инвестиционные компании (фонды) открытого и закрытого типа.

Фондовая биржа выступает как особый, институционально организованный рынок ценных бумаг, функционирующий на основе централизованных предложений о купле-продаже ценных бумаг, выставляемых биржевыми брокерами по поручениям институциональных и индивидуальных инвесторов.

Инвестиционные дилеры и брокеры представлены профессиональными организациями, ведущими посредническую деятельность на фондовом рынке, или отдельными физическими лицами. Инвестиционный дилер осуществляет покупку ценных бумаг от своего имени и за свой счет с целью их последующего размещения среди инвесторов. Инвестиционный брокер занимается сведением покупателей и продавцов ценных бумаг и осуществлением сделок с ценными бумагами за комиссионное вознаграждение.

Инвесторы осуществляют самостоятельный выбор объектов инвестирования, определяют направления, объемы и эффективность инвестиций, контролируют их целевое использование. Являясь собственниками инвестиционных ресурсов, они имеют право владеть, распоряжаться и пользоваться объектами и результатами инвестиционной деятельности, осуществлять реинвестирование.

Для понимания современной теории инвестиций важно отличать инвестиционный объект от инвестиционного проекта.

Инвестиционный объект – это экономический товар, который приобретается в рамках инвестиций в виде предпринимательской деятельности с предоставленными финансовыми средствами для достижения предпринимательских целей.

По видам приобретаемых инвестиционных объектов инвестиции можно разделить на три большие группы. Объектами инвестиционной деятельности выступают реальные (физические или материальные) активы, финансовые (денежные) и нематериальные активы.

К реальным активам относятся: земля; оборудование; запасы; служащие свыше одного года машины; здания и сооружения (строящиеся, реконструируемые, расширяемые, предназначенные для производства новых продуктов и услуг); комплексы (кооперированные здания, центры – торговые, спортивные, зрелищные, многофункциональные и т.п.), ориентированные на решение одной задачи или программы федерального, регионального или иного уровня; производство новых изделий (услуг) на имеющихся производственных площадях в рамках действующих производств и организаций.

Инвестиции могут охватывать как полый научно-технический и производственный цикл создания продукции (ресурса, услуги), так и его элементы (стадии):

- научные исследования;

- проектно-конструкторские работы;

- расширение или реконструкцию действующего объекта;

- организацию нового производства или выпуск новой продукции;

- утилизацию и т.д.

В бухгалтерском балансе инвестиции могут быть отражены как основной капитал (внеоборотные активы), запасы, долго- и краткосрочные финансовые вложения и другое вещное и нематериальное имущество.

Таким образом, объектами инвестиционной деятельности могут быть вновь созданные и модернизированные основные средства, целевые денежные вклады, ценные бумаги, научно-техническая продукция, имущественные права, а также права на интеллектуальную собственность (права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации выпускаемой продукции – товарный знак, фирменное наименование, знак обслуживания и др.), другие объекты собственности.

Изучение инвестиций с точки зрения их объектов требует и иного подхода, так как они носят двойственный характер. С одной стороны, они выступают как инвестиционные ресурсы, отражающие величину использованного для потребления дохода; с другой стороны, инвестиции представляют собой вложения (затраты) в объекты предпринимательской или иной деятельности, определяющие прирост стоимости капитального имущества.

Инвестиции, рассматриваемые в ресурсном аспекте, могут существовать в денежной, материальной формах, а также в форме имущественных прав и других ценностей. Вместе с тем независимо от формы, которую принимают инвестиционные ресурсы, они едины по своей экономической сущности и представляют собой аккумулированный с целью накопления доход.

С точки зрения затрат инвестиции характеризуют направления вложений и выступают как объекты инвестиционной деятельности.

В процессе воспроизводства осуществляется постоянная трансформация объекта инвестиций, отражающая его двойственную природу: ресурсы преобразуются во вложения, в результате использования вложений формируется доход, являющийся источником инвестиционных ресурсов следующего цикла и т.д.

Отношения между инвестором спроса (пользователем объектов инвестиционной деятельности) и инвестором предложения оформляются договором об инвестировании. На договорной (контрактной) основе инвесторы могут привлекать юридических и физических лиц, необходимых для размещения инвестиций.

В федеральном Законе «Об инвестиционной деятельности» отражаются права и обязанности субъектов инвестиционной деятельности.

Инвесторы имеют равные права на:

осуществление инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами;

самостоятельное определение объемов и направлений капитальных вложений, а также заключение договоров с другими субъектами инвестиционной деятельности в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации;

владение, пользование и распоряжение объектами капитальных вложений и результатами осуществленных капитальных вложений;

передачу по договору и (или) государственному контракту своих прав на осуществление капитальных вложений и на их результаты физическим и юридическим лицам, государственным органам и органам местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ;

осуществление контроля за целевым использованием средств, направляемых на капитальные вложения;

объединение собственных и привлеченных средств со средствами других инвесторов в целях совместного осуществления капитальных вложений на основании договора и в соответствии с законодательством РФ;

осуществление других прав, предусмотренных договором и (или) государственным контрактом в соответствии с законодательством РФ.

Субъекты инвестиционной деятельности обязаны:

осуществлять инвестиционную деятельность в соответствии с международными договорами РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами субъектов РФ и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, а также с утвержденными в установленном порядке стандартами (нормами и правилами);

исполнять требования, предъявляемые государственными органами и их должностными лицами, не противоречащие нормам законодательства РФ;

использовать средства, направляемые на капитальные вложения, по целевому назначению.

Отношения между субъектами инвестиционной деятельности.

1. Отношения между субъектами инвестиционной деятельности осуществляются на основе договора и (или) государственного контракта, заключаемых между ними в соответствии с Гражданским кодексом РФ.

2. Условия договоров и (или) государственных контрактов, заключенных между субъектами инвестиционной деятельности, сохраняют свою силу на весь срок их действия, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

4. Государственное регулирование инвестиционной деятельности

На этапе выхода из кризиса серьезной проблемой является структурная перестройка экономики, развитие экологической, социальной сферы, ликвидация диспропорций, возникающих между регионами вследствие различных природно-климатических и технологических условий их становления. Реализация инвестиционных проектов, направленных на решение данных проблем, вследствие их масштабности, невозможна без прямого или косвенного участия государства. Вместе с тем реализация инвестиционных проектов сугубо локального масштаба, не выходящих из рамок отдельных предприятий, в значительной степени зависит от условий инвестирования, общей государственной инвестиционной политики. Своими действиями государство может существенно затормозить или ускорить эти процессы.

Рыночная экономика, несмотря на ее многие положительные черты, не способна автоматически регулировать предпринимательскую и инвестиционную деятельность, а также все экономические и социальные процессы в интересах всего общества и каждого гражданина. Она не обеспечивает социально справедливое распределение дохода, не гарантирует право на труд, не нацеливает на охрану окружающей среды и не поддерживает незащищенные слои общества.

Частный бизнес не заинтересован вкладывать капитал в такие отрасли и такие проекты, которые не приносят достаточно высокой прибыли, но для общества и государства они просто жизненно необходимы (угольная промышленность, железнодорожный транспорт, сельское хозяйство и др.). Рыночная экономика не решает и многие другие актуальные проблемы. И обо всем этом должно позаботиться государство.

Таким образом, экономика любой страны не может нормально развиваться, а инвестиции не будут вкладываться, если государство не обеспечило соответствующие условия для этого.

Государство для выполнения своих функций регулирования экономики использует как экономические (косвенные), так и административные (прямые) методы воздействия на инвестиционную деятельность и экономику страны путем издания и корректировки соответствующих законодательных актов и постановлений, а также путем проведения определенной экономической, в том числе и инвестиционной, политики.

Мировой опыт стран с развитой рыночной экономикой показывает, что в условиях реформирования экономики, в кризисных ситуациях роль государства возрастает, а в условиях стабильности и оживления – снижается, но никогда не прекращается. Во всех случаях государство должно придерживаться основного правила – так воздействовать на предпринимательскую, инвестиционную деятельность и экономику страны в целом, чтобы не разрушить рыночные основы и не допускать кризисных явлений.

Экономические методы воздействия государства на предпринимательскую и инвестиционную деятельность в большей степени подходят для реализации этого правила, чем административные, хотя иногда их трудно разграничить между собой. Экономические рычаги, которые использует государство для регулирования экономики, в том числе и инвестиционных процессов, довольно разнообразны, но основными из них являются: налоги, участие государства в инвестиционной деятельности, создание свободных экономических зон, перераспределение доходов и ресурсов, ценообразование, создание благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций, кредитно-финансовые механизмы и др.

Административные, т.е. методы прямого воздействия, должны использоваться государством в том случае, если экономические методы неприемлемы или недостаточно эффективны при решении той или иной задачи. С целью создания нормальных условий для предпринимательской и инвестиционной деятельности, для стабилизации и подъема экономики государство должно проводить соответствующую фискальную, инвестиционную, научно-техническую, ценовую, амортизационную, кредитно-финансовую и другие виды политики, при реализации которых оно использует в комплексе как экономические, так и административные методы.

В Федеральном законе № 39-ФЗ подробно перечислены формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений. Их сущность заключается в следующем:

1. Государственное регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, ведется органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ.

2. Государственное регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, предусматривает создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности путем:

- разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых Российской Федерацией;

- формирования перечня строек и объектов технического перевооружения для федеральных государственных нужд и финансирования их за счет средств федерального бюджета;

- проведения экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- предоставления на конкурсной основе государственных гарантий по инвестиционным проектам за счет средств федерального бюджета (бюджета развития РФ), а также за счет средств бюджетов субъектов РФ. Порядок предоставления государственных гарантий за счет средств федерального бюджета (бюджета развития РФ) определяется Правительством РФ, за счет средств бюджетов субъектов РФ – органами исполнительной власти соответствующих субъектов РФ;

- размещения на конкурсной основе средств федерального бюджета (Бюджета развития РФ) и средств бюджетов субъектов Российской Федерации для финансирования инвестиционных проектов. Размещение указанных средств осуществляется на возвратной и срочной основах с уплатой процентов за пользование ими в размерах, определяемых федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год и (или) законом о бюджете субъекта РФ, либо на условиях закрепления в государственной собственности соответствующей части акций создаваемого акционерного общества, которые реализуются через определенный срок на рынке ценных бумаг с направлением выручки от реализации в доходы соответствующих субъектов. Порядок размещения на конкурсной основе средств федерального бюджета (бюджета развития РФ) определяется Правительством РФ, средств бюджетов субъектов РФ – органами исполнительной власти соответствующих субъектов РФ;

- защиты российских организаций от поставок морально устаревших и материало -, энерго- и ненаукоемких технологий, оборудования, конструкций и материалов (в том числе при реализации Бюджета развития РФ);

- защиты интересов инвесторов;

- совершенствования системы налогов, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений;

- установления субъектами инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов, не носящих индивидуального характера;

- разработки и утверждения стандартов (норм и правил) и осуществления контроля за их соблюдением;

- выпуска облигационных займов, гарантированных целевых займов;

- вовлечения в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в государственной собственности.

Решения о структуре распределения средств принимаются на основе приоритетов, указанных в инвестиционной программе на текущий год, утвержденной правительством.

Разработка инвестиционных программ предполагает:

- структуризацию приоритетных направлений (системный анализ проблем их реализации, выявление составляющих с оценкой возможности решения возникающих задач в рамках имеющихся и доступных средств);

- формирование принципиальных (предварительных) программ реализации проблемы в целом или ее укрупненных составляющих с опорой на программно-целевые методы;

- оценку верхней границы возможных затрат.

3. Государственное регулирование инвестиционной деятельности может осуществляться с использованием иных форм и методов в соответствии с законодательством РФ.

Критериями качества разработанных инвестиционных программ являются:

- полнота реализации направления;

- комплексность;

- оперативность;

- уровень наукоемкости;

- степень управляемости или надежности;

- опора на доступные ресурсы;

- связь со смежными отраслями экономики;

- совершенствование инфраструктуры;

- поддержание занятости и создание новых рабочих мест;

- надежность потенциальных инвесторов;

- возможность последующей диверсификации.

Создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности проявляется в следующих мероприятиях:

- установление налоговых льгот;

- совершенствование механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений;

- освобождение от таможенных пошлин;

- установление субъектам инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов, не носящих индивидуального характера;

- защита интересов инвесторов;

- предоставление субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, не противоречащих законодательству Российской Федерации;

- создание и развитие сети информационно- аналитических центров, осуществляющих регулярное проведение рейтингов и публикацию рейтинговых оценок субъектов инвестиционной деятельности;

- принятие антимонопольных мер;

- расширение использования залогов при осуществлении кредитования;

- развитие финансового лизинга в РФ;

- создание возможностей формирования субъектами инвестиционной деятельности собственных инвестиционных фондов.

Государственные гарантии прав субъектов инвестиционной деятельности.

Государство в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ гарантирует всем субъектам инвестиционной деятельности независимо от форм собственности:

обеспечение равных прав при осуществлении инвестиционной деятельности;

гласность в обсуждении инвестиционных проектов;

право обжалования в судебном порядке любых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц;

стабильность прав субъектов инвестиционной деятельности;

защиту капитальных вложений.

Защита капитальных вложений.

Капитальные вложения могут быть:

национализированы только при условии предварительного и равноценного возмещения государством убытков, причиненных субъектам инвестиционной деятельности, в соответствии с Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ;

реквизированы по решению государственных органов в случаях, порядке и на условиях, которые определены Гражданским кодексом РФ.

Страхование капитальных вложений осуществляется в соответствии с законодательством РФ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow