Газообразное состояние вещества, при котором от его молекул или атомов оторваны один электрон или более и, таким образом, вещество представляет собой в целом нейтральную смесь из положительно заряженных частиц — осколков молекул или атомов — и свободных электронов, называется плазмой. Таким названием она обязана американскому ученому Ленгмюру, проводившему опыты по исследованию этого своеобразного вещества в газоразрядных трубках.
В камере сгорания ракетного двигателя, работающего на химическом топливе, газы сильно разогреваются и затем при расширении в сопле их тепловая энергия переходит в кинетическую. Материальные частицы можно ускорять и другим способом. Например, когда они обладают электрическим зарядом, разгон частиц может быть обеспечен наложением электрического поля. Плазма и служит в качестве рабочего тела для так называемых электротермических двигателей, т. е. таких, в которых, кроме температуры, обеспечивающей получение и последующий разгон плазмы, для ее ускорения используются также электрические силы.
|
|
Уже теперь типы электротермических двигателей весьма разнообразны1, однако они еще четко не классифицированы. Поэтому зачастую, встречая то или иное название двигателя, нельзя сразу представить себе, о какой схеме идет речь.
1 М. Gamас. «Astronautics», 1959, vol. 4, № 10, p. 31-33, 113-115.
По характеру используемого рабочего тела электротермические двигатели удобно разделить (рис. 7) на плазменные, в которых происходит ускорение неразделенной плазмы, и ионные, в которых ионы и электроны плазмы предварительно разделяются и лишь затем осуществляется разгон ионов с их последующей нейтрализацией электронами при выходе из сопла двигателя.
Плазменные двигатели, в свою очередь, по способу ускорения рабочего тела можно разделить на термические, магнито-электричсские и двигатели с магнитным давлением. В термических двигателях ускорение плазмы обеспечивается главным образом за счет ее теплового расширения. Высокотемпературный нагрев при этом осуществляется, например, за счет использования электрической дуги, и поэтому двигатель может быть назван термическим электродуговым, либо путем применения токов высокой частоты, что позволяет назвать двигатель термическим высокочастотным.
Рис. 7. Классификация электротермических двигателей |
Термические двигатели могут служить источником горячей плазмы для других типов двигателей, в которых дальнейший разгон плазмы обеспечивается за счет пересекающихся магнитных и электрических полей или за счет магнитного давления.
Можно отметить, что плазменные двигатели в зависимости от температуры (которая принципиально может составлять от нескольких тысяч до 150 и более тысяч градусов) могут обеспечивать тягу за счет использования различных физических процессов, возникающих в рабочем теле.
|
|
При сравнительно низких температурах тяга будет получаться за счет непосредственного выбрасывания разогнанных и сфокусированных частиц, составляющих струю плазмы. При очень высоких температурах тяга все в большей степени будет создаваться за счет светового (квантового) излучения. Предполагается, что при температуре 150 000°К может быть достигнуто излучение абсолютно черного тела. При этом энергия, введенная в плазму, будет превращаться в излучение1 и световое давление может оказаться существенным.
1 Напомним, что если бы удалось получить термоядерную реакцию в самой плазме, энергия выделялась бы за счет убывания лишь примерно 1/100 массы вещества, участвующего в реакции. Можно предположить также, что энергия подводится к плазме от внешнего источника.
Таким образом, «горячий» плазменный двигатель при повышении температуры становится «лучевым»-фотонным или квантовым двигателем. При этом нужно иметь в виду, что, как и ранее, приведенное название двигателя — фотонный — характеризует лишь то рабочее тело, за счет выбрасывания «радиации» которого создается тяга.