Органы, осуществляющие исполнение актов арбитражных судов

В соответствии со ст. 5 Федерального закона «Об исполнительном производстве» принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.

Согласно указу Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1316 «Во­просы Федеральной службы судебных приставов»1 Федеральная служба судебных приставов (далее — ФССП России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по обес­печению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов и актов других органов. ФССП России подведомст­венна Минюсту России.

Основными задачами ФССП России являются:

1) обеспечение установленного порядка деятельности Конститу­ционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов;

2) организация принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов (далее — судебные акты), а также актов других органов, предусмотренных законодательством РФ об исполнительном производстве (далее — акты других органов);

3) управление территориальными органами ФССП России.

'СЗ РФ. 2004. №42. Ст. 4111.


Глава 20. Исполнение постановлений арбитражных судов

ФССП России в своей деятельности руководствуется Конституци­ей РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, междуна­родными договорами РФ, актами Минюста России. ФССП России осуществляет свою деятельность непосредственно и(или) через тер­риториальные органы. ФССП России осуществляет свою деятель­ность во взаимодействии с другими федеральными органами испол­нительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.

ФССП России возглавляет директор — главный судебный при­став Российской Федерации (далее — директор ФССП), назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ.

Директор ФССП несет персональную ответственность за осущест­вление возложенных на ФССП России полномочий.

Директор ФССП имеет заместителей директора Федеральной служ­бы судебных приставов — заместителей главного судебного приста­ва РФ, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом РФ.

Финансирование расходов на содержание центрального аппарата ФССП России и территориальных органов осуществляется за счет средств федерального бюджета.

ФССП России является юридическим лицом, имеет печать с изо­бражением Государственного герба РФ и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством РФ.

Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов ФССП России (ч. 2 ст. 5 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).

Процессуальное положение судебного пристава регулируется также специальным нормативным актом — Федеральным законом от 21 июля 1997 г. «О судебных приставах». Согласно ст. 3 указанного Закона судебным приставом может быть гражданин Российской Федерации, достигший 20-летнего возраста, имеющий среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование (для старшего судебного пристава — высшее юридическое образование), способный по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья испол­нять возложенные на него обязанности. Судебный пристав является


§ 2. Органы исполнения

должностным лицом, состоящим на государственной службе, поэтому на него распространяется статус государственного служащего и его правовое положение определяется в том числе законодательством о государственной гражданской службе. Поэтому судебным приста­вам присваиваются классные чины работников органов юстиции, а судебным приставам военных судов — воинские звания, а также им выдаются служебные удостоверения единого образца, утверждаемого министром юстиции РФ. Судебные приставы при исполнении служеб­ных обязанностей носят форменную одежду, имеют знаки различия и эмблему, образцы которых утверждаются министром юстиции РФ. Судебные приставы военных судов носят форменную одежду и имеют знаки различия, установленные для военнослужащих.

В зависимости от исполняемых обязанностей судебные приставы подразделяются на судебных приставов, обеспечивающих установлен­ный порядок деятельности судов, и судебных приставов-исполнителей, исполняющих судебные акты и акты других органов.

Согласно ст. 6 Федерального закона «Об исполнительном про­изводстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного са­моуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.

В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные Законом об ис­полнительном производстве.

Невыполнение законных требований судебного пристава-испол­нителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным при­ставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмот­ренную законодательством РФ.

Судебные приставы в соответствии с характером осуществляемых ими функций проходят профессиональную подготовку. Судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности су­дов после прохождения необходимой специальной подготовки имеют право на хранение и ношение огнестрельного оружия и специальных средств.

В процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом «Об испол­нительном производстве», судебный пристав-исполнитель:

• принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов;


Глава 20. Исполнение постановлений арбитражных судов

• предоставляет сторонам исполнительного производства или их представителям возможность знакомиться с материалами исполнитель­ного производства, делать из них выписки, снимать с них копии;

• рассматривает заявления сторон по поводу исполнительного про­изводства и их ходатайства, выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования;

• обязан взять самоотвод, если он заинтересован в ходе исполни­тельного производства либо имеются иные обстоятельства, вызываю­щие сомнения в его беспристрастности.

Судебный пристав-исполнитель имеет право:

• получать при совершении исполнительных действий необходи­мую информацию, объяснения и справки;

• проводить у работодателей проверку исполнения исполнительных документов на работающих у них должников и ведения финансовой документации по исполнению указанных документов;

• давать гражданам и организациям, участвующим в исполнитель­ном производстве, поручения по вопросам совершения конкретных исполнительных действий;

• входить в помещения и хранилища, занимаемые должниками или принадлежащие им, производить осмотры указанных помещений и хранилищ, при необходимости вскрывать их, а также на основании определения соответствующего суда совершать указанные действия в отношении помещений и хранилищ, занимаемых другими лицами или принадлежащих им;

• арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализовывать арестованное имущество, за исключением имущества, изъятого из обо­рота в соответствии с законом;

• налагать арест на денежные средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, в размере, указанном в исполнительном документе;

• использовать нежилые помещения, находящиеся в муници­пальной собственности. При согласии собственника использовать помещения, находящиеся в иной собственности, для временного хранения изъятого имущества. Возлагать на соответствующих лип обязанность по его хранению, использовать транспорт взыскателя или должника для перевозки имущества с отнесением расходов на счет должника;

• в случае неясности требований, содержащихся в исполнительном документе, на основании которого совершаются исполнительные


§ 2. Органы исполнения

действия, просить суд или другой орган, выдавший исполнительный документ, о разъяснении порядка его исполнения;

• объявлять розыск должника, его имущества или розыск ребенка;

• вызывать граждан и должностных лиц по исполнительным до­кументам, находящимся в производстве;

• совершать иные действия, предусмотренные Федеральным зако­ном «Об исполнительном производстве».

Помимо указанных выше органов имеются еще иные органы и ор­ганизации, исполняющие требования судебных актов и актов других органов. В соответствии со ст. 7 Федерального закона «Об исполни­тельном производстве» в случаях, предусмотренных федеральным законом, требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, исполняются органами, организациями, в том числе государственными органами, органами местного само­управления, банками и иными кредитными организациями, должност­ными лицами и гражданами. При этом указанные органы, организации и лица не являются органами принудительного исполнения.

Например, согласно ст. 8 Федерального закона «Об исполнитель­ном производстве» исполнительный документ о взыскании денежных средств или об их аресте может быть направлен в банк или иную кре­дитную организацию непосредственно взыскателем.

В соответствии с ч. 2 ст. 8 Федерального закона «Об исполнитель­ном производстве» одновременно с исполнительным документом взыскатель представляет в банк или иную кредитную организацию заявление, в котором указываются:

1) реквизиты банковского счета взыскателя, на который следует перечислить взысканные денежные средства;

2) фамилия, имя, отчество, гражданство, реквизиты документа, удостоверяющего личность, место жительства или место пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), данные миграционной карты и документа, подтверждающего право на пребывание (проживание) в Российской Федерации взыскателя-гражданина;

3) наименование, идентификационный номер налогоплательщика или код иностранной организации, государственный регистрацион­ный номер, место государственной регистрации и юридический адрес взыскателя — юридического лица.

Если исполнительный документ и заявление предъявляются пред­ставителем взыскателя, он дополнительно представляет документ, удостоверяющий его полномочия, и сведения, указанные в ч. 2 ст. 8


Глава 20. Исполнение постановлений арбитражных судов

Федерального закона «Об исполнительном производстве», о взы­скателе и о себе.

В ст. 8 Федерального закона «Об исполнительном производстве» содержится исчерпывающий перечень требований по реквизитам за­явления, подаваемого взыскателем в банк и иную кредитную органи­зацию.

Исполнительный документ, поступивший для исполнения в банк или иную кредитную организацию после отзыва у них лицензии, воз­вращается без исполнения направившему его лицу.

Неисполнение требований ст. 8 Федерального закона «Об ис­полнительном производстве» является основанием для составления протокола об административном правонарушении в порядке, уста­новленном ст. 28.2 КоАП РФ. После составления протокола судеб­ный пристав-исполнитель направляет в арбитражный суд по месту нахождения банка или иной кредитной организации подписанное им и заверенное печатью (штампом) подразделения судебных приставов заявление о привлечении банка или иной кредитной организации к административной ответственности (ч. 1 и 2 ст. 114 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).

Другим примером исполнения исполнительного документа не че­рез службу судебных приставов является его исполнение лицами, вы­плачивающими должнику-гражданину периодические платежи (ст. 9 Федерального закона «Об исполнительном производстве»). Данная норма является новой и не имеющей аналогов в старом законе об ис­полнительном производстве, поскольку удержания из заработной платы и иных доходов должника осуществлялись после возбуждения исполнительного производства судебным приставом-исполнителем.

Сейчас же исполнительный документ о взыскании периодических платежей, о взыскании денежных средств, не превышающих в сумме 25 000 руб., может быть направлен в организацию или иному лицу, выплачивающим должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи, непосредственно взыскателем (ч. 1 ст. 9 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).

Фактически в указанной норме предусмотрено два основания при­менения данного альтернативного способа исполнения:

1) если осуществляется взыскание периодических платежей (али­менты, возмещение вреда, причиненного жизни, здоровью или по слу­чаю потери кормильца и др.);

2) если осуществляется взыскание денежных средств, не превы­шающих в сумме 25 000 руб.


§ 3. Лица, участвующие в исполнительном производстве

При этом необходимо учитывать требования, предусмотренные в ч. 2 и 3 ст. 9 Федерального закона «Об исполнительном производст­ве», так как одновременно с исполнительным документом взыскатель представляет заявление, в котором указываются:

1) реквизиты банковского счета, на который следует перечислять денежные средства, либо адрес, по которому следует переводить де­нежные средства;

2) фамилия, имя, отчество, реквизиты документа, удостоверяющего личность взыскателя-гражданина;

3) наименование, идентификационный номер налогоплательщика или код иностранной организации, государственный регистрацион­ный номер, место государственной регистрации и юридический адрес взыскателя — юридического лица.

Представитель взыскателя представляет документ, удостоверяющий его полномочия, и сведения, указанные выше о взыскателе.

Порядок, предусмотренный ст. 9 Федерального закона «Об испол­нительном производстве», не является универсальным и применим лишь в отношении должника-гражданина.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: