Предисловие

А. И. БОЧКАРЁВ, Т. С. БОЧКАРЁВА,

С. В. САКСОНОВ

КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО

ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

Конспект лекций

Тольятти 2008

УДК 5(075.8)

ББК 20я73

Б 86

Рецензенты:

д.б.н., проф., засл. деятель науки РФ, чл.-корр. РАН,

директор Института экологии Волжского бассейна Г. С. Розенберг;

д.т.н., проф., засл. деятель науки и техники РФ,

президент Тольяттинского отделения РАЕН В. И. Столбов

  Б 86 Бочкарёв А. И. Концепции современного естествознания: конспект лекций для студентов вузов / А. И. Бочкарёв, Т. С. Бочкарёва, С. В. Саксонов; под ред. проф. А. И. Бочкарёва. – Тольятти: ТГУС, 2008. – 163 с.

Конспект лекций написан в строгом соответствии с Государственным образовательным стандартом по дисциплине «Концепции современного естествознания» с учетом многолетнего опыта преподавания данной дисциплины в Тольяттинском государственном университете сервиса, а также опытом Интернет-тестирования Минобрнауки РФ.

В нем рассмотрены основные концепции современного естествознания с позиций синергетической парадигмы фундаментальности, реализуемой авторами при организации синергетической образовательной среды по дисциплинам кафедры «Современное естествознание» ТГУС.

Рассмотрены эволюция современного естествознания от античности до наших дней, концепции самоорганизации в физике, химии, биологии, психологии, принципы целостности естествознания, механизмы языка, принципы синергетики, формирование эволюционного естествознания, созидание синергетической среды в системах различной природы.

Содержание и нелинейная структура конспекта разработаны как мультидисциплинарный дидактический комплекс, формирующий целостное мировоззрение, инновационную культуру студентов, магистров и аспирантов.

Конспект лекций адаптирован к технологии дистанционного обучения «Прометей» и является оставновной частью мультидисциплинарного дидактического комплекса по этой дисциплине (учебное пособие для самостоятельной подготовки, лабораторный практикум с виртуальными работами, база данных из вопросов по тестам, лекций-презентаций и видеолекций).

Конспект лекций может быть полезен не только студентам вузов, но и аспирантам, магистрам и преподавателям, а также тем, кто интересуется достижениями и проблемами современного естествознания.

  Ó Бочкарёв А. И., Бочкарёва Т. С., Саксонов С. В., 2008 Ó Тольяттинский государственный университет сервиса, 2008

ПРЕДИСЛОВИЕ

Специфика учебной дисциплины «Концепции современного естествознания», ориентированной на студентов гуманитарных и социально-экономических специальностей, состоит в том, чтобы системно понятным языком представить весь спектр концептуальных разработок современного естествознания с пользой для жизни и образования будущих специалистов, бакалавров, магистров.

Концептуальный стержень – главная идея, реализация которой и образовала бы структуру представления данного мультидисциплинарного дидактического комплекса, составлялющая его внутреннюю логику является синергетическая парадигма фундаментальности, находящаяся в корреляции с главной идеей «нового диалога человека и природы», отражающая отличия научного постижения природы в синергетической образовательной среде. Современное естествознание все больше становится наукой о развитии: в биологии, синергетике, неравновесной термодинамике, космологии, в котором преобладает синергетический подход.

Сумма частных картин не дает цельной картины мира и не только из-за неконтролируемого взаимодействия в природе и ничейных территорий (промежуточных предметов) разных наук, сколько в том, что такой подход и тенденции к дифференциации оставляют за пределами наших формализованных знаний большие массивы тех знаний, умений и обладаний.

Предмет у современного естествознания отличен от традиционных дисциплин и являет собой мультидисциплинарную связь, подобной биологической (генетической), ибо по частому заблуждению междисциплинарный синтез по принципу суперпозиции, который справедлив лишь для линейных замкнутых систем. Совокупность наук и дисциплин, составляющих современное естествознание, является нелинейной, открытой, самоорганизующейся системой, для которой принцип суперпозиции несправедлив. Стало быть, имеет место не интеграция ряда дисциплин, не декларируемый междисциплинарный их синтез, и, к сожалению, реализованный во многих пособиях по КСЕ дифференциальный подход к изучению природы по частям.Реальность такова: хотим мы этого, или не хотим, в этом курсе имеет место глубокое взаимопроникновение, мультидисциплинарное взаимодействие, «эмерджентный нелинейный синтез» с алгоритмом реальности открытых нелинейных систем различной природы. Этот алгоритм работает в природе, особенно в живой, имеет отношение к естественному отбору, борьбе за существование к превосходству сложного, и приоритету простого. Поэтому необходимо постижение Природы в дисциплине «Концепции современного естествознания» в соответствии с синергетической парадигмой фундаментальности без отторжения.

Конспект лекций полезен как для самообразования, так и контроля знаний и не исключает, а предполагает изучение других работ по данной дисциплине, приведенный в списке литературы и содержащийся авторский учебный материал в базе данных сайта кафедры «Современное естествознание» Тольяттинского государственного университета сервиса для системы дистанционного обучения «Прометей».



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: