7.1.6.1. Выполнить эскизы продольного и поперечного сечения асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором. Кратко описать устройство, принцип действия двигателя. Привести номинальные данные испытуемого двигателя и схему испытания.
7.1.6.2. Используя данные таблицы 7.1.1., вычислите соответствующие напряжению полные активную и реактивную мощности, потребляемые двигателем М1, значения коэффициента мощности, фазное напряжение
по формулам:
=3∙ , (7.1.)
=3∙ , (7.2.)
(7.3)
, (7.4)
и занесите их в таблицу 7.1.6.
Таблица 7.1.6.
, В | ||||||||||
, Вт | ||||||||||
, Вт | ||||||||||
Используя данные таблиц 7.1.1. и 7.1.6. постройте в одной координатной сетке искомые характеристики холостого хода , , трехфазного асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором и поясните их ход. В отчете привести пример расчета при номинальном напряжении обмотки статора.
|
|
7.1.6.3. Используя данные таблицы 7.1.2., вычислите соответствующие напряжению значения фазного напряжения , коэффициента мощности по формулам
, (7.5)
, (7.6).
Полученные результаты занесите в таблицу 7.1.7.
Таблица 7.1.7.
, В | ||||||||||
, Вт | ||||||||||
, А | ||||||||||
Используя данные таблицы 7.1.7. постройте в одной координатной сетке характеристики короткого замыкания , , трехфазного асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором и поясните их ход. В отчете привести пример расчета при номинальном токе обмотки статора.
7.1.6.4. Используя данные таблицы 7.1.3., вычислить для асинхронного двигателя:
скольжение ,
где - синхронная скорость вращения магнитного поля,
потребляемую активную электрическую мощность
= 3× , (7.7)
коэффициент мощности
,
сумму потерь мощности в двигателе
, (7.8)
где и — магнитные и механические потери (приведены в таблице данных испытуемого двигателя), Вт; - электрические потери в обмотке статора, Вт ( - активное сопротивление фазы обмотки статора при рабочей температуре, Ом; - электрические потери в обмотке ротора, Вт;
отдаваемую (механическую) мощность
, (7.9)
коэффициент полезного действия
,
вращающий механический момент на валу двигателя
, (7.10)
Результаты расчетов занести в таблицу 7.1.8., построить рабочую характеристику двигателя и пояснить ход графиков. Привести пример расчета всех величин при номинальной нагрузке асинхронного двигателя.
|
|
Таблица 7.1.8.
, мин-1 | ||||||||||
,о.е. | ||||||||||
, Вт | ||||||||||
,Вт | ||||||||||
, А | ||||||||||
,о.е. | ||||||||||
,Нм |
Примерный вид рабочих характеристик асинхронного двигателя показан на рис. 7.1.
Рис. 7.1. Рабочие характеристики асинхронного двигателя мощностью 1,5 кВт.
7.1.6.5. Используя данные таблицы 7.1.4. и выражения 7.7-7.10 вычислить для асинхронного двигателя вращающий механический момент на валу при пониженном напряжении. Результаты вычислений занести в таблицу 7.1.9.
Таблица 7.1.9.
, Н×м | ||||||||||
, мин-1 |
Используя данные таблиц 7.1.8. и 7.1.9. постройте в одной координатной сетке искусственную и естественную механические характеристики
трехфазного асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором.
7.1.6.6. По данным таблицы 7.1.6.2. при номинальном токе в обмотке статора вычислить:
полное сопротивление короткого замыкания (входное сопротивление асинхронного двигателя при заторможенном роторе)
;
индуктивные сопротивления рассеяния обмотки статора и приведенной обмотки ротора
;
активное сопротивление приведенной обмотки ротора
;
модуль комплексного множителя в Г-образной электрической схеме замещения двигателя
;
ток короткого замыкания при номинальном напряжении на обмотке статора (пусковой ток при прямом способе пуска асинхронного двигателя)
,
7.1.6.7. Сравнить и пояснить различие в мощности, потребляемой двигателем из сети при «идеальном» и реальном холостом ходе и номинальном напряжении на обмотке статора. По данным опыта идеального холостого хода вычислить:
полное сопротивление намагничивающей ветви в электрической схеме замещения асинхронного двигателя (входное сопротивление двигателя при «идеальном» холостом ходе).
,
активную составляющую тока холостого хода
,
реактивную составляющую этого же тока (ток намагничивания)
,
7.1.6.8. Рассчитать рабочую характеристику по Г-образной электрической схеме замещения асинхронного двигателя. Для этого необходимо вычертить схему, а по данным опытов «идеального» холостого хода, короткого замыкания и номинальным данным двигателя составить таблицу исходных данных.
Таблица 7.1.10.
Исходные данные
,В | ,Ом | ,Ом | ,Ом | ,Вт/А | ,А | ,А | ,Вт | |
Задавшись несколькими величинами скольжения в диапазоне (0,1... 1,2) , рассчитать:
полное сопротивление рабочей ветви Г- образной схемы замещения двигателя
;
активную составляющую тока обмотки статора
;
полный ток обмотки статора
;
коэффициент мощности
;
активную электрическую мощность, потребляемую двигателем из сети,
;
потери мощности в двигателе
;
полезную механическую мощность, развиваемую двигателем,
,
коэффициент полезного действия
;
частоту вращения ротора
,
Результаты расчетов оформить в виде таблицы 7.1.8. Построить рабочую характеристику и сравнить ее с характеристикой, определенной экспериментально. Привести пример расчета всех величин при номинальном скольжении.
Контрольные вопросы
1.Поясните последовательность операций, выполняемых при прямом способе пуска в ход асинхронного двигателя.
2.Как изменить направление вращения асинхронного двигателя?
3.Как опытным путем определить рабочую характеристику асинхронного двигателя?
4.Поясните ход графиков рабочей характеристики.
|
|
5.Kaк опытным путем определить характеристики холостого хода асинхронного двигателя?
6.Поясните ход характеристик холостого хода двигателя.
7.Как опытным путем определить характеристики короткого замыкания асинхронного двигателя?
8.Поясните ход характеристик короткого замыкания двигателя.
9.Чтo называется скольжением асинхронной машины и как его определить опытным путем? В каких пределах.изменяется скольжение асинхронного двигателя?
10.Как определить электрические потери в короткозамкнутой обмотке ротора?
11.Как определить КПД двигателя расчетным путем?
12.Опишите виды потерь мощности в асинхронном двигателе и как они зависят от нагрузки.
13.Вычертите Г-образную схему замещения асинхронного двигателя и поясните, как опытным путем определяются ее параметры.
7.2. Исследование асинхронного двигателя с фазным ротором.
Цель работы — получить практические навыки по эксплуатации, опытному и расчетному методам определения рабочих и механических характеристик асинхронного двигателя с фазным ротором, а также по оценке его эксплуатационных свойств.
Программа работы
1. Изучить устройство и элементы конструкции двигателя.
2. Определить экспериментально механические (естественную и искусственную с введенным в цепь ротора добавочным сопротивлением) характеристики двигателя.
3. Выполнить опыт холостого хода.
4. Выполнить опыт короткого замыкания.
5. Определить рабочую и механическую характеристики расчетным путем по круговой диаграмме.
Паспортные данные испытуемого двигателя и электрическая схема соединений тепловой защиты машины переменного тока приведены в работе 7.1.
7.2.1. Определение естественной при = , и искусственной при , = , механических характеристик
трехфазного асинхронного двигателя с
фазным ротором.
Перечень аппаратуры
Обозначение | Наименование | Тип | Параметры |
G1 | Трехфазный источник питания | 201.2 | ~ 400 В / 16 А |
G2 | Источник питания двигателя постоянного тока | 206.1 | - 0…250 В / 3 А (якорь) / - 200 В / 1 А (возбуждение) |
G4 | Машина постоянного тока | 101.2 | 90 Вт / 220 В / 0,56 А (якорь) / 2×110 В / 0,25 А (возбуждение) |
G5 | Преобразователь угловых перемещений | 6 вых. каналов / 2500 импульсов за оборот | |
М1 | Машина переменного тока | 102.1 | 100 Вт / ~ 230 В / 1500 мин- |
А2, А7 | Трёхфазная трансформаторная группа | 347.1 | 3´80 В×А; 230 В/242,235, 230, 226, 220, 133, 127 В |
А6 | Трехполюсный выключатель | 301.1 | ~ 400 В / 10 А |
А9 | Реостат для цепи ротора машины переменного тока | 307.1 | 3 ´ 0…40 Ом / 1 А |
А10 | Активная нагрузка | 306.1 | 220 В / 3´0…50 Вт; |
Р1 | Блок мультиметров | 508.2 | 3 мультиметра 0...1000 В / 0...10 А / 0…20 МОм |
Р2 | Измеритель мощностей | 507.2 | 15; 60; 150; 300; 600 В / 0,05; 0,1; 0,2; 0,5 А. |
Р3 | Указатель частоты вращения | 506.2 | -2000…0…2000 мин-1 |
Описание электрической схемы соединений
|
|
Источник G1 - источник синусоидального напряжения промышленной частоты.
Источник питания G2 двигателя постоянного тока используется для питания нерегулируемым напряжением обмотки возбуждения машины постоянного тока G4, работающей в режиме генератора с независимым возбуждением и выступающей в качестве нагрузочной машины.
Преобразователь угловых перемещений G5 генерирует импульсы, поступающие на вход указателя частоты вращения Р3 электромашинного агрегата.
Испытуемый асинхронный двигатель М1 получает питание через выключатель А6 и трехфазные трансформаторные группы А2,А7 от трехфазного источника питания G1.
Реостат А9 служит для вывода энергии скольжения при испытании двигателя М1 с фазным ротором.
Активная нагрузка А10 используется для нагружения генератора G4.
С помощью мультиметра блока Р1 контролируется ток статорной обмотки и линейное напряжение испытуемого двигателя М1.
С помощью измерителя Р2 контролируются активная мощность, потребляемая испытуемым двигателем М1.
Указания по проведению эксперимента
· Убедитесь, что устройства, используемые в эксперименте, отключены от сети электропитания.
· Соберите электрическую схему соединений тепловой защиты машины переменного тока.
· Соедините гнезда защитного заземления " " устройств, используемых в эксперименте, с гнездом "РЕ" трехфазного источника питания G1.
· Соедините аппаратуру в соответствии с электрической схемой соединений.
· Переключатели режима работы источника G2 и выключателя А6 установите в положение "РУЧН.".
· Регулировочные рукоятки реостата А9 поверните против часовой стрелки до упора.
· Регулировочную рукоятку источника G2 поверните до упора против часовой стрелки, а регулировочные рукоятки активной нагрузки А10 - по часовой стрелке.
· Включите выключатели «СЕТЬ» блоков, задействованных в эксперименте.
· Активизируйте мультиметры блока Р1, задействованные в эксперименте.
· Включите источник G1. О наличии напряжений фаз на его выходе должны сигнализировать светящиеся лампочки.
· Установите переключателем в трехфазных трансформаторных группах А2, А7 такие напряжения вторичных обмоток трансформаторов, чтобы напряжение, измеренное вольтметром Р1.3. было равно номинальному.
· Осуществите пуск двигателя М1 нажатием кнопки «ВКЛ.» выключателя А6.
· Нажмите кнопку "ВКЛ." источника G2.
· Вращая регулировочную рукоятку источника G2, изменяйте ток статорной обмотки двигателя М1 и заносите показания амперметра Р1.1 (ток ), ваттметра измерителя мощностей Р2 (активная мощность фазы двигателя М1) и указателя Р3 (частота вращения двигателя М1) в таблицу 7.2.1., определяя естественную механическую характеристику.
Таблица 7.2.1.
, А | ||||||||||
, Вт | ||||||||||
,мин-1 |
Регулировочную рукоятку источника G2 поверните до упора против часовой стрелки
· Установите суммарное сопротивление каждой фазы реостата А9 20 Ом.
· Вращая регулировочную рукоятку источника G2, изменяйте ток статорной обмотки двигателя М1 и заносите показания амперметра Р1.1 (ток ), ваттметра измерителя мощностей Р2 (активная мощность фазы двигателя М1) и указателя Р3 (частота вращения двигателя М1) в таблицу 7.2.2., определяя искусственную механическую характеристику.
Таблица 7.2.2.
, А | ||||||||||
, Вт | ||||||||||
,мин-1 |
Снять искусственную характеристику при суммарном сопротивлении каждой фазы реостата А9 40 Ом.
· По завершении эксперимента отключите выключатель А6 и источник G1.
7.2.2. Опыт короткого замыкания трехфазного асинхронного двигателя
с фазным ротором.
Перечень аппаратуры
Обозначение | Наименование | Тип | Параметры |
G1 | Трехфазный источник питания | 201.2 | ~ 400 В / 16 А |
G5 | Преобразователь угловых перемещений | 6 вых. каналов / 2500 импульсов за оборот | |
М1 | Машина переменного тока | 102.1 | 100 Вт / ~ 230 В / 1500 мин- |
М2 | Машина постоянного тока | 101.2 | 90 Вт / 220 В / 0,56 А (якорь) / 2×110 В / 0,25 А (возбуждение) |
А2,А7 | Трёхфазная трансформаторная группа | 347.1 | 3´80 В×А; 230 В/242,235, 230, 226, 220, 133, 127 В |
А6 | Трехполюсный выключатель | 301.1 | ~ 400 В / 10 А |
Р1 | Блок мультиметров | 508.2 | 3 мультиметра 0...1000 В / 0...10 А / 0…20 МОм |
Р2 | Измеритель мощностей | 507.2 | 15; 60; 150; 300; 600 В / 0,05; 0,1; 0,2; 0,5 А. |
Р3 | Указатель частоты вращения | 506.2 | -2000…0…2000 мин-1 |
Описание электрической схемы соединений
Источник G1 - источник синусоидального напряжения промышленной частоты.
Преобразователь угловых перемещений G5 генерирует импульсы, поступающие на вход указателя частоты вращения Р3 электромашинного агрегата.
Испытуемый асинхронный двигатель М1 получает питание через выключатель А6 и трехфазные трансформаторные группы А2,А7 от трехфазного источника питания G1.
С помощью мультиметров блока Р1 контролируются ток и напряжение статорной обмотки испытуемого двигателя М1.
С помощью измерителя Р2 контролируются активная и реактивная мощности, потребляемые испытуемым двигателем М1.
Указания по проведению эксперимента
· Убедитесь, что устройства, используемые в эксперименте, отключены от сети электропитания.
· Снимите кожух, закрывающий муфту, соединяющую вал машины постоянного тока М2 с валом двигателя М1, и закрепите на ней стопорное устройство.
· Соберите электрическую схему соединений тепловой защиты машины переменного тока.
· Соедините гнезда защитного заземления " " устройств, используемых в эксперименте, с гнездом "РЕ" трехфазного источника питания G1.
· Соедините аппаратуру в соответствии с электрической схемой соединений.
· Переключатель режима работы выключателя А6 установите в положение "РУЧН.".
· Включите выключатели «СЕТЬ» блоков, задействованных в эксперименте.
· Активизируйте мультиметры блока Р1, задействованные в эксперименте.
· Включите источник G1. О наличии напряжений фаз на его выходе должны сигнализировать светящиеся лампочки.
· Нажатием кнопки «ВКЛ.» выключателя А6 подключите двигатель М1 к электрической сети.
· Быстро (менее чем за 10 с) в трехфазных трансформаторных группах А2 и А7 переключателем установите номинальные вторичные напряжения трансформаторов такими, чтобы ток обмотки статора (амперметр Р1.2. был равен номинальному (см. паспортные данные). Считайте и занесите в таблицу 7.2.3. показания вольтметра Р1.1 (линейное напряжение двигателя М1), амперметра Р1.2 (ток статорной обмотки двигателя М1), а также ваттметра измерителя Р2 (активная мощность, потребляемая одной фазой двигателя М1) и сразу после этого нажатием кнопки «ОТКЛ» выключателя А6 отключите двигатель М1 от электрической сети.
Таблица 7.2.3
, В | |
, А | |
, Вт |
· Отключите источник G1.
· Отключите выключатели «СЕТЬ» блоков, задействованных в эксперименте.
7.2.3. Опыт холостого хода трехфазного асинхронного двигателя
с фазным ротором.
Перечень аппаратуры
Обозначение | Наименование | Тип | Параметры |
G1 | Трехфазный источник питания | 201.2 | ~ 400 В / 16 А |
G5 | Преобразователь угловых перемещений | 6 вых. каналов / 2500 импульсов за оборот | |
М1 | Машина переменного тока | 102.1 | 100 Вт / ~ 230 В / 1500 мин- |
М2 | Машина постоянного тока | 101.2 | 90 Вт / 220 В / 0,56 А (якорь) / 2×110 В / 0,25 А (возбуждение) |
А2 | Трёхфазная трансформаторная группа | 347.1 | 3´80 В×А; 230 В/242,235, 230, 226, 220, 133, 127 В |
А6 | Трехполюсный выключатель | 301.1 | ~ 400 В / 10 А |
Р1 | Блок мультиметров | 508.2 | 3 мультиметра 0...1000 В / 0...10 А / 0…20 МОм |
Р2 | Измеритель мощностей | 507.2 | 15; 60; 150; 300; 600 В / 0,05; 0,1; 0,2; 0,5 А. |
Р3 | Указатель частоты вращения | 506.2 | -2000…0…2000 мин-1 |
Описание электрической схемы соединений
Источник G1 - источник синусоидального напряжения промышленной частоты.
Преобразователь угловых перемещений G5 генерирует импульсы, поступающие на вход указателя частоты вращения Р3 электромашинного агрегата.
Испытуемый асинхронный двигатель М1 получает питание через выключатель А6 и трехфазную трансформаторную группу А2, А7 от трехфазного источника питания G1.
С помощью мультиметров блока Р1 контролируются ток статорной обмотки и линейное напряжение испытуемого двигателя М1.
С помощью измерителя Р2 контролируются активная и реактивная мощности, потребляемые одной фазой испытуемого двигателя М1.
Указания по проведению эксперимента
· Убедитесь, что устройства, используемые в эксперименте, отключены от сети электропитания.
· Соберите электрическую схему соединений тепловой защиты машины переменного тока.
· Соедините гнезда защитного заземления " " устройств, используемых в эксперименте, с гнездом "РЕ" трехфазного источника питания G1.
· Соедините аппаратуру в соответствии с электрической схемой соединений.
· Переключатель режима работы выключателя А6 установите в положение "РУЧН.".
· Включите выключатели «СЕТЬ» блоков, задействованных в эксперименте.
· Активизируйте мультиметры блока Р1, задействованные в эксперименте.
· Включите источник G1. О наличии фазных напряжений на его выходе должны сигнализировать светящиеся лампочки.
· Подайте напряжение на двигатель М1 нажатием кнопки «ВКЛ.» выключателя А6.
· Меняя положение регулировочных рукояток трехфазных трансформаторных групп А2, А7, установите подводимое к двигателю М1 линейное напряжение равным номинальному (см. паспортные данные). Занесите показания вольтметра Р1.1 (напряжение ), амперметра Р1.2 (фазный ток двигателя М1), а также ваттметра и варметра измерителя Р2 (активная и реактивная мощности, потребляемые одной фазой двигателя М1) в таблицу 7.2.4.
Таблица 7.2.4.
, В | |
, А | |
, Вт | |
, Вт |
· Отключите источник G1.
· Отключите выключатели «СЕТЬ» блоков, задействованных в эксперименте.
7.2.4. Обработка результатов испытаний и оформление отчета.
7.2.4.1. Выполнить эскизы продольного и поперечного сечений асинхронного двигателя с фазным ротором. Кратко описать принцип действия двигателя, а также результаты его внешнего осмотра. Привести номинальные данные исследуемого двигателя и электрическую схему испытаний.
7.2.4.2. Используя опытные данные (таблицы 7.2.1., 7.2.2), рассчитать
скольжение ,
потребляемую активную электрическую мощность
= 3× ,
сумму потерь мощности в двигателе
,
где и — магнитные и механические потери (приведены в таблице данных испытуемого двигателя), Вт; - электрические потери в обмотке статора, Вт ( - активное сопротивление фазы обмотки статора при рабочей температуре, Ом; - электрические потери в обмотке ротора, Вт;
отдаваемую (механическую) мощность
,
вращающий механический момент на валу двигателя
,
результаты вычислений занести в таблицы 7.2.5.,7.2.6., построить в одной координатной сетке естественную и искусственные механические характеристики двигателя и пояснить ход графиков.
Естественная механическая характеристика.
Таблица 7.2.5.
, Н×м | ||||||||||
, мин-1 |
Искусственная механическая характеристика.
Таблица 7.2.6.
, Н×м | ||||||||||
, мин-1 |
Привести пример расчета всех величин при номинальной нагрузке двигателя.
7.2.4.3. Используя данные опыта холостого хода (таблица 7.2.4.), рассчитать соответствующие напряжению полные активную и реактивную мощности, потребляемые двигателем М1, значения коэффициента мощности, фазное напряжение .
=3∙ ,
=3∙ ,
,
Результаты расчетов занести в табл. 7.2.7.
Таблица 7.2.7.
, В | |
, Вт | |
, Вт | |
7.2.4.4. Используя данные опыта короткого замыкания (таблица 7.2.3.), рассчитать соответствующие напряжению значения фазного напряжения , коэффициента мощности .
,
,
Полученные результаты занесите в таблицу 7.2.8.
Таблица 7.2.8.
, В | |
, Вт | |
, А | |
Рассчитать ток короткого замыкания
,
и потребляемую из сети активную мощность при номинальном напряжении на обмотке статора
.
7.2.4.5. Расчет рабочей и механической характеристик двигателя по круговой диаграмме.
Круговую диаграмму построить по данным опытов холостого хода и короткого замыкания асинхронного двигателя в следующем порядке.
Выбрать масштаб тока, ,
,
где отрезок O1K взять не менее 200—250 мм.
Вычислить масштаб мощности, ,
,
и момента, ,
.
Из произвольно взятой точки O1 построить оси координат и направить вектор номинального фазного напряжения обмотки статора по оси ординат вверх.
Построить вектор тока и определить точку О (s=0) идеального холостого хода двигателя. Для этого на высоте отрезка, равного , провести горизонтальную прямую и засечь ее из начала осей координат радиусом О1О = .
Построить вектор тока и определить точку К (s=l) короткого замыкания двигателя при номинальном напряжении на обмотке статора. Для этого на высоте отрезка, равного , провести горизонтальную прямую и засечь ее из начала координат радиусом O1K = .
Соединить полученные точки отрезком ОК, из середины которого восстановить перпендикуляр до пересечения его с прямой, проведенной через точку О параллельно оси абсцисс, в точке Ok.
Через точки О и К построить окружность с центром в точке Оk — геометрическое место конца вектора тока рабочей ветви Г-образной схемы замещения асинхронной машины.
Так как двигательному режиму работы соответствует дуга окружности на участке от точки К (s=l) до точки О (s=0), то участок окружности, лежащей ниже оси абсцисс, можно не строить.
Из точки О под углом а к диаметру ОD, проведенному параллельно оси абсцисс, провести прямую до пересечения ее с окружностью в точке H(s=± ):
,
где - активное сопротивление фазы обмотки статора при рабочей температуре.
Определить точку реального холостого хода Р, для чего на высоте отрезка, равного , провести горизонтальную прямую до пересечения с окружностью вблизи точки О.
Обозначить полученные в результате построений линии отсчета:
O1E — линия подведенной мощности (ось абсцисс);
ОН — линия электромагнитной мощности и электромагнитного момента;
ОК — линия полной механической мощности;
РК — линия полезной механической мощности и вращающего механического момента.
Построить шкалу скольжения в следующем порядке. Из точки L, взятой на линии ОН, провести прямую, перпендикулярную радиусу OkH и продолжить ее до пересечения в точке Q с прямой, построенной из точки H(s=± ) через точку K(s=l). На отрезок LQ нанести шкалу скольжения, приняв во внимание, что в точке L скольжение s=0, а в точке Q скольжение s=1. Для более точного определения скольжений, соответствующих работе асинхронного двигателя при нагрузках меньше номинальной, точку L следует взять на таком удалении от точки Н, чтобы длина отрезка LQ была не менее 200-250 мм.
Построить шкалу коэффициента мощности . Для этого провести из точки O1 как из центра радиусом, равным 100 мм, окружность (достаточно построить дугу окружности в первом квадранте) и построить на оси ординат шкалу , приняв точку пересечения этой оси с указанной окружностью за =1.
Определить на круговой диаграмме точку AN, соответствующую работе двигателя при номинальной нагрузке. Для этого отложить от линии полезной мощности РК перпендикулярно диаметру ОD (ближе к точке О) отрезок Р1АN = так, чтобы точка AN оказалась на окружности. Построить вектор тока рабочей ветви Г-образной схемы замещения асинхронной машины OAN и вектор тока обмотки статора O1AN.
Продолжить отрезок P1AN до линии подведенной мощности и определить точки пересечения E1, H1 и K1 с линиями подведенной, электромагнитной и полной механической мощности соответственно.
Определить по круговой диаграмме величины, характеризующие работу двигателя в номинальном нагрузочном режиме:
ток в обмотке статора = O1AN × ;
потребляемую активную мощность = E1AN × ;
коэффициент полезного действия = Р1АN /Е1АN;
вращающий механический момент = Р1АN × ;
скольжение по шкале скольжения в точке пересечения ее с отрезком АNН;
частоту вращения = ;
коэффициент мощности по проекции точки пересечения окружности радиусом 100 мм с вектором тока обмотки статора или его продолжением на шкалу коэффициента мощности.
Задавшись несколькими величинами полезной механической мощности в диапазоне (0,25... 1,25) , определить на круговой диаграмме соответствующие им точки. Для этого отрезок P1AN разделить на четыре части. Через точки деления провести прямые, параллельные линии полезной мощности РК, до пересечения их с окружностью (ближе к точке О). Точку на круговой диаграмме, соответствующую работе двигателя при нагрузке 1,25 , предлагается определить самостоятельно.
Для каждой точки на окружности строить перпендикуляр к диаметру ОD, определять отрезки и рассчитывать соответствующие величины аналогично рассмотренному выше.
Рис. 7.2. Круговая диаграмма.
Результаты расчетов оформить в виде таблицы 7.2.9.
Таблица 7.2.9.
, мин-1 | ||||||||||
,о.е. | ||||||||||
, Вт | ||||||||||
,Вт | ||||||||||
, А | ||||||||||
,о.е. | ||||||||||
,Нм |
Построить в одной координатной сетке рабочие характеристики двигателя , , , , , , при = , . Построить механическую характеристику и сравнить ее с характеристикой, полученной из опыта методом непосредственной нагрузки двигателя. Привести пример расчета всех величин, характеризующий работу двигателя при нагрузке .
Контрольные вопросы
1.Опишите устройство и элементы конструкции асинхронного двигателя с фазным ротором, преимущества и недостатки этих двигателей в сравнении с двигателями с короткозамкнутым ротором.
2.Поясните принцип действия двигателя.
3.Поясните последовательность операций, выполняемых при реостатном пуске двигателя с фазным ротором.
4.Как опытным путем определить рабочую характеристику асинхронного двигателя? Поясните ход графиков рабочей характеристики.
5.Опишите порядок проведения опытов холостого хода и короткого замыкания двигателя с фазным ротором. В чем состоит практическая ценность этих опытов?
6.Как опытным путем определить скольжение двигателя с фазным ротором? Почему оно изменяется при изменении нагрузочного момента?
7.Опишите порядок построения круговой диаграммы.
8.Как по круговой диаграмме определить рабочую характеристику двигателя?
9.Определите из круговой диаграммы перегрузочную способность двигателя.
10.Определите из круговой диаграммы кратность пускового момента и пускового тока.
11.Какое скольжение называется критическим и как его определить из круговой диаграммы?
12.Как изменяются скольжение, частота вращения и КПД двигателя с фазным ротором при введении в цепь ротора добавочного сопротивления?
7.3. Исследование пусковых характеристик асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором.
Цель работы – овладение практическими навыками экспериментального определения пусковых характеристик асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором и оценки потребительских свойств этого двигателя.