Информационная насыщенность коммуникативного действия и ее зависимость от сущностно-содержательной стороны нового (его истинности, добролюбия, красоты, нравственности)

Мы уже говорили о количественных потоках информации, которыми обмениваются макро- и микросреды общества и которые не говорят ввиду лишь своих количеств об информационно-содержательной насыщенности этих потоков. В этой лекции подчеркнем ее прямую зависимость от сущностной стороны нового. В чем она заключается?

Полагаем, что за критерий этого качественного насыщения значимости и ценности для человека информации надо взять предложенную М.М.Бахтиным систему ценностей действительной жизни и культуры. В эту систему входят научные, эстетические, политические (в том числе этические и социальные) ценности, а также ценности религиозные. Они должны сочетаться эмоционально-волевыми центральными моментами: я-для-себя, другой-для-меня, я-для-другого (М.Бахтин. Философия поступка. Цит. по Л.Н.Столович. Красота. Добро. Истина. М., 1994, с 435).

Конкретный человек является ценностным центром, но для получения объективной ценностной реальности необходимо дать возможность создания ценностным центром диалогических отношений с опорой на систему основных ценностей. Отсюда вытекает, что коммуникация и должна быть своеобразным испытательным временем-пространством для проверки этих взаимосвязей структуры и ее элементов, что и составляет сущностно-содержательную сторону нового. В итоге - если в информации не присутствуют эти диалогические выходы на ценности действительной жизни и культуры, то она менее насыщена информационно и в лучшем случае развивает обширную, а не глубокую культуру человека (термины А.Моля).

В рукописи, озаглавленной при публикации Автор и герой в эстетической деятельности, продолжившей искания, проявленные в работе К философии поступка, М.Бахтин подчеркивает, что каждый поступок определяется предметными мирами ценностей - от узкопрактических (жизненно-житейских) до узкоэтических, то есть в непосредственном отношении к добру и злу.

В этом же аксиологическом (ценностном) аспекте понимал творчество, художественную коммуникацию А.Ф.Лосев, однако главной ценностью творческого коммуникативного акта философ считал борьбу за смысл. В 1985 г. была опубликована беседа с ним под названием В поисках смысла.

А.Ф. Лосев ставит в ней проблему соотношния смысла и факта, несколько изменяя основную формулу и проблему аксиологии - соотношения ценности и факта. Подразделяя науки на науки о смысле и науки о фактах он пишет: Факт ведь тоже есть смысл (курсив А.Л.), - по той простой причине, что нет вообще ничего кроме смысла. Однако факт есть особый смысл... Именно факт есть меонизированный смысл, смысл в ином, в инобытии, непрерывно и сплошно текучий и изменяющийся смысл. (А.Ф.Лосев. Из ранних произведений. М., 1990, с. 156-157).

Можно сколько угодно задаваться вопросом, какой такой особый смысл в череде скандальных, криминальных фактов, ставших основой социальной информации сегодняшнего дня. Но ответ будет один: Мы-для-себя.

Вопросы для самопроверки

1. Смысл коммуникации по А. Лосеву.

2. Смысл коммуникации по М. Бахтину.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: