Проблемы тюркского единства

На эту тему написано немало статей. Одни смотрят на перспективу тюркского союза с оптимизмом, другие рассматривают его как романтическую идею. Много людей, много предложений и пожеланий. Попробую и я поразмыслить об этой теме и вспомнить события не так давно минувших дней.

В начале 90-х годов XX столетия развалился Советский Союз, и на его обломках образовались новые тюркские государства. В эти годы многие народы, в том числе и тюркские, были опьянены появившейся свободой слова. Огромная страна рушится, впереди неизвестность, нет четкой программы будущности жизни, но для народа все нипочем, особенно для интеллигенции. Видимо, всем так надоели, обман и ложь высокопоставленных партийных советских чиновников. Интеллигенция желает демократии, хотя какая эта демократия у всех на этот счет смутное представление. Скорее всего, под словом «демократия» подразумевалась справедливая жизнь и уважение ко всем народам.

Образовывались всякие партии с разными направлениями, среди них были и национальные. В программах татарских национальных партий записываются главные цели – это тюркизм, исламское возрождение и демократия. Эти три вектора движения совершенно противоположны. Тюркизм – это возрождение тюркского традиционного мировоззрения. Ислам – это интернационализм, арабизация, потеря исторической духовной памяти. Демократия по-европейски – это либерализм в католически-протестантской оболочке. Сейчас трудно сказать, что такие противоположные цели направления ставились обдуманно. Можно только предположить, что кто-то с умом и со знанием дела подсказывал эти направления, а многие, в том числе и те кто писал эту программу, и те, кто вступал в эти партии, глубоко не задумывались над смыслом этих слов. На митингах, собраниях воодушевленные люди выкрикивают: «Азатлык», что в переводе с персидского «свобода». Из этих выкриков толпы невозможно было понять, чего они хотят. Людей много, и желания у них разные: одни желают свободного государства, другие – свободных женщин или свободных мужчин, а третьи, возможно, свободного образа жизни и т.д. У многих эйфория, нет времени остановиться и подумать, что у татар есть слово «Ирек», «воля». Может, все же свое родное слово ближе и понятнее, тогда было бы понятно, что кто-то желает волевого тюркского государства, кто-то чтобы было побольше волевых мужчин или вольного образа жизни и т.д. Вопрос лишь в том, как укреплять волю, как стяжать дух и как пробуждать совесть. Ответ известен: верный путь укрепления воли – исправление имен в уме. Национальное мировоззрение укрепляет волю. Воля порождает надежду.

Но в те 90-е годы никто на это не обращал внимания, а тому кто обращал, говорили, что все это мелочь. А может, все же не мелочь, из-за этих мелочей тюркский язык сегодня состоит из 20 процентов слов других народов. Может, есть смысл возрождать тюркские (имена) слова, которые когда-то присутствовали в тюркском языке и лучше выражают наши чувства, мысли, чем заимствованные.

Громадное государство разрушилось, промышленность и сельское хозяйство резко и повсеместно пришло в упадок, несмотря на это, прочность и запасы, накопленные в Советском Союзе, были настолько значительные, что в первые годы развала страны народ не почувствовал ухудшения жизни. Цены на жильё, продовольствие, транспортные услуги были еще доступные. Здравоохранение и учеба в высших учебных заведениях были бесплатными. Поэтому в те годы проводились частые международные, республиканские курултаи, съезды, конференции, собрания. Тогда еще энтузиасты и националисты могли себе позволить на свои сбережения не только поехать на курултай, но и полететь на конференцию на самолете. На курултаях предлагалось много вариантов на улучшение социальной жизни людей в новых тюркских государствах. Одно из главных направлений – это поднятие национального (тюркского) престижа или гордости. Для этого нужны новые учебники истории, которые правдиво показали бы наше славное прошлое и причины трагического падения, чтобы тюркская нация не совершала прошлых ошибок и была уверена в своем благополучном будущем. Предлагались методы сближения тюркских государств и народов. Предложения записывались в решениях собраний. Всем казалось, что скоро настанет социально-справедливая жизнь, начнется сближение тюркских государств, тюркские государства возвысятся и тюркские народы обретут уважение среди других народов и государств. Такой оптимизм был не на пустом месте, так как новые тюркские государства были обширные, с огромными запасами сырья, многолюдные, а народ достаточно грамотный. Повсюду шли сближения на государственных уровнях, устанавливались тесные экономические, торговые и культурные договора. Возникали совместные с Турцией университеты и лицеи, газеты и телеканалы. Им тогда даже в голову не приходила мысль, что своя национальная верхушка скоро ограбит народ.

Препятствия к тюркскому единению. Но начиная с 1997 года активность тюркских общественных организаций в сфере единения и сотрудничества резко упала, а затем свелась почти на нет. Перестали проводить съезды Ассамблеи тюркских народов. Да и на государственном уровне все решения затормозились. Почему все затормозилось и пошло вспять. В чем причины? Сегодня от того, сможем ли мы разобраться в причинах торможения тюркского союза, зависит наша судьба на десятилетия вперед. На первый взгляд много объективных причин, поэтому кажется все просто и понятно, но все же чувствуется, что есть какая-та неведомая сила, которая руководит всеми процессами, которая сказала: «хватит, дети, поиграли, помитинговали, покричали «Азатлык» и довольно. Пора заканчивать этот балаган. Раз не знаете своего вектора развития, тогда вы пойдете по тому пути, что мы укажем».

Проанализируем причины охлаждения тюркских обществ в решении вопрос тюркского единения. Энтузиазм у националистов стал падать, как только они осознали, что, пока они ездили на курултаи, съезды, участвовали в митингах ради будущей достойной, социально-справедливой жизни тюркских народов, в это время ушлые люди – правящая элита, чиновники, директора предприятий и колхозов и т.п. – прибирали к рукам государственные имущества. Эти люди за короткое время сказочно разбогатели. Для них интересы нации, проблема единения тюркских народов были пустым звуком. Они этого не понимали, их это не интересовало. Но если эти люди резко разбогатели, то, следовательно, основная масса населения резко нищала. Материальный запас Советского Союза кончался, все, что смогли, за бесценок продали за границу. Безработица, повышение цен на продовольственные товары, рост цен на транспортные, железнодорожные и авиаперевозки – всё это ударило по простым людям, в том числе и по активистам национального движения. С каждым годом число встреч уменьшалось, а затем и вообще прекратилось. Националисты, да и просто обыватели, даже не поняли, как провозглашая красивые слова демократия, верхушка их обобрала. Это материальная сторона прекращения курултаев и съездов, другая сторона – это моральная неудовлетворенность от этих курултаев.

Участников курултаев и съездов по единению тюркских народов были в основном тюрки из бывшего Советского Союза. Иногда организовывали конференции турки. Воспитанные в духе коммунизма и социализма, в основной массе они были атеистами. Им казалось, что единства крови и близости языков достаточно, чтобы произошло быстрое объединение. Обстановка в первые годы на съездах и конференциях была праздничная. Участники видели будущность России и других тюркских государств в светской форме правления в духе социалистической справедливости и возрождения своей тюркской культуры и обычаев, а объединение тюркского мира видели в духовном объединении. А те страны, которые стали независимыми, могли объединиться в федерацию или союз, которых в истории тюрков было немало. Таким путем все тюрки смогли бы занять достойную нишу на мировой арене, и этим можно было гордиться. Такое у них было желание, с такими они выступали предложениями. Но жизнь оказалась намного сложнее. Первые же конференции показали, что для понимания и выработки решений, удовлетворяющих всех, быть единым по крови и близким по языку ещё мало. Впервые они поняли, что их разъединяют разные мировоззрения. Будучи атеистами, хотя бы на словах считая себя мусульманином, христианином, буддистом т.д., делегаты стали понимать, что даже эта маленькая заноза вносила раскол в единение тюркского мира. Нужно было общее объединяющее мировоззрение, общая для всех идеология.

Противоположные векторы развития. На всех курултаях не обходилось без обсуждения двух вопросов – религии и алфавита. Если была турецкая делегация, то она пропагандировала ислам, но это не нравилось тем, кто считал себя христианином, буддистом и т.д. Да и многие, кто на словах причислял себя к мусульманам, были не в восторге от исламской идеологии, так как им не хотелось жить по исламским канонам. Основная масса делегатов хотела жить по светским законам, в сильном национальном государстве с развитым тюркским языком и национальной мировоззренческой идеологией. Но какая она тюркская идеология, способная объединить всех тюрков, они не знали. Не хватало знаний.

Другим, не менее важным вопросом, который предлагали рассмотреть некоторые делегаты, – был вопрос перевода тюркских народов на латинскую графику, якобы она даст возможность для объединения всех тюрков. Красивые слова возбуждали и вдохновляли сидящих людей в зале, вот назло русским перейдем на латиницу, пусть знают наших. Но никто из делегатов вообще не представлял, что значит для нации перевод письменности с одного алфавита на другой. Никто для делегатов курултая не представлял заключения экспертов, к каким последствиям, приведет смена алфавита, чего больше будет: положительного или отрицательного. Одни лозунги, рассчитанные на эмоции, и зал отвечал одобрением. Хотя известен факт, что каждой религии соответствует свой алфавит: исламу – арабский алфавит; католичеству – латиница; православию – кириллица и т.д.

Мне вспомнился один эпизод, произошедший в 1989 году в Баку. Руководители Карабахского автономного района решили отделиться от Азербайджанской ССР и присоединиться к Армянской ССР. В Советском государстве это уму непостижимый случай. Это всколыхнуло национальные чувства азербайджанцев. По всей республике шли собрания и митинги. Город Баку бурлил от негодования. Митинги и собрания о пресечении этого вопиющего безобразия, обращения с протестами в Москву, обида на руководителей братских тюркских республик, на их нейтральную позицию – это обычные выступления ораторов тех дней. Однажды на одном из таких собраний по карабахскому вопросу, где присутствовала только интеллигенция, в основном гуманитарная, один из выступающих неожиданно для всех высказал такую мысль, что для единения тюркского мира нужен переход всех тюркских народов на латинскую графику. В зале установилась полная тишина, так как это было не по теме собрания, да и предложение было не совсем понятное. Все молчали. Но вот к выступающему обратился человек, назвавший свою профессию – филолог. Он обратился к выступающему с просьбой более подробно разъяснить, каким он видит механизм перехода всех тюркских народов на латиницу, каким образом латиница сможет объединить тюркские народы, если у всех тюркских народов есть отличия в языке. Кириллицой пользуются все тюркские народы Советского Союза, но она не смогла объединить тюркские народы. Далее он продолжал, что латиница, как и кириллица не имеет такого унифицированного свойства, чтобы один тюркский народ написал, а все остальные тюрки смогли понять написанное. К тому же в латинском алфавите, нет букв, которые имеются в произношении тюркского языка. Взять, например, кумыкский гортанный язык, в латинице совершенно нет таких букв, которые правильно смогли бы донести этот язык. Вопрос задающий заявил, что перевод с одного алфавита на другой – это обыкновенное морочение тюркских голов, причем с большой вредностью. Выступающий, предложивший латинский алфавит, не был филологом, в тонкостях языка он не разбирался. Видимо, кто-то попросил его выступить с такой речью, а вот того что зададут такие вопросы, они не ожидали, поэтому и не подготовились. Тогда он просто и жестко ответил: «Раз надо переходить на латинский алфавит, значить надо. А кумыкам с их гортанным языком придется подточить своё горло». Этот разговор произошел тогда, когда ещё был Советский Союз. Тогда ни у кого и в мыслях не было, что на следующий год такое государство перестанет существовать. Но слова, сказанные выступающим что «раз надо менять алфавит, так и будет», запомнились. Только вопросом «кому это надо?», остался непонятным. Значить, уже тогда кто-то планировал перевести всех тюрков на латинскую графику.

Прошло время. Советский Союз развалился. В 1991 г. Нагорный Карабах объявил независимость от Азербайджана. Началась война между Арменией и Азербайджаном. В результате боевых действий Азербайджан потерял контроль над Нагорным Карабахом и прилегающими к нему семи районами. Конфликт сопровождался вооруженным противостоянием и волной беженцев. В короткой войне Азербайджан уступил 20 процентов своих земель. Хорошо, что 20 процентов, а могло быть и 50 процентов. Ведь в правительстве и в правление Азербайджана тогда творился такой хаос. С захваченных земель изгоняются и бегут миллионы азербайджанских беженцев. Экономика, промышленность, сельское хозяйство развалено и разворовано. Миллионы жителей Азербайджана покидают страну в поисках за границей работы. Никто и пальцем не пошевелил, чтобы приостановить развал и поднять экономику страны, поднять национальный дух, освободить захваченные земли. Нет, об этом никто не думал. Правительство и парламент Азербайджана, вчерашние коммунисты, считают наиболее важной для страны в такое смутное время, смену алфавита с кириллицы на латиницу. Смена алфавита дополнительно ударила по азербайджанскому народу. Старшее поколение лишилось всего: не только доступа к информации, но и передачи своих знаний молодому поколению. Молодое поколение осталось без поддержки старшего поколения. Информация и знания, накопленные на кириллице, стали им недоступны. Накопленные знания стали обнуляться. По этой причине еще одна часть интеллигенции стала покидать Азербайджан. Прошло 17 лет, а азербайджанская территория все ещё продолжает находиться в руках Армении. Отдать земли легко, а вот вернуть тяжело, когда нет доверия к правительству, когда низок уровень чувства патриотизма.

Одновременно на латиницу переходят Узбекистан, Туркменистан. В Татарстане часть интеллигенции, которая тесно связана с государственными структурами, продвигает идеи перехода на латинский алфавит. И тогда вновь вспоминаются Баку 1989 года и тот ответ выступающего: «Раз надо переходить, значить надо». Кому это надо? Об этом думаешь приходят на курултаях, посвященных единению тюркского мира. Но с каждым курултаем или съездом энтузиазм делегатов падал. Дублирование прежних вопросов и решений, говорить из года в год одно и то же, что в конечном счете результатов никаких не давало. Даже незначительные предложения и резолюции тюркскими правительствами и парламентами не рассматривались и не воплощались в жизнь. Но ответ на самый главный вопрос о духовной идее по единению тюркского мира не был найден, а исламизация и латинизация, предлагаемые некоторыми делегатами, многих не устраивал, они вели в тупик. Тогда в голову приходили мысли, что эти курултаи и съезды, видимо, проводили для выпуска пара. Это многие стали чувствовать, но найти правильное решение не могли. С каждым разом чувство неудовлетворенности возрастало. Многим националистам все это, в конце концов, надоело, и люди перестали ездить на общественные курултаи. Тюркской правящей верхушке общественные собрания и мнения делегатов были не нужны.

Настоящая политика, конечно, делалась в других коридорах и в другом месте. Начиная с 1997 года государственная правовая машина под разными предлогами стала закрывать национальные партии и общества, оставляя только тех, кто под видом оппозиции на самом деле исполнял волю правительства. В такие «карманные» конгрессы, партии и общества уважающий себя человек перестал ходить. Если националисты выступали на курултаях и съездах за развитие светской жизни с тюркским уклоном, то все правительства вновь образовавшихся независимых государств, в том числе и республик в составе России, как по мановению палочки взяли противоположный курс – на исламизацию, христианизацию тюркских народов. Были построены мечетети, церквей, монастыри, буддийских храмы, синагог, католические храмы, религиозные образовательные учреждения. Для этого были задействованы огромные материальные ресурсы. Все руководители предприятий добровольно должны были выделять пожертвования на строительство. Из арабских стран на строительство мечетей поступали огромные денежные средства. В арабские страны и в Турцию посылали молодежь на обучение будущих священнослужителей. В средствах массовой информации все это рекламировалось как шоу. Для легитимности этого шоу тюркские правительства организовывали свои конгрессы, курултаи, собрания ученых, где должны были присутствовать все «слои» общества: по количеству, полу, возрасту, званию. Огромные расходы на культурные мероприятия делегатов в общем как в старые коммунистические времена. Главными темами курултаев были переход на латинский алфавит, на исламизацию народа, и все присутствующие единогласно одобряли эти направления. Таким образом, правительства от имени трудящихся принимали свои решения. Латинизация и исламизация – два противоположных вектора развития, которые чужды друг другу по идеологии и никакого отношения не имеют к тюркскому мировоззрению. Но его сторонники проправительственные люди, называющие себя евроисламистами, считают, что для тюрков такой гибрид – это лучший путь развития. Взятые на вооружение исламизация и латинизация тюрков – не только величайшая глупость, но и большая опасность для будущности тюркских народов. Такая гибридная конструкция воздействует на общественное сознание с очень вредными последствиями. В психологии плюс в сочетании с минусом не равен нулю. Он равен шоку, ошибке.

Рассмотрим Турцию. Это государство было самое закрытое для Советского Союза. С распадом Советского Союза границы открылись. Многие националисты по своей наивности, возлагали на Турцию большие надежды в деле объединения тюркских народов. Но, как показало время, надежды националистов не оправдались. Турецкое правительство видит свою перспективу не в составе Тюркского союза, а в составе Евросоюза. Чтобы это понять, надо заглянуть в историю.

Османская империя образовалась на византийских землях. После завоевания турками Константинополя, переименованного позже в Стамбул, местное население – греки никуда не исчезли, они вошли в состав Османской империи со своим менталитетом, только поменяли христианство на ислам. Дальнейшее расширение Османской империи происходило за счет арабских земель и Европы. Завоевав арабские земли, османские султаны объявили себя халифами, защитниками и покровителями ислама. Поэтому в завоеванных европейских странах они насаждали ислам. Вся их политика проходила в арабских и европейских странах. Перекочевав в Переднюю Азию, завоевав многие народы и земли, османские тюрки почти забыли свою родину – Великую степь. После взятия Казани московским княжеством татары обратились за помощью к Османской империи, как к тюркам и единоверцам мусульманам. Турки не защитили своего вассала – крымских татар – от завоевания России. Евразийские тюрки не могли союзничать с турками из-за двуличной политики Османской империи. В Турции основная идеология ислам, а пользуются латинским алфавитом. В Татарстане такую идеологию называют евроислам. Турция – член НАТО. Общеизвестно, что уже несколько сот лет, как на территории Турции обосновалось бесчисленное множество масонских лож. Ими пронизаны армейские, финансовые, торговые, промышленные структуры. Половина населения Турции – не этнические турки, это греки, курды, армяне, евреи, арабы, представители кавказских народов и европейских стран. Просто все они говорят на турецком языке. Все эти народы также находятся у власти в правительственных структурах турецкого государства. Как и в прежние времена, Турция живет в раскорячку, одной ногой с арабскими странами через посредника – ислам, другой ногой в Европе, через посредника – латинский алфавит. Вот эту неудобную позу в идеологии турецкое правительство и старается внедрить всем тюркским народам. Видимо, неплохо получается, если многие тюркские правительства в Евразии следуют этому курсу. На все официальные приемы в Турцию приглашаются все – мусульмане, христиане, иудеи, коммунисты, буддисты, все, кто угодно, только не тюркские националисты. Они приглашают в Турцию всех тюркских писателей, поэтов, ученых со всего тюркского мира, только тех, кто поддерживают ислам и перевод письменности на латинскую графику, помогают, переводят и переиздают их книги. Но книги, проповедующие тюркское мировоззрение, совершенно не приветствуются. Турции не нужны тюркские националисты. Поэтому выступления турецких делегатов на общественных конференциях всегда раздражали тюркских националистов. Такая Турция, видимо, не нужна ни исламскому миру, ни европейцам. Она нужна только США в ее политических интересах, а как этих интересов не станет, то и ей не нужна будет Турция.

Удивительные происходят события: вчерашние коммунисты из высшего государственного аппарата Советского Союза, которые еще в кармане носили партбилеты на всякий случай, будучи атеистами, они и не скрывали, сразу после распада Советского Союза оставшиеся у власти в спешном порядке, причем повсеместно, одновременно во всех тюркских государствах и республиках пошли на исламизацию или христианизацию тюркских народов. Эти люди никогда не были самостоятельны в руководстве. При Советском Союзе они были хозяйственниками, у них не было опыта самостоятельного правления независимым государством, а после того как на них неожиданно свалилась с Неба независимость, трудно, конечно, поверить в их самостоятельность в принимаемых политических решениях. Встает вопрос. Кто так властно и синхронно командует над всеми тюркскими правителями? Одни политики считают, что во всем этом виноваты арабские деньги. Другие считают, что для высшей космополитической тюркской элиты ислам выгоден своим космополитизмом (ислам не поощряет создание этнокультурных наций и национальных государств), он стремится к созданию мировой уммы мусульман вне зависимости от их национальности. Кроме того, в исламе сильна тенденция упования на все терпение к трудностям жизни и восхваление вышестоящих руководителей, все вместе получается идеальная доктрина для управления верноподданными, которые не будут беспокоить элиту разными «националистическими» требованиями. Третьи вообще сваливают эти странные поведения на происки масонов. Вероятно, в каждом из этих предположений есть доля правды.

Ислам велик и разнообразен. Но никто даже не пытается объяснить обнищавшему и заблудшему народу, что такое ислам и исламское государство. Приведет ли это к немедленной консолидации и расцвету татарского и в целом тюркских народов? Возможно ли это? Некоторые безапелляционно, категорично утверждают: «да!» Но, как показывает история, на пример, Золотой Орды, при Узбек-хане, объявившем государственную религию ислам, были уничтожены сторонников тюркского мировоззрения, произошел еще больший раскол. В империи началась гражданская война с религиозным оттенком. В нынешней ситуации, когда тюркским народам навязывают даже такие религии, как католичество, харакришна, протестантизм, бахавизм и другие, это может привести к моральному духовно-нравственному хаосу. Поэтому единственный естественный выход – это обратиться к базовому мировоззрению тюркского менталитета, традициям основы, которые заключены в традиционном мировоззрении тэнгрианство.

Часть тюркских националистов, ученых, политиков впала в пессимизм. Были и такие, кто переметнулся в ислам, увидев там перспективу своей жизни. Там под покровительством государства можно спокойно и припеваючи работать священнослужителем. Несмотря на такое серьезное положение, не все пали духом. Была и небольшая часть интеллигенции, которая на вопрос «как быть?» решила искать ответ в истории своего прошлого. Не секрет, что если ты планируешь будущее, надо изучить прошлое. Там есть ответы на вопросы, когда и где принимались правильные или неправильные решения в судьбе народа или государства. История тюркского мира ясно показывает, что объединения тюрков легко происходили до X века, когда у них была общая своя тюркская цивилизация, где основным компонентом этой цивилизации было ядро, состоящее из трех опор – языка, национального мировоззрения, национального алфавита. В народе есть пословицы: «Век живи, век учись» или «Новое – давно забытое старое».

Это подтолкнуло к тому, что эта небольшая часть интеллигенции стала изучать древнетюркское традиционное мировоззрение доисламского периода, которое французский исследователь религии Жан-Полю Ру назвал обобщающим термином «тенгризом». Изучение традиционного тюркского мировоззрения не составляет больших трудов, так как его обряды, обычаи сохранились в народе почти на 80 процентов. Люди, начиная с рождения и до смерти, продолжают пользоваться своими национальными традициями. Просто из-за незнания считают их исламскими или не знают смысла проводимых обрядов. Поэтому энтузиастам всего тюркского мира, начиная от Якутии до Азербайджана, Алтая, Казахстана, Киргизии, Средней Азии и Татарстана, за короткое время было написано много книг, статей и даже Министерством образованием Татарстана, выпушено учебное пособие по древнетюркскому мировоззрению. Возрождены молитвы на тюркском языке, выпускаются они как брошюры и в кассетах. Вопрос встал о построении тюркских храмов Тэнре йорт и духам великих предков. С этим вопросом энтузиасты обращались к президенту Татарстана и его советнику. Но, к сожалению, получили отказ.

Исследования шли и в направления возрождения тюркского алфавита. После тщательных исследований некоторые ученые пришли к выводу, что к алфавитам, на которых уже с XX века пишут тюрки разных государств, надо внедрять дополнительно тюркский алфавит. Эти высказывания не новы. Известный востоковед академик В.В. Бартольд еще в начале XX века писал о тюркском алфавите: «Здесь мы имеем сложное письмо, которое приспособлено к тюркскому языку гораздо лучше, чем все другие алфавиты». Как видите, есть национальный алфавит, который приспособлен к тюркскому языку лучше других алфавитов. Но главное еще в том, что при разработке тюркские жрецы учли все диалекты и разность тюркского языка и смогли алфавит унифицировать для всех тюркских народов, так что, бы один тюркский народ написал, а все остальные тюрки смогли понять написанное и прочитать его без искажения на своем языке. К тому же у тюркского алфавита имеются все буквы, которые имеются в произношении тюркского языка. Остается только возродить свою письменность. Конечно, есть мелочи, но они легко преодолимые. Сегодня современный тюркский язык немного изменился в сравнении с X веком за счет новых арабских, персидских, русских, европейских слов. Появились новые звуки, которыми не пользовались древние тюрки. Из-за того, что с X века было приостановлено усовершенствование тюркского алфавита, в тюркском алфавите не хватает этих букв. Решить этот вопрос несложно. Если взять тюркский алфавит и скандинавские руны, у них есть много общего, и в скандинавских рунах есть буквы, недостающие в современном тюркском языке. Для вывода алфавита на более высокий уровень, не меняя его художественного вида, можно эти недостающие буквы взять из скандинавских рун.

Но пока тюркские правительства и их парламенты не хотят в упор видеть и слышать об тюркском традиционном мировоззрении, о книгах написанных по тэнгрианству, статьях, написанных на эту тему, о внедрении усовершенствованного тюркского алфавита о строительстве тюркских тэнгрианских храмов. Вот почему не работают механизмы внедрения тюркской национальной идеи. Сегодня тюркские правительства под толерантностью понимают равноправие между пришлыми семитскими религиями и строительством их храмов. За последние 15 лет, начиная с перестройки Советского Союза, в тюркских республиках и вновь образовавшихся тюркских государствах шла массированная исламизация и христианизация. Построены десятки тысяч мечетей и церквей, духовные православные и исламские университеты, религиозные училища и т.п. Но несмотря на это, действительно, верующих мало. А основная масса населения только на словах считает себя верующими. Возникает вопрос: «Почему же столько средств было и тратиться, а результаты мизерные, хотя над проектом внедрения работают неглупые люди. Дело в том, что подавляющее большинство не знает арабского языка. Читать молитвы на арабском языке, не понимая смысла, повторять непонятные слова – это похоже на ситуацию с говорящими птичками-попугайчиками. Желание изучать арабский язык у большинства отсутствует, и быть в роли птички-попугайчика тоже не хотят.

Если оседлым тюркам внедряли ислам с помощью силового административного аппарата, то к степнякам-кочевникам такой подход был невозможен. Вспомним, как внедрялся ислам в степи. В степи бессмысленно строить мечети и загонять кочевников туда молиться: ищи в степи тюрка. К кочевникам подбирались другими методами. Под покровительством государства организовывались суфийские ордена. Первые суфийские ордена были чисто арабские. В последующем через сотни лет арабы находили себе замену из тюрков и ордена становились тюркскими. В местах, куда приезжали для обмена товара кочевники, строили постоялый двор и обитель, своего рода монастырь (ханака). Ханака были одновременно приютами для странствующих нищих дервишей. Основателем ханака был шейх. Он же становился во главе ордена «мудрый старец», духовный наставник суфийского братства. Ханака сыграли значительную роль в образовании суфийских братств. Росту и могуществу шейха способствовал установившийся обычаи – приношение милостыни верующими, которыми распоряжался шейх, так как в его власти было одарит, или лишить бедного милостыни. В результате появлялись толпы бедняков – суфиев-мюридов, дервишей, готовых исполнить любую волю шейха. Суфи означает «любовь» Дервиши ходили из аула в аул, из кочевья в кочевье, собирая милостыни, а заодно проповедуя ислам и восхваляя своего добродетеля шейха. Мюриды и дервиши не только собирали милостыни и пропагандировали ислам, но и были неплохими лазутчиками. Кто мог заподозрить в этих оборванцах и нищих разведчиков, которые доносили своим шейхам, что творится в кочевьях у тюрков. А шейх был связан с высокопоставленными лицами арабского государства. Дервиши возводили своего шейха в ранг святых, утверждая, что он ведет аскетическую жизнь и постоянно молится за кочевников. Кочевники, будучи добродушными и наивными, верили рассказам дервишей. А что им оставалось делать, ведь проверить правдивость рассказов дервишей они не могли. Конечно, ислам со своими обрядами – ежедневным чтением пятикратного намаза, посещением мечети, особенно по пятницам, ежегодным соблюдением уразы, совершением хотя бы один раз в жизни паломничество в Мекку, а также другими строгими предписаниями Корана и мусульманскими законами шариата – был крайне трудной религией для тюркского кочевого населения. Тем более для народа, у которого было свое тысячелетнее, очень простое для них традиционное мировоззрение, были обряды, которые не соответствовали исламу.

Шейхи понимали всю сложность принятия законов ислама кочевниками, жизнь которых имела собственный, складывавшийся веками уклад. Но на то их и нанимали, чтобы внедрить ислам. Поэтому они шли на якобы свои реформы в исламе. В книге мусульман – Коране – первые строки начинаются словами «Ля иллах иль Аллах, Мухаммедрасул иль Аллах» (Нет бога, кроме Аллаха, Мухаммед его посланник), которые подчеркнуто категоричны и являются принципиальными для всех мусульман на свете, оставаясь такими и сегодня. Шейхи предлагали употреблять наряду с именем “Алла” и слово “Тэнгре”. Вначале прочитать молитву на арабском языке, упоминая арабского бога Аллах, затем на тюркском прочитать молитву с упоминанием Тэнгри. Шейхи учили, если условия кочевой жизни не позволяют чтение пятикратного намаза, и каждый раз с непременным омовением, то этого делать не обязательно. Шейхи учили, если даже на первых порах трудно читать намаз или выговаривать непонятные арабские слова, это нестрашно, главное, чтобы душа и мысли были преданными “Аллаху” и предписаниями Пророка Мухаммеда. Постепенно с помощью проповедей шейхи внедрили кочевникам обряд обрезания мальчиков с 5–7 лет. Первые несколько сотен лет обрезание тюркам делали арабы, а в дальнейшем тюрки сами научились. Хотя о предписании обрезания ни в Коране, ни в Сунне не сказано. Нигде, не сказано, что Мухаммед совершил обряд обрезания и предписывает это остальным мусульманам. Миссионерство шейхов в этой жизни не заканчивалось. После смерти шейха дервиши ордена провозглашали его святым, а его могила становилась местом мусульманского паломничества. Таким образом, шейхи и после смерти продолжали служить исламу. Технологию внедрения ислама придумали не мусульмане. Они переняли её у христиан. По такой же технологии внедрялось христианство, только вместо шейхов были епископы.

Свой путь. За последние 5 лет высшие служащие духовной мусульманской общины Татарстана выступили с рядом заявлений в средствах массовой информации о ненужности возрождения традиционного тюркского мировоззрения «тэнгрианство». В своих заявлениях они обвиняли тэнгрианцев словами «кяфер», безбожники, язычники, многобожники и т.д. А один высокопоставленный духовный мусульманский служащий (бывший комсомольский лидер) договорился до того, что приписал традиционное тюркское мировоззрение тэнгрианство к секте ислама. Одна из главных причин, почему мусульманские чиновники не признают тюркское мировоззрение – тэнгрианство, это его невыгодность (файда юк). Некоторые татарские националисты предложили такой выход из создавшегося положения.

Теория ядра. Народ-нация – это своего рода система. Системы существуют и работают за счет силы притяжения. Самый важный элемент в системе – ядро. Ядром солнечной системы является солнце. С уменьшением силы притяжения солнца вся солнечная система начнет разрушаться. По законам биологии, если из клетки удалить ядро, то протоплазма умирает. Задача ядра – сохранять существование ДНК и свойства живой клетки. Путем экспериментов доказано, если в растительной клетке удалить ее зеленое ядро и вместо него вживить чужое красное ядро, то постепенно вся клетка приобретет красный цвет. Отсюда можно сделать вывод: с заменой ядра.

Духовная жизнь также может регулироваться закономерностями, которые наблюдаются в материальном мире. Например, духовное ядро нации состоит из 3-элементов: язык; национальный алфавит; великая национальная идея (идеология). Эти элементы нужны человеку для формирования крепкого национального самосознания.

Если выразить все это математически, то у тюрков сила гравитации духовности будет очень малой, всего 1/3, то есть из 3-х элементов они обладают лишь одним – языком. Своя тюркская идеология и рунический тюркский алфавит у них отсутствуют. У русских получается – 2/3. У них есть свой алфавит и язык, но их православие – это лишь переработка семитского наследия. Сила же духовной гравитации духовности у евреев и арабов нормальная – 3/3. У них все 3 элемента свои. Такие культуры можно называть цивилизациями.

Отсюда можно сказать, что иудеи являются корнем христианской цивилизации, а арабы – мусульманской. Усиление исламской цивилизации наибольшую пользу приносит арабам, а усиление христианского мира наиболее выгодно иудеям. И действительно, когда христианская цивилизация достигла своего могущества, евреи смогли создать свое государство Израиль и еще больше усилить свое влияние в мире.

Таким образом, христианские культуры, испытав на себе сильное влияние иудейского духовного ядра, а мусульманские культуры – арабского ядра, во многом утратили свои сущностные характеристики, то есть их духовные ядра частично утратили свою самостоятельность. Это приведет к тому, что с точки зрения менталитета в течение столетий христианские нации будут иудаизироваться, а мусульманские – арабизироваться.

Теорию ядра подхватили многие националисты, считая, что японская н ация – наш ориентир. Разгадка японского взлета, считают они, в том, что японцы никогда не сходили с пути предков, не изменяли себе, своим традициям и богам. Они сохранили языческую религию синтоизм (сородич нашей веры) и воинский дух самураев. Объединяющая японцев вера в общих предков и Дух самоотверженных воинов-защитников Отечества (ставящих выше частной выгоды и денег общее: Честь, Верность и Благородство) и стали двумя опорами их великого «я», цементом, объединивших их в одну команду.

Конечно, опыт японцев вдвойне поучителен для тюрков, потому что древние корни тюрков, монголов, японцев и корейцев общие, восходят к урало-алтайской языковой семье. Привнесенный извне иммигрантами буддизм как мировая (космополитическая) религия не давал им национальную идентичность (как и нам – ислам). В буддизме, исламе и христианстве нет этносов, речь идет лишь о душе вообще как частице Бога.

Тюркские националисты, да и многие простые обыватели, часто обращались к тюркским мусульманским священнослужителям с просьбой, читались молитвы на тюркском языке, чтобы они были понятны верующим. Но муллы говорят, что произносить суры следует исключительно на арабском языке, поскольку изначальный текст Корана был записан на мекканском диалекте арабского языка, и, следовательно, только этот язык достоин чести фиксировать священное слово. Хотя муллы и утверждают, что арабский язык имеет особое положение, но по моему мнению, все языки народов мира посланы Господом, значит, все они имеют особое положение. Раз Господь дал всем народам разные языки, значит, он желает, чтобы все народы обращались к нему с молитвами на своем языке. Если бы арабский язык имел особое положение, то Господь дал бы этот язык всему человечеству. Иногда очень интересно слушать некоторых писателей, поэтов, ученых, так называемых радетелей татарского языка. Они в своих выступлениях постоянно беспокоятся об исчезновении татарского языка и тут же в своем выступлении призывают читать молитвы на арабском языке, восхваляя особое положение арабского языка. Какая двойственность этих радетелей татарского языка! Но ведь можно подойти к этому вопросу так, раз нельзя читать суры на татарском языке, тогда можно к молитве о помиловании добавить такие слова на арабском языке «а также на татар и его великих духов предков». Тогда слова молитвы будут такие: «Я прошу прощения у Аллаха! Нет достопоклоняемого, кроме него, милостивого, милосердного, живого, присносущего, Который не умирает. И я обращаюсь к нему с покаянием. Аллах мой! Прости мне грехи (и да ниспошлет Аллах благословение на Мухаммеда и на все племя его, а также на татар и его великих духов предков!)». Как видите, здесь не будет противоречия Корану. Вся сура будет произноситься на арабском языке, благословения будет проситься арабам и татарам. Да поможет нам всем в этом Вечное Синее Небо Тэнгри и Всевышний Аллах! Тем самым татарские мусульмане будут просить благословения не только арабам, но и татарам. Таким образом, Устав жизни тюрков-мусульман будет состоять из Корана, взятого без изменений, всяких дополнений, искажений, в чистом виде; из пожеланий Великим духам – предкам тюрков. Пожелания читаются в молитве наряду с сурами Корана. Наши Великие предки достойны своего упоминания. И это будет справедливо. Но это предложение только мусульманам тюркам, да и то только тем, кто действительно хочет в своих молитвах упомянуть своих предков. К арабам такое предложение не относится. Та часть татар, которая не отвергает татарский язык и согласна читать молитвы на татарском языке, будет читать на татарском языке татарские молитвы, а та, которой милее читать арабские молитвы, может читать на арабском, с добавлением благословения и татарам. Тогда основная масса татар или тюрков будет придерживаться своей национальной идеи и возрождать тюркскую цивилизацию, духовным ядром которой будет тюркское мировоззрение. Тюрки-мусульмане хоть и будут в обозе, но все же будут помогать тюркской цивилизации. А тэнгрианцы будут в авангарде, так им нет маневра, только вперед. И поэтому полная ответственность за национальную идею лежит на тэнгрианцах – последователях тюркского традиционного мировоззрения.

Прошло 17 лет с развалом Советского Союза и образования новых тюркских государств. Для истории это очень маленький промежуток времени, но с учетом как стремительно меняется мир в XXI веке это много. За семнадцать лет после развала Советского Союза правительствами тюркских государств и республик не выработана национальная идеология и стратегия, поэтому сегодняшняя политика пагубна для тюркских народов, она ведет их к уничтожению или недовольству народа такими правителями.

Вспоминается один рассказ. Эти события произошли в далекие времена, и сегодня трудно сказать было, ли это правдой или это просто вымысел. Жил один шах. Он был умным, мудрым, храбрым человеком. Страна, которой он правил, была большая. К управлению страной шах привлекал много умных людей. У него был совет мудрецов, возглавляемый визирем. Важные для страны решения, принимались советом влиятельных родовых старейшин и прославленными полководцами. Налоги в государстве были умеренные. Законы были справедливыми. Крестьянам выгодно было работать на земле, так как они получали прибыли. Своей жизнью они были довольны. Имели много детей. Чиновники не притесняли их. Ремесленники в городах расширяли свое производство: есть прибыль, есть настроение работать. Купцы торговали не только внутри страны, но и ездили за товарами в далекие страны. Они видели, что к их стране относятся с уважением, так как государство имеет сильную армию. Воины вовремя получали зарплату. Никто из соседних государств не помышлял напасть на страну. Шах чувствовал большое удовлетворение от правления страной. Он гордился своим народом. Единственное, что его омрачало, его сын. Сын не был похож на отца. Сколько отец его не привлекал к обучению управления государством, он к этому относился с простодушием. Ему больше нравились шумные веселые компании, охота и т.д. Шах старел, смотря а жизнь сына, его тревога за государство нарастала. Но Бог не дал ему больше сына, преемник оставался один. Все люди умирают, умер и шах. На престол взошел его сын.

При новом шахе жизнь в стране стала резко меняться. Молодому шаху не нравился визирь отца с его нудными советами по управлению государством. Были разогнаны мудрецы за то, что они осмелились предлагать решения, которые ему были не по душе. Молодой шах считал, что богатства свалились ему от Бога, значит, он помазанник Бога и только ему решать, что делать, а что нет. Собрания родовых старейшин и воинов собирались, только для того, чтобы услышать волю шаха. Новый визирь не был похож на визиря отца. Он быстро улавливал желания молодого шаха. Визирь начал свою службу со строительства новых дворцов. В этих дворцах шах устраивал пиршества. Молодыми наложницами заполнялся гарем шаха. Шах с пышной свитой проводил много времени на охоте. На все развлечения шаха требовались огромные деньги. В стране стали увеличивать сборы налога с крестьян и ремесленников. Началось изменение законов. В ходу стал лозунг «Пусть погибнет даже мир, но восторжествует закон». Справедливые законы заменялись в угоду правящих чиновников. Старые честные чиновники изгонялись. Нужны были нахрапистые, которые выбивали налоги с крестьян и ремесленников. Жизнь крестьян стала невыносимой. Крестьяне бросали земли, появились бродяги. Ремесла стали сокращаться. Но для роскошной жизни шаха, а сейчас и чиновников нужны были огромные деньги, поэтому налоги с каждым разом повышались. Новые чиновники подражали шаху. Строили свои дворцы, пополняли свои гаремы наложницами, проводили дни в пышных пиршествах. На этих пиршествах и восхвалялся шах. Визирь показывал шаху кладовые, где на черный день откладывались деньги и драгоценности. Он заявлял шаху, что эти богатства спасут страну от всяких неожиданных чрезвычайных ситуаций. Высшие чиновники говорили шаху, что государство процветает, строятся дворцы, бассейны, народ обожает шаха и готов отдать за него жизнь. Опьяненный от таких речей и увиденного богатства, шах верил в правильность своего правления страной. В доказательство своих слов, чиновники собрали толпу людей, которые могли восклицать, хорошо приветствовать, хлопать в ладоши. Как только шах желал встретиться со своим народом, заранее подготовленная толпа окружала его и громкими выкриками благодарила за мудрое правление. Истинных крестьян и ремесленников с их просьбами не допускали до шаха. Шах оставался доволен встречей с народом. Но в народе нарастало недовольство. Толпы бедняков в городах требовали улучшения жизни, завязывались потасовки с солдатами. Когда до шаха доходили слухи о каких-то беспорядках в городах, чиновники докладывали ему, иол народ так выражает любовь к нему. Обстановка в стране ухудшалась, бедность, безысходность толкали людей на решительные действия. Бедняки стали вооружаться, грабить богатых. Началась гражданская война. Столкновения бедных и солдат стали обычными и в столице. Но шахское окружение убеждало шаха, что народ любит его, а есть только незначительная часть населения, постоянные возмутители спокойствия, их солдаты быстро усмирят. Шах искренне удивлялся, сколько делается для улучшения жизни народа, а они все неблагодарные… Но однажды повстанцы прорвались во дворец. Шах, увидев ярость народа и с какой злобой они убивали чиновников и его окружение, воскликнул: «Какой неблагодарный народ, сколько было сделано для них, а они вот чем платят. Я проклинаю такой народ!» Конечно, он был убит. Шах умер, так и не поняв причины гнева народа. Волнения в стране не прекращались. Правительства не было. Шли бесконечные обсуждения, кого и как выбрать на шахский престол. Соседние государи воспользовались такой ситуацией и напали. Было много убитых и увезенных в рабство, государство перестало существовать.

Эта история очень поучительна. В истории государства имеет огромную важность система отбора главы государства, правительства, чиновничьего аппарата, их управление и контроль над правящей властью. Взять, к примеру, СССР. До 1960 года чиновников за преступление при исполнении должностных обязанностей сурово наказывали, вплоть до смертной казни. Но в 1960 году в высших эшелонах власти был заключен негласный договор: партийная элита прекращает убивать друг друга. С этого периода быть партноменклатурой стало означать не только саму власть и славу, но и очень высокий, по тогдашним меркам, уровень жизни, к тому же с его пожизненной гарантией. Причем без всякой ответственности. Пересаживали чиновника с одного кресла в другое не только за то, что не справлялся со своими служебными обязанностями, но и за уголовные преступления. И вот во власть рванули новые люди – не какие-то там чудовища, а просто те, кому было нужно совсем иное. Отбор во власть стал не по категориям нравственности, а по личной преданности и признакам вульгарного лакейства перед руководством. Власть для них стала не инструментом господства, а способом обогащения, средством к утоления честолюбия, гордыни. Такие люди даже если не о личном будут думать (хотя это главное у них), а о пользе страны, но ее они всегда будут видеть совсем не в том. Когда таких людей в государственном аппарате стало преобладать, Советскому Союзу был подписан смертный приговор.

После распада Советского Союза, управлять вновь образовавшими независимыми тюркскими государствами, остались прежние руководители. Спрятав партийные билеты, в одночасье превративших их в самых богатых людей, они стали называть себя демократами. Остался почти без изменения и чиновничий аппарат. Таким образом, вся правящая элита бывшего Советского Союза осталась без изменения во вновь образовавшихся государствах. Отбор во власть остался. Опасность для России и вновь образовавшихся тюркских государств исходит от коррупции, которая буквально разъедает государство. Фактически наличествует параллельная экономика. А это означает слабость государственных институтов. Отметим, что резко упал уровень науки в республиках бывшего СССР не только в естественнонаучных областях, но и в управлении, экономике, в некоторых гуманитарных науках. Приветствуются и спонсируются такие структуры, которые призваны обосновать принятые властью модели. Многие ученые и институты по заказу верхов обоснуют все, что угодно. Ученые сегодня нужны только для того, чтобы на конференциях одобряли решения правительства и обсуждали языковые и прочие вторичные проблемы. На конференциях читали доклады, ничему не обязывающие. Конечно, понятно, это связано с тем, что за самовольное мышление они могут быть уволены с работы, а такой перспективы никто не желает. Вот этот страх, эта внутренняя самоцензура не дают ученому выразить свое мнение, а уж тем более отстаивать свою точку зрения. Вот и приходится писать и говорить то, что заказывает правительство. Поэтому единственное, что тюркские ученые могут сегодня – это посмеиваться с видом превосходства. Вот почему в условиях, когда возрастает ответственность ученых и интеллигенции, формирующей общественное сознание, все более заметны ее идейная слабость и безволие. Отсутствие протеста против навязанных тюркам законов и правил жизни западных стран показало банкротство интеллигенции. Как говорится круг замкнулся. Построенная система работает по-византийски. Что произошло с Византией? Византия в последние века своего существования своим рабским судопроизводством, несправедливыми законами, а также отвратительной двойственной, лживой торгашеской политикой византийской верхушки по отношению к соседним государствам так осточертела всем, что ни византийский народ, ни соседние страны не желали такого государства. Вот почему византийский народ пассивно защищал свою Родину, а турки легко ее завоевали.

Сегодня такая система работает в России и во всех вновь образовавшихся тюркских государствах. Ускоренными темпами идет загнивание политического класса, а вместе с ним и тюркских стран, когда класс удерживает власть, причем достаточно эффективно при этом не решает общественные проблемы, не отвечает на исторические вызовы. Это классическая формула загнивания. Так загнивала советская номенклатура, так начинает загнивать новая тюркская номенклатура.

Людям, которые находятся во власти, можно предъявить огромное количество претензий. Не хватает носителей новых идей, их реализаторов, настоящих тружеников на госслужбе. Между национальной элитой и народом образовалась пропасть. Конечно, такая система работает не на тюркское государство, а на его уничтожение. Главная проблема – это отсутствие кадров, способных решать задачи, которые ставит сегодняшний день. Какой выход? Выход – нужны реформы, которые заменили бы старую систему правления и отбора кадров во власть и сопутствовали приходу новой элиты с националистическими взглядами, радеющими за свою нацию и Родину. Надо предоставлять эфирное время государственного телевидения не одним только примелькавшимся, одиозным и отнюдь не обогащенным подлинными знаниями людям, но и тем, кто действительно участвует в трудном процессе обновления тюркского мира. Нужно, чтобы тюркская элита взяла на вооружение национальную идею – идею, объединяющую все слои населения, работающую на будущность тюркской нации. Основными проблемами нынешней власти в тюркских государствах является полное отсутствие стратегии. Стратегия – это его захват будущего и использование в своих целях. Практика показывает, что в конкуренции за блага жизни побеждает тот, кто захватывает будущее, а не тот, кто удерживает контроль над пространством. Политическая элита должна создать такую обстановку, чтобы люди сопереживали тому, что делает их страна. Военная политика, внешняя политика, защита национальных интересов – дело не какого-то чиновника, а дело всех. Не должно быть разрыва между властью и гражданским обществом. Надо сделать так, чтобы тюркская нация не оставалась безучастной к делу защиты своих высших интересов.

Рафаэль Безертинов. 29. 03. 2008 года. Казань.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: