Лебедки и другие приспособления для работ с тросом

Комплект тросового снаряжения (рис. 2.32) включает следую) щие элементы.

Трос длиной 200 м, который наматывается на стандартную катушку (а). Для его переноса предназначен стандартный каркас на две катушки (б). Для торможения и временного закрепления троса служат блоктормоза (г). Вытягивание троса осуществляет) ся зажимами)лягушками (е), схватывающими его при приложе) нии усилия в определенном направлении. Наращивание тросов производится с помощью соединительных звеньев (ж), в которые вставляются концы тросов, снабженные коушами.

Кроме перечисленных основных деталей в комплект тросово) го снаряжения входят вертлюг (з), ролики и усиленные карабины (д), ручки для вращения катушек (в); зарубежные комплекты включают также большие направляющие ролики для уменьшения трения троса на перегибах (л). Для закрепления троса на моно) литных отвесах полезно иметь в комплекте шлямбур с набором шлямбурных крючьев.


spravochnik_spas_12.qxp 02.08.2006 13:


Page 55




Ж


Рис. 2.32. Тросовое спасательное снаряжение

При необходимости подъема пострадавшего это осуществля) ют на тросе с помощью лебедки (рис. 2.33).

Большинство применяемых лебедок действуют по принципу кабестана (с барабаном на вертикальном валу).

Массы их различаются незначительно; австрийская лебедка с планетарной передачей и ее отечественной прототип - 9 кг, лебедка ФРГ - 15 кг, швейцарская - 12 кг. В швейцарской лебед) ке в отличие от первых двух моделей имеется тормозное устрой) ство барабанного типа.

Сведения об усилиях трения и предельных нагрузках, выдер) живаемых разными лебедками. При вытаскивании груза массой 160 кг через выступающий кант с помощью троса длиной 8 м (угол перегиба 90°) получены следующие величины усилий на тросе:

1) при наличии ролика на перегибе - 125 кг;

2) через скальный гребешок с радиусом закругления 2 см - 370 кг;

3) через еловую чурку - 225 кг.

При нагрузке 1000 кг два человека уже не могут прокручивать ручку немецкой лебедки. В швейцарской модели при нагрузке 900 кг деформируется рама, поэтому новые лебедки выпускают) ся с усиленной рамой.

Таким образом, нагрузку 700-800 кг можно считать предель) ной для лебедки любого типа.


spravochnik_spas_12.qxp 02.08.2006 13:


Page 56


Рис. 2.33. Лебедка:

a - станок; б - барабан; в - ручка; г - штифты для фиксации троса; д - храповик

При установке троса в лебедку нужно сделать несколько витков вокруг барабана (из расчета два витка на нагрузку около 80 кг), конец троса фиксируется на катушке после барабана. Можно начинать подъем. Для подъема используется рукоятки лебедки. При этом очень важна роль спасателя, работающего на катушке: трос между барабаном лебедки и катушкой не должен иметь сла) бины. Это, во)первых, гарантирует обеспечение необходимого для подъема трения на барабане, во)вторых, предотвращает образование барашков на тросе.

Спуск производится аналогично. Для спуска можно также зафик) сировать барабан и использовать его как обычный блок)тормоз.

В системе спасательных служб альпийских стран применяют другие типы лебедок. Одной из них является лебедка «Альпин» Швейцарской спасательной службы. Основное отличие от преды) дущей конструкции - отсутствие планетарной передачи (и, следо) вательно, упрощение изготовления). Вместо нее для обеспечения выигрыша в силе используется рычаг с собачкой и вторым храпо) вым колесом, расположенным по периметру барабана. Приемы работы с этой лебедкой остаются почти такими же.


Рис. 2.34. Устройство для работы с тросом: а - лягушка; б - бугепь

Для троса используются специальные зажимы шарнирно) кулачковой конструкции (рис. 2.34а).


spravochnik_spas_12.qxp 02.08.2006 13:


Page 57


Внешний вид одной из модификаций этой конструкции дал зажиму принятое в обиходе название «лягушка». Изготавливают) ся эти зажимы из стали и рассчитаны на такую же нагрузку, что и сам трос (не менее).

Для передачи тяговых деталей на трос используются также бугель (рис. 2.34б), свой на каждый диаметр троса.

Зажимы для соединения тросов (рис. 2.35а) представляют собой фигурную металлическую колодку с двумя отверстиями, в которые вставляется скоба. На концы скобы навинчиваются гайки, благодаря чему происходит сжатие двух тросов, пропущен) ных через эту скобу. На колодке должен быть вычеканен размер зажима. Нужно следить, чтобы размер соответствовал диаметру троса. Дпя целей, например, промышленного альпинизма, как правило, достаточно двух размеров (табл. 2.9).

Таблица 2.9 Требования к зажимам для соединения тросов

Размер зажима Диаметр каната Высота колодки Длина колодки Ширина колодки
  5-7      
  7-10      



Ь)


Рис. 2.35. Приспособления, облегчающие работу с тросом

Такелажные скобы (рис. 2.35б) в некоторых случаях могут быть использованы вместо карабинов при работе с тросом.

Нужно только учитывать допустимую нагрузку для такелажных скоб. Для ориентировки приведем некоторые параметры таке) лажных скоб (табл. 2.10).


spravochnik_spas_12.qxp 02.08.2006 13:


Page 58


Таблица 2.10 Основные параметры такелажных скоб

Допустимая нагрузка, кгс Высота, мм Ширина, мм Толщина, мм
       
       
       

Талрепы (рис. 2.35в) применяются для натяжения тросов, в част) ности, перильных страховочных тросов или тросов для подвески при работах под площадками. Для этого допускается применять талре) пы, выдерживающие нагрузку не менее 1200 кгс (имеют наиболь) шую длину при исполнении не менее 524 мм и ход 168 мм).

Соединительные звенья (на рис. 2.35 не показаны) входят в состав альпинистского спасательного тросового снаряжения и пред) назначены для сращивания тросов соответствующего диаметра. Их прочность соответствует прочности сращиваемых тросов, а разме) ры рассчитаны еще и так, чтобы звенья проходили через блоки, вхо) дящие в комплект.

Коуши (рис. 2.35г) - это небольшие стальные оцинкованные дета) ли, позволяющие избежать чрезмерных перегибов троса в местах присоединения. Впрочем, та же фирма «Кендлер», например, выпу) скает пластиковые коуши для веревки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: